Олег Грищенко: "Чиновники должны отвечать за нарушения при ремонте дорог"

2692

10 марта 2017, 15:07

Президент РФ Владимир Путин подписал недавно принятые Госдумой поправки в КоАП, ужесточающие наказание за ненадлежащий ремонт дорог. Депутат от Саратовской области Олег Грищенко, один из голосовавших за данный законопроект, рассказал о принятых изменениях и о том, как они помогут улучшить состояние дорожной инфраструктуры.

"Ремонт и строительство дорог – это одно из самых затратных направлений для регионов. Если говорить о нашей области, то только Саратову требуется порядка трёх миллиардов рублей в год, чтобы привести все дороги в нормативное состояние. При этом должен соблюдаться межремонтный срок, то есть, каждая дорога должна ремонтироваться не реже, чем раз в четыре года. К сожалению, Саратов лишь в последние два года получает хорошую поддержку из вышестоящих бюджетов на эти цели, а до этого долгое время был вынужден действовать в рамках своих бюджетных возможностей. Но временно у нас такая возможность была: транспортный налог оставался в городской казне и давал Саратову порядка 700-800 млн. руб. в год. Теперь же мы снова зависим в этом вопросе от федеральной и региональной помощи.

И такая дорожная политика, я об этом не раз заявлял, непродуктивна, поскольку нет стабильности финансовых поступлений, копится так называемый "недоремонт", и потом денег на приведение всех дорог в порядок потребуется гораздо больше. Что мы, по сути, и наблюдаем сегодня в Саратове. Проблем накопилось столько, что миллиардная федеральная поддержка не в состоянии изменить картину саратовских дорог.

Но еще важнее, насколько эффективно расходуются деньги, качественно ли выполняется ремонт. Можно при скромных бюджетных возможностях обеспечить бесперебойное и безаварийное движение транспорта в городе, а можно "размазать" немалые средства, по сути, ни одной проблемы не решив.

В 2016 году перед началом дорожного сезона депутаты Саратовской городской думы от "Единой России" ставили перед администрацией Саратова задачу избежать такого "размазывания", не гнаться за количеством дорожных метров в ущерб качеству. Этого требуют интересы саратовцев, ведь с такими приоритетами хороших дорог в городе не будет.

Но у чиновников, видимо, была другая цель - одним махом хотя бы для вида "закрыть" как можно больше дорожных проблем. Многие участки, требующие полноценного ремонта, подвергались ямочному или (нововведение для Саратова!) "карточному" ремонту. Проще говоря, на ветхое основание накладывались свежие заплаты, которым просто не на чем держаться. Количество и метраж объектов в отчётах выглядели красиво, хотя даже не специалисты понимали, что эти дороги скоро придётся латать заново, а значит, немалые деньги выброшены на ветер.

Полноценного ремонта не получилось даже там, где он был запланирован. Вместо того, чтобы оценить ресурсы трезво и направить их на небольшое число самых проблемных объектов, начались попытки объять необъятное.

Под лозунгом "Лучше хуже, но больше" подрядчики экономили буквально на всем: оставляли старый бортовой камень, люки и дождеприёмные решетки, укладывали покрытие тонким слоем, упрощали технологию, использовали более дешевые материалы и так далее. Причем, складывалось впечатление, что системного контроля за их действиями на всех этапах работ не осуществлялось. Если бы не активность общественников и представителей СМИ, многие недоделки так бы и сошли подрядчикам с рук.

Саратовцы с удивлением задавали вопросы: почему во время ремонта не заменили бордюры, не заасфальтировали парковочные карманы, не оборудовали сток для воды? Ведь в предыдущие годы всё это делалось в обязательном порядке, согласно технологии, приспособленной к местным погодным условиям и транспортным нагрузкам. Можно сказать, что внедрение этой технологии было требованием времени, ведь количество транспорта в Саратове росло, дорожное покрытие подвергалось все более серьезным испытаниям.

Несколько лет назад по результатам специального исследования стало очевидно, что массово применяемый при ремонте дорог асфальт типа Б марки II c содержанием известнякового щебня уже не соответствует современным условиям. Возросшие транспортные нагрузки усугублялись и климатическими: для Саратова характерны резкий перепад температур и высокая влажность. Известняк имеет пористую структуру, в поры и трещины попадает вода и, замерзая внутри слоя асфальта, разрушает его изнутри.

Отремонтированные по старой технологии дороги иногда не выдерживали и года, появлялись ямы, которые нужно было все время латать. Продолжать на это тратить бюджетные деньги означало выбрасывать их на ветер.

Саратовским дорогам требовалось покрытие, отличающееся износостойкостью и сдвигоустойчивостью, чтобы выдержать транспортный поток, не разрушаясь и не образуя колеи. А также высокой плотностью, чтобы не поддаваться воздействию влаги. При этом оно должно иметь хорошие показатели шероховатости для обеспечения сцепления покрышек с дорожным полотном даже при высокой влажности. Этим и другим требованиям соответствовал щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) с большим содержанием щебня из плотных горных пород и модифицированными битумными смесями. Если прочность используемого ранее известнякового щебня не превышала 800 кг/см², то прочность щебня из гранита или габродиабаза, входящего в состав ЩМА, гораздо выше: 1200-1400 кг/см².

Специалисты СГТУ, используя возможности своей лаборатории, помогли оптимизировать рецептуру для наших условий. "Научный подход" проявили и при внедрении. В 2011 году "опытным образцом" послужила полоса общественного транспорта на Московской (от улицы Чапаева до Астраханской в сторону железнодорожного вокзала). Состояние этой полосы, отремонтированной по новой технологии, специалисты-дорожники мониторили в течение года. Покрытие с честью выдержало тяжелую транспортную нагрузку, ливни, обильные снегопады, годовой перепад температур от – 30 до + 40. И уже в следующем дорожном сезоне технология получила широкое применение.

Сначала методом фрезерования снималось старое дорожное полотно на глубину 12-18 см, потом укладывались два слоя нового покрытия. В обязательном порядке заменялись бордюры. Для стока воды делался поперечный уклон покрытия, так называемая "разуклонка". Реконструировалась ливневая канализация, там, где требовалось, увеличивалась ее пропускная способность. Оборудовались и дополнительные парковочные карманы, особенно нужные в центре города.

Такой подход к ремонту дорог позволяет серьезно повысить их "запас прочности", фактически они могут прослужить без ремонта 10 лет. По мере необходимости, примерно раз в пять лет, можно будет менять изношенный верхний слой, не трогая надежное основание. Таковы, например, ул. Московская, пр. 50 лет Октября, ул. Б. Горная, ул. Б. Затонская, ул. Театральная и многие другие, где эта технология применялась. А это означает серьёзную экономию бюджетных средств.

Что касается требований к организации работ, они были очень жесткими, чтобы избежать заторов на дорогах. Все работы велись в ночное время, до их завершения дорожные участки перекрывались, а транспорт направлялся по альтернативным маршрутам. Но в 2016 году саратовцы неожиданно для себя столкнулись с необходимостью ездить по дорогам со снятым покрытием, рискуя попасть на такой поверхности в аварию или повредить автомобиль о выступающие люки.

Конечно, комплексный ремонт обходился бюджету дороже, зато дороги выдерживали не одну "зимовку", не требуя дополнительного ремонта, даже там, где движение очень интенсивное. Разумеется, если целостность полотна не нарушали аварийные вскрытия. Но и этого можно было избежать, выбирая для ремонта те участки, где коммуникации находятся в хорошем состоянии. А если содержать дороги как следует, срок их беспроблемной службы можно продлить.

Неспроста в свое время город переходил на современные противогололедные реагенты. Ведь использование песко-соляной смеси, в конечном итоге, обходится бюджету дороже: песок потом придётся убирать и вывозить. Он не только разносится ветром и увеличивает запылённость города, но и забивает ливневые канализации. На проезжей части стоит вода, что способствует разрушению покрытия.

Однако с 2016 года все эти полезные наработки были почему-то забыты. Что же касается "эконом-варианта", применяемого с прошлого года городской администрацией, проблемы начинаются ещё до окончания дорожных работ. Некоторые только что отремонтированные участки пришлось переделывать, по озвученной версии, из-за несоответствия стандартам. В том числе, одну из важнейших транспортных артерий – улицу Чапаева, усугубив пробки.

Но если даже приемка пройдена, долго ли прослужат дороги, где перед укладкой нового слоя покрытия старое почти не снималось, а лишь слегка выравнивалось фрезой? Где остались старые полуразрушенные бордюры, которые уже не могут служить колесоотбойниками и защищать дорогу от стекающей грязи? Где использованы дешёвые материалы, неспособные выдержать серьезную транспортную нагрузку?

Я уже не говорю об оригинальных организационных решениях, когда начинают асфальтировать дорогу, а потом решают заменить на ней трамвайные пути. Или когда, бросив недоделанный объект, дорожники и техника по неизвестным причинам перемещаются на другой.

Проблемы на дорогах, отремонтированных таким способом, уже начинают проявляться после прошедшей зимы. И на крупных улицах вроде ул. Азина, где "карточный" ремонт на сумму 15 млн руб. не продержался и полгода, и на менее оживленных. И снова об этом говорят общественники и СМИ, а городская администрация предпочитает закрыть глаза, уверяя, что не имеет претензий к качеству ремонта.

Если с подрядчиками всё более-менее ясно (за допущенные нарушения они будут наказаны рублём), то как быть с чиновниками, которые не сумели грамотно спланировать и организовать работу, не проконтролировали эффективность использования бюджетных средств?

Стимулировать их ответственность в этой сфере, я считаю, во многом помогут недавно утвержденные президентом РФ поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Они ужесточают наказание для должностных лиц за проявленную безответственность при строительстве, реконструкции и ремонте дорог, многократно увеличивают штрафы.

Это важный шаг, хотя уголовная ответственность, я считаю, служит еще лучшей сдерживающей мерой для чиновников, ведь нарушения в этой сфере достигают иногда грандиозного масштаба. Улучшение качества дорожно-транспортной сети крайне важно для развития регионов, благополучия и безопасности жителей, неспроста "Единая Россия" уже много лет активно реализует соответствующий партпроект.

По тому, насколько город комфортен для проживания, насколько развита его инфраструктура, в том числе, дорожная, жители судят о работе власти всех уровней. Поэтому муниципалитету Саратова нужно как следует потрудиться, чтобы улучшить качество городских дорог и не свести на нет усилия региональной и федеральной власти по решению дорожных проблем", - считает Олег Грищенко.

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 1.67 1 2 3 4 5

Главные новости