Инвесторы есть, инвесторов нет…

22310

14 августа 2018, 15:51

"Вы планируете город как очень эффективную машину.

С другой стороны, вам нужна богатая живая среда.

Задача долгосрочного планирования – совместить эти направления"

Луи Тай Кер, архитектор,

создавший Генеральный план Сингапура

Вопросы финансирования по созданию комфортной городской среды звучали не раз в СМИ. Помните, Постановлением Правительства РФ №169 от 10 февраля 2017 г., предусматривающее, что две трети выделенных субсидий должны быть направлены на развитие дворовых территорий, и одна треть – на парки, скверы, пешеходные зоны и т. д. Конечно, "львиная часть" – это дело местной администрации, как и откуда им "извлечь" такого рода поступления.

         Тем не менее комфортная среда необходима для жителей и с этим не поспоришь.

         Финансы можно найти где угодно, было бы желание, "бендеровское" мышление.

Необходимо приучать жителей к порядку, бережливости, уюту! Уже приводила примеры по опыту Сингапура. Но хочется остановиться по подробнее, чтобы сформировался определенный стимул к такому действию. Приведу цитаты из сайта аналитика: https://www.the-village.ru/village/city/abroad/174279-singapur. Итак, начнем: в Сингапуре "нет уличного сумбура и трущоб, коррупция чиновников стремится к нулю, а ни один горожанин не позволит себе кинуть на землю бумажку или жевать жвачку в метро – это карается огромными штрафами".  В стране действуют жесткие штрафы. Например, выброшенный из окна окурок может стоить нарушителю порядка 15 тысяч долларов. "При этом среда довольно дружелюбна: много открытых прогулочных пространств, удобная навигация, понятная транспортная сеть и второе место в мире по качеству и разнообразию ночной жизни". Ещё 1985 г. в этом городе было 2/3 трущоб, от который на сегодняшний день ничего не осталось.

"Сингапур делится на так называемые urban cells – это как кусочки пазла, в каждом из которых есть полный набор социально значимых объектов. Получается, что город разделён на пять самодостаточных регионов, объединённых сетью из пяти радиальных и двух кольцевых линий метро. Коммерческая и деловая активность происходит в каждом из них – на пересечении веток. Поэтому бизнес, который из-за низких налогов и лояльного законодательства развивается очень быстро, не перегружает центр, а рассредоточивается по всему городу. В каждом из региональных центров есть подцентры – если вы не можете найти работу там, вы ищете её в региональном центре и только потом в главном". Такое же распределение нагрузки, по мнению Луи Тай Кера, могло бы спасти от коллапса многие крупные и крупнейшие города России.

"Удобные для жизни районы – это дорого, но именно они в итоге привлекают в Сингапур инвесторов, которые готовы не только вкладывать сюда свои деньги, но и перевозить семьи". "…Сейчас больше 90 % горожан имеют собственное жильё, в то время как в Европе эта цифра колеблется вокруг 50 %. Нет бездомных, сквоттеров, гетто или этнических резерваций. Для основной массы жителей – малазийцев, китайцев, индусов – город не является родным, поэтому их идентичность строится на причастности к стабильному безопасному обществу и комфортной среде обитания. Благодаря хорошему плану в Сингапуре нет хаоса".

Туризм – одна из самых важных сфер инвестиций в последние годы Сингапура. "Желая привлечь туристов, в Сингапуре приняли программу сохранения исторического центра – нужно было привести в порядок больше семи тысяч домов в чайна-тауне. Однако старые здания считались ненужной нагрузкой для владельцев земли, а населяла их в основном молодёжь и небогатые люди. При этом власти контролировали уровень арендной платы по всему городу, а значит, у владельцев не хватало прибыли, чтобы содержать ветхие исторические здания в надлежащем виде. Со временем правительство пошло на уступки: контроль над арендной платой в центре сняли, но с тем условием, что в доме будет проведён капитальный ремонт за счёт владельца. Если владелец не мог себе этого позволить, ему приходилось продать здание".

Для решения экологических проблем Сингапур ввел мораторий на использование личного транспорта, так как он приносил убытки (два-три миллиарда долларов в год).  "Теперь, чтобы использовать личный автомобиль, нужно приобрести сертификат на 10 лет (70 тысяч долларов), оплатить страховку (одна-две тысячи долларов в год), а за каждый въезд в центр отдать ещё шесть долларов (имеется в виду сингапурская валюта, которая стоит примерно на 20 % дешевле американской). При этом на единицу жилья может приходиться не больше одной машины".  При всём при этом общественный транспорт очень развит, везде стоят фильтры или используется эко-топливо, введены электрокары. Таким образом, причина отсутствия пробок скрыта в излишне высокой стоимости автомобилей и цене на получение разрешения на управление транспортом. Комфортная среда в Сингапуре даже в мелочах. Например, установленные под углом скамьи, позволяющие каждому сидящему четко видеть номер приближающегося транспорта. Разве это не удобство?

Современное "сингапурское чудо" можно наблюдать благодаря активному привлечению инвесторов в страну всеми возможными способами. Правительство буквально из кожи вон вылезло, чтобы помочь иностранцам реализовать их проекты. По неофициальным данным, иностранные инвесторы сберегают в банках страны не менее пятисот миллиардов долларов. Сегодня ВВП страны приравнивается к 55 тысячам долларов на душу населения. Именно по этому показателю страна практически в два раза опередила Саудовскую Аравию, Великобританию, Германию и даже США. [http://fb.ru/article/183011/singapurskoe-chudo-avtor-singapurskogo-ekonomicheskogo-chuda]

Почему не взять такую модель развития городской агломерации? Почему не пойти по такому пути? Ведь многие вопросы бы были решены, а штрафы, как в Сингапуре – за плевки, нецензурную брань, за мусор, порчу имущества принесли бы в казну Саратова и области в целом неплохую прибыль, а за одно и приучив население к порядку, вежливости, уважению к самим себе. От этих "штраф-сборов" появятся деньги на создание всей той комфортной городской среды, о которой столько написано и сказано.

Положительное участие в решении ряда проблем, связанных с окружающим пространством принимает в последнее время мэрия Саратова при активном участии главы Михаила Исаева, а также её представителей Кирилла Чернышова и Романа Бусаргина. При их активном вмешательстве начался осуществляться вывоз мусора, и появилось уважительное отношение к деревьям… Общественная палата "Город Саратов" во главе с её председателем Александром Занориным энергично борется за качество благоустройства дворов и дорожного покрытия. Всё это элементы комфортной городской среды! 

Однако существуют энтузиасты-инвесторы. К примеру, бизнес ангелы (business angels) – это частные лица, вкладывающие свои личные денежные средства в перспективные проекты на начальном этапе их развития. Так, если есть интересная коммерческая идея, то её тщательно прорабатывают, составляют бизнес-план, собирают команду помощников-профессионалов, рассчитывают примерные выгоды и всё готово к запуску стартапа. А тут, препятствие – отсутствие финансов, без которых не запустится ни одно дело. На этом этапе на помощь могут прийти ангелы бизнеса. Романтическое название такой категории спонсоров-меценатов появилось в начале ХХ века в США. Таким образом именовали состоятельных бизнесменов, вкладывавшие с размахом деньги в роскошные постановки на Бродвее. В настоящее время смысл названия остается прежним: ангелы воспринимаются как благодетели от бизнеса, или лояльные партнеры. Вот, например, такой "бизнес-ангел" есть в Саратове – Генеральный директор ООО "Капитал" Яшар Ягубов (о котором ранее писала). Он рвется вложить инвестиции в создания парка в п.Юбилейный в Саратове, любого, будь то спортивного-доходного или многофункционального с зооуголком – это уже не столь важно. Главное – парка для людей!

Но вот, парадокс, с ним никто из депутатов или чиновников встречаться не хочет! Почему??? Человек готов к действиям, а его игнорируют! Он хочет привлечь единомышленников, а его "гоняют" из кабинета в кабинет, и никто ему не рад. Как такое может быть???

А вот в городе Пугачёве столько проблем: нет даже асфальта в центре, не говоря о том, что на объекты по комфортной среде не хватает средств, инвестора ни одного не находится!

Заместитель главы по ЖКХ, архитектуре и градостроительству В.Е.Басенин пытался вытащить город из "трясины" без комфортности среды (совместно со специалистами СГАУ им.Н.И.Вавилова кафедрой "Лесного хозяйства и ландшафтного строительства"), но его не понимают. Этот город давно просит помощи, а им пренебрегают везде!!!

Это, что такое? Почему?! Потому, что все там отчаялись и "махнули рукой" и на себя, и на Правительство области – не верят они уже никому и ничему! А Пугачёв "не спит", уже проснулся при помощи СМИ, включая и местную газету "Пугачёвское время". Услышите их, пожалуйста!!! Есть у них и проекты, и желания! Нужна реальная помощь! Нужны действия!!!

Аналогичная ситуация в селе Пады Балашовского района Саратовской области. Погибает федеральное достояние – садово-парковый комплекс "Раздолье", родовое "гнездо" князей Нарышкиных!!! Замечательный памятник историко-культурного наследия! Есть исследования и проект восстановления его, но власти молчат, словно никому не нужна прибыль от туризма!

А.В.Антоненко, генеральный директор ООО "Дом", все пороги отбил, чтобы обратили внимание на эту "жемчужину" областного "гардероба". Но тщетно! Всем наплевать!

Как такое возможно? Кто объяснит, в конце концов??? Ведь тоже комфортная среда и бизнесмены данного района готовы помочь, но местных средств немного, нужна федеральная и областная "подмога"! Только вот не задача – руководству области нужно ли это? Одни слова, а дел то никаких! Что толку говорить о якобы хотение сделать "Саратовский регион туристическим центром". "Дела словом не заменить" – ведь так гласит пословица.

Вот это наша хваленая комфортная среда: не тут, ни там…

Что только в Вольске она поселилась? Но, и там не до конца, и в "хромую" – делать то всё надо с умом, без недоделок и по проектам, с авторским надзором, а не с общественным советом… К примеру, сначала авторство того же городского парка приписывали СГАУ им.Н.И.Вавилова, ими же осуществлялся общественный надзор над реализации проекта с подключением "дружеской" компании "Древо", привлечением студентов и преподавателей к посадочным работам, тоже на общественных началах. Тем не менее, ни ректор Николай Иванович Кузнецов, ни вуз в целом, ни его представители, которые были причастны к проектной деятельности, не получили даже слов элементарной благодарности не от города Вольска, ни от заказчика. Зато "почивает на лаврах" СГТУ, который за весь период активных действий, с апреля по июль 2018 г., не разу не появился на данном объекте, не говоря о включении в процесс их же студентов. "Пиарят" этот вуз направо и налево… А, где их реализации? Где их работа? О чём всё это говорит? Да, о той же несправедливости в действии и взаимодействии. Обида? Да и нет, это просто на просто констатация фактов, реальность нашего времени, не более того. Конкуренция? Да, это "лже-конкуренция" и непорядочность!

В заключение, хочется обозначить, что каждый район Саратовской области с его населенными пунктами – это особая эко-градо-система, имеющая собственную историю, определенный климат и индивидуальную специфику. И решать проблемы в масштабах территориального планирования, следовательно, проявлять достаточно внимания к вопросам отдельных его частей, причем успешность комфортности городской среды во многом зависит от продолжения диалога между чиновниками и жителями, проектировщиками и заказчиками, а также – инвесторами и властями. Они, эти инвесторы, должны найтись, только тогда, когда руководство регионов пойдет навстречу, поймет, что делают, они – эти меценаты, во благо их и той комфортности, которая принесет достаток и созидание в дальнейшее развитие и процветание Саратовской области, её будущие!

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.77 1 2 3 4 5