О народовластии в Саратовской области

3203

7 мая 2014, 12:41

В минувшие выходные, в ходе беседы у меня с адвокатом Евгением Пятайкиным возникла дискусcия, в ходе которой мы решили написать законопроект наделяющий население Саратовской области правом законодательной инициативой.

Так соответствии со статьей 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В Саратовской области остается практически без внимания такая форма народовластия как правотворческая инициатива населения области. Даже в статье 68 Устава Саратовской области не предусмотрено право законодательный инципативы для жителей Саратовской области.

Опыт наделения правом законодательной инициативы уже существует, так правом правотворчества наделены жители: Архангельской области, Томской и т.д..

Предлагаю оценить, высказать предложения и замечания к подготовленному нами законопроекту.

 

Проект

ЗАКОН

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«О порядке осуществления законодательной инициативы гражданами Российской Федерации, проживающими на территории

Саратовской области»

 

 

 

Настоящий Закон в  соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Уставом (Основным законом) Саратовской области, законом Саратовской области «Об общественной палате» устанавливает порядок реализации права законодательной инициативы граждан Российской Федерации, проживающих на территории Саратовской области и обладающих в соответствии с федеральными законами активным избирательным правом  в Саратовской областной Думе.

 

Глава 1. Общие положения.

Статья 1. Законодательная инициатива граждан.

  1. Законодательная инициатива граждан в областной Думе (далее – гражданская законодательная инициатива) является формой непосредственной демократии и способом влияния жителей области на решения, принимаемые Саратовской областной Думой.
  2. В порядке законодательной инициативы вносятся:
  1. проекты законов области, в том числе проекты законов области о внесении изменений в законы области, либо о признании законов области утратившими силу (далее - законопроект);
  2. поправки к находящимся на рассмотрении областной Думы законопроектам (далее - поправки).

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе.

Законодательная инициатива граждан — это форма непосредственной демократии и способ влияния жителей области на решения, принимаемые законодательным органом субъекта Российской Федерации. В настоящем Законе термины «гражданская законодательная инициатива», «правотворческая инициатива»  и "законодательная инициатива" используются в одном значении:

Жители Саратовской области - граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в Саратовской области независимо от сроков проживания, места рождения, национальности и обладающие избирательным правом (далее – субъекты гражданской законотворческой инициативы).

 

Статья 3.  Право граждан на осуществление законодательной инициативы.

 

1. Право на реализацию законодательной инициативы принадлежит жителям Саратовской области.

  1. Участие гражданина в реализации гражданской законодательной инициативы является свободным, добровольным, равным и непосредственным.
  2. Участие гражданина в реализации гражданской законодательной инициативы подтверждается его подписью на подписном листе с указанием сведений в соответствии с требованиями настоящего Закона.
  3. Гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеет права участвовать в реализации законодательной инициативы.
  4. Субъекты гражданской законодательной инициативы имеют право:
    1. организовывать и проводить собрания, митинги и иные мероприятия по выдвижению законодательной  инициативы;
    2. создавать инициативные группы по сбору подписей в поддержку законодательной инициативы;
    3. любым законным путем вести агитацию за принятие законов или иных нормативных правовых актов Саратовской области.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.

1. Органы и должностные лица государственной власти и местного самоуправления Саратовской области обязаны оказывать содействие субъектам гражданской правотворческой инициативы в ее осуществлении.

2. Оформленная в соответствии с настоящим Законом законодательная инициатива подлежит обязательному рассмотрению областной Думой Саратовской области в сроки, установленные Регламентом Думы  для рассмотрения законов и иных нормативных правовых актов Саратовской области.

 

Статья 5. Круг вопросов, выносимых на рассмотрение в порядке гражданской законодательной инициативы на уровне субъекта РФ.

  1.  Жители Саратовской области осуществляют гражданскую законодательную инициативу путем внесения в Общественную палату Саратовской области заявления с предложением о принятии, изменении или отмене закона Саратовской области и соответствующего проекта закона Саратовской области.
  2. Вносимый в порядке гражданской законодательной инициативы проект закона Саратовской области может содержать только вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и Саратовской области или  в ведении Саратовской области, и не должен быть направлен на ограничение или отмену общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.
         3. Проект Закона Саратовской области, вносимый в порядке реализации права гражданской законодательной инициативы, не должен содержать вопросы, указанные в части 5 статьи 3 Закона Саратовской области от 12 декабря 2005 года N 121-ЗСО "О референдумах в Саратовской области":
  1.  о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Саратовской области, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти Саратовской области, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
  2. о персональном составе органов государственной власти Саратовской области, органов местного самоуправления;
  3. об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
  4. о принятии или изменении бюджета Саратовской области, бюджетов муниципальных образований и государственных внебюджетных фондов, изменении финансовых обязательств города, административного округа, района;
  5. о территориальном делении Саратовской области;
  6. о введении, изменении и отмене налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;
  7. о полномочиях органов государственной власти Саратовской области и органов местного самоуправления;
  8. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

 

Глава 2. Порядок осуществления гражданской инициативы.

 

Статья 6. Организационное собрание по выдвижению гражданской законотворческой инициативы.

  1. Решение о проведении организационного собрания по поводу выдвижения гражданской правотворческой инициативы производится ее субъектами лично либо на собраниях, митингах и иных мероприятиях и оформляется как в виде  протокола собрания, так и в виде иначе оформленных предложений.
  2. Для проведения организационного собрания необходимо направить за 7 дней до дня его проведения уведомление в Общественную палату Саратовской области.
  3. Общественная палата Саратовской области делегирует члена Общественной палаты Саратовской области для участия в организационном собрании с целью оказания правовой помощи субъектам гражданской правотворческой инициативы, контроля за соблюдением порядка принятия решения.
  4. Организационное собрание правомочно, если в нем принимают участие не менее 50 граждан:
  1. выбрать председателя инициативной группы;
  2. образовывать инициативную группу;
  3. выдвигать законодательную инициативу населения Саратовской области. 
    1. Решения собрания о выдвижении законодательной инициативы населения Саратовской области и образовании инициативной группы оформляются протоколом, в котором отражаются дата и место проведения собрания, количество присутствующих, их фамилии, имена, отчества, состав избранных членов инициативной группы. Протокол подписывается председателем, секретарем собрания и членом Общественной палаты Саратовской области, делегированным на организационное собрание.
    2. Копия протокола о выдвижении законодательной инициативы населения Саратовской области, проект закона Саратовской области, пояснительная записка к данному законопроекту, финансово-экономическое обоснование и перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с принятием законопроекта направляются в Общественную палату Саратовской области.

 

Статья 7. Выдвижение гражданской правотворческой инициативы.

 

Общественная палата Саратовской области в течение 7 дней с момента поступления документов  публикует их на официальном сайте Общественной палаты Саратовской области.

Статья 8. Инициативные группы по сбору подписей.

  1. После опубликования гражданской правотворческой инициативы ее субъекты образуют инициативную группу по сбору подписей в количестве не менее десяти человек.
  2. Инициативная группа по сбору подписей должна быть зарегистрирована в Общественной палате Саратовской области.
  3. Регистрация производится в заявительном порядке, при этом субъектом гражданской правотворческой инициативы представляются следующие документы и сведения:
  1. заявление субъекта гражданской правотворческой инициативы;
  2. протокол заседания по образованию инициативной группы по сбору подписей, подписанный всеми ее членами;
  3. сведения о членах инициативной группы по сбору подписей, включая фамилию, имя, отчество, место жительства и адрес, дату рождения;
  4. адрес местонахождения инициативной группы по сбору подписей.

При невыполнении указанных требований инициативные группы регистрации не подлежат.

Статья 9. Сбор подписей.

1. Сбор подписей в поддержку гражданской правотворческой инициативы производится только зарегистрированными инициативными группами по сбору подписей по подписным листам  установленной формы.

2.  Инициативная группа по сбору подписей вправе осуществлять сбор подписей любым законным способом на всей территории Саратовской области.

3. При сборе подписей действительными признаются только подписи граждан, обладающих избирательным правом и постоянно проживающих в Саратовской  области.

4.  При сборе подписей инициативная группа по сбору подписей обязана знакомить граждан с полным текстом инициативы. Никто не вправе принуждать граждан к подписанию подписных листов.

 

Статья 10. Оформление гражданской правотворческой инициативы.

1. Гражданская правотворческая инициатива считается оформленной при соблюдении следующих требований:

  1.  наличия опубликованного в средствах массовой информации текста инициативы и его машинописной копии;
  2.  наличия необходимого количества подписей в поддержку инициативы, оформленных в соответствии с настоящим Законом.

2. Опубликованный в средствах массовой информации текст инициативы должен соответствовать его машинописной копии, по которой проводился сбор подписей.

3. Законопроект, подготовленный субъектами гражданской законодательной инициативы должен соответствовать требованиям оформления нормативно-правовых актов.

4. Необходимое количество подписей в поддержку гражданской правотворческой инициативы устанавливается настоящим Законом.

 

 

Статья 11. Внесение инициативы в Саратовскую областную Думу.

1. Гражданская правотворческая инициатива вносится в Областную Думу субъектами гражданской правотворческой инициативы через Общественную палату Саратовской области.

2. Для внесения гражданской правотворческой инициативы через Общественную палату Саратовской области необходимо собрать не менее одной тысячи подписей.

3. Общественная палата Саратовской области осуществляет проверку оформленной гражданской правотворческой инициативы на предмет соответствия требованиям настоящего закона и законодательству Российской Федерации и Саратовской области, проверку подлинности подписей, собранных для выдвижения законодательной инициативы, и сведений о подписавшихся в двадцатидневный срок.

Проверке подлинности подвергаются не менее 20 процентов от собранных подписей.

4. По окончании  проверки Общественная палата Саратовской области направляет оформленную инициативы в Областную Думу на рассмотрение.

5. Гражданская правотворческая инициатива вносится в повестку дня ближайшего заседания сессии Саратовской областной Думы.

 

Статья 12. Обязанности Общественной палаты Саратовской области по отношению к субъектам гражданской правотворческой инициативы.

1. Общественная палата Саратовской области обязана:

  1. принимать к рассмотрению оформленные в соответствии с настоящим законом гражданские правотворческой инициативы;
  2. организовывать экспертизу гражданской правотворческой инициативы, включая установление подлинности подписей в подписных листах;
  3. предоставлять полную информацию субъектам гражданской правотворческой инициативы по результатам экспертизы и иным вопросам, связанным с рассмотрением инициативы.

2. Общественная палата Саратовской области не вправе отказывать в рассмотрении гражданской правотворческой инициативы и отклонять гражданскую правотворческую инициативу по причинам нецелесообразности. Основанием к отклонению инициативы может служить только ее противоречие Конституции Российской Федерации и/или законам Российской Федерации, а также настоящему Закону.

3. При возникновении редакционных, стилистических и иных замечаний, либо в случае необходимости разработки проекта закона или иного нормативного правового акта, вытекающего из гражданской правотворческой инициативы, Общественная палата Саратовской области должна привлечь к этой работе соответствующего субъекта гражданской правотворческой инициативы.

 

Статья 13. Рассмотрение инициативы Саратовской областной Думы.

1. С момента внесения гражданской правотворческой инициативы Общественной палатой Саратовской области в Саратовскую областную Думу она приобретает статус законодательной инициативы и рассматривается в соответствии с Регламентом Саратовской областной Думы и положением "О порядке предварительного рассмотрения проектов законов Саратовской области".

2. По итогам рассмотрения Саратовская областная Дума принимает одно из следующих решений:

  1.  о принятии нормативного правового акта, оформленного в виде гражданской правотворческой инициативы;
  2.  о возращении проекта закона на доработку в Общественную палату Саратовской области;
  3.  о дальнейшей разработке нормативного правового акта;
  4.  об отклонении гражданской правотворческой инициативы.

 Статья 14. Возвращение проекта закона на доработку в Общественную палату Саратовской области.

  1. Проект закона может быть возвращен на доработку в Общественную палату Саратовской области, если представленные документы и материалы не соответствуют требованиям настоящего закона.

2. Доработанный проект закона со всеми необходимыми документами и материалами должен быть внесен в областную Думу Общественной палатой Саратовской области в течение 15 календарных дней со дня возвращения на доработку и повторно рассмотрен в установленном настоящей статьей порядке.

Статья 15. Финансирование инициативы субъектами гражданской правотворческой инициативы.

1. Финансирование мероприятий по осуществлению гражданской правотворческой инициативы производится за счет собственных средств субъектов гражданской правотворческой инициативы.

2. Финансирование мероприятий по осуществлению гражданской правотворческой инициативы, указанных в статьях 13 и 14 настоящего Закона,  производится за счет средств Саратовской областной Думы.

Статья 16. Вступление в силу настоящего закона

 

1. Настоящий закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования

 

Законопроект внесен

Общественной палатой Саратовской области

 

Проект

ЗАКОН

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

О внесении изменений в статью 68 Устава (Основного Закона)  Саратовской области

 

Статья 1.

Внести в статью 68 Устава (Основного Закона) Саратовской области от 2 июня 2005 года N 46-ЗСО (в редакции Законов Саратовской области от 19.12.2005 N 132-ЗСО, от 29.03.2006 N 24-ЗСО, от 26.06.2006 N 63-ЗСО, от 28.07.2006 N 86-ЗСО, от 08.12.2006 N 131-ЗСО, от 30.03.2007 N 27-ЗСО, от 09.11.2007 N 254-ЗСО, от 07.02.2008 N 15-ЗСО, от 28.04.2008 N 80-ЗСО, от 02.07.2008 N 171-ЗСО, от 30.07.2008 N 206-ЗСО, от 25.09.2008 N 229-ЗСО, от 03.12.2008 N 303-ЗСО, от 04.05.2009 N 37-ЗСО, от 29.07.2009 N 96-ЗСО, от 28.01.2010 N 3-ЗСО, от 25.02.2010 N 21-ЗСО, от 01.06.2010 N 76-ЗСО, от 01.06.2010 N 77-ЗСО, от 29.06.2010 N 98-ЗСО, от 29.07.2010 N 130-ЗСО, от 29.07.2010 N 133-ЗСО, от 28.09.2010 N 163-ЗСО, от 03.08.2011 N 86-ЗСО, от 03.08.2011 N 97-ЗСО, от 28.12.2011 N 225-ЗСО, от 09.04.2012 N 55-ЗСО, от 31.05.2012 N 82-ЗСО, от 02.08.2012 N 115-ЗСО) следующие изменения:

1) дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«Граждане, место жительства которых расположено на территории Саратовской области, обладающие избирательным правом, имеют право на законодательную инициативу в областной Думе, осуществляемую в установленном законом области порядке.»

 

Статья 2. Вступление в силу настоящего закона

 

1. Настоящий закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования

 

 

Законопроект внесен

 Общественной палатой Саратовской области

 

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.5 1 2 3 4 5

Главные новости