Сегодня в Радищевском музее открывается выставка "Ступени"

1400

18 июня 2015, 15:51

Сегодня в 17.00 в корпусе Радищевского музея на Первомайской, 75 откроется выставка саратовского художника Юрия Лаврентьева "Ступени".

"В состав выставки включены живописные произведения из мастерской художника, из коллекции Радищевского музея и частных собраний, созданные в течение нескольких десятилетий, начиная со второй половины 1980-х годов и до сегодняшнего дня. Разные этапы творческой эволюции мастера показаны с разной степенью полноты и, тем не менее, иногда даже по немногим ярким и характерным работам, можно представить, каковы были пристрастия и приоритеты автора в тот или иной период.

Десятилетие после окончания художественного училища стало для Юрия Лаврентьева временем совершенствования профессиональных навыков и активных поисков своего творческого почерка. Трогательный портрет сына Илюши (1986), являющийся вершиной целой серии портретных зарисовок, выдает увлечение искусством художников-семидесятников, многие из которых, в свою очередь, были увлечены освоением языков живописи эпохи Возрождения. Написанная год спустя композиция "У реки" (1987) свидетельствует о стремлении овладеть приемами мастеров "сурового стиля": темный колорит, обобщенные примитивизированные формы напоминают произведения Николая Андронова и Андрея Васнецова.

В начале 1990-х годов Юрий находит уже собственную оригинальную стилистику, в основе которой лежит синтез образных и пластических средств живописи самых разных эпох – от древнерусской иконописи до символизма и авангарда начала ХХ века, и в которой он работает до сих пор. Если воспользоваться категориями, предложенными когда-то искусствоведом Львом Мочаловым, художник отказывается от "образов восприятия", фиксирующих явления физической реальности, в пользу "образов представления", порождаемых свободной игрой творческого воображения. В такого рода образах чаще всего отражаются не мимолетные впечатления повседневности, но размышления о "вечных" проблемах человеческого бытия. Для Юрия Лаврентьева особенно актуальны сюжеты, связанные с взаимоотношениями человека с микро- и макросоциальной действительностью. На протяжении десятилетий он из раза в раз возвращается к архетипам, которые можно объединить в тематические комплексы. Важнейший из них строится вокруг образа "дома": "дом" – это  крепость, "цитадель", с "домом" связаны "семья", "соседи", "гости", "город", "улица", "окраина", из "дома" можно быть изгнанным ("беженцы"), домой можно "вернуться".

Вероятно, именно осмыслением проблем атомизации социального пространства, разрушения извечных человеческих связей и ценностных иерархий обусловлено появление в творчестве художника характерной "квилтовой" стилистики. Плоскости картин дробятся на мельчайшие сегменты, из которых как из старых лоскутков, складываются (иногда фрагментарные) фигуры людей и животных, и детали окружающих их ландшафтов. Урбанистическая сингулярность проницает все сферы и уровни бытия, так, что даже "Небожители", выглядывающие каждый из своего окна-клетки, становятся похожи на соседей, которыми перенаселены верхние этажи высоток. "Семья" в мировосприятии художника – пожалуй, единственное, что может противостоять социальному распаду. В композициях с одноименным названием тесно жмущиеся друг к другу люди, сами раздерганные почти на атомы, тем не менее, очерчиваются единым контуром, как будто хотя бы отчасти преодолевая дробление картинной плоскости – и мира.

Еще один значимый семантический комплекс в живописи Юрия Лаврентьева связан с представлениями о течении исторического времени и переменах, которые оно несет с собой. "Река времени" смывает актуальную реальность, стирает память о людях и событиях. Мы можем пытаться создавать "летописи", чтобы зафиксировать исчезающее настоящее, а если мы этого не делаем, нам остается сочинять "легенды" о том, какими были эти давно "забытые времена". Однако течение времени – это не только разрушения, это еще и  "эволюция", в процессе которой усложняются (а, возможно, и совершенствуются) природные и социальные структуры мироздания. Зримым воплощением "эволюции" в одной из работ живописца становится последовательность пиктографических символов, заполняющих все пространство картины, которые можно воспринимать и как художественный вариант графического отображения кода ДНК, и как высказывание, зафиксированное при помощи алфавита неведомого языка (древнего или будущего?) и наверняка скрывающее какие-то глубинные знания.

К образам "дороги", "прогулки" и "шествия" художник также обращается неоднократно. Казалось бы, они тоже должны быть связаны с темпоральностью и движением, но их трактовка, напротив, предельно статична, фигуры людей либо "предстоят" анфас, вглядываясь в лицо зрителя, либо разворачиваются в профиль, задавая тем самым хотя бы направление движения. Автор как будто пытается остановить течение времени, запечатлеть значительность их совершающегося бездействия.

В целом, можно констатировать, что создаваемые Юрием Лаврентьевым образы символичны и многогранны, исключают однозначное "литературное" прочтение и требуют от воспринимающего их зрителя вдумчивого и неспешного созерцания", - рассказали ИА "Взгляд-инфо" в Радищевском музее.

Выставка будет работать до 16 августа.

Справка

Юрий Лаврентьев родился в 1961 году в Саратове.

Учился в Саратовской ДХШ (1972–1976) у Н.Г. Шашлова, Л.А. Грейнеман, Л.В. Шашловой, О.Ф. Успенской, Г.Я. Харькова; на оформительском отделении СХУ (1976–1981) у В.А. Шкуновой, Ю.Н. Бубнова, В.А. Белоновича, М.И. Просянкина, В.С. Успенского; в художественной студии ДК Авиастроителей (1983–1987).

Работал заведующим декоративным цехом в саратовском Театре драмы им. К. Маркса (1981–1983), в рекламной службе объединения "Силуэт" (1983–1984), художником-оформителем в СГУ им. Н.Г. Чернышевского (1984–1988), художником-мультипликатором на телестудии "2-я Садовая" (1990).

Участник выставок (с 1988): молодежных: 1988 (Саратов), городских: 1989, 1992, 1997 (Саратов), зарубежных: 1992, 1993 (Дюссельдорф), 1992, 1996, 1997 (Гамбург), 1999 (Австрия).

Персональные выставки: 1993 (Бонн), 1994, 2003, 2008, 2011, 2013 (Саратов).

Член СХ России с 1997.

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 0 1 2 3 4 5

Главные новости