Университеты без нравственных пустоцветов

1415

21 октября 2015, 09:14

По данным "Российской газеты" от 6 октября 2015 года за 9 месяцев Рособрнадзор приостановил действие государственной аккредитации в 82 вузах и факультетах с одновременным слиянием и созданием опорных многопрофильных  университетов. Напомню, что университет – это высшее у ч е б н о-н а у ч н о е заведение, ведущее подготовку специалистов, получающих высшее и поствысшее образование, по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания; обычно включает несколько факультетов, исследовательские институты, центры, обладает автономией, имеет устав. Эти учреждения готовят или привлекают к преподавательской работе кандидатов и докторов различных наук. Мне пока не известны случаи, чтобы агрономы или инженеры-металлурги, решившиеся посвятить свою жизнь ваянию специалистов, защитили диссертации на степень кандидатов и докторов педагогических наук!

Не всякий художник может быть отличным портретистом, так и остепененный экономист не становится лучшим доцентом или профессором. Но на практике это стало правилом!

В стране много лет проводятся конкурсы на "Специалистов года". Отрадно, что 25-летний историк из г. Самары Сергей Кочережко стал "Учителем года-2015" и обладателем Хрустального пеликана. Сколько таких педагогов приступило к работе в качестве доцентов и профессоров университетов? Неизвестно! Но имели место случаи, когда декан "своего" факультета вел лекционный  курс на соседнем… Перечисление абсурдных случаев в вузовской антипедагогике могут сообщить многие  преподаватели университетов…

Обнадеживает то, что в России будут созданы мощные научно-образовательные центры, технико-внедренческие комплексы, опорные вузы, отраслевые академии и институты, государственно-частные партнерства с созданием ресурсных центров и другие новации. Такой комплексный подход расширит  творческие  возможности в реализации научных программ в обучении неотехнологиям и создании  конкурентоспособных  продуктов на десятилетия вперед. Самарцы создают систему воспитания кадров от школы, профтехобразования, центра для одаренных детей до исполнителей сложных технологических программ, включая целевой  набор, подготовку кадров для себя с сокращением  тиражирования  дипломированных безработных. А пока десятилетиями не хватает специалистов в тех регионах, где имеются даже свои университеты и факультеты. Страшен административно-бюрократический  подход, который много лет разваливает морально  высшую школу… Пока конечным результатом "бурной" научной деятельности, предвидения, защиты "профессиональных" убеждений остается состояние отечественной культуры, образования, здравоохранения, правопорядка и других направлений жизнедеятельности государства. Например, что мешало нашей "профилактической" медицине использовать для подкожных инъекций  дешевый  препарат и его аналоги после абортов, кесарева сечения и "нормальных" родов? Назначение таких процедур позволило бы сократить  бездетность в полных семьях…

Особенно удручающее состояние производит аграрный сектор экономики. Ежегодный отток трудоспособного населения уже достигает 1,5 млн. человек с образовавшимся дефицитом  5 млн. тружеников. Мигрируют не только эгоисты и иждивенцы, но и эрудированная часть соотечественников, необходимых в реализации социально-экономических программ на селе. Многих не устраивает уровень жизни, социальная защита, ограничение возможностей для карьерного роста и оплата труда, взаимоотношения между руководителями и подчиненными и другие элементы псевдокультуры…

В аграрной стране нефтяников и газовиков следует без раскачки встать с колен и начать  не только реанимировать село с помощью науки, но и направить его на путь возрождения культуры и интенсификации производства. Для этой цели многие факультеты могут включиться в свои микропрограммы…

Мотивацией для активного и результативного ненавязчивого общения преподавателей со студентами по интеграции интеллекта и профессионализма следовало бы начать с педагогов-предметников и кураторов на демократической основе. От объективных показателей  воспитания через образование должна быть и ротация кадров и достойная зарплата за результативный творческий труд каждого преподавателя! Для этой цели академические группы студентов следует комплектовать из молодежи, нередко знающей друг друга с дошкольного возраста, из одних и тех же муниципалитетов и регионов. Такому коллективу легче адаптироваться в студенческой среде, поддерживать творческие связи с малой родиной, решать на местах практические вопросы, зарабатывать авторитет и вернуться на работу не стажером, а профессионалом.

Рекомендовать студентам  из числа потенциальных лидеров избрать старосту и звеньевых. В моей практике  микрогруппы из 4-5 человек зарекомендовали себя положительно на практических занятиях вне стен учебного заведения, выполняя  и свои обязанности, и обязанности лаборанта, а иногда и второго преподавателя.

Задача каждого педагога максимально активизировать производительность  творческого труда вверенной ему молодежи, особенно при подкреплении стимулами за конечные результаты  труда как для учеников, так и учителей в научно-педагогической работе с приобретением навыков и профессионального мастерства.

Право на курацию кафедра должна заработать в результате конкурсного состязания, а  студентам первого курса было бы полезно ознакомиться с биографиями своих возможных наставников. Здоровый  психологический климат союза студентов с администрацией сельских поселений  позволит привлечь к совместной работе  и студентов-горожан.

Креативные советы на кафедрах и на малой родине студентов помогут  быстрей интегрировать идеи в воспитательный и учебный процесс, во благо населения будущего местожительства  уже специалистов.

Складывающая обстановка в высшей школе позволит ученым большую часть времени уделить научно-исследовательской работе и педагогике. Существующие зонтики прикрытия провалов в подготовке специалистов диссертабельными диссертациями для библиотечных полок сократятся.

В качестве предложений хотел бы  привести возможности ФГБНУ "НИИСХ Юго-Востока" генерировать фундаментальные исследования в союзе с профессорско-преподавательским составом СГАУ им. Н.И.Вавилова, а через студентов рекомендовать товаропроизводителям и переработчикам  интенсификацию производства конкурентоспособных макаронных изделий из твердых пшениц  и других продуктов на мировом рынке.

Создана научно-производственная база Астраханским государственным техническим университетом для помощи рыбоводам и переработчикам биоресурсов.

Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия им.Н.В.Верещагина могла бы стать центром для быстрейшего производства высококачественных и дешевых сыров и масла. Для освоения неотехнологий в производстве  полноценного сырья требуется поднять то, что не востребовано нашей порочной системой руководства аграрной наукой. Для этого требуется выращивать коров не 3-5 лет, а не более 30 месяцев; "планировать" не весенне-летние, а равномерное круглогодовое производство молока за счет осенне-зимних отелов с интервалами 365 и менее дней между родами; получением не менее 95 отелов на сто коров и сохранностью их от выбраковки не менее 88 процентов.

Вузам нужно сменить не только названия, но укомплектовать нравственно стерильными наставниками студенчества, авторитетными не только для выпускников университетов, но и для администраций всех уровней! Сотрудникам университетов следует помнить, что кроме ведомственной науки существует педагогическая формирующая не роботов, а личности, способные  по А. И. Соложеницину "Жить не во лжи"!

Чтобы жить по совести, нужно снять с пыльных полок научные труды и найти невостребованные предложения исследователей по научно-методической работе, перепроверить и реализовать в учебный и производственный процесс во благо соотечественников.

Результаты научно-педагогической деятельности  нужно оценивать не только по "застывшимся" степеням и званиям, как минимум  раз в пятилетку подводить баланс  по принятым в университете баллам активности, прежде всего за творческий труд педагога-предметника и наставника-куратора с правом ротации по службе и оплате дальнейшего труда!

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.17 1 2 3 4 5