(Не)Предсказуемая Россия

1984

11 октября 2010, 17:16

Страна, в которой Вы, читатель, живете (ведь наша редакция надеется, что они могут быть разными) – предсказуемая она или нет? Этот вопрос не настолько прост, каким на первый взгляд кажется. А в случае с Россией ответ на него уж точно не очевиден. Многовариантность ответов по поводу нашей Родины особенно заметна, как ни странно, из Европы. О том, что большая Россия особенно хорошо видится на расстоянии, давно сказано немало слов великими людьми - взять хотя бы Гоголя, которому наилучшим образом отчизна виделась из Рима. Как бы там ни было, вопрос о предсказуемости своей страны иногда бывает полезно задавать самим себе, поскольку он проясняет не только отношение конкретного человека к стране и миру, но и к своей личности, не говоря про сценарии дальнейшего жизненного пути.

Ранее я уже делился некоторыми впечатлениями по поводу пресс-тура, посвященного взаимоотношениям России и НАТО, в котором участвовал на днях в составе небольшой группы российских и украинских журналистов по приглашению Фонда Фридриха Науманна "За свободу".

В программе встреч и дискуссий не было вопросов исключительно о России и ее особенностях. Однако в первый же день работы в Брюсселе на повестке обсуждения внутри нашей российско-украинской группы с подачи сразу нескольких экспертов возник тезис "Россия – непредсказуемая страна".

Были, разумеется, горячие споры, в которых украинцы отстаивали точку зрения о непредсказуемости, а мы, напротив, пытались им объяснить, что ничего непредсказуемого в стране давно уже нет. Любопытно, что обе стороны выстраивали разные позиции на одной, как модно говорить, платформе – проблемы с выборами, "управляемая демократия", регулируемое (скажем так) федеральное телевидение, особенности поведения лидеров, дикая коррупция и т.п. И в зависимости от позиции все эти вопросы могли служить аргументами как "за", так и "против" предсказуемости или непредсказуемости.

Любопытно, что те, для кого Россия – не родная страна, но на каком-то личном опыте изученная, придерживались нашей точки зрения – о предсказуемости. К примеру, в этом "лагере" был руководитель Московского бюро Фонда Фридриха Науманна Саша Тамм (Sascha Tamm), который живет в России продолжительное время. Вполне предсказуемой назвал нашу страну в личной беседе со мной журналист "Берлинской газеты" Франк Херольд, занимающийся долгое время проблемами российско-немецких и иных международных отношений. А вот депутаты Бундестага (немецкого парламента) от разных партий и эксперты по делам НАТО в Брюсселе придерживались противоположного мнения.

Так предсказуема ли все-таки Россия – особенно по сравнению с "цивилизованным миром" - или непредсказуема?

И да, и нет.

Ирония судьбы состояла в том, что наша группа буквально на третий день пресс-тура смогла убедиться на собственном опыте в том, что и в Европе возможны непредсказуемые сюрпризы, несмотря на высокий уровень всех организационных процессов.

Программа, начавшаяся в Брюсселе, должны была продолжиться в Берлине, куда организаторы намеревались доставить нас на самолете.

Однако, прибыв в аэропорт, мы обнаружили, что воздушное сообщение столицы Бельгии с другими местами земного шара прервано – авиаперевозчики объявили забастовку. Ну, что поделать – вот так там люди решают споры с работодателями и борются за свои права. Поскольку перспектив улететь не просматривалось даже на следующий день, последовала незапланированная и очень скоростная "обзорная экскурсия" по Брюсселю - в ходе переезда от аэропорта до железнодорожного вокзала, где организаторы проекта тем временем срочно принимали меры, чтобы берлинская часть пресс-тура не была сорвана.

Меры были приняты вовремя. А спринтерский забег по вокзалу с чемоданами к уходящему поезду всегда бодрит и обостряет ощущение времени и жизни, независимо от того, в какой части света находится вокзал. Это скажет любой пассажир, которому доводилось опаздывать.

Короче говоря, в беге на короткой дистанции с грузом мы выиграли у судьбы со счетом 8:0 (нас было 8 человек) и чудом успели сесть в скоростной поезд, следующий по маршруту Брюссель-Кельн. В Кельне нам предстояло пересесть на другой супер-экспресс, уже до Берлина.

Поезд с тихим мерным гулом разгонялся до немыслимых в России скоростей (подсказки про "Сапсан" не актуальны, поскольку отечественные железнодорожные магистрали таких скоростей не позволяют пока физически), ухоженные поселки и чистые поля сливались за окном в одну пеструю ленту, и уже казалось, что все тревоги позади. Но не тут-то было. Пестрая лента превратилась в черную, а потом поезд встал. В туннеле. Непредсказуемо.

К чему эти подробности? К тому, что через пару минут спокойный приятный голос на всех основных европейских языках принялся убеждать пассажиров, что причина остановки – технические неполадки, что специалисты уже работают и волноваться не о чем. Проще говоря, нас заверили, что "все будет хорошо". В дальнейшем ситуация стала еще интереснее. Из-за длинной неожиданной стоянки мы (и не только мы) начали опаздывать на поезд в Берлин. И вскоре после того, как поезд снова поехал, было сделано еще одно объявление: о том, что направляющиеся в Берлин пассажиры должны сообщить об этом представителям поездной бригады, которые пойдут по вагонам. И поезд из Кельна в Берлин будет немного задержан (!), чтобы те, кто едет с пересадкой, могли на него успеть.

Собственно, все так и случилось. Поезд из Брюсселя приехал на вокзал на тот же путь, где уже стоял берлинский экспресс, поэтому пришлось пробежаться пару десятков метров, а дальше была предсказуемо спокойная поездка до столицы Германии.

И в этих деталях, как мне кажется, кроется отличие в предсказуемости (или непредсказуемости, как кому удобно) жизни у нас и в Европе. Там, благодаря, в том числе, простым действиям, вроде вовремя сделанных объявлений "Сохраняйте спокойствие, все нормально", проникаешься уверенностью, что все действительно будет нормально. Это программирует, что и дальше жизнь будет продолжаться, предсказуемо нормально и по-человечески. В своем опыте путешествий по России, в том числе по железной дороге, я плохо припоминаю подобную элементарную заботу о пассажирах. У нас все и везде любят держать друг друга в напряжении. На всякий случай, чтобы не расслаблялись. В итоге никто не уверен, что дальше все будет предсказуемо хорошо.

Предсказуемый и быстро ставший привычным высокий уровень подготовки всех "наших" мероприятий в Берлине (а ведь наша группа была даже не официальной делегацией) заставил вспомнить один конфуз в правительстве Саратовской области. Тогда у губернатора Аяцкова, который в белом зале с хрустальными люстрами торжественно заключал какой-то очередной договор о намерениях с очередной делегацией, в самый важный момент в руках вдруг оказалась непишущая ручка. Он, конечно, пусть и без слов, но крайне выразительно дал понять свое неудовольствие клеркам, и это было запоминающимся представлением, но суть в другом. Этот конкретный случай - в пользу предсказуемой России или непредсказуемой, как вам кажется?

Предсказуемость Европы для меня состоит в том, что если через 3-5-10 лет я вернусь на Гран-пляс в Брюсселе (Гамла-стан в Стокгольме, Рыночную площадь в Хельсинки – каждый может подставить место из своего опыта), то я скорее всего увижу их неизменными – со всеми старыми зданиями и архитектурными красотами. Я думаю, что предсказуемо увижу на главной площади Брюсселя чудную башню ратуши, если только не случится стихийных бедствий регионального или планетарного масштаба, которые сотрут ее с лица земли.

А что в России? Не буду говорить за всю страну. Но те, кто уехал из Саратова 3-5-10 лет назад, точно рискуют не найти много из того, о чем серьезные мужчины с высоких трибун говорят в выражениях "наше национальное культурное достояние". Проще говоря, можно не обнаружить собственно аутентичного города Саратова.

Скажем, уехавшие энное число лет назад помнят одну Музейную площадь, на которой Троицкий собор смотрелся достойно и свободно, находясь в окружении дружественных зданий Краеведческого музея, бывшего особняка купца Ф.К. Котенева (ныне школа), здания Управления ПривЖД. Но прошло всего несколько лет – и вот уже рядом с бывшим особняком появился уродец из серии "недорогие отели Адлера", а сама площадь визуально стиснута новыми скучными жилыми высотками так, что ощущение нехватки воздуха возникает физически. Потеря архитектурного ансамбля Музейной площади – не отдельных зданий, а именно площади - уже оплакана архитекторами и историками, но их мало кто услышал. Это история в пользу предсказуемой России или непредсказуемой?

Предсказуемое дружелюбие и улыбки в кафе и ресторанах Европы – и непредсказуемое немотивированное хамство в заведениях общепита в Саратове… Этот ряд, увы, слишком длинный, чтобы его продолжать.

Одним словом, их предсказуемо высокого уровня общей культуры и качества жизни мы будем добиваться непредсказуемо долго. В этом смысле мы – очень даже предсказуемая страна. Вот только гордиться такой предсказуемостью как-то совсем не получается.

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 0 1 2 3 4 5

Главные новости