Интервью с создателем "Сарметро"

2983

2 июля 2012, 16:22

Разрешите вам представить Антона Пикляева, создателя одного из самых успешных гражданских интерент-порталов Саратова, проекта "СарМетро".


С Антоном мы поговорили о предпосылках появления проекта, внутренней кухне и планах на будущее, чиновниках и народе, желаниях и действительности.
 
Расскажи немного о себе. Кто по образованию, кто по профессии?

Меня зовут Антон Пикляев. Мне 30 лет. Учился в Саратове, в СГУ, на филфаке, отделение лингвистики. Сейчас по профессии дизайнер. Сначала работал в Саратове в газете, потом уехал работать в Москву.

Как я понимаю, ты уже отошел от идеи постройки в Саратове метро и перешел к идее легкого метро (скоростного трамвая). С чем это связано?

Около 3-х лет я разрабатывал идею метро, именно такого же, как в Москве, тяжелого и глубокого. Потом я прикинул по финансам и получилось, что это огромные, безумные затраты. Пообщался со специалистами, с учеными, и мне стали объяснять, что то, что строилось в советское время – строилось без оглядки на количество денег. Это был скорее политический проект. Сейчас естественно ситуация изменилась, нужна эффективность. И такое метро, как московское – просто не эффективно по количеству затрат на его строительство. И у нас просто нет таких пассажиропотоков, чтобы делать полноценное метро. Поэтому вектор и сместился в сторону скоростного трамвая.

Когда и как тебе пришла идея заниматься таким проектом как "СарМетро" и почему именно эта тематика?

Вообще идея метро мне пришла еще в детстве, когда я прогуливал школу. Дома оставаться было нельзя, и поэтому я катался на трамвае: из Заводского в Ленинский, Ленинского в Заводской. После этого и появилась мысль, что транспорт у нас не развит и нужно метро. Вот с того времени все и началось. А потом уже была социальная сеть, общение, Живой Журнал и сайт: самостоятельный проект, освящающий деятельность и полезный для ежедневного использования каждому жителю города. Во всех больших городах, особенно на Западе, есть сайты транспортных предприятий, на которых есть расписания, схемы. У нас в Саратове до «СарМетро» такого не было.

Что для тебя сейчас проект "СарМетро"?

Этим проектом я сейчас живу. Все свободное время, когда я не занят на работе, у меня уходит на СарМетро. Утром, перед выходом из дома я занимаюсь проектом, вечером тоже занимаюсь проектом, то есть все свободное время я занимаюсь проектом.

Расскажи о внутренней кухне проекта, как все это работает?

У нас в команде 3 человека. Я, как учредитель, мой друг из Саратова как соучредитель (помогает хостингом и некоторыми техническими вещами) и журналист, который работает в Саратове в одном очень уважаемом СМИ, но он не выдает свое настоящее имя. Он работает, так скажем, под прикрытием, так как по роду своей деятельности может посещать различные комитеты и заседания. И в этом плане он очень полезен. Он и посещает и пишет, может делать фотографии узнавать о людях, занимающих определенные должности. Вот с помощью него получаются новости. Очень хорошо помогают те люди, которые постоянно заходят на сайт, которые в теме и увлекаются транспортом. Они размещают какие-то свои фотографии, комментарии и на основе их мы уже делаем новости. Например, кто-то сообщил, что на Танкистов меняют рельсы. Туда сразу выезжает журналист, делает фотографии, звонит в СаратовГорЭлектроТранс, узнает подробности, и на сайт выдается компетентная новость с комментариями нужных людей. Что касается справочной информации - мониторим интернет, мониторим сайты Мэрии, комитета транспорта, где вывешиваются расписания. Когда расписаний нет – прошу людей сфотографировать расписание, которое висит на остановке. И таким образом вся справочная информация появляется на СарМетро.

Недавно ты начал использовать модель краудфандинга (народного финансирования). Это работает?

Первый месяц это сработало на половину от необходимого, во второй месяц – на 1/3 от того, что нужно, в третьем месяце – на 1/5. Сейчас пока всего 500 рублей. Наверное все люди разъехались на дачи (смеется). Я тоже понимаю, что люди хотят видеть, что их деньги работаю, что-то делают. А работа журналиста не так бросается в глаза. И на такой проект краудфандить – не самый лучший вариант. Так что, скорее всего мы от этого откажемся.

Одно время у тебя на сайте висела реклама. Куда она пропала?

Это была реклама магазина моих родителей, и убрали мы её, поскольку за практически год существования рекламы на сайте по ней не было ни одного звонка. Реклама все же появится рано или поздно, поскольку действительно невозможно из собственного кармана оплачивать хостинг, журналиста и тому подобное. Я думаю, реклама будет связана с транспортом, то есть возможно получится договориться с автовокзалом, чтобы была система бронирования билетов или еще что-то близкое по тематике. Я уже составляю себе рейтинг компаний, с которыми можно работать.

Сейчас проект "СарМетро" это... 

Это информационный портал транспорта нашего города, на котором любой житель может найти то, что ему нужно - когда уходит автобус до Красного Текстильщика, где купить социальный проездной, обсудить уже имеющиеся идеи, внести свои.

Какая сейчас помощь требуется проекту?

Поскольку проект стал народным (ненавижу это слово), то без большой корреспондентской сети сайт бы просуществовал не долго. Если в городе где-то происходит какая-то авария, и о ней сообщают те, кто непосредственно находятся в этом месте – это самое то, что нужно сайту. Если бы не было тех, кто читает сайт и участвует в его жизни, то он не состоялся бы в полной мере, не мог бы оперативно сообщать о чем-то. К сожалению, пока у нас не существует единой диспетчерской службы.

Какое ближайшее будущее у проекта?

За год я планирую сделать из портала полноценное зарегистрированное СМИ, по возможности стать частью медиа-холдинга, взять на полную ставку журналиста, развиваться и как новостной сайт, и как справочный. Плюс появится широкая платформа для обсуждений новый проектов, новых идей, которые любой сможет внести и донести с помощью нашего портала до органа власти.

Были ли у тебя встречи с чиновниками и политиками, насколько они были успешными?

Встреч за этот год было довольно много, и в Транспортном Управлении и в СаратовГорЭлектроТрансе, и с зампредом Правительства Стрелюхиным. Прошла встреча с местным "Яблоком". Если говорить о чиновниках, то почти все, с кем я общаюсь, говорят, как все это здорово, как правильно, как хорошо, что мы это делаем и как они поддерживают всех нас. Я говорю им "Почему же вы не говорите это в слух?" и получаю ответ "Вы же понимаете, мы работаем в системе". То есть каждый отдельный чиновник все это поддерживает и понимает, но на уровне системы проект внесистемный.

Расскажи про свою инициативу со схемами трамваем и троллейбусов. Чья была идея, как происходили переговоры на этот счет и кто финансировал?

Схемы на портале у нас висели давно, и я подумал: почему они не висят в трамваях? Стал думать с кем можно пообщаться на эту тему, позвонил в СГЭТ, пообщались с ответственными по этим вопросам, потом специально приезжал в Саратов на переговоры. Их первая мысль была в том, что я пришел что-то продать, добавить рекламы и взять с них за это кучу денег. Я объяснил, что я занимаюсь этим идейно, никаких денег брать с них не собираюсь и предлагаю эту схему безвозмездно. В течение года решался этот вопрос. Не так просто это решить, поскольку были сложности с ликвидируемыми маршрутами. 12-й маршрут, ситуация с Мирным переулком, все это тормозило процесс. Когда все устаканилось напечатали схемы в троллейбусах. Для меня это был такой вклад в развитие города. Как только закрыли трамвай №8-9, повесили схемы и в трамваях. Не на всех маршрутах, но на основных уже висят.

"Белая карта Саратова. Транспорт" - что это? Руководство к действию?

Белая карта это то, что я буду делать, если я выйду на тот уровень, когда буду сам принимать решения по поводу развития транспорта Саратова. Как только случится такая ситуация, что у меня будет доступ к принятию решений, я приму на себя обязательства руководствоваться этой белой картой. Я для себя её принял. Если у меня не будет доступа к принятию решений, но кто-то из власти захочет ею воспользоваться, естественно он может её взять и полностью ей следовать. Никаких авторских прав нет. Это не революционные меры, это минимально необходимые меры чтобы город продолжал существовать. Для того, чтобы город развивался, нужны намного более амбициозные планы. Пока я не могу их задавать, потому что не могу реализовать.

Основная проблема общественного транспорта сейчас? Недофинансирование, коррупция, лоббизм? Или просто чиновничья глупость?

Основная проблема общественного транспорта Саратова это то, что его нет. Сегодня транспорт в Саратове находится на уровне африканских стран. Общественный транспорт должен выглядеть так, что в пределах города можно было добираться максимум за 40 минут. Тогда это город. Если добираешься за несколько часов – это уже несколько городов. А в Саратове иногда, чтобы добраться внутри одного района требуется больше часа. Это катастрофа, транспорт так не должен работать. Проблема в том, что нет системного подхода к транспорту. Когда кто-то наделённый властью встает и говорит "Я хочу трамвай из Комсомольского поселка в Мирный переулок" и все вынуждены выполнять его действия, хотя ему аргументированно объясняют, почему этого нельзя и не надо делать - это не системный подход к транспорту, это его развал. Во-вторых, большое количество денег крутится в транспорте в черную. Я сегодня два раза ехал на автобусе, оба раза кондуктор сидел на своем месте и оба раза мне билет не выдали. Это тоже большая проблема, это значит, что деньги не идут дальше в транспортную систему. В обоих случаях я набрал телефон транспортного управления(28-69-48, – прим. редактора), назвал номер автобуса и сообщил о нарушениях. Если так будет делать каждый, то некоторые проблемы мы можем уменьшить. В-третьих, власть в принципе не понимает, что городу нужен общественный транспорт. Наша власть делает все, чтобы превратить транспорт в бизнес, хотя делать этого ни в коем случае нельзя. Общественный транспорт – это социальная гарантия жителям города за то, что они живут в городе и работают на предприятиях города. Город обязан обеспечивать жителей инфраструктурой. Не зарабатывать на этом, а именно вкладывать в это деньги. А уже вслед за инфраструктурой начинает развиваться и сам город, и торговля и туризм и прочее.

И у меня последний вопрос, нужен ли Саратову музей ОТ?

Музей, кончено, нужен, это да. Я считаю, что историческому центру еще нужен исторический трамвай. Очень мало фотографий старого Саратова, где нет трамвая. Это до такой степени связанные части истории города (сам город и его трамвай), что их нельзя разделять. И когда в центре трамвай будет убран под землю, нужно будет обязательно восстановить линию или Вокзал – Пристань или Товарная станция – Пристань. Это будет экскурсионный маршрут со старинными вагонами. И по примеру европейских городов пускать, например, раз в полчаса этот трамвай, чтобы туристы могли узнать, что такое старый Саратов. Прямо по Проспекту, вместе с пешеходами. В этом нет ничего страшного, во многих городах такое существует и под колесами никто не погибает, потому что он ходит медленно. Конечно, это будет дорого, но это будет круто.

Я надеюсь, что политики скоро выйдут из моды и их место на страницах СМИ займут гражданские активисты. Пойду писать главу для "Белой карты".

Рейтинг: 5 1 2 3 4 5
Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день