ДНК-роботы обнаружат вирусы быстрее ПЦР-тестов

509

26 октября 2022, 19:00

Фото: Getty Images/Westend61

Ученые университета ИТМО в Санкт-Петербурге создали высокочувствительного наноробота из молекул ДНК для обнаружения возбудителей болезней, сообщают "Известия".

Его эффективность проверена на COVID-19, но в перспективе такие молекулярные машины могут быть адаптированы для выявления и других вирусов. В отличие от ПЦР, предложенный метод не требует использования дорогих реагентов, сложного оборудования и обученного персонала, при этом он не уступает ей в точности. Эксперты утверждают, что разработка может быть полезна в клинической практике, однако подчеркивают, что и ПЦР остается эффективной методикой обнаружения инфекций.

В составе робота, который не виден человеческому глазу, 215 нуклеотидов (элементарные структурные единицы ДНК и РНК. — Ред.). Также к нему подсоединены четыре специальных "рычага" — ученые называют их "руками". Чтобы проанализировать образец на наличие инфекции, нужно добавить в него раствор с этой ДНК-системой и специальное вещество, способное светиться позволит визуализировать результат. Как утверждают разработчики, робот сможет обнаружить вирус, даже если тот будет присутствовать в образцах малом количестве.

"РНК имеет сложную свернутую структуру, которую трудно раскрутить только с помощью двух "рук". Четыре же "руки", как показали наши эксперименты с выявлением рибонуклеиновых кислот COVID-19, справляются с этой задачей гораздо точнее и быстрее. При этом метод работает при комнатной температуре, без использования дорогих реагентов и оборудования, и специально обученного персонала", — объяснил первый автор исследования, аспирант химико-биологического кластера ИТМО Ахмед Эльдиб.

Как рассказали в ИТМО, следующий этап проекта – упаковать разработанный метод в удобную тест-систему для домашнего использования, а также научить ДНК-роботов распознавать не только COVID-19, но и другие вирусы и онкомаркеры.

Подробнее читайте в эксклюзивном материале "Известий": "В четыре руки: ДНК-роботы обнаружат вирусы быстрее ПЦР-тестов".

Материал подготовила Кристина Некезова