Прямая речь: Илья Кириленко о борьбе авиадиспетчеров с госкорпорацией

1250

21 апреля 2010, 10:40

На фоне горячих новостей, так или иначе затрагивающих авиационную отрасль, неприметными выглядят протестные действия, организованные профсоюзом авиадиспетчеров России. Причиной акции стало заключение администрацией ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" нового коллективного договора с работниками в ущерб их интересам и в обход профсоюза авиадиспетчеров.

Начиная с 9 апреля, акции протеста охватывают все новые и новые города, и на сегодняшний день их уже 52, в том числе Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Иркутск, Чита. 15 апреля этот список пополнил Саратов. В качестве формы протеста авиадиспетчеры, ограниченные в методах борьбы за свои права законодательством (им запрещено бастовать), избрали ограничение приема пищи во внерабочее время. Сейчас в Саратове акцию поддерживают около 70 авиадиспетчеров.

Для выяснения сути и причин конфликтной ситуации корреспондент "Взгляда-инфо" обратился за комментарием к заместителю председателя саратовского отделения Федерации профсоюзов авиадиспетчеров России (ФПАД) Илье Кириленко.

- Илья, когда начала назревать конфликтная ситуация?

- В конце прошлого года администрация госкорпорации начала оказывать давление на работников и профсоюз с целью не допустить заключения нового трудового договора, который сохранил бы все те гарантии, которые содержались в старом.

С этой целью подписание договора, устраивавшего профсоюз, оттягивалось. А еще летом прошлого года была парализована работа главного офиса ФПАД в Москве, сотрудников которого просто выкинули на улицу, а помещение со всей документацией опечатали. После этого гендиректором Валерием Горбенко был изменен сам порядок заключения коллективных трудовых договоров. Так если старый договор был единым для всей госкорпорации в целом, и его действие распространялось на ее филиалы по всей России, то теперь каждый филиал разрабатывает свой договор, что, впрочем, не меняет сути дела: договоры, разработанные филиалами, служат интересам госкорпорации и ущемляют права работников. После этого в обход профсоюза и под нажимом администрации по филиалам были проведены выборы представителей работников для заключения трудовых договоров, выгодных администрации. И таких договоров сейчас заключено около 15, причем каждый содержит те или иные нарушения.

- Какие конкретные нарушения Вы могли бы выделить?

- Например, пункт 3.6. коллективного договора, навязанного руководством филиала "Аэронавигация Центральной Волги", в подчинении которого находится Саратовский центр организации воздушного движения, дает руководству филиалов госкорпорации право в одностороннем порядке изменять условия договора (после 60 дней с момента уведомления работников). При этом для внесения таких изменений руководству достаточно просто сослаться на "изменение экономических, организационных и иных условий" в сторону их ухудшения. Подобная формулировка превращает важнейший документ, защищающий права работников, в фикцию, а самих работников в объект манипулирования руководства. Другими словами, суть конфликта даже не столько в системе оплаты труда или ее размере, как пытается представить топ-менеджмент госкорпорации, а в том, что руководство сознательно пытается поставить работников в бесправное положение.

Приведу еще один пример. Если по старому договору заработная плата индексировалась два раза в год в зависимости от повышения авиационных сборов, то теперь только раз в год, причем размеры этой индексации определяются фактически по произволу руководства, исходя из пресловутого "экономического положения".

Именно поэтому нашей целью является возврат к практике единого коллективного договора и принятие договора в том виде, в каком он существовал по март этого года и который гарантировал наши права в полном объеме. Кроме того, мы требуем отставки генерального директора ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" Валерия Горбенко, чьи действия и привели к возникновению конфликта.

- Как Вы оцениваете роль средств массовой информации в Вашем противостоянии с госкорпорацией? Насколько объективно освещается конфликт?

- Я хочу отметить, что СМИ озвучивают информацию, которую они получают от руководства госкорпорации. Но эта информация, по большей части, не соответствует действительности.

- Как раз на прошлой неделе помощник генерального директора по связям с общественностью ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ" Андрей Прянишников, отвечая на вопросы информагентства "БалтИнфо", озвучил размер средней заработной платы авиадиспетчера в России. По его словам, она составляет 71556 рублей, а в зависимости от региона она может доходить до 160 тыс. рублей.

- У меня, мягко говоря, другие данные. Я – диспетчер первого класса с допуском на английском языке, то есть у меня 25-процентная надбавка за обслуживание на английском языке – получаю "чистыми" 37-38 тыс. рублей. И это средняя зарплата по предприятию, так как остальные работники имеют такую же квалификацию. Ни о каких 70 тысячах даже и разговора нет. В Самаре оклады выше процентов на 10, в Ростове-на-Дону – процентов на 20-30. Но это опять-таки даже близко не 70 тысяч, о которых заявляет руководство. И по всей России цифры не очень сильно разнятся.

Между тем - опять возвращусь к освещению проблемы в СМИ – пресса с подачи руководства госкорпорации муссирует тему финансовых трудностей в отрасли, падения объемов перевозок, хотя, по моим данным, авиаперевозки сейчас вышли на докризисный уровень. Так что это еще один пример неискренности руководителей.

- И, тем не менее, даже такая зарплата в три раза выше, чем средняя в Саратовской области. Это как-то связано с условиями труда авиадиспетчеров?

- Да, это так. Работа диспетчера входит в тройку самых напряженных (с психологической точки зрения) профессий: на работе мы постоянно находимся в состоянии психологического напряжения, нужно быть постоянно готовым оказать любую помощь экипажам самолетов, попадающим в нестандартную или аварийную ситуацию, быть готовым одновременно работать с несколькими абонентами, то есть воздушными судами, находящимися на связи, и таких нюансов множество. Поэтому, скажем, только доплата за вредность составляет 24 процента. Кроме того, это очень редкая и важная профессия, ведь мы обслуживаем не только гражданскую авиацию, а в случае необходимости оказываем содействие и оборонному ведомству.

- Региональные органы власти как-нибудь реагируют на Ваш конфликт с руководством?

- Местная власть, по крайней мере, не мешает. Не знаю, как она реагирует, но главное – не мешает. Но и не помогает. Хочу особо отметить достаточно вялую реакцию региональных СМИ. Информационное агентство "Взгляд-инфо" - одно из немногих, кто отреагировал на нашу проблему.

- Акции протеста начались совсем недавно, но каких-то результатов уже удалось достичь?

- Пока, к сожалению, похвастаться нечем – воз, что называется, и ныне там. Но мы не теряем надежды и ожидаем реакции не только руководства госкорпорации, но и федерального правительства. Однако реакция ограничивается только абсурдными заявлениями, подобные тем, что Вы сами приводили. Многие из этих заявлений иначе, как ложью назвать нельзя. Руководство сознательно очерняет участников протестных акций, заявляя, что мы пытаемся нарушить авиасообщение и ставим под угрозу жизни пассажиров. Мы хотим решить проблему, но решить исключительно законными методами.

- Но те возможности, которые предоставляет Вам законодательство, малоэффективны…

- Да, пока малоэффективны еще и потому, что наши СМИ уделяют внимание чему угодно, хоть извержению вулкана в Исландии, но не говорят о российских проблемах, наших проблемах. Говорят о забастовках во Франции, Германии, Греции, о чем угодно, только не о России. То есть проблему попросту замалчивают.

- В том случае, если формы протеста, которые на данный момент избрал профсоюз, не принесут никаких результатов, какие действия будут Вами предприниматься?

- Пока я не могу ничего сказать по этому поводу, поскольку в своих действиях мы очень ограничены рамками закона. Иными словами, протестные акции никоим образом не должны влиять на безопасность авиасообщения.

- А, например, митинги, пикеты Вами не планируются?

- К сожалению, нас сильно ограничивает сложный график работы, который позволяет одновременно принять участие в митинге или пикете не более 15-20 авиадиспетчеров.

- Какие организации или, может быть, политические партии оказывают Вам поддержку или хотя бы выражают солидарность?

- Нас поддержало Объединение профсоюзов России "СОЦПРОФ". Но это движение в Саратове не развито, а на федеральном уровне они нас поддерживают. Из политических партий ЛДПР предлагала свою помощь медиаресурсами и помещением.

- А КПРФ? Вы не планируете, скажем, присоединиться к их маевке и заявить о своих проблемах?

- Пока мы к коммунистам не обращались, и они свою помощь не предлагали. Я даже не знаю, известно ли им о наших проблемах, но мы всегда готовы принять любую помощь.

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 0 1 2 3 4 5

Главные новости