Началась кампания по дискредитации проекта нового аэропорта Саратова

12673

7 октября 2014, 14:31

Правительство Саратовской области во главе с губернатором Валерием Радаевым вновь подверглось массированной атаке со стороны т.н. оппозиционных СМИ.

Предметом критики стало строительство в Сабуровке международного аэропорта, которое ведется благодаря средствам федерального и регионального бюджетов, а также вложениям частного инвестора -  ГК "Ренова".

Статьи в прессе появились накануне приезда в Саратов министра транспорта РФ Максима Соколова и призваны дискредитировать крупнейший инфраструктурный и имиджевый проект последнего двадцатилетия.

По данным источника ИА "Взгляд-инфо" на Московской, 72, "псевдоаналитические  публикации, возможно, инициированы владельцем ОАО "Саратовские авиалинии", банка "Агророс", издателем ИА "Свободные новости" Аркадием Евстафьевым, который, на наш взгляд, очень обеспокоен угрозой крушения "воздушной" монополии в случае завершения строительства нового аэропорта".

"Похоже, что в угоду своим узкокорыстным интересам Евстафьев хочет сохранить за Саратовской областью статус глухой провинции", - добавил собеседник.   

Лейтмотивом создания негативного информационного фона является тезис о неспособности руководства региона довести до конца реализацию проекта и правильно расставить приоритеты.  По мнению авторов публикаций и комментаторов из "Саравиа", есть куда более важные направления расходования бюджетных средств, чем аэропорт (например, дороги и ЖКХ).

В статьях не нашел отражения процесс формирования в Саратовской области монополии на рынке воздушных перевозок и приватизации компании-авиаперевозчика. Редакция нашего агентства намерена в дальнейшем восполнить этот пробел, а пока предлагает вниманию читателей выдержку из материала "Пристегните ремни":

"Как и многие бывшие государственные предприятия, в первой половине 90-х компания была частично приватизирована и прошла через процедуру акционирования. Это произошло в мае 1994 года – тогда выпустили первые ценные бумаги ОАО. Контрольный пакет (51 процент)  в уставном капитале являлся собственностью Российской Федерации, остальные акции принадлежали частным лицам, которые периодически перепродавали свои доли. На протяжении всего периода деятельности – в условиях государственной экономики и капитализма – перевозчик оставался монополистом на саратовском рынке. Скандальную известность Общество приобрело в начале нулевых, когда блокирующий пакет оказался в руках у Романа Эрастовича Пипии – известного в те годы олигарха областного значения, держателя сельскохозяйственных, ликеро-водочных и футбольных активов. Его вхождение на рынок сопровождалось чередой странных сделок: покупкой у "Саратовского авиационного завода" самолета по незначительной цене, передачей крупных ремонтных подрядов "Саравиа" фирме "Альянс" (пресса прочно связывала ее с именем самого Пипии), договором об "ответственном хранении" оборудования Зоринской нефтебазы, заключенный с "Партнером" – компанией Мераба Пипии, брата вышеназванного гражданина.

На апрель 2006 года официальная доля предпринимателя, прозванного с подачи доброжелателей "прекрасным мингрелом", составляла 26,5 процента, еще десятью номинально владел Александр Львович Кондратенко – младший партнер и подчиненный Пипии, руководитель юридических служб его империи.

О производственных успехах того времени можно судить по отчету собрания акционеров авиакомпании за 2005 год: пассажирооборот сократился на 8%, на международных воздушных линиях произошло падение перевозок на 26,6%, наблюдался дефицит собственных оборотных средств (приходилось брать кредиты в банках), флот не модернизировался в достаточном объеме. Понятное дело, что ни о какой масштабной реконструкции аэровокзального комплекса или взлетно-посадочной полосы не шло и речи.

За эти годы некоторые региональные компании (например, "ЮТэйр") вышли на федеральный уровень и стали конкурировать с флагманами индустрии воздушных перевозок, появились так называемые лоукостеры, наметились тенденции разукрупнения рынка. Пока в других регионах строили новые аэропорты, расширяли линейку перевозчиков и маршрутов, обновляли авиапарки, улучшали качество обслуживания, саратовская монополия занималась эффективным "хозяйствованием" в интересах отдельных акционеров и эксплуатировала остатки ресурса судов. Исход Романа Эрастовича из "Саравиа" начался в конце 2006-го: в декабре он продал свой пакет акций ЗАО "Инвестиционный холдинг "Энергетический союз", владельцем которого называют Аркадия Евстафьева, бывшего руководителя "Мосэнерго" (был уволен после аварии на подстанции Чагино в Москве), отметившегося дружбой с Чубайсом. Сумма сделки, по некоторым данным, составила 24 млн рублей, что показалось наблюдателям нерыночной ценой: в реальности пакет мог быть продан за 120 миллионов, то есть, предположительно, имела место комбинированная схема продажи, которая позволила существенно снизить налогооблагаемую базу.

Эта гипотеза основана в том числе и на том, что Роман Пипия за годы своего экономического господства в губернии не имел привычки упускать выгоду и благоволить фискалам. 

Официально компания Евстафьева стала совладельцем (25,1% акций) "Саратовских авиалиний" 18 января 2007 года – с этого времени начинается длительный период лоббирования сделки о покупке контрольного пакета у государства.

Планам "Энергетического союза" мог помешать президентский указ о включении ряда региональных авиаперевозчиков в структуру государственной корпорации (ГК) "Ростехнологии".

В июле 2008 года в федеральных СМИ прозвучала информация о том, что казенная доля "Саравиа" перейдет под управление ГК, на базе которой будет создан новый государственный авиахолдинг. Планировалось, что базой для новой компании должны стать маршрутные сети и авиапарк "Атлант-союза", альянса "Эйрюнион", ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургских авиалиний", "Владивостокавиа",  а также саратовского монополиста.  Однако экономический кризис заставил федеральные власти изменить ранее озвученные планы.  

Контрольный пакет у государства был выкуплен 29 декабря 2011 года. Приобретателями в равных долях выступили две компании (вероятно, обычные оффшорные фирмы) – Tricona Enterprises Inc. и Avalon Ventures Inc., зарегистрированные в Белизе (Центральная Америка) – государстве со льготной системой налогообложения.   В самих обстоятельствах сделки есть признаки "родовой травмы": неужели господин Евстафьев и "Энергетический союз" не могли использовать менее прозаичный способ приватизации государственного имущества? "След Белиза" в сделке вряд ли свидетельствует о желании новых собственников отказаться от прежней, пипиевской стратегии "эффективного хозяйствования". Напротив, такие обстоятельства дают основания полагать, что дурная традиция будет продолжена, а значит – клиентам, наверное, следует забыть о качественном изменении сервиса и повышении уровня безопасности полетов".

Перспективным в расследовании процесса приватизации "Саравиа" является оценка законности приобретения новыми собственниками акций, ранее принадлежащих господину Кондратенко.

Есть предположения, которые впоследствии, возможно, будут официально подтверждены правоохранительными органами, что Кондратенко сам не знал о "покупке" у него акций, как и не было согласия на сделку со стороны его супруги.

Следственные органы имеют возможность проверить сделку на предмет наличия признаков преступления, предусмотренного 159 ст. УК РФ "Мошенничество", тем более, что срок давности по эпизоду с приобретением доли Кондратенко пока не истек.

Подпишитесь на наш Telegram-канал: в нем публикуем только самые интересные новости с редакционными комментариями

Рейтинг: 3.5 1 2 3 4 5
Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день

Главные новости