Завышение цен в 8, 13 и 18 раз! Как структура мэрии разоряла "Современную школу"

8280

19 июля 2023, 21:00

Контрольно-счетная палата Саратова обнародовала итоги проверки использования бюджетных средств, направленных в 2021-2022 годах на выполнение задач федерального проекта "Современная школа".

Средства расходовались в рамках реализации муниципальной программы развития образования в региональном центре.

По итогам мониторинга хода строительства новых школ по рекомендациям КСП в рамках гарантийных обязательств было устранено 27 выявленных нарушений и недостатков выполненных работ, а также предотвращено нецелевое и неправомерное расходование 4 млн. рублей.

"По результатам проверок были установлены многочисленные нарушения и недостатки, которые обусловлены ненадлежащим применением норм бюджетного законодательства и законодательства о муниципальных закупках, в том числе неэффективное, неправомерное, нецелевое расходование бюджетных средств, неэффективное использование имущества. Данные нарушения установлены на всех трех объектах и носят системный характер.

Наибольшее количество нарушений и недостатков было выявлено при исполнении муниципальных контрактов на поставку, установку и монтаж оборудования и техники, изготовление и монтаж мебели для оснащения строящихся объектов капитального строительства", - отмечают аудиторы.

Кроме того, муниципальные контракты на поставку оборудования и мебели по всем школам были заключены МКУ "Капитальное строительство" с индивидуальными предпринимателями без проведения конкурсов. Основанием для безальтернативных закупок стало распоряжение администрации Саратова, изданного в соответствии с постановлением облправительства.

В результате подобных действий заказчика по выбору поставщиков закупки стали экономически неэффективны, что повлекло "избыточное расходование бюджетных средств на сумму более 25 млн. рублей".

КСП приводит и конкретные примеры подобной неэффективности. Например, для средней школы №5 был приобретен микшерный пульт "Yamaha MG10XUF" по цене, на 742% (более чем в 8 раз), превышающей среднюю рыночную стоимость идентичного оборудования, а также пульт управления светом "DMX-384 intelligent lighting controller" на 1765% (более чем в 18 раз) дороже средней цены по рынку.

Для той же школы приобрели принтеры, часть из которых тоже имела завышенный ценник. Учебному заведению купили 38 единиц идентичных лазерных принтеров "Pantum P2518". Однако цена их сильно колебалась: за 30 устройств заплатили по 8,2 тыс. рублей за штуку, за 6 - 38,9 тыс. рублей за единицу, а еще за 2 - по 35,9 тыс. рублей. Хотя, как отмечают аудиторы, согласно данным 5 интернет-магазинов, размещенных в открытых источниках в сети Интернет, цена данной составляла 8,1 тыс. рублей.

Заказчик принял и оплатил 21 системный блок для той же школы с объемом накопителя 240 Гб, хотя по условиям контракта он должен быть 512 Гб.

При закупке оборудования для средней школы № 84 (смесительных узлов SURP, щитов управления вентиляторами, приточных установок вентиляции, дренажных насосов) по отдельным наименованиям заказчик переплачивал в 7 раз.

"Например, было принято и оплачено оборудование - насос дренажный VORT 1101PW в количестве 1 шт. стоимостью 48,1 тыс. рублей. В ходе анализа цен на общедоступных сайтах в сети Интернет средняя текущая рыночная стоимость насоса дренажного VORT 1101PW на момент проверки составляла 6,7 тыс. рублей. Завышение стоимости оборудования составило 7,2 раза.

Факты превышения стоимости приобретенного и установленного оборудования на 54-709 % над средней текущей рыночной стоимостью аналогичного оборудования установлены также при проверке оснащения школы в ЖК Иволгино в части закупки оборудования для школьных мастерских, оборудования для школьной столовой, хозяйственного оборудования.

В частности, было принято и оплачено хозяйственное оборудование - тележки для уборки помещений в количестве 9 шт. по цене от 11,0 тыс. рублей до 20,6 тыс. рублей за единицу (средняя цена закупки одной единицы оборудования - 18,6 тыс. рублей). В ходе анализа цен на общедоступных сайтах в сети Интернет установлено, что средняя текущая рыночная стоимость идентичного оборудования составляла - 2,3 тыс. рублей. Таким образом, средняя цена закупки тележки для уборки помещений на 709 % или более чем в 8 раз выше ее средней рыночной стоимости", - говорится в отчете.

Для школы №84 приобрели и два телевизора по 47,3 тыс. рублей, хотя на момент проверки их цена была в два раза ниже - 22,2 тыс. рублей.

Помимо этого, по разным ценам закупалась одна и та же школьная мебель: например, стоимость ученического двухместного стола колебалась от 9,2 до 13 тыс. рублей, а парты для детей инвалидов - от 16,5 до 24,5 тыс. рублей. Более того, оказалось, что "во всех случаях по завышенной цене фактически было поставлено более дешевое оборудование".

Также был поставлен комплект оборудования музыкального центра по завышенной в 4 раза цене и планетарий "Sega Homestar Classic", который "фактически предназначен для домашнего использования" и не отвечает потребностям школы, да еще и с переплатой в 13 раз.

"В отсутствие отраженных в контракте функциональных, технических и качественных характеристик по отдельным позициям оборудования, оргтехники, школьной мебели для школы в ЖК Иволгино приобретено идентичное оборудование по различным ценам за единицу в рамках одной закупки (проекторы INFOCUS от 81,2 до 98,4 тыс. рублей за единицу, стол конторский с выдвижной тумбой от 13,9 до 18,3 тыс. рублей, доска интерактивная IQBoard от 68,4 до 81,9 тыс. рублей и т.п.).

При этом во всех случаях по завышенной цене фактически было поставлено более дешевое оборудование", - отмечается в документе.

Для школы в ЖК Иволгино было закуплено излишнее оборудование: 254 секций для сидения, 30 лабораторных парт, 19 ванн-рукомойников, 24 холодильных шкафа "Саратов 451 КШ-160", 7 телевизоров и 7 весов CAS CW-5.

"Приобретенные холодильные шкафы "Саратов 451 КШ-160" в количестве 23 шт. расставлены в помещениях школы, в том числе в учебных классах, при отсутствии потребности в них образовательного учреждения; холодильники в количестве 7 шт. в упаковочных коробках находятся на складе.

Цена закупки составила от 38,6 до 41,5 тыс. рублей за единицу. Вместе с тем, по результатам проведенного в ходе проверки анализа цен на указанную модель холодильника было установлено, что его средняя рыночная стоимость в периоде закупки (июль-сентябрь 2022) составляла 17,5 тыс. рублей", - констатировали проверяющие.

В отчете КСП упоминается и то, что по результатам проверки "трудовые отношения с руководителем, ответственным за допущенные в проверяемом периоде нарушения, прекращены по инициативе работодателя".

Полностью с отчетом городской КСП можно ознакомиться по ссылке.

Материал подготовил Константин Халин

Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.76 1 2 3 4 5

Главные новости