Один звонок до модернизации

3292

16 мая 2011, 16:16

Все, что несправедливо, оскорбляет нас, если не приносит нам прямой выгоды

Люк де Клапье Вовенарг

Один человек часто говорит мне, что нас, журналистов, надо осуждать по статье 285 УК "Злоупотребление должностными полномочиями". Я с ним не спорю. Все так и есть, имеет место "Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы…" и влечет "существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства". Хотя насчет "охраняемых законом интересов общества" я бы поспорила. Все, что происходит, давно и прочно вписано в интересы нашего с вами общества, является неотъемлемой его частью, на которой держатся все члены его громоздкой и шатающейся системы.

А вот интересы нашей службы, действительно, страдают. Особенно если говорить о журналистике как о почти единственной службе защиты интересов граждан, которая реально работает в этой стране. Когда прогибается она, грустно вдвойне.

И больше всего страдаем от этого мы сами, наше самоуважение и чувство справедливости. Оно не уничтожается системой и присуще каждому. Но по-другому не получается. Приходится, помогать пристраивать, спасать, пользуясь самой надежной и работающей службой – телефонной. Спасать и от тупости бюрократов, и от гестаповских замашек правоохранителей, и от безделья коммунальщиков. Как правило, речь идет именно о спасении, потому что по мелочам дергать трубку никому не улыбается. Хочется жить просто и ясно, опираться на законы и быть спокойным за то, что государство поддержит в элементарных вопросах и обеспечит по пунктам, указанным в Конституции: правом на неприкосновенность, образование и медицинскую помощь.

К сожалению, как раз в последнем никакой уверенности нет. Поэтому помогать с помощью телефона все чаще приходится тем, кто оказался в окружении людей в белых халатах. Не знаю, как в других областях, а у нас это настоящая катастрофа. Помочь человеку может только чудо. Одним из них и является телефонный звонок. Но важно, чтобы тот, кто набирает номер, обладал статусом. Здесь существуют варианты – чем выше статус, тем более современное, высокотехнологичное и модернизированное лечение получит пациент, здоровье и жизнь которого в этот момент зависят от человека на другом конце провода.

В местном раскладе статусов журналист стоит почти в самом нижнем сегменте шкалы. Но и это позволяет иногда сдвигать инертный механизм "бесплатного здравоохранения". В моем деле о нарушении статьи 285 УК таких эпизодов больше всего.  Временами напоминает специализацию.

Последний случился на днях. Ночью дочь моих знакомых в тяжелом состоянии (с острым приступом пиелонефрита) отвезли в одну из городских больниц.  Не важно в какую - никакого различия между этими учреждениями нет, везде одинаково плохо, грязно и страшно. Особенно жутко оставаться с ними один на один. И я понимаю людей, которые вспоминают всех, кто может хоть чем-то помочь.

Утром мне позвонила мать девушки. Она с трудом объяснялась сквозь рыдания. Все повторяла: "Неужели ничего не меняется? Неужели все так ужасно?" и, в общем-то, ни о чем не просила. Только рассказала, что, несмотря на тот факт, что пациентку доставила скорая, до утра к ней никто так и не подошел. Кто имеет представление о том, что такое почечная боль, поймет эмоции родителей.

К 11 часам утра ситуация в корне изменилась. Врач пришел к своей пациентке, чтобы огласить список  - что нужно приобрести для того, чтобы начать лечение. В перечне были шприцы, контрастное вещество для анализа и рентгеновские пленки.

Только не подумайте, что это была нищая больница в районном центре. Речь идеть об одном из стационаров Саратова.  Надо отдать должное стойкости наших людей. Девушка, несмотря на тяжелое состояние, все запомнила и передала родителям. Те срочно выехали  из другого конца города, чтобы купить одноразовые шприцы. А постояв час в пробках, поняли, что могут не успеть. И снова набрали мой номер. 

Я не могу относиться к таким случаям спокойно независимо от того, насколько близко знакома с теми, кто звонит. Меня саму начинает трясти, как от лихорадки. И мне хочется адресовать звучащий в трубке вопрос "Неужели ничего не меняется?" чиновникам города и министру здравоохранения, как и требует профессия журналиста. Но в этот момент важно спасти человека и действовать нужно прицельно.

Я позвонила главному врачу этой прекрасной больницы. Он не стал ничего объяснять, спорить, доказывать мне, что в его учреждении подобное невозможно. Он вообще не удивился. Только спросил фамилию, произнес: "ладно, сделаем" и повесил трубку.

Через пять минут после звонка нашлись и шприцы, и лекарства, и пропавший интерес лечащего врача к своей работе. "Так ты у нас теперь вип-персона!", - искренне удивился он, глядя в глаза больной, которую пять минут назад не замечал. И все это на глазах у постояльцев той же палаты, в основном стариков, которые послушно протягивали медсестре купленные  шприцы и лекарства …

Во "Взгляде" мы много пишем о здравоохранении, говорим и о нарушениях медицинских и финансовых, анализируем систему оказания медпомощи в регионе в целом, опрашиваем главврачей, министров. Отвечая на наши вопросы, они часто просят нас не сгущать краски,  - "На самом деле не все так страшно. Модернизация идет  полным ходом!". Удивительный оптимизм, учитывая, что – чисто теоретически -  живем мы в одном и том же городе и лечимся у одних и тех же врачей.

Да, все не так страшно, все намного страшней. Ни одной подвижки, ни малейшего изменения в этой системе за последние пять лет, несмотря на все нацпроекты и модернизации, не произошло. О стандартах оказания медицинской помощи я говорила еще с прошлым министром здравоохранения области – Алексеем Сорокиным в 2006-м. Стандарты предписывают, как и чем нужно лечить каждое конкретное заболевание – от шприцов до сроков госпитализации. Сорокин убеждал меня, что время, когда от пациентов требовали принести свои лекарства и шприцы, в Саратове безвозвратно ушло. Но вот пример 2011 года, разбивающий эту уверенность в прах.

Да, был нацпроект с его миллионами, идет модернизация. Стены покрасили, оборудование закупили, первичному звену зарплаты прибавили, бесплатные лекарства где-то кому-то иногда выдают, полисы поменяли, но все равно НЕ РАБОТАЕТ СИСТЕМА. Хоть ты тресни.

Зато работает другая - система звонков. Каждый набор номера главврача – один спасенный пациент. Если пересчитать, сколько людей обладающих минимальной статусностью, проживает в Саратове, добавить к ним родственников медчиновников и врачей, мы получим процент эффективности  здравоохранении в Саратове и области. Наберется от силы процентов десять.

Тех же, кто не вошел в число "избранных", успокою – эффективность крайне условна. Потому что позвонить можно, а заставить работать уже деградировавшую медицину далеко не всегда.  Характерный  пример -  случай с нашей коллегой. Зимой она упала, получила травму. Мы отвезли ее в одну из центральных больниц Саратова. Предварительно позвонив.

Вероятно, коллеге был присвоен негласный статус "вип-персоны", потому положили ее в отдельную палату. Собственно на этом ее лечение было закончено. Врачи не спешили оказывать ей помощь, несколько дней она пролежала просто так. Только медсестра исправно мерила "вип-персоне" температуру. Долечиваться пришлось дома.

Если так же лечат родственников наших чиновников, их можно только пожалеть. Как и всю эту громоздкую конструкцию, где горе-реформаторы обещают модернизировать каждую больничную койку, но доверяют телефонным звонкам больше, чем своим словам.

Вот и  заместитель главы города по социальной сфере Ольга Баталина в своем блоге рассказывает о том, как инспектирует городские поликлиники и искренне возмущается уровнем медпомощи в этих жалких учреждениях. В реальной жизни Ольга Юрьевна вряд ли поведет своих близких в одну из амбулаторий, фигурирующих в ее блоге. О методе "волшебных звонков" она  прекрасно знает. Помню, как-то мы устроили  тяжело заболевшего коллегу в городскую больницу через Баталину. В тот год она еще работала замглавы по общественным отношениям, то есть занимала не самый высокий, но и не нижний уровень статусности. Нам тогда  посоветовали ее, как единственный путь. Есть в городе медучреждения, где звонок журналиста не работает, нужен более высокий  уровень.

Нет сомнений, что так же лечит своих близких, друзей и знакомых министр здравоохранения Лариса Твердохлеб.  Не говоря уже о таких небожителях, как руководство города и области.

И в то время, как все они считают нас, журналистов, своими оппонентами хочу обрадовать их – нас объединяет ст. 285 УК. С одной только разницей: мы не ведем двойную игру, не забиваем людям головы модернизацией и нацпроектами.

Но и у чиновников иногда прорывается истинный взгляд на вещи. Послушать хотя бы руководителя территориального фонда ОМС Василия Милосердова. Выступая осенью прошлого года на совещании областного минздрава, он укорял коллег: "Качество  лечебно-диагностического процесса в поликлинике не отвечает современным требованиям… Основной целью медицинских учреждений оставалось зарабатывание денег любыми путями в том числе, предъявляя к оплате фактически не оказанные медицинские услуги".

Еще более откровенные признания прозвучали  на недавнем закрытом совещании, прошедшем в областном Минздраве и посвященном Стратегии развития области до 2025 года. Интересно, что почти все министерства отчитываются сейчас о своих "Стратегиях" и только региональный минздрав говорил об этом за закрытыми дверями.

Об основных этапах рассказала Лариса Твердохлеб. Всего планируется три.

На первом – он продлится до 2015-го - все силы будут отданы "внедрению новых форм управления". Больницы станут получастными, если кто-то еще не знает. Второй ознаменуется "дальнейшим развитием скорой и неотложной медицинской помощи". То есть раньше 2015 скорую можно не вызывать. А на третьем ожидается настоящий прорыв. Начиная с 2021-го, как пообещала министр (чем окончательно дискредитировала нынешнее состояние медицины) "в полном объеме будут функционировать современные технологии лечебно-диагностического процесса". 

Каждый этап сопровождается освоением миллиардов рублей.  Если мыслить в министерских масштабах - а сотрудники ведомства, как видно, отмерили себе минимум по три жизни - действительно, не все так страшно.  От времени,  когда лечебно-диагностический процесс в губернии НАЧНЕТ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ, нас отделяет каких-то 10-15 лет и, если верить документу, 11 миллиардов 454,5 миллиона рублей. Одним словом – рукой подать. В том, что найдутся на эти миллиарды и подающие, и принимающие руки, сомнений, я думаю, ни у кого нет.

Если же эта цифра звучит для вас, как расстояние от земли до ближайшей галактики, и если до 2025 вам, не дай Бог, случится попасть в критическую ситуацию, пользуйтесь системой звонков. Она не подвержена модернизации. Лучше всего, звоните напрямую министру.

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.67 1 2 3 4 5