Онлайн-конференция Мукаддаса Бибарсова

1 июля 2011

Сегодня на сайте нашего информационного агентства началась онлайн-конференция муфтия Саратовской области, руководителя Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддаса Бибарсова.

Главная тема общения с читателями: "Ислам в регионе: перспективы и проблемы развития".

Конференция продлится до 11.00 11 июля (понедельник). Обращаем ваше внимание на то, что осуществляется премодерация.

Биография

Мукаддас Аббасович родился 16 июня 1960 года в селе Средняя Елюзань Пензенской области, в семье потомственных религиозных деятелей. После службы в армии, в 1981 году поступил в Бухарское исламское училище медресе “Мир-Араб”.

В 1987 году был направлен имам-хатыбом в Саратовскую мечеть. С 1992 года назначен муфтием Саратовской области. Бибарсов является сопредседателем Совета муфтиев России с первого дня его образования. Награжден орденом Дружбы, почетным знаком губернатора Саратовской области.

#1 рушан саратов 1 июля 2011

Добрый день.У меня отец татарин,а мать русская,так получилось что меня в раннем возрасте крестили втайне от отца,а я бы хотел принять ислам.Подскажите пожалуйста куда можно прейти,к кому обратиться?
В Саратовской соборной мечети ежедневно дежурит имам с 10.00 и до ночного намаза. По любым вопросам можно обращаться к нему.

#2 Татьяна Ивановна Саратов 1 июля 2011

Уважаемый Мукаддас Аббасович! Как Вы относитесь к тому, что на улицах Саратова, как и на улицах других российских городов, выходцы с Кавказа, то есть этнические мусульмане, танцуют лезгинку, причем делают это таким образом, что танец превращается в вызов всем проходящим по улице? Вы не пробовали, как человек, авторитетный в своей среде, положить этому какой-то предел?
Лезгинка является традиционным танцем десятка коренных народов России. Его исполняют танцевальные ансамбли и не только кавказские. Это часть культурного пространства нашей страны и в самой лезгинке нет ничего плохого.
Не думаю, что национальные танцы нужно воспринимать как вызов, за исключением случаев нарушения порядка и общественной этики, если, например, люди танцуют возле храмов, на проезжей части, в ночное время. По таким ситуациям есть достаточно жёсткая реакция правоохранительных органов, лидеров национальных объединений и лично моя.

#3 Марат Саратов 1 июля 2011

Доброго времени суток! Как обеспечить межнациональный мир в области? Ваше мнение о деятельности Национальной деревни.
Чтобы сберечь межнациональный мир, нужно беречь справедливость…

Есть высказывание Мухаммада (мир ему): "О люди! Воистину, у вас один Господь и у вас один отец. Все вы — потомки Адама, а Адам был сотворен из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба — перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим, и у чернокожего — перед белым, разве что лишь в благочестии".

Стоит поменять слово "благочестие" на "законопослушание", а "араб" ,например, на "русский" и мы получим универсальный рецепт мира в нашем обществе. Он выражается в том, что у всех граждан России должны быть равные права и равные возможности их защитить независимо от национальности, вероисповедания, социального статуса, финансового положения, количества связей, друзей, земляков и так далее. Всегда и везде арбитром должен быть закон. Люди должны верить, что они не станут жертвами чьей бы то ни было агрессии, а если это произошло, то агрессор не сможет избежать законного наказания.

Пока что это не так. Пока что у одних из нас есть преимущество перед другими и даже перед законом. Если будет сохраняться этот дисбаланс, будет и почва для конфликтов.

Деятельность национальной деревни оцениваю положительно. У этой идеи огромный потенциал, в полной мере ещё не раскрытый.

#4 Ярослав Саратов 1 июля 2011

Господин Бибарсов! В наше время принято говорить, что у терроризма нет национальности и нет религии. Это красивые слова. Но вместе с тем достаточно посмотреть на историю такого явления, как терроризм, чтобы понять, что абсолютное большинство террористов – мусульмане. Это относится и к российской действительности. Более того – кроме мусульман, террористов у нас и не было. В чем причина этого явления, на Ваш взгляд?
Терроризм это политическое явление. У терроризма действительно нет религии. Это как раз и подтверждается историей, к которой Вы апеллируете. Мы можем взять хотя бы вторую половину 20 века и увидим японскую "Объединённую красную армию", пуэрториканскую националистическую группировку FALN, немецкую "Фракцию красной армии", армянскую "Национальную объединённую партию освобождения Армении", баскскую партию "ЭТА", ирландскую "ИРА". Все эти группировки совершали неоднократные и громкие террористические акты. По данным Европола только в 2010 году в Европе 3 из 249 терактов совершили лица, называющие себя мусульманами. А уж о 18, 19 и начале 20 века вообще говорить не приходится. Среди всех этих групп были люди самых разных вероисповеданий. Поэтому Ваше убеждение в том, что кроме мусульман террористов у нас не было, является глубоко ошибочным. Повторяю, терроризм это политическое явление.
Что касается нынешней российской действительности, то обратите внимание на тех, кого террористы выбирают своей целью. Гибнут муфтии, мусульманские учёные, ректоры исламских учебных заведений, то есть авторитетные мусульманские общественные деятели. Это о чём-то говорит.

#5 Лариса Саратов 1 июля 2011

Каково положение мусульман в России? Хорошее, удовлетворительное, оставляет желать лучшего?
Думаю, что такое же, как у остальных групп общества. В целом оставляет желать лучшего, хотя есть достаточно широкие возможности для самореализации, а возникающие проблемы вполне по силам решать предусмотренными законом методами и процедурами.

#6 Кафир Саратов 1 июля 2011

Скажите, если человек уже в зрелом возрасте собирается принять ислам, надо ли для этого делать обрезание? Допускается ли во время обрезания использование местной анестезии? Спасибо!
В зрелом возрасте вопрос обрезания остается на выбор человека. Анестезия разрешается.

#7 Житель Маркса Маркс 1 июля 2011

Уважаемый Мукаддас Аббасович, не так давно глава марксовского района Юрий Моисеев собирался принять ислам,но по каким то причинам отказался от затеи. В случае если бы это произошло, не было ли это грехом перед православием? Заранее спасибо за ответ.
Насколько я знаю, это слухи, непонятно для чего распространяемые. Вообще, вопросы веры и духовной жизни это личное дело каждого человека.

#8 Не мормон Саратов 1 июля 2011

Несколько лет назад в Саратове планировалось строительство Мормонского религиозного центра (недалеко от мечети и покровского храма). Сначала Вы занимали позицию по принципу "пусть строят", но затем выступили против подобного строительства. Почему вы изменили свое мнение?
В России у любого религиозного сообщества есть конституционное право исповедовать своё вероубеждение. Я считаю это право ценным и полезным для нашего общества. Эту точку зрения и выражала моя первоначальная позиция.
Вместе с этим у нашего общества есть право, может быть нигде не прописанное, на сохранение своей традиционной культуры, на её защиту. Ознакомившись с позицией государственных, общественных и религиозных деятелей саратовского региона я понял, что этот вопрос для нашего общества стоял довольно остро, по крайней мере, тогда.
Есть один мусульманский принцип – если от дозволенного действия больше вреда, чем пользы, нужно от него отказаться. В соответствии с этим принципом, признавая дозволенность на строительство центра, но осознавая потенциальный вред для стабильности в обществе, я тогда изменил своё мнение.

#9 Иван Москва 1 июля 2011

Вопрос религиозно-философского характера: согласно учению ислама, Бог трансцендентен, то есть запределен по отношению к миру и человеку. Как же в таком случае осуществляется богообщение? Или же в исламе оно невозможно?
Действительно в Исламе Всевышний не доступен для опытного познания. Аллах в Коране сказал, что "Он отделён от своих творений" и "нет НИЧЕГО подобного Ему".
Что же тогда понимать под понятием богообщения в Исламе, которое несомненно есть. Это возможность и обязанность для мусульманина обращаться ко Всевышнему напрямую с твёрдой убеждённостью, что Аллах слышит, слушает тебя и ответит тебе наилучшим образом и в наилучшее для тебя время.
Это связь с Аллахом, которая выражается в молитвах, сопровождающих весь день человека, начиная от пробуждения и приёма пищи, выстраиванием пятикратного намаза и заканчивая отходом ко сну.
В священном хадисе говорится, что нужно поклоняться "так, как будто ты видишь Аллаха, а если ты не видишь Его, то поистине будь уверен, что Он видит тебя".

#10 Иван (еще раз) Москва 1 июля 2011

Уважаемый хазрат! Ваше отношение к личности известного православного миссионера, критика ислама, священника Даниила Сысоева, убитого в Москве в ноябре 2009 года.
Священник Даниил Сысоев действительно был известен своей миссионерской деятельностью, а также критикой Ислама.
Должен сказать, что к критике Д. Сысоева, к её форме, я относился отрицательно. Там было много инсинуаций об Исламе. На идеологическом уровне я понимал его позицию, но осуждал вымыслы, граничащие с оскорблениями.
После гибели Даниила Сысоева я выразил свои соболезнования семье погибшего, его супруге и детям.

#11 Активный мусульманин Саратов 1 июля 2011

Как Вы относитесь к идее проведения гей-парадов?
Выше я уже заметил, что у нашего общества есть право на защиту своих культурных традиций. Так же у нас, российской нации, есть право на защиту своей традиционной нравственности, на защиту национальной популяции и генофонда. Я считаю, что эти права выше права отдельной группы на демонстрацию своих "особенностей". С этой точки зрения я с поддержкой отношусь к запретам проведения гей-парадов и к реакции общества на эти мероприятия.
Об отношении Ислама к этому явлению и особенно публичным его проявлениям вообще говорить не приходится…

#12 Вопрос Саратов 1 июля 2011

Не считаете ли Вы некоторые нормы шариата, такие как заходить в туалет одной ногой, а выходить другой, излишними?
Шариатское право делится на восемь степеней обязательности по важности соблюдений.
1 — обязательные, строго предписанные обязанности.
2 — обязанности, очень близкие к строго предписанным обязанностям.
3 — желательные действия.
4 — действия, которые совершаются лишь изредка.
5 — нейтральные действия .
6 — нежелательные действия .
7 — строго запрещённые действия.
8 — разрешенные действия.

Каждая норма шариата имеет свое расположение по отношению к этим уровням и в зависимости от силы обязательности того или иного действия мусульманин вознаграждается Всевышним за содеянное.
Та норма, которую вы упомянули, относится к желательным действиям. Она характеризуется тем, что в Исламе с правой стороны делается все, что касается чего-либо хорошего. Мусульманину предписывается кушать правой рукой, одеваться с правой руки и ноги, давать милостыню правой рукой. В данном случае человек заходит с левой ноги в "нечистое" место, а выходит с правой ноги в место "чистое".
Конечно, подобные моменты могут быть непонятны для нерелигиозного человека, но мусульмане, руководствуясь своей верой, должны следовать этим правилам. Вместе с этим то, что вчера ещё было непонятно, сегодня, благодаря науке, обретает осмысленные черты. Например, хронологическое описание формирования зародыша в утробе матери, описанное в Коране и подтверждённое наукой лишь несколько десятилетий назад.

#13 Марина Анатольевна Саратов 1 июля 2011

Мукаддас Аббасович! Не могли бы Вы поподробней рассказать об отношении ислама к женщине. В частности – о ее посмертной участи. Желательно – со ссылками на соответствующие суры Корана.
Эта тема очень обширна, но я постараюсь вкратце упомянуть ключевые моменты. Роль женщины в Исламе очень велика и отношение к женщине, как в ближней жизни, так и в будущей оценивается в высшей степени высоко. В Коране есть Сура под названием "Женщины", очень много аятов и хадисов посвящены положению женщины в обществе.
В посмертной участи женщина обладает равными с мужчиной правами в Раю, а также степенью ответственности и наказания в Аду. Её плохие и хорошие дела оцениваются в равной степени с мужскими.
"Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду". (Сонмы аят: 35).
Что же касается особенностей Рая или Ада, то согласно исламскому вероучению, никто из людей не может себе даже близко их представить.

#14 Демограф Саратов 1 июля 2011

Сколько у Вас жен? Есть желание завести еще одну или две?
Семья – это величайшая ценность в Исламе, предполагающая огромную ответственность. Ислам ограничил многожёнство четырьмя жёнами, указав на необходимость одинакового отношения к каждой из них.
То, как Вы выразились, показывает, насколько искажены Ваши представления о месте женщины и жены в Исламе. Жена не домашнее животное чтобы её можно было "завести". Жена это украшение семьи. Если мужчина это стебель, то его супруга это цветок.
"Лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своим жёнам" - так завещал Мухаммад (мир ему) всем мусульманам.
Если говорить о себе, то у меня 2 жены, 7 родных детей, а также 2 взятых на попечение. Дело в том, что моя вторая супруга была вдовой с двумя детьми. После женитьбы у нас родились ещё мальчик и девочка. Сегодня я стараюсь уделять принципиально одинаковое внимание обеим жёнам, а мои дети, 3 мальчика и 4 девочки являются друг для друга родными и близкими. Они постоянно вместе, то в одной квартире, то в другой.

#15 Историк Саратов 1 июля 2011

Как Вы считаете, какой была бы Россия в случае принятия в 10 веке ислама, а не христианства?
Этого не знает никто, а строить предположения на этот счёт занятие неблагодарное.
История, как известно, сослагательного наклонения не терпит, а с точки зрения Ислама рассуждать по типу "если бы было так и так" является предосудительным.

#16 Ахтырко Г.В., правозащитник Саратов 1 июля 2011

На месте ли в связи с серьезно осложнившейся, полагаю, межнациональной и межконфессиональной ситуацией в регионе (унижение взрослыми кавказцами русских подростков 30.09.2010 г. на территории МОУ "СШ-21", фашистская выходка анонимных молодчиков с флагами "Молодой гвардии" 09.05.2011 г. у обелиска "Журавли" на Соколовой горе) нач-к Центра противодействию экстремистской деятельности при ГУ МВД России по региону-64 полковник полиции Чекулаев и председатель ОП региона Шинчук вместе со своим заместителем Утцем, Уполномоченная по правам ребенка Ерофеева и Уполномоченная по правам человека Лукашова! Солидаризуетесь ли с моим мнением, что всем им надо немедленно подать в отставку!
Не могу солидаризироваться с Вашим мнением.

#17 ivan rodsyvanepomnyashiy Саратов 1 июля 2011

Уважаемый Шейх!Расскажите по подробнее Ваше видение происходящего в арабском мире и как это отразится на еврейском государстве?И что у нас происходит на Кавказе?Неужели и там и там война?
В арабском мире происходят социальные революции, вызванные угнетением населения. В этой ситуации все страны ближнего востока столкнутся с необходимостью проведения реформ. В том числе и еврейское государство.
Кавказ сегодня неоднороден. Чечня, например, это один из самых безопасных регионов России, с минимальным уровнем уличной преступности. В то же время во вчера ещё спокойной Осетии ведут разговоры о введении КТО.
О войне не хочется говорить, но ситуация действительно сложная.

#18 Евгений Саратов 2 июля 2011

Мукаддас Аббасович, какие из исламских государств вы считаете наиболее важными и перспективными союзниками России? Как относитесь к руководству Ирана и президенту Ахмадинежаду? Думаю, он один из немногих, кто отстаивает право своего народа на самобытную независимость без навязывания "демократий" из вне.
У России традиционно хорошие отношения с исламским миром. Что касается перспектив, особенно экономических, то здесь наиболее важными выступают такие страны как Турция, Иран, Саудовская Аравия, Египет.
Честно говоря, к Президенту Ирана я определённого отношения не выработал. Могу сказать, что у нас сложились добрые взаимоотношения с Посольством Ирана в Москве, представители которого неоднократно посещали Саратовский регион с культурными и экономическими проектами.

#19 Руслан Саратов 2 июля 2011

1) хотел бы спросить, где можно в Интернете почитать об Исламе без искажений и различной политической примеси. 2) скажите, пожалуйста, есть ли портал или сайт, на котором можно узнать о мусульманах нашего города - кто они, как живут, чем занимаются и т.д.? заранее спасибо!
1. Я думаю, что сегодня многочисленные сайты не являются объективными, они в той или иной степени отражают взгляды тех, кто за ними стоит. Поэтому пользоваться интернетом как источником достоверной информации нужно с осторожностью. Пока, особенно для жителей Саратова, я бы порекомендовал обращаться в Саратовское Медресе.
2. В сети действует официальный сайт нашего управления www.dumso.ru

#20 Николай Саратов 2 июля 2011

Мукаддас Аббасович, каково ваше отношение к известному деятелю Гейдару Джемалю? Иногда его называют исламским социалистом-антизападником.
Отношусь к нему хорошо, всегда уважал людей с активной гражданской позицией, пусть даже я с ними не во всём соглашаюсь.

#21 Илья Саратов 3 июля 2011

В минувшие выходные в Феодосии (Крым, Украина) милиция жестоко избила казаков, которые несли Поклонный Крест по улицам города. Крымские татары регулярно оказывают давление на православных. Власти им потворствуют. Несколько лет назад вы тоже выступали против установки Поклонный крестов на въездах в населенные пункты Саратовской области. С тех пор ваша позиция изменилась? Не считате ли Вы, что попытки помешать православным в установке крестов и распространении веры является контрпродуктивным жестом, который явно не способствует межнациональному миру?
В России у каждого есть возможность высказывать свою точку зрения, пусть даже противоречащую убеждениям других групп. Это нормально в цивилизованном обществе. Всё упирается в форму диалога. Готов признать, что с точки зрения формы, наш взгляд на установку поклонных крестов в Саратовском регионе был высказан не совсем корректно. Хотя, если правильно расставить акценты, то речь шла, скорее, об установке религиозных символов в целом, в том числе о строительстве часовен над родниками, после чего входить в них мусульманам становится невозможно. Так или иначе, я сожалею о том, что наша точка зрения тогда была высказана в неконструктивной форме.
Русский народ является государствообразующим в нашей стране. Не секрет, что подавляющая часть русских исповедует Православие. РПЦ обладает стратегическим видением развития России, потенциалом и ресурсами для просвещения своих прихожан в духе нравственности, сохранения своей культуры, заботы о будущем российских народов. С этих позиций Православная церковь является важным союзником для всех групп нашего общества, озабоченных будущим наших детей, в том числе и для российских мусульман. Поэтому нужно, чтобы в этих направлениях мы действовали вместе.
Что касается Крыма, то вряд ли эту ситуацию можно оценивать однозначно. В этот конфликт вплетено множество факторов, не имеющих отношения к национальностям и конфессиям.

#22 ВАЛЕНТИН Саратов 4 июля 2011

Добрый день! как вы относитесь к тому что произошло во дворе 21-й саратовской школы, когда 40 парней, лет по 20-25, поставили на колени, избили и заставили кричать: «Кавказ - сила!» и «Все мы, русские, говно» пятерых учеников 1-й гимназии? Часто говорят что Кавказцы живут по закону и что они люди чести! но тут можно сказать наоборот то что заставили кричать школьников можно отнести к ЭТИМ КАВКАЗЧАМ! т.к. соотношение сил не равное и любой уважающий себя человек не стал бы опускаться и запугивать школьников!!! НЕ ПОРА ЛИ ВОСПИТЫВАТЬ МОЛОДЕЖЬ КАВКАЗА? как вы относитись к данным высказываниям молодежи кавказа? не порали сажать некоторых кавказцев за разжигание межнациональной розни? Я ОЧЕНЬ УВАЖАЮ НЕ КОТОРЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДАННОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ НО ВСЕ ЧАЩЕ ПОПОДАЮТСЯ СЛУЧАИ КОГДА ОНИ ВЫХОДЯТ ЗА ГРАНИ ПРИЛИЧИЯ!!!
С деталями дела я знаком только по сообщениям СМИ, где одна сторона заявляет одно, а другая сторона обратное. В данном случае мне сложно вынести какое-то суждение. Надеюсь, что между молодыми людьми будет восстановлен мир. В любом случае я как мусульманин крайне негативно отношусь к проявлениям ненависти на национальной почве, которое осуждается мусульманским вероучением.
Что касается воспитания, то у нас сегодня далеко не только кавказская молодёжь нуждается в нём.

#23 Мария Саратов 4 июля 2011

Добрый день! Мне кажется, сейчас в Саратове существует очень большая проблема для девушек-мусульманок, носящих платок, - их не берут на работу из-за внешнего вида. В обществе предубеждение перед мусульманками. Что с этим делать? Допустимо ли девушке, которой очень нужна работа, снимать платок на время выполнения служебных обязанностей?
К сожалению, эта проблема существует не только в Саратове. Сегодня нам остаётся просвещать общество, преодолевать исламофобию, имамам и муфтиям быть активнее в отстаивании интересов наших сестёр, потому что ношение платка – это религиозная обязанность любой мусульманки. При этом платок абсолютно не несёт в себе негатива для окружающего общества, это просто форма одежды.
Что касается снятия платка из-за крайней потребности в работе, то это индивидуальный вопрос, решаемый с имамом. Например, в случае с матерью-одиночкой, не имеющей возможности кормить себя и своего ребёнка, разрешается снимать платок на время выполнения служебных обязанностей. Но ещё раз подчёркиваю, что в соответствии с шариатом, аннулирование религиозных предписаний возможно только при рассмотрении каждого конкретного случая отдельно.
В целом же, дискриминация по этому признаку не только антиконституционна, но и противоестественна в современном обществе. Советую в подобных случаях отстаивать свои права с помощью государственных, общественных и религиозных правозащитных центров.

#24 Рома Романов Иван (Саратов) 4 июля 2011

Вы будете вступать в Общероссийский народный фронт? Если да, то почему, если нет, то почему.
Можно сказать, что я уже принимаю участие в работе этой организации. Например, я приглашен с лекцией для участия в работе Федерального форума молодёжных организаций входящих в ОНФ, который пройдёт в ближайшее время в Липецке.

#25 Алексей Саратов 4 июля 2011

Здравствуйте. Живя в России, Вы говорите о необходимости равноправия религий, о религиозной толерантности. Вас не смущает, что в государствах исламских даже намека на такую толерантность нет, вплоть до того, что порой люди, решающиеся принять другую религию, отвечают за это своей жизнью? См., например: http://mission-center.com/islams/afganistan.htm Спасибо. Жду ответа.
Россия – моя родина. Мои предки жили на этих землях не одно тысячелетие. Поэтому меня, в первую очередь, заботит то, что происходит именно в нашей стране. Равноправие религий это конституционный принцип в нашей стране и другой альтернативы нет.
По другим странам я хочу сказать, что если проявления религиозной ненависти там случаются, то они носят исключительный характер и не имеют религиозного мусульманского обоснования. В Египте, Сирии, Иордании и других странах при наличии намного меньшего процентного количества христиан, чем мусульман в России, христиане пользуются широкими правами и особыми привилегиями. Так, в Иордании, христиане, составляющие 5% населения, занимают 20% мест в органах исполнительной и законодательной власти. Там же есть территории, на которых законодательно государство не имеет права строить мечети, чтобы не ущемлять права христиан, которые там компактно проживают.

#26 Ерлан Саратов 4 июля 2011

Уважаемый Мукаддас-хазрат! Прокомментируйте, пожалуйста, Ваше отношение к организации «Таблиги Джамаат». Ваше отношение к ваххабизму?
К этому движению я отношения не имею. До той поры, пока "Таблиги Джамаат" не был запрещен, представители этой организации вели свою деятельность в регионах России. После запрета этот вопрос был снят автоматически, в том числе в Саратовской области.
Моя позиция заключается в том, что нельзя делить верующих по взглядам, национальностям и течениям. В нашу мечеть ходят сунниты и шииты, суфии и не суфии. Наша задача как религиозной организации создавать условия для удовлетворения духовных потребностей верующих. Если мы будем выделять одних перед другими по каким-то воззрениям, а не с точки зрения законопослушания, мы спровоцируем общественный конфликт и противостояние. Я считаю, что если мусульмане не создают фитну (смуту) среди верующих, не раскалывают общину, не нарушают правопорядок, то они имеют право на собственное мнение и собственные взгляды.
"Вахаббизм" сегодня стал распространённым ярлыком, который навешивают и на саляфитов, и на суфиев, и на шиитов и даже на нерелигиозных общественных деятелей. Этот термин имеет скорее социально-корпоративный, а не богословский смысл.
Если же мы говорим об экстремизме и терроризме, то это преступления, которые нуждаются не в религиозных определениях, а в реакции правоохранительных органов.

#27 Добрый Саратов 4 июля 2011

Что Вы могли бы сказать о Ваших взаимоотношениях с властью? С другими религиозными организациями?
У всех религиозных организаций отношения с властью рабочие и добрые, какими они и должны быть.
С различными религиозными организациями Духовное управление мусульман сотрудничает по многим общественно важным вопросам. Практически ни одно наше мероприятие не обходится без участия представителей РПЦ, Иудейской общины, Католичества и так далее.
Россия и Саратовский край является родиной для людей, исповедующих разные религии. В течение многих столетий последователи Православия, Ислама и Иудаизма осваивали и жили на этих территориях. Не касаясь религиозных догматических вопросов, мы стараемся сотрудничать в сфере сохранения межконфессионального и межнационального мира, социального служения.

#28 Мишарин саратов 4 июля 2011

Слышал что осенью пройдет съезд ДУМ.1. Намерены ли Вы снова выдвигать свою кандидатуру на пост муфтия? 2. Кого Вы видите кандидатами в претенденты на этот пост, ведь выборы будут альтернативными? 3. Примерно как Вы оцениваете нынешнюю работу аппарата ДУМ под Вашим руководством(ведь Вы часто бываете в отъездах)? 4. Чем будете заниматься, если не будите муфтием?
Сегодня назрела потребность в модернизации системы работы Духовных управлений мусульман. В настоящее время мы над этим думаем. Решать эти вопросы и призван предстоящий съезд.
Действительно, я довольно часто посещаю районы Саратовской области, сельские мусульманские приходы, ведь существенная часть нашей работы проводится именно там. В то же время я обязательно провожу минимум 80% пятничных проповедей в Саратовской соборной мечети. Аппарат нашего управления работает достаточно профессионально, чтобы обеспечивать стабильную работу в период моего отсутствия.

#29 Читатель Саратов 5 июля 2011

Уважаемый Мукаддас Аббасович, Прокомментируйте пожалуйста эти строки Корана (9:29): "Сражайтесь с теми, Кто не верует в Аллаха и Последний День И не считает запрещенным то, Что недозволено Аллахом и посланником Его, И с теми из людей Писания (Святого), Кто Истины религии (Аллаха) не признал. (Сражайтесь с ними) до тех пор, Пока они вам дань платить не станут Своею собственной рукой, в смирении покорном". Считаете ли вы что немусульманское население должно платить вам дань, и будете ли вы сражаться с теми, кто отказывается?
В науке толкования Корана существуют определенные правила. Выходя за их границы, любое толкование будет неверным и противоречащим основам религии. Тот отрывок, которой Вы приводите, не комментируется отдельно от контекста. Полноценного понимания можно достичь только изучая полный текст, зная при этом причины ниспослания аятов. Между прочим, в любой другой священной книге можно найти тексты, которые в отрыве от контекста будут трактоваться совершенно неправильно.
В целом здесь речь идёт об условиях проживания немусульман в мусульманском государстве и о реакции государства на мятеж отдельных лиц и любых групп общества против выплаты установленных налогов. Что касается взаимоотношения с людьми писания в целом, то есть множество других аятов в которых говорится об их защите, о мире с ними, о сохранении их прав, о запретности покушения на человеческую жизнь.
По поводу дани. Речь здесь идёт о таком понятии, как джизья, которая устанавливается в исламских государствах в качестве налога для немусульман, которые при этом имеют возможность отказаться от ряда обязательств по отношению к такому государству, например, отказаться от военной службы и участия в боевых действиях. Мусульмане в таких государствах также облагаются государственными налогами и это помимо закята — установелнного Исламом отчисления с излишка средств, передаваемого в пользу определённой части общества... сиротам, неимущим, студентам и другим. В целом, установленные в Исламе размеры джизьи и закята являются необременительными и никогда в истории мы не встречаем ситуаций, чтобы люди протестовали против размера таких налогов. Более того, как закят, так и джизья не может взиматься с малоимущих людей. Есть пример халифа Умара, когда он, увидев одинокого нуждающегося старика христианина, сказал "поистине, ты платил джизью, когда был молод, а теперь мы должны обеспечить тебя", после чего обязал казну выплачивать этому человеку содержание.
В данный момент в РФ каждый гражданин платит налоги в пользу государства для содержания служб, обеспечивающих сохранность здоровья и социальные гарантии в случае наступления непредвиденных жизненных обстоятельств и старости. Напомню, что отказ от уплаты налогов является преступлением и достаточно жёстко карается законом. Перефразируя, можно сказать, что государство "сражается" с такими людьми и правильно делает, потому что не должно быть так, что один гражданин вносит свой вклад в развитие своей страны, а другой просто пользуется благами этого развития.

#30 Вячеслав саратов 5 июля 2011

Как нужно бороться с экстремизмом? Ваше мнение... А также со злом, которое таят тоталитарные секты?
Политическим экстремизмом должно заниматься государство. Экстремистские религиозные взгляды нужно преодолевать посредством просвещения и воспитания, решением социальных проблем.
В обществе, где царит социальная справедливость не остаётся почвы для экстремизма.

#31 Ясин Москва 5 июля 2011

Уважаемый Мукаддас-хазрат, скажите пожалуйста, почему Вы, как муфтий Саратовской области, постоянно "открещиваетесь" от популярного Саратовского информационно-аналитического интернет-канала "Ансар", который постоянно осуществляет информационную поддержку Вашего ДУМ и настойчиво популяризирует Вашу деятельность?
Потому что я не имею отношения к работе сайта ansar.ru. Я наоборот считаю, что там недостаточно освещается деятельность нашего управления. Действительно, в своё время сайт создавался саратовскими мусульманами, но, насколько я знаю, с тех пор там сменилась не одна команда и сегодня она состоит из представителей разных регионов.
Официальным сайтом нашего управления является сайт dumso.ru.

#32 про разницу культур Саратов 5 июля 2011

Говоря о мусульманах, сами мусульмане подчёркивают уважительное отношение к старшим, бережное отношение к женщинам, девушкам. Не считаете ли Вы, что в многоконфессиональной России это уже стало ложью, т.к. молодёжь, да и заывастую взрослые, демонстрируют краёнее неуважение к тем, кто не относится к их религии и национальности. Кто-то же должен учить нормам поведения Ваших единоверцев, почему при просьбе не уступают старикам и старухам место в транспорте? Почему считают возможным свистеть и кричать оскорбления из окон машин проходящим мимо девушкам, хватать их за руки, тащить за собой? Тольео не надо говорить про горячуюю кровь, как Р.Кадыров. Цивилизованный человек отличается от дикаря тем, что разум доминирует над инстинктами. И второе - в центральной России не принято ходить с ножами, может этому тоже надо учить? Или Вы считаете, что все должны вооружаться? Спасибо за ответ.
Я не только как муфтий, а как просто гражданин переживаю за нынешнее состояние нашего общества. Мы имеем 1.5 миллиона абортов, 5 миллионов наркоманов, 6 миллионов алкоголиков, 60 тысяч самоубийств, растущее количество оставленных детей и престарелых родителей. Даже наши победы или поражения на спортивных аренах выливаются в бесчинства и массовые попойки наших детей. Не реагировать на это преступно.
Мы крайне озабочены уровнем благочестия и культуры современной молодёжи, неважно мусульманской или немусульманской. К сожалению, мы не обладаем достаточными ресурсами и площадями для проведения полноценной работы. Хотя может быть это и не роль религиозных организаций. Здесь всё таки основная роль государства, которое должно выработать программу поддержки молодёжи.

#33 Михаил Балашов 5 июля 2011

что Вы думаете о государстве Израиль? имеет ли оно право на существование или правы радикальные исламисты, призывающие вопреки решению ООН от 1947 года стереть его с лица земли?
Израиль это образованное решением ООН государство, которое сегодня де-факто существует. Я против любых насильственных действий. Арабы и евреи испокон веков жили на этих территориях, и они обречены на то, чтобы договориться между собой.

#34 Русский Саратов 5 июля 2011

Уважаемый Мукаддас Аббасович, хотелось бы узнать, как вы проводите свое свободное время. Многие полагают, что "люди религии" всю жизнь посвящают лишь богу. Но известно, что вы любите историческое кино и, вообще, кинематограф. Что предпочитаете - любимые актеры, режиссеры, жанры?
В Исламе отсутствует такое понятие как "посвящение всей жизни Богу". Всевышний создал нас, дал нам возможность жить и развиваться, будучи при этом счастливыми и пользуясь благами этого мира. В нашем вероучении есть рамки для поклонения. предосудительно в нём переусердствовать, если могут быть нарушены права наших семей, оставлены насущные мирские дела… поэтому, конечно, я оставляю себе свободное время, которое в основном проходит в общении с близкими мне людьми, за чтением книг.
Просматривать фильмы у меня получается лишь время от времени и особых предпочтений не выработалось. Стараюсь смотреть исторические картины.

#35 Аналитик Саратов 6 июля 2011

Раз решились на конференцию, значит не боитесь острых вопросов. 1.Не считаете ли ошибочным свое участие в 90-х в процессе развала существующей централизованной системы ДУМ? Может надо было только ее как то реорганизовать, а не делить на мелкие княжества? 2. У татар есть пословица дословно- не умеющий у себя дома приготовить и тюрю, в чужом доме поучает как приготовить кашу. Это сегодня наши российские "грабли" на которые наступает руководство страны. Вы много бываете в разъездах, даете интервью. участвуете на круглых столах и т.д. и т.п. А все ли ладно и успешно в вашей епархии, т.е. в Саратовской области, среди мусульман? Судя по пиар-акциям все хорошо в Саратове, а что в глубинке?
1. В 90е годы я поставил вопросы о реорганизации работы Духовного управления мусульман Европейской части России и Сибири (ДУМЕС), в том числе о формировании региональных духовных управлений в составе нынешнего ЦДУМ и введения поста Верховного муфтия. За эти предложения я попал в опалу, хотя, что интересно, все они сегодня ими реализованы, но с опозданием. Своё участие в децентрализации ДУМЕС я не считаю ошибочным
2. Я не удовлетворён состоянием дел в своей "епархии". У нас ежегодно хадж посещают несколько десятков человек при том, что из Саратовской области возможность совершать паломничество имеют сотни людей. Только в Саратове проживают более 80 тысяч мусульман, а на еженедельную пятничную молитву приходят только около 2 тысяч. Прелюбодеяние, одно из самых тяжких преступлений перед Создателем, сегодня настолько распространилось в обществе, что становится нормой и не вызывает никакого порицания. Тысячи мусульман бизнесменов теряют свои состояния из-за засух и неурожаев, банкротятся только лишь из-за того, что не выполняют религиозный долг, не выплачивая долю Всевышнего (закят) нуждающимся единоверцам. Как можно удовлетворяться нынешним положением, когда до сих пор в мусульманских сёлах пьянство остаётся серьёзной проблемой. Рождаемость у нас также недостаточна. И так далее.
Поэтому этим вопросам мы уделяем серьёзное каждодневное внимание. В том числе этому будет посвящён предстоящий съезд.

#36 Ольга Арнольдовна г. Саратов , Кировский район 6 июля 2011

Уважаемый Мукаддас Аббасович! На территории Кировского района г. Саратова создана при администрации района организация ООО УО Жилкомпекс в управление которой передано более 900 жилых домов площадь. около 2000000 м2 . Обслуживание жилого фонд производится этой организацией отвратительно с трубыми нарушениями норм и правил. Помогите жителям Кировского района освободиться от навязанных управленцев!!!
Периодически в наше управление приходят обращения о защите тех или иных прав. Мы стараемся помогать людям, ходатайствуя перед государственными структурами о контроле над этими делам, привлекаем внимание власти к таким вопросам.
Вы можете описать Вашу ситуацию и обратиться в наше управление.

#37 Искандер Саратов 6 июля 2011

Татары, башкиры и немусульманское население Поволжья гораздо ближе друг к другу, чем пришлые с Кавказа. Именно они являются углями костра, который в любую минуту может вспыхнуть на берегах нашей Волги. Нет в них ничего доброго. Каково Ваше мнение, не сеют ли пришлые кавказцы вражду в многовековом мирном устройстве русских и татар(других мусульман Поволжья, включая казахов)? Не лучше ли нам без них?
Россия наш общий дом и все граждане этой страны являются друг для друга братьями. Понятно, что есть серьёзные проблемы, но они возникают во всех группах общества и на это должен реагировать закон. Вражда между народами никогда не приводила ни к чему хорошему, ни для государства, ни для самих этих народов. И потом, история проживания кавказцев на волжских берегах насчитывает не одно столетие. В древнем Увеке рядом с мечетью, православным храмом и синагогой стояла армянская церковь.
Я не считаю, что нам без Кавказа будет лучше. Моё поколение воспитано на чувстве патриотизма и интернационализма. Поэтому я хочу видеть Россию с территорией от Калининграда до Курил, с русскими, татарами, евреями и кавказцами. Мы и так уже многое потеряли.

#38 Карим Каримыч Москва 7 июля 2011

Уважаемый Мукаддас-хазрат! Поясните, пожалуйста, ситуацию с выборами муфтия Пензенской области 5 июля сего года. И расскажите, почему Вам, одному из самых уважаемых представителей высшего мусульманского духовенства России, не удалось предотвратить попытку срыва работы съезда мусульман области, которую организовали борцы за "чистый" ислам из окружения господина Дашкина.
Для начала, муфтий Ислам Дашкин является в Поволжском регионе единственным признанным Хафизом Корана, и одним из немногих таких в России. В российском мусульманском сообществе он уже давно известен участием и победами на международных и российских конкурсах чтецов Корана. У него два высших религиозных образования, полученных в Исламских университетах Медины и Ливана. На него ориентируются многие имамы и верующие Пензенской области, о чём свидетельствуют выборы его муфтием ЕДУМ.
Ислам хазрат степенный человек с умеренными взглядами. Могу привести такой пример из его жизни. В 2001 году во время Хаджа именно мне довелось известить его о гибели его родного брата. Я до сих пор поражён его смиренным и мудрым восприятием этой тяжёлой новости. Он отреагировал как глубоковерующий и не по годам мудрый человек.
Попытка срыва съезда была предпринята не со стороны окружения Ислама Дашкина, а со стороны оппонирующей Совету Муфтиев России группы. Эта попытка не состоялась.

#39 Нина Саратов 9 июля 2011

Уважаемый Мукаддас Аббасович! У многих жителей Саратова вызывает тревогу поведение мусульманской молодежи. Мат, курение, алкоголь, воровство, демонстративно непочтительное отношение к старшим, хамство - все это восстанавливает местное население против приехавших с Кавказа мусульман. Есть ли у Вас какие-либо формы работы с такими детьми, молодежью? Можно ли (и как?) обратиться к Вам за содействием в просветительно-воспитательной работе с этой категорией мусульман? Спасибо.
Из Ваших слов выходит, что такая молодёжь в своих поступках руководствуется религиозными предписаниями, но это не так. Описанные Вами негативные характеристики сурово порицаются в Исламе, а употребление алкоголя и воровство относятся к тяжким грехам. Так как тут можно говорить о мусульманской молодёжи.
Поведение действительно мусульманской молодёжи Вы можете понаблюдать в мечети, когда молодые люди посещают молитвы и занятия в медресе. Также Вы можете наблюдать мусульман на наших мероприятиях. В остальном же на улице вы не отличите мусульманскую молодёжь от любых других добропорядочных граждан. Не отличите вы её и от православной молодёжи. Вам ведь не придёт в голову назвать ребят, хамящих и распивающих алкоголь, православной группой только потому, что Вы заметили крестики у них на шеях.
Что касается формы работы с такой молодёжью, то они есть. Вопрос нравственности является крайне важным в Исламе. Всем людям, исповедующим Ислам, известно высказывание Мухаммада (мир ему) "я был послан для того, чтобы довести ваши нравы до совершенства". Могу сказать, что именно на поведении в первую очередь начинает сказываться религиозное воспитание, и это сразу бросается в глаза. Поэтому я буду говорить за ту молодёжь, которая посещает мечеть – они являются примером для окружающих, защитниками для слабых, помощниками для стариков.
Имамы и общественные деятели нашего управления всегда готовы к сотрудничеству, направленному на искоренение пороков нашего общества. Обращаться по этим вопросам можно в Саратовскую соборную мечеть.

#40 Брат Паращенко Саратов 11 июля 2011

Разъясните, пожалуйста, как ислам смотрит на психические зболевания, какова их природа с точки зрения Вашей религии? Какие методы лечения считаются приемлемыми с религиозной точки зрения?
Шариат никогда не противоречит медицине. Если выявляется, что болезнь имеет психоневрологическую основу, то такой больной должен лечиться у профессионального врача. В то же время природа у таких болезней действительно бывает разная. И когда болезнь вытекает из душевного состояния человека, здесь может помочь Исламская медицина, которая основывается ни Коране и Сунне Мухаммада (мир ему). Исламская медицина состоит из чтения священных текстов, употребление определённых продуктов, таких как вода "зам зам", мёд, масло тмина и оливок, ряда других продуктов.

#41 Интересующийся Саратов 11 июля 2011

Могут ли шииты молиться в суннитских мечетях?
Могут и молятся.

#42 Религиовед Саратов 11 июля 2011

Насколько широко представлены в исламе запреты, прежде всего пищевые. изложенные в Ветхом Завете?
Запреты и предписания, касающиеся приёма пищи представлены в Исламе достаточно широко. Они касаются не только конкретных продуктов питания, но и правил приёма еды и питья. Мне сложно проводить параллель с Ветхим Заветом, некоторые различия однозначно есть. Объединяет Ислам и Ветхий завет то, что закалывать животное необходимо в соответствии с религиозным ритуалом.
Приведу ряд правил в Исламе, закреплённых в священных текстах. Запрещена мертвечина, свинина и мясо хищников. Запрещено всё, что опьяняет и одурманивает, неважно, употребляется это в пищу, пьётся, курится или вводится в кровь. Кушать и пить нужно правой рукой с поминанием Аллаха, не переедать, оставляя треть желудка пустой, а также не приступать к приёму пищи, пока предыдущая еда не переварилась.

#43 Правоверный Саратов 11 июля 2011

Обязательно ли муфтию руководствоваться законами шариата?
Законами шариата обязан руководствоваться любой мусульманин. Чтобы Вы понимали правильно, шариат, то есть мусульманские религиозные законоположения, это довольно глубокая тема, шариат многогранен, догматичен в основе, но гибок в текущих жизненных вопросах. В своей основе шариат направлен на защиту пяти вещей: вероубеждения человека, на которое никто не может покуситься. Человеческой жизни. Имущества. Разума, на который никто не имеет права влиять в своих целях. Чести и достоинства личности, его семьи, народа и в целом общества.
Что подразумевается под понятием муфтий. Муфтий это человек, который, исходя из своих знаний шариата и умения его в соответствии с шариатом же применять, может выносить решения по тем или иным общественным и индивидуальным вопросам. Конечно, муфтий обязан руководствоваться законами шариата.

#44 Ученый Саратов 11 июля 2011

Какие религии, на Ваш взгляд, наиболее близки к исламу по вероучению?
В качестве близких и братских в Исламе выделяются последователи Христианства и Иудаизма, то есть "люди Писания".
Что касается вероучения, то между всеми религиями есть те или иные различия, не препятствующие своим последователям жить в мире и объединяться в решении общих проблем.