Им благодарная Россия

2789

3 ноября 2015, 12:40

"Гражданин может стяжать высшую
похвалу и честь тем, что не щадя ни
имущества, ни крови ради своего
Отечества, был готов умереть за него
"

Еврипид

Чтобы понять и по достоинству оценить значение этого события, следует вспомнить обстановку, которая сложилась в России в предшествующие годы. В 1604 году Польша начала военную интервенцию в Россию, подготовив самозваного претендента на Московский престол - Лжедмитрия I и добившись его воцарения. Правление самозванца длилось год. Окружавшие его поляки своими бесчинствами довели москвичей до вооруженного восстания в мае 1606 года, положившего конец власти Лжедмитрия I. Поляки выдвинули нового самозванца Лжедмитрия II, а затем, расширив военную экспансию, требовали провозгласить русским царем польского короля или его сына. В августе 1610 года в результате боярской    измены Москва была сдана полякам. Захватчики разорили десятки русских городов, тысячи деревень. В марте 1611 года в Москве началось вооруженное восстание против поляков, подавленное захватчиками с чудовищной жестокостью. Значительная часть города была сожжена. Страна была на грани национальной катастрофы. Отряды польских врагов и, как сейчас называют, "полевых командиров" рыскали по городам и селам в поисках добычи, грабили, убивали, разрушали православные храмы. Многие бояре перешли на службу к иноземным захватчикам. Подточенное внутренними конфликтами, расшатанное натиском интервентов, Государство Российское чуть было не рухнуло, чуть было не распалось… Смута была испытанием для него на жизнестойкость.

В отличие от московских бояр русский народ упорно сопротивлялся интервентам. Героическую оборону держали защитники осажденного Смоленска. Полякам удалось захватить его ценой огромных потерь лишь спустя два года после начала осады.

Большую роль в деле сплочения населения России для подготовки активного сопротивления захватчикам сыграла Православная Церковь, Патриарх Гермоген, заключенный поляками в стенах Кремля, наотрез отказался рассылать грамоты с призывом к повиновению польскому королю. Владыка Филарет, отец будущего царя Михаила Романова, тоже был захвачен поляками, отвезен в Варшаву, где его содержали в тюрьме и также требовали, чтобы он написал документ, который бы призывал воевод сдавать крепости полякам. Филарет категорически отказывался от этого предательства. Надо прямо сказать, что многие духовные лица сыграли тогда важную роль в спасении России. Так, из Троице-Сергиевой Лавры ее настоятель архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын рассылали по русским городам письма, призывающие к сопротивлению, организации ополчения. Троицкие грамоты переписывались во многих списках и специальные гонцы развозили по всей Руси.

Жители поволжских горо­дов посылали грамоты в дру­гие города, призывая стоять за православную веру и Московское государство против польских и литовских завоевателей, а также отечественных предателей. Из документов следует, что эти призывы поддержали не только русское население Поволжья, а горные и луговые татары, луговые черемисы, другие тюркские и финно-угорские народы региона.

В общем, как писал С.М. Соловьев: "народ был готов встать как один человек; непрерывный ряд смут и бедствий не сокрушил могучих сил юного народа, но очистил общество, привел его к сознанию необходимости пожертвовать всем для спасения веры, угрожаемой врагами внешними, и наряда государственного, которому грозили враги внутренние".  Одно из таких посланий дошло до Нижнего Новгорода и в октябре 1611 г. троицкие увещевательные грамоты были прочитаны на Соборной площади перед тол­пами народа. Земский староста Кузьма Минин выступил со страстной речью, призывая организовать всенародное ополчение и финансово поддержать освободительную войну. Для руководства боевыми действиями было реше­но призвать князя, боярина Дмитрии Пожарского, который был ранен в боях с поляками в марте 1611 г., когда они сожгли Москву, а теперь жил в своем имении, находясь на излечении, и что не менее важно, не запятнал себя "шатанием" в Смутное время.

Так Нижний Новгород стал центром народного ополчения и вскоре туда потянулись дворяне и служилые люди – сначала из захваченной поляками Смоленщины, а затем и из других русских городов, в том числе "многие люди и казаки и стрельцы, кои сидели на Москве при царе Василье".

Оплата ратным людям, закупки вооружения и прочих припасов требовали значительных средств. Заведуя казной ополчения, Минин сумел все это обеспечить, твердой рукой взимая с населения пятую, а то и третью часть имущества, Минин сам отдал все, что мог, - вплоть до драгоценностей жены и серебряных окладов с икон, как повествует предание. Исполняя благословение патриарха Гермогена, народному ополчению из Казани был доставлен список (копия) чудотворной иконы Божьей Матери, покровительство которой обеспечивало победу над врагами Православия.

Первоначально (в ноябре – декабре 1611 года) руководители ополчения намеревались идти на Москву кратчайшим путем через Суздаль, но получив информацию об усилении польского гарнизона и признании стоявшими под Москвой казаками Лжедмитрия III (Псковского Сидорки), Минин и Пожарский отложили выступление, продолжая собирать силы. В середине февраля 1612 года, передовой отряд ополчения направился в Ярославль. В конце марта туда подошли и остальные силы во главе с князем Дмитрием Пожарским. Путь войска пролегал через города Юрьевец, Кинешму, Кострому.

Ополчение пробыло в Ярославле 4 месяца. За это время были сформированы руководящие органы движения, создан "Совет всей земли", от имени которого рассылались грамоты с распоряжениями в другие города и временные приказы при нем. В апреле 1612 года ополчение выступило в поход, по дороге увеличиваясь за счет добровольцев из десятков российских городов и сел.  Придя к Троице – Cepгиевой Лавре, ополчение получило благословение архимандрита Дионисия. Келарь Лавры, выдающийся проповедник Авраамий Палицын, присоединился к ополчению, вдохновляя вождей и ратников речами и молитвами. Отряды народного ополчения в июле, еще до прихода основных сил, руководимых К. Мининым и кн. Д. Пожарским, заняли отдельные окраинные кварталы Москвы и перерезали подвоз продовольствия польскому гарнизону. Организованные поляками попытки убить Пожарского провалились и в августе 1612 года русские полки подошли к Москве. В ожесточенном сражении под Москвой Д. Пожарский разбил, пришедших на помощь полякам, засевшим в Кремле, "хоругви" - полки гетмана Ходкевича.  22 августа основная рать под руководством кн. Пожарского вступила в Москву и в течение нескольких дней непрекращающихся кровопролитных боев заняла ее, кроме Кремля  и Китай-города, в которых укрылось несколько тысяч поляков, захвативших с собой в качестве заложников семьи  знатных людей  и православных священнослужителей. Китай-город в начале XVII века был самым мощным укреплением во всей Восточной Европе. Засевшие в крепости поляки отклоняли все предложения о сдаче, рассчитывая на подмогу. В течение двух месяцев шли бои в окрестностях Москвы с польскими отрядами, безуспешно пытавшимися прорваться к осажденным.

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года, в результате решительного штурма, русскими войском был занят Китай-город. Князь Дмитрий Пожарский вступил туда с Казанской иконой Богородицы и торжественно пообещал построить храм в память этой победы. Около полутора тысяч поляков, оставшихся в Кремле, выслали парламентеров, прося о пощаде. Кремль можно было взять штурмом, но в этом случае наверняка погибли бы заложники. Вожди ополчения, посовещавшись, ради спасения заложников согласились сохранить жизнь осажденным. Боевые действия прекратились, русское войско с духовенством, иконами и хоругвями торжественно вступило в Кремль. В Успенском соборе было совершено благодарственное молебствие об избавлении царствующего града от врагов. Повсеместно шли крестные ходы, звонили колокола, радость была небывалая.

В начале 1613 года Великий Земский Собор единодушно избрал на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова, который с октября 1612 года находился в селе Домнино, за 70 верст от Костромы под присмотром Ивана Осиповича Сусанина и его семьи.

Узнав об избрании Михаила Федоровича на царство, поляки направили в Домнино отряд с целью захватить Михаила Романова. Войдя в деревню, поляки устроили дознание местным крестьянам, подвергнув их пыткам. Иван Сусанин вызвался быть проводником и повел отряд в другую сторону, к болотам. Но перед этим он успел отдать указание верным людям,  чтобы они помогли Михаилу Федоровичу убежать в Кострому, в Ипатьевский монастырь.

Заведя вражеский отряд в гибельную топь, Иван Сусанин, остановился и признался в обмане. Он отказался вести обратно поляков и погиб под пытками.

Через неделю в Ипатьевский монастырь, где успел укрыться Михаил Романов, прибыло торжественное Посольство из Москвы от Земского Собора и объявило Михаилу Федоровичу волю народа о призвании его на русский престол. 24 июля нового стиля (11 - старого) 1613 года в Москве совершилось судьбоносное событие в истории России. В тот день, в Успенском Соборе Кремля состоялось венчание на царство Михаила Федоровича, первого царя из дома Романовых, таким образом, окончание Смутного времени было закреплено юридически.

Молодой государь Михаил Романов, по благословению его отца, патриарха Филарета, установил празднование Казанской иконы Божией Матери 22 октября (4 ноября по новому стилю) в честь освобождения Москвы от захватчиков и спасения России, что и отмечается уже четыре столетия.

Такие люди как Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин – составляют славу российского народа, на протяжении четырехсот лет являются примером самоотверженной любви гражданина к своей Родине. 

Как известно, в сентябре 2004 года, Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поддержал инициативу установить празднование именно 4 ноября – в день окончания смутного времени. "Этот день напоминает нам, как  в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру", - сказал Святейший Патриарх Алексий II. Его поддержали лидеры других традиционных конфессии нашей страны.

И теперь бессмертный подвиг героических предков увековечен как государственный праздник.

Известный памятник героям 1612 года, Минину и Пожарскому, был воздвигнут на Красной площади в Москве в 1818 году (художник Екимов по проекту И.П. Мартоса). Импульсом его создания был подъем всенародного патриотизма, вызванного освободительной войной 1812 года против Наполеона. Сооружен он был на народные деньги, огромные по тем временам: 150 000 рублей (на его отливку пошло 22,5 тонн меди и 20 тонн бронзы). На постаменте памятника многозначительная надпись: "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия".

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3 1 2 3 4 5

Главные новости