Первый Форум саратовских СМИ

2036

9 сентября 2013, 16:28

До сих пор звонят коллеги и друзья, спрашивают о подробностях Форума, жалеют, что не сумели поехать. Такой большой и доброжелательной прессы не припомню, чтобы была после какого-то медийного события. И уж точно – не было со знаком плюс. Что же было главным?

Известно, что Форум прошел на территории горнолыжного курорта "Хвалынь" в Хвалынске по теме: "Права журналиста и права читателя, пути развития гражданской журналистики". В нем приняли участие около 70 руководителей областных и районных СМИ, ведущие журналисты, московские эксперты в сфере информационной политики, представители Общественной палаты.

Чтобы понять цели Форума – процитирую выступление на открытии Форума министра информации и печати Натальи Линдигрин:

"Это первый Форум СМИ в Саратовской области, который проходит с участием региональных, муниципальных СМИ, привлеченных экспертов. Основная его цель – создание и продвижение в СМИ положительного имиджа региона. Без учета мнения журналистского сообщества в этом вопросе обойтись невозможно. Рада, что оно откликнулось на данное предложение. Надеюсь, что работа Форума будет результативной".

Алла Лосина, заместитель председателя по культуре, общественным отношениям и информационной политике Саратовской областной Думы, пожелала участникам Форума вдохновения в работе:

"У всех у нас есть право любить Саратовскую область, достойно работать на ее благо, и все мы нацелены на то, чтобы в области жили лучше. Вряд ли кто станет возражать против того, чтобы имидж региона улучшался. Желаю хорошо поработать, найти идеи по продвижению нашего региона".

Это было первое массовое мероприятие, организованное вновь назначенным министром Натальей Линдигрин. О нем говорили на встрече с главными редакторами области, но никто не ожидал последовательности действий. Судя по атмосфере и откликам его участников, Форум состоялся как эффективная переговорная площадка.

Если центральной была тема продвижения имиджа региона, то и выбор места проведения Форума – это попадание "в яблочко". Хвалынск – место, уникальное по природным, культурным, историческим условиям. Журналисты убедились в этом, побывав в Крестовоздвиженском храме, Хвалынском краеведческом музее им. А.Н. Радищева. Там познакомились с историей "саратовской Швейцарии" и "яблочной столицы" дореволюционной России. Национальный парк "Хвалынский" - единственная территория с таким статусом в Саратовской области. Мы совершили экскурсию по двухкилометровой экологической тропе по склонам меловых гор с великолепным видом на лес и Волгу, с площадками для осмотра окрестностей, сделали сотни фотографий, познакомились с обитателями единственного в области Зоопарка.

Уже в первый день в неформальном общении началось обсуждение профессиональных вопросов: перспектив развития регионального медиа-рынка, особенностей взаимодействия СМИ с представителями власти, проведение подобных мероприятий в регионе в дальнейшем.

Второй день Форума СМИ Саратовской области начался с обсуждения особенностей формирования положительного имиджа региона. Этому была посвящена дискуссионная площадка, модератором которой выступила директор по развитию консалтинговой компании "Конкретика" (г. Москва), эксперт в области разработки и продвижения брендов территорий Вера Блашенкова. Участники Форума разделились на рабочие группы и составляли конкретные проекты для продвижения брендов области для разных целевых аудиторий - туристов, инвесторов, жителей, федеральных СМИ и федеральных органов власти. Прозвучало много предложений.

Журналисты были на высоте, выдав для обсуждения множество проектов, как например, развивать торговлю в пограничных районах с Казахстаном, как реанимировать ВПК, развивать инфраструктуру экотуризма для транзитных туристов, привлечь проезжающих через область возможностью остановиться на день-два ради рыбалки, отдыха на Волге, в меловых горах, в лесу. Конечно, нужны гостиницы, экологически чистые продукты питания, гостеприимство и комфорт. Говорили о разработке маршрутов сельского туризма, например, на маршрут Селезневские пруды в Екатериновском районе.

И в этом же блоке говорили о трудностях взаимопонимания с представителями власти. Во время подготовки к форуму компания "Конкретика" сделала опрос, в котором журналисты и представители власти могли высказать друг другу претензии. Что же мешает более эффективно продвигать имидж Саратовской области в СМИ? Чиновники недовольны тем, что журналисты нередко допускают искажение информации, выдергивая из контекста не самые важные факты, не приводят другое мнение, нередко дают непроверенную информацию, сопровождая её громким заголовком, часто с негативной окраской. По их мнению, внимание журналистов трудно "завлечь" положительным информационным поводом. Чиновники сетуют, что мало журналистов специализируются в той или иной теме, отсюда, считают они, почти отсутствует серьезная аналитика.

Журналисты, в свою очередь, составили свой список претензий. Главная – нет оперативности в предоставлении необходимой информации, трудно получить личный комментарий ответственного чиновника или они неконкретны и расплывчаты, по принципу "отписки". Их не устраивает необходимость ожидать ответы на свои письменные запросы до 10 дней, в то время как события требуют немедленной реакции, например, как было в Пугачеве. Журналисты часто после критических материалов получают отказ в дальнейших контактах и, возможно, по той же мотивации редко получают ответы на свои публикации.

Когда на Форуме прозвучали результаты опросов, разгорелась дискуссия, впрочем не яростная, а довольно взвешенная. Звучали конкретные предложения, например, предлагалось провести семинар с чиновниками, чтобы научить их правилам общения с журналистами. Есть и проверенные форматы таких тренингов, типа "журналист меняет профессию", "министр становится журналистом". Можно разыграть целый учебный сценарий, когда журналист и чиновник меняются ролями и каждому предстоит принимать управленческие решения или вовремя сдать заметку в газету, верстка которой заканчивается через час. Я участвовала в таких семинарах и сама проводила тренинги в разных аудиториях. Дело очень полезное. Я убеждалась не раз в эффективности такой учебы. Чиновники, друзья мои, потому порой недоступны для журналистов, что они не привыкли впрямую общаться с нами. Боятся "ляпнуть" не то, вызвать недовольство своих начальников. Боятся, порой, как те разведчики, выдать "военную тайну".

Журналисты также, как и чиновники, в принципе-то боятся потерять лицо. А ну как сядешь в кресло министра и тебе придется принять какое-нибудь судьбоносное решение? Да чтоб законы не нарушить, да в бюджет уложиться, да не выйти за рамки полномочий? Да ещё от соблазна уберечься, да не возжелать государева?

Такой семинар, конечно, нужен, и не один. Тренинг стоит провести. Между журналистами и чиновниками должны быть деловые отношения. Всегда лучше знать и понять, чем хронически не доверять.

На Форуме "круглый" стол на тему "Обратная связь с аудиторией как ключевой фактор стратегии развития местной прессы России" провел секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала "Журналистика и медиарынок" Владимир Касютин. Никого не смутила "академичность" поставленного вопроса. Здесь каждое слово работает на идею: без связи с аудиторией местной прессе не выжить. Владимир Касютин участвует в Саратове в третий раз в качестве эксперта и коллеги с колоссальным опытом работы с региональными СМИ. Он выделяет нашу региональную журналистику. Считает, что мы сильны темами расследования и защиты прав. Ведущий построил работу в формате "вопрос-ответ". Ответы были афористичными и емкими, вызывали желание обсудить. Дискуссия затронула широкий круг профессиональных тем: перспективы печатных СМИ, качество законодательных инициатив в сфере СМИ, проблема кадров, формирование редакционной политики в интересах гражданского общества.

Владимир Касютин уверен, что сила региональной журналистики - в ее непосредственном общении с людьми: "Мы живем в реальном, а не виртуальном пространстве". И это залог развития местных и региональных печатных изданий. Экономическая устойчивость местных СМИ зависит от читателей, их активности. Поэтому в центре внимания редакции должны быть вопросы обратной связи: сколько человек (имен) в номере? Сколько частных объявлений? Есть ли опрос? Чем живет соседняя деревня? Кто женится? В чем была невеста? Что с погодой? Каков урожай?

Когда слушаешь Касютина, хочется сразу применить его идеи, настолько они рациональны и понятны. Кажется, ему же принадлежит выражение "подогнать новости по фигуре". То есть, просто и гениально: для кого и зачем пишем? И если "очертания фигуры" нам не ясны, то и стараться без толку.

Полезно, интересно и демократично! Вот что можно сказать о работе этих двух площадок. Формат тренинга, использование режима ответов на вопросы дали возможность запустить механизмы коллективного творчества. Мы сосредоточились на главном: как быть интересными нашей аудитории? Единственное, что огорчает, - времени мало! Но и в этом есть свое достоинство: если хочется продолжить общение, значит, цели Форума достигнуты, и он продолжится.

Все ждали встречи с губернатором и не были разочарованы содержанием дискуссии. Все было по делу, интересно, с уважением к иному мнению, которое проявили обе стороны. Журналисты по очереди презентовали свои проекты о продвижении имиджа региона, а губернатор высказывал свою точку зрения. При этом он не был категоричным в своих суждениях, и по сути, продемонстрировал нам хорошее знание дел на местах. Валерий Васильевич уверен, что создание имиджа региона – долгий, целенаправленный процесс с участием общественности, населения, экспертных групп и профессиональных сообществ, заинтересованных в позитивных переменах. И просил журналистов поддерживать инициативных людей, коллективы, благодаря которым создается хорошая репутация региона.

По мнению Радаева, каждый житель должен иметь представление о конкурентных преимуществах области на уровне России. В копилку идет всё: победа сборной команды КВН, медали наших спортсменов, достижения ученых. Это штрихи, вкупе дающие полную картину жизни региона. Цитата: "Это и рекордный урожай зерновых, сделавшего нас лидерами Приволжского федерального округа, это и шесть тысяч мест в детских садах, которые мы открываем в этом году. Цифра для области - беспрецедентная. Мы идем на такой шаг, несмотря на дефицит бюджета, потому что понимаем проблемы молодых семей. При этом ни на день не задержали заработную плату работникам бюджетной сферы".

На Форуме, замечу, первом, получился хороший разговор о профессии, о миссии, о родной губернии, о друзьях-товарищах. Все хотят продолжения дискуссии. Сохранить бы этот настрой – тратить свою творческую энергию и добрый настрой ради любви к родной саратовской земле, уважения к окружающим и самоуважения.

Кстати, понятие "журналистское сообщество" становится часто употребляемым, не только в СМИ. А это хороший знак: значит, оно состоялось? По определению ученых, профессиональное сообщество объединяет людей с общими интересами, с барьерами на входе и санкциями на выходе (при непрофессиональном поведении). Так вот по классификации аналитиков, мы принадлежим к группе "активность профессионалов" (в отличие от групп "Элиты и индивидуалисты" и "Сплоченное бездействие"). Тьфу-тьфу, как бы не сглазить, на Форуме, на мой взгляд, проявились лучшие черты сообщества. Рано предрекают, что великой российской журналистике пришел крах и что мы проиграли благосфере. Нам есть куда двигаться, чтобы соответствовать ожиданиям и быть необходимыми обществу.

Рейтинг: 2.62 1 2 3 4 5
Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день