"Лента.ру" предрекла конец монополии "Саратовских авиалиний"

8308

30 апреля 2015, 18:18

Деятельность и структура капитала авиакомпании "Саратовские авиалинии" привлекла внимание журналистов федерального издания Lenta.ru.

Сегодня, 30 апреля, на сайте портала опубликована аналитическая статья "Игра в монополию. Двадцатилетний опыт регионального авиаперевозчика".

Журналисты констатируют, что "Саравиа" уже 20 лет является монополистом на саратовском рынке авиаперевозок.

В 90-х предприятие прошло процедуру приватизации. Официально зарегистрировано в 1994 году, после чего контрольный пакет акций (51 процент) остался под контролем государства, а остальные перешли в частные руки.

В начале 2000-х владельцем блокирующего пакета акций компании стал саратовский бизнесмен Роман Пипия. По данным на апрель 2006 года, официальная доля предпринимателя составляла 26,5 процента. Еще десятью процентами номинально владел младший партнер и руководитель юридической службы Пипии — Александр Кондратенко.

В январе 2007 года Роман Пипия перепродал свой пакет акций "Саратовских авиалиний" компании ЗАО "Инвестиционный холдинг "Энергетический союз", возглавляемой Аркадием Евстафьевым.

По неофициальным данным, сумма сделки составила 24 миллиона рублей и была существенно занижена (примерно в пять раз).

Контрольный пакет акций, остававшийся в собственности государства (Росимущество), должны были передать госкорпорации "Ростехнологии", на базе которого планировалось создать новый государственный авиахолдинг, однако из-за экономического кризиса 2008 года эти планы не осуществились. А в конце 2011 года государственный актив был продан частным инвесторам, - стоимость пакета акций составила 290 миллионов рублей, говорится в публикации.

Обладателями акций в равных долях стали компании "Tricona Enterprises Inc." и "Avalon Ventures Inc.", зарегистрированные в Белизе (Центральная Америка) - государстве с льготной системой налогообложения. По некоторым данным, эти коммерческие структуры имеют непосредственное отношение к Аркадию Евстафьеву, отмечает автор "Ленты.ру".

"Маршрутная сеть, которую на сегодняшний день обслуживает компания "Саратовские авиалинии", не так уж велика — чуть более десятка внутренних направлений, Армения и несколько скромных чартерных рейсов.... С другой стороны, одних только рейсов в Москву авиакомпания осуществляет семь ежедневно. Самолетный парк регионального монополиста — это девять Як-42, средний возраст которых 27 лет, и пара взятых в лизинг в 2013 году бразильских Embraer E-195. Еще четыре самолета Як в связи с выработкой ресурса находятся на хранении — в ожидании капитального ремонта.

Очевидно, что авиакомпании не хватает имеющейся флотилии для полного обеспечения потребностей устойчивого пассажиропотока, потому как самая распространенная претензия, высказываемая пассажирами "СарАвиа" (помимо задержки рейсов), это ветхость воздушного судна. Командированные и туристы частенько удивляются предстоящему путешествию на стареньком Яке вместо заявленного в маршрутной квитанции Embraer E-195. К слову, именно поэтому в местных СМИ с завидной регулярностью появляются сообщения о технических неисправностях, срочной замене бортов и внезапном плохом самочувствии пассажиров авиакомпании", - отмечают журналисты.

О своей готовности войти на саратовский рынок заявляли несколько крупных российских авиакомпаний. Но "Саратовские авиалинии" блокировали их попытки, используя право "исторического слота" на полеты между Москвой и Саратовом, а также право на обслуживание воздушных судов в саратовском аэропорту, говорится в статье.

Федеральное СМИ напоминает: обеспечить доступ других авиаперевозчиков к саратовскому аэропорту потребовал руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александра Нерадько.

В конце марта текущего года он провел специальное совещание, на котором обсуждался данный вопрос. В протоколе совещания, в частности, отмечалось: "С предложением летать в Саратов неоднократно обращались другие российские авиакомпании, среди которых такие известные, как "ЮТэйр" и "Аэрофлот". Однако, несмотря на нормы антимонопольного законодательства, компания "СарАвиа" не смогла обеспечить условия для приема, отправления и обслуживания на саратовском аэродроме других типов воздушных судов".

На позицию монополиста уже обращало внимание управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Так, 13 декабря 2013 года областной арбитражный суд подтвердил правомерность постановления о назначении ОАО "Саратовские авиалинии" штрафа в размере 458 тысяч рублей за нарушение Федерального закона "О защите конкуренции" в пользу авиакомпании "ЮТэйр".

"По всей вероятности, затянувшаяся игра в монополию подходит к логическому финалу. Министр транспорта России Максим Соколов, посетивший Саратов в октябре 2014 года, говоря о перспективах демонополизации рынка воздушных перевозок в регионе, прямо заявил, что своей задачей видит создание открытой конкурентной среды: "Чем больше будет прилетать новых авиакомпаний и появляться новых направлений в Саратове, тем лучше. Тем более что здесь появится взлетно-посадочная полоса в 3000 метров, на которую смогут садиться большие трансатлантические лайнеры. Конкуренция сможет обеспечить и загрузку этого аэропорта, а самое главное — удобство и комфорт для жителей Саратова и Саратовской области", - напоминают журналисты.

В своей речи министр упомянул также строящийся международный аэропортовый комплекс "Центральный" рядом с селом Сабуровка Саратовской области, пуск которого запланирован на 2017 год.

"Ввод в эксплуатацию нового авиаузла, несомненно, отразится на "Саратове-Центральном", который уже сейчас испытывает негативные последствия безответственного хозяйствования частных владельцев. Это не только изношенный самолетный парк, но и вопросы чистоты сделок с акциями "Саратовских авиалиний". К примеру — иск Александра Кондратенко о незаконной продаже принадлежащих ему 10 процентов акций авиакомпании, а также обращение саратовской организации "Общественный комитет по противодействию коррупции" к министру транспорта РФ с просьбой о проверке законности приобретения частного и государственного пакета акций "СарАвиа" компаниями из Белиза. Все это говорит о том, что региональному монополисту придется потесниться. Судя по всему, в самом ближайшем будущем", – говорится в статье.

Подпишитесь на наш Telegram-канал: в нем публикуем только самые интересные новости с редакционными комментариями

Рейтинг: 3.33 1 2 3 4 5
Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день

Главные новости