Канонический образ

1170

8 февраля 2016, 15:45

Вот случаются приятные события. В пятницу мне директор музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского Галина Платоновна Муренина вручила Благодарственное письмо. Была церемония награждения победителей литературного конкурса. Вообще-то это я как член жюри вручала награды победителям, а тут – мне. Как другу Музея, постоянному члену жюри литературного конкурса "Мой музей". Мне в самом деле интересно все, что связано с музеем – и научные конференции, и интеллектуальные посиделки, и камерные концерты талантливых людей. Здесь душевно, неформально, тепло.

   Думаю, поэтому растет интерес к музею-усадьбе великого саратовца Николая Гавриловича Чернышевского. Сужу по литературному конкурсу. Когда-то в нем участвовали единицы. В 2015 году - уже десятки. Во-первых, был год Литературы, во-вторых, - Юбилей: 95-летие музея-усадьбы.

   У меня осталось очень хорошее впечатление от чтения сочинений. Стало больше самостоятельных работ. Как минимум, больше речевых оборотов, начинающихся со слов "Я думаю…", "по-моему". Работ вообще стало несравнимо больше. Только победителей оказалось больше тридцати человек.  Неожиданно участие в конкурсе детей младшего школьного возраста и взрослых. Самому младшему участнику конкурса 9 лет, самому старшему – 52 года!

   Для многих авторов сочинений посещение музея-усадьбы стало ярким событием, а для некоторых – потрясением. Как? Великий революционер, демократ, писатель и журналист, самый известный саратовец позапрошлого века – вовсе не монумент? "Канонический образ Чернышевского приобрел черты очень милого, талантливого, странного, но жи-во-го!", пишет Диана Дашян из средней школы села Луговское Ровенского района.

   Ученица 10 класса средней школы станции Курдюм Яна Юрьева потрясена историей любви и верности Николая Гавриловича и Ольги Сократовны: "Я не задумывалась о его личной жизни. А он был романтиком!"

   В одном из сочинений автор сожалеет, что не узнала имя экскурсовода, который перевернул представление об этой профессии. Этот человек помог реально погрузиться в эпоху, полюбить ее скромных и великих обитателей, почувствовать ее атмосферу любви, добра, романтизма. Милые барышни обязательно вернутся в музей и убедятся: здесь все экскурсоводы – феи с волшебными палочками! Как они это делают – не знаю. Но именно здесь тебе обязательно из прошлого придет ответ на вопрос, который мучает каждого: что делать?

   Вот, например, как думают теперь, после посещения музея и чтения романа Чернышевского "Что делать?" выпускницы Саратовской гимназии №5 Ольга Иванова и Анастасия Козлова: "Так что же делать? -Любить! ... Любить человека и жизнь, любить труд и испытывать радость от того, что ты делаешь."

   И далее – очень важные выводы учеников, которые не обязаны читать роман – он исключен из школьной программы: "Книга Чернышевского не для отдыха и забавы, как, впрочем, и жизнь самого автора, прожитая не для шуток и веселья… Она написана для зрелого и мыслящего человека".

   Смею, надеяться, что это так. Кого-то из нынешних конкурсантов погружение в дух эпохи мечтаний о строительстве непременно справедливого и счастливого общества приведет в журналистику. Конкурс во всяком случае дал им информацию к размышлениям и эмоционально породнил с великими мечтателями о гармонии для всех.

   Спасибо учителям! Это они за ручку ведут своих воспитанников в музей-усадьбу Николая Гавриловича Чернышевского: "Думай! Говори своим языком!"

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4 1 2 3 4 5

Главные новости