Борющийся Луганск

2249

24 сентября 2014, 10:56

Совместно с ЗАО "Независимое Саратовское Телевидение" мы посчитали своим долгом увидеть  своими глазами и рассказать саратовцам правду о  необъявленной войне в Донбассе.  В нашу группу вошли:

 Максим Пустовалов, оператор ЗАО "Независимое  Саратовское Телевидение;

Павел Батькин, командир отделения ополченческого  батальон "Заря";

Александр Зуев, руководитель общественной организации "Саратовский источник", член правления Саратовского регионального отделения Союза журналистов России.

Постараюсь рассказать о том, что увидели собственными глазами, что сняли на камеру. Мы по разному восприняли увиденное, но до сих пор в ушах звучит реквием павшим и гимн тяжелой, жертвенной победы, одержанной ополченцами и населением Луганщины…

     Российский пункт пропуска границы "Донецк" стал в последние месяцы своеобразным индикатором, показывающим накал борьбы на многострадальной Луганской земле. Перед ним выстроилась гигантская, длиной в три километра, очередь машин с луганскими номерами. Беженцы, поверившие в перемирие, возвращаются в покинутые в разгар боев дома.

Останавливаемся у одной из оживленно беседующих групп ожидающих. Выясняем, что эта группа беженцев направляется в родные дома в большое пригородное селе Хрящеватое. Из сводок они слышали о том, что в Хрящеватом  шли ожесточенные бои и вот  теперь люди говорят об одном, главном:  живы ли родственники и соседи, сохранились ли их дома и имущество, смогут ли они перезимовать.

Никто из нас не знал тогда, что нам предстоит встретиться с этими же людьми в разгромленном селе. Увидеть их слезы и упреки.  Мы не могли предполагать, что придется услышать леденящие душу рассказы очевидцев, для которых вторжение национальной гвардии и батальона "Айдар" стало  событием, разрубившим их внутренний мир на  "до" и "после".

Мы не знали, что услышим рассказы о массовых грабежах и изнасилованиях, увидим незахороненные трупы в обрамлении неразорвавшихся снарядов и мин.

     Мы считали, что наши российские журналисты зачастую просто сгущают краски, преувеличивая трагизм этой необъявленной войны. Оказалось, наоборот -  только начинаем узнавать, что на самом деле происходило и происходит. Нам еще только предстоит  масштабное видение страданий простых людей. И все мы просто обязаны дать оценку  происходящему. Без этого наше будущее превратится  в лицемерный фарс.

И еще одно впечатление от границы. Многочисленный поток людей и машин в сторону Луганска,  строгость  терминалов,   спокойная доброжелательность российских пограничников и луганских ополченцев резко обрываются в приграничном Изварино.   Луганщина встречает выжженной землей, испещренной воронками.  В пятистах метрах от пункта пропуска, по левой стороне дороги  разбитое взрывами здание, прокопченное пожаром, который некому было тушить.  Сразу ощущаешь - это территория войны.

С той стороны границы нас встречают ополченцы. Обветренные лица, застиранный камуфляж не гармонируют с  качественным оружием, которым  они оснащены. Из бесед узнаем, что все они участвовали в жестоких боях в  изваринском котле. Взяли оружие у сдавшихся солдат украинской армии.  Их было в несколько раз меньше, чем  украинских силовиков, у них были  совсем мало бронетехники. Но  победа  осталась за ними. И они очень рады тому, что значительная часть украинских военных осталась в живых и пересекла  российскую границу. Для  сдающихся врагов они оставляли специальные коридоры.

Въезжаем в знаменитый Краснодон. Ополченцы гордятся тем, что Краснодон в основном  удалось уберечь от разрушительного артиллерийского огня. Это случилось благодаря умело расставленным засадам и котлам, в которых были перемолоты основные силы украинской армии. В городе быстро восстановили  электросети, заделали воронки, дали воду. Когда проезжали город, люди с удивлением присматривались к нашим  саратовским номерам, потом запоздало махали вслед. Сидящий рядом ополченец из легендарного батальон  "Заря" Павел отмечает:

- Прямо идиллия какая-то. Совсем недавно город  был совсем другим, на улицах не то что людей, домашних животных не было видно…

Подъезжаем к блокпосту. Ополченцы предупреждают, без сопровождения к побитой технике не подходить. В местах недавних боев остались неразорвавшиеся мины и снаряды, кое-где  растяжки, а это особо опасно.

    За Краснодоном  дорога  стала совсем безлюдной. Никаких машин - ни встречных, ни попутных. Повсеместно воронки. Наконец,  черная точка на левой обочине превратилась в  отдающий свежей гарью украинский танк Т-64.

Многоопытный боец, шахтер-пенсионер Павел Батькин  внимательно осматривает разрушенный танк и с ходу выдает его характеристики:

- Это серьезная модернизированная вражеская машина, Т-64 "Булат" Сделана в Харькове. И что за глупая привычка говорить об украинской армии как о слабой и неспособной! Армия сильная и хорошо оснащенная.  Вот взять этот танк - пушка калибром 125 мм гладкоствольная, бьет на 2,5 км.  И бьет очень точно. Вот смотрите - указывает на лоб и лежащую в стороне башню - накладная броня. Этот танк из бригады "Лесные волки". Он поддерживал нацгвардию и немало бед натворил. Указывает на обгорелую краску на пушке - минимум  двадцать снарядов успел выпустить. А взяли его наши ополченцы из батальона "Заря" управляемой противотанковой ракетой "Фагот". Вот смотрите - показывает на пробоину. После попадания сдетонировал весь боезапас и вот результат, - Павел указывает на лежащую в стороне башню, сорванную огромной мощности взрывом.

Мы не предполагали тогда, что увидим целые кладбища разбитой техники в селах Новосветловка, Хрящеватое, в районе аэропорта. Там массово гибли люди с обеих сторон и более всего - гражданское население, там решалась судьба Луганска. Об этом в следующем очерке.

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.29 1 2 3 4 5

Главные новости