"Прямой разговор" с Владимиром Григорьевичем Виричем

1144

8 октября 2007, 18:12

На сайте ИА "Взгляд-инфо" стартовал новый проект "Прямой разговор". Первым в нем принял участие Главный архитектор города Саратова Владимир Григорьевич Вирич. По результатам дискуссии  мы публикуем ее текст.

16.03, Дмитрий Воронков (Д. В.): – Добрый день всем посетителям нашего сайта. Начинаем он-лайн-дискуссию с первым гостем нашего нового проекта. Это главный архитектор Саратова Владимир Григорьевич Вирич. Добрый день, Владимир Григорьевич.

16.03, Владимир Вирич (В. В.): – Добрый день.

16.04, Д. В.: – Первый вопрос простой и общий: "Зачем нужен Саратову генеральный план?".

16.07, В. В.: –Здесь две причины: первая – формальная. Действующий Градостроительный кодекс Российской Федерации прямо предписывает необходимость такого документа у каждого населенного пункта и определяет генеральный план как документ территориального развития. А по сути – действительно, без генерального плана, то есть без плана, определяющего основные направления территориального развития города, его инженерных, транспортных и других инфраструктур, обойтись нельзя. Невозможно осмысленно, логично и последовательно, а главное – позитивно развивать город, не имея плана.

16.07, Д. В.: – В каких направлениях согласно генплану будет теперь развиваться город Саратов: Юбилейный, Елшанка или что-то другое?

16.10, В. В.: – В настоящее время и на ближайшую перспективу у города определились два главных планировочных направления: на север – в направлении поселка Солнечный и на северо-восток – по Усть-Курдюмскому тракту. Главенство этих направлений определяется, во-первых, наличием территориальных резервов, относительным экологическим благополучием, а также подкрепленной, ранее выполненной градостроительной документацией. Северо-западное и южное направления, то есть Ленинский и Заводской районы, являются подчиненными направлениями.

16.16, zevs: – Владимир Григорьевич, какова очередность выполнения мероприятий по генплану? Что будет выполняться в первую очередь? В какие сроки? Самое главное – как определяются первостепенные направления, главное – кем?

16.18, В. В.: – Наличие утвержденного генерального плана, а также утвержденных правил землепользования и застройки – эти документы должны быть утверждены в городе к концу этого года, должны резко снизить участие чиновников в принятии решений, связанных с землепользованием и застройкой, так как генеральный план определяет функциональное назначение территорий, а правило землепользования определяет правовой аспект использования этих территорий, причем оба эти документа становятся публичными, то есть деятельность чиновников должна стать совершенно прозрачной и видимой. Например, при принятии решения об изменении разрешенного вида использования земельного участка землепользователь принимает решение полностью самостоятельно лишь в рамках градостроительных регламентов и красной линии генерального плана и лишь уведомляет чиновника о своем решении.

16.23, zevs: – Известна ли сумма, хотя бы в общих чертах, требуемая для улучшения транспортной инфраструктуры Саратова?

16.23, В. В.: – Уважаемый Зевс, первую очередь реализации генерального плана составляют в основном мероприятия, не требующие сложных технических решений и крупнейших единовременных затрат. Например, в сфере транспортного строительства – это воссоздание разрушенных улиц и дорог, строительство простых, плоскостных, саморегулирующихся развязок на основных планировочных направлениях, и эти мероприятия уже реализуются: ведется строительство кольцевой развязки на пересечении 6-го Соколовогорского проезда (улица Аэропорт), уже начато рабочее проектирование других магистралей – в частности, соединяющей Гусельский мост с улицей Антонова в Солнечном, что поможет снять транзитно-транспортные нагрузки с центра. Первоочередные мероприятия и направления определяются разработчиками генерального плана на основе всестороннего комплексного анализа существующего в городе положения.

16.25, Владимир Тупин: – Наличие правил игры, к сожалению, никак не влияет на ситуацию. Давление капиталов сомнет все эти правила застройки, как ураган бумажный домик.

16.32, В. В.: – Уважаемый Владимир Тупин, за нарушение правил застройки, которые должна утвердить Саратовская городская дума и тем самым превратить их в местный нормативно-законодательный акт, предусматривается ответственность. При нарушении правил органы администрации вправе обратиться в суд за защитой общественных интересов. Неисполнение решений суда повлечет уже уголовную ответственность.

16.16, Повелитель_аквалангов: – Насколько я знаю, генплан составлялся около десяти лет, срок его действия – около тридцати лет. Реально ли его полное выполнение за это время?

16.35, В. В.: – Уважаемый Повелитель аквалангов, действительно, реализация генеральных планов советского периода весьма низка. Анализ показывает, что одной из основных причин современного состояния города является именно нереализация заложенных в предшествующих генеральных планах решений. Сегодня закон прямо предписывает по утверждению генерального плана разработать и утвердить план реализации генерального плана, в соответствии с которым и будет происходить воплощение в жизнь положений генплана.

16.13, Мастер Джедай: – Уважаемый Владимир Григорьевич, поможет ли создание генплана побороть коррупционную составляющую, традиционно присутствующую во время выделения земли – в частности, под застройку – в нашем многострадальном городе?

16.17, Мастер Джедай: – И еще: как быть с зелеными зонами в Саратове, которых с каждым днем (именно днем) становится все меньше? Не рискует ли Саратов остаться без своих зеленых "легких", и какие мероприятия предусматривает генплан, чтобы это предотвратить?

16.38, В. В.: – Уважаемый Мастер Джедай, во-первых, генеральным планом предается статус особо охраняемой природной территории лесопарку Кумысная поляна – нашему основному элементу градоэкологического каркаса. Также предусматривается расширение многих скверов и парков – например, парка Победы – почти в два раза, со ста трех гектаров до более двухсот гектаров. Другое дело – охрана зеленых насаждений, их правильная эксплуатация.

16.26, Зинаида: – Понимаю, что вопросы о набережной уже порядком набили всем оскомину, но все же. Когда начнутся берегоукрепительные работы? А то, боюсь, мой дом скоро может превратиться в корабль.

16.40, В. В.: – Уважаемая Зинаида, вопросы по реконструкции берегоукрепительных сооружений должны начаться в конце 2008 года на территории от комбикормового завода в сторону Улешей.

16.29, Лисичка: – А планируется уточнение генплана в ходе его реализации? Мало ли что изменится в ближайшие лет десять–пятнадцать.

16.42, В. В.: – Уважаемая Лисичка, конечно, жизнь не стоит на месте, тем более что любой план является в определенной степени прогнозом, а прогноз никогда не бывает стопроцентно точным, поэтому в правилах землепользования и застройки города предусмотрены процедуры внесения изменений и в генеральный план, и в правила через публичные слушания.

16.42, Д. В.: – Всех саратовцев, независимо от того, где они живут, интересует, что в дальнейшем будет с центром Саратова. В документах генплана есть такой пункт: «Создание альтернативного ядра центра, размещенного в полосе двух парных магистралей – улиц Большой Горной и Соколовой». О чем идет речь? В чем будет выражаться? Не приведет ли это к тому, что Большая Горная и Соколовая тоже, как Вольская, Радищева и другие, встанут в пробках намертво? Что будет с трамваем на Большой Горной?

16.50, В. В.: – Целью создания альтернативного центра является необходимость разгрузки существующего ядра. Основой транспортной системы центра являются две парные магистрали – Соколовая и Горная, между которыми должен разместиться новый центр. Институтом Саратовгражданпроект разработан проект планировки, где учтены все аспекты, в том числе и транспортные, которые предусматривают организацию непрерывного движения по магистралям, что позволит избежать заторы и увеличит пропускную способность всей системы центра в целом. Сам центр будет представлять собой комплексы современных многофункциональных зданий, включая и высотные.

16.51, Старый горожанин: – Владимир Григорьевич, когда Вы начнете влиять на ситуацию с незаконной застройкой? Почему не делали этого до сих пор, и как Вам, так плодотворно поработавшему с Аксененко, до сих пор удается сидеть в кабинете на Кирова?

16.59, В. В.: – Уважаемый Старый горожанин, в настоящее время законом определяется только одна государственная организация, имеющая право надзирать и контролировать ход строительства – Государственный строительный надзор. Тем не менее в течение ряда лет, комитет по архитектуре, как мог, боролся с незаконным строительством. До сих пор продолжаются суды, тянущиеся по 4–5 лет – например, с фирмой "Аревик" (здание бывшей трамвайной станции на углу Московской и Астраханской). Тем более что сейчас муниципалитет лишен права распоряжения земельными участками, и, соответственно, комитет по архитектуре становится ненадлежащим истцом в суде. Так что здесь я с Вами не согласен, просто наши возможности весьма и весьма ограничены. Если Вы так ратуете против незаконного строительства, попробуйте сами подать иск, доказав судье, какие ваши права и законные интересы нарушает незаконное строительство – например, при невозможности использования Вами зеленых насаждений. Что касается кабинета, то до проспекта Кирова ваш покорный слуга 18 лет проработал в различных проектных организациях, главным архитектором проекта генерального плана был назначен в 1991 году, кем по сути и являюсь до сих пор.

16.52, Starikov: – Будет ли в Саратове построена линия метрополитена? Просто это существенно помогло бы решить проблему транспорта. Я, конечно, понимаю, что есть ценз на численность населения, но технической проблемы быть не должно в любом случае. Построили же в Питере и Казани…

17.02, В. В.: – Уважаемый г-н Стариков, технико-экономическое обоснование строительства метрополитена разрабатывалось для Саратова еще в 80-е годы. Действительно, сегодня технических проблем не существует. Все упирается только лишь в финансирование. И "ценз на численность населения" совершенно ни при чем. Если найдется инвестор, то такое строительство вполне возможно. Линиями метрополитена должны стать два диаметра: меридиальный (из Ленинского района через центр под Волгой в Энгельс) и широтный (из Заводского района в Новосоколовогорский).

16.51, Житель: – Уважаемый Владимир Григорьевич, не считаете ли вы что публичные слушания по генплану, проводимые по будням в 10 часов утра, немного ущемляют права общественности? Вряд ли начальник отпустит служащего на подобное мероприятие. А чем меньше народа ходит на слушания, тем меньше головной боли властям. И подобными действиями подчеркивается только декларативная сущность генплана.

17.08, В. В.: – Уважаемый житель, временные параметры проводимых публичных слушаний полностью соответствуют требованиям закона. Степень головной боли властей в период подготовки города к зиме настолько огромна, что количество людей, присутствующих на слушаниях, на нее практически не влияет. Что касается декларативности генплана, то в определенной степени он декларативен. Это происходит от того, что мы пытаемся отразить динамичные городские процессы в статичных моделях – чертежах, картах, схемах. И, чтобы декларация не осталась таковой, необходим конкретный план реализации, выраженный в муниципальных программах развития городских структур.

17.10, ВВП: – Владимир Григорьевич Вирич, метрополитен – это, конечно, хорошо, только, пожалуй, не совсем реально. А вот фуникулер на Соколовку? Прекрасный парк. Горожане были бы довольны. И что с историческим центром – защита и помощь будет?

17.14, В. В.: – Уважаемый ВВП, насчет фуникулера на Соколовую гору из центра пока говорить трудно, а вот с Соколовой горы (парка Победы) в направлении берега Волги – вполне реально. Администрацией уже принято решение о разработке проекта планировки территории Затона от моста до Маханного оврага, где будут предусмотрены мероприятия по уположиванию склонов Соколовой горы и созданию связей парка с берегом Волги, в том числе и, возможно, путем устройства фуникулера. Насчет центра: министерством культуры области принято решение о корректировке действующего проекта охранных зон памятников истории и культуры. Как система ограничений охранные зоны включены также в правила застройки. А охранять историческое наследие, наверное, мы должны все вместе.

17.16, В. В.: – Уважаемые посетители, спасибо за вопросы. На ваши последующие вопросы я постараюсь дать ответ в течение сегодняшнего вечера.

17.20 admin: – Уважаемые посетители. На ваши последующие вопросы Владимир Вирич готов дать ответ в течение сегодняшнего вечера на нашем форуме.

Подпишитесь на наш Telegram-канал: в нем публикуем только самые интересные новости с редакционными комментариями

Рейтинг: 3.5 1 2 3 4 5
Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день

Главные новости