Онлайн-конференция Леонида Коссовича

21 ноября 2011

Сегодня на сайте ИА "Взгляд-инфо" началась онлайн-конференция ректора Саратовского государственного университета Леонида Коссовича.

Руководитель вуза, которому в 2010 году был присвоен статус национального исследовательского университета, готов обсудить широкий круг вопросов.

Научная и общественная деятельность СГУ, взаимодействие с политическими партиями, вступительные испытания, состояние общежитий, сотрудничество с иностранными вузами, художественная самодеятельность, работа профсоюза – таков круг тем, предлагаемых к обсуждению.

Прием вопросов закончится в 10.00 28 ноября (понедельник).

Обращаем ваше внимание на то, что осуществляется премодерация.

Биография

Леонид Коссович родился 15 октября 1948 года в Саратове. Окончил среднюю школу №13. В 1971 году завершил обучение в Саратовском государственном университете.

В 1977 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1989 – докторскую. В 1991 году получил диплом профессора.

1975-1978 гг. – ассистент кафедры вычислительной математики механико-математического факультета СГУ.

1978-1989 гг. – доцент кафедры математической кибернетики механико-математического факультета СГУ.

1989 год – заведующий кафедрой математической теории упругости и биомеханики механико-математического факультета СГУ.

С 1991 года – профессор кафедры математической теории упругости и биомеханики механико-математического факультета СГУ.

1993-2003 гг. – декан механико-математического факультета СГУ.

С 2003 года по настоящее время – ректор СГУ.

Женат, двое детей.

#1 Дмитрий Саратов 21 ноября 2011

Когда в университете появится нормальная столовая? Столовая 11 корпуса не может вместить всех студентов, а питаться в кафе не всем по карману.
Дмитрий, у нас в учебных корпусах №№ 1,4,8,9, зданиях геологического колледжа, зональной научной библиотеки и др. функционируют буфеты, в корпусах №№ 11,12, в колледже радиоэлектроники им. Яблочкова – столовые. Кроме того, в перспективе предполагается открытие столовых в учебных корпусах №№ 7, 10.

#2 Выпускник СГУ Саратов 21 ноября 2011

Благодаря Вашим стараниям в СГУ была практически разгромлена саратовская историческая школа. Многие преподаватели оказались рассеяны по другим вузам. В период активного выживания ученых ректорат заявлял о том, что вуз покидают не самые квалифицированные сотрудники. Между тем некоторые из них ныне работают на историческом факультете МГУ. Как Вы прокомментируете данный факт и не чувствуете ли вы ответственность за нанесенный исторической науке ущерб?
Предвзятость автора вопроса для меня вполне очевидна. Тем не менее, постараюсь быть объективным. Напомню, что научная школа – группа ученых, выполняющая в долгосрочном периоде под руководством лидера (главы школы) определенную научно-исследовательскую программу, решающую четко сформулированную научную задачу или комплекс задач. В таком случае говорить о саратовской исторической школе просто некорректно. Что это - простая совокупность историков, работающих в нашем городе?
Если речь идет об историках СГУ, то ситуация следующая. Признанные научные лидеры, профессора Н.А. Троицкий, В.Н. Данилов, С.Ю. Монахов, С.А. Мезин и другие как работали в нашем университете, так и работают, воспитывая научную смену.
При этом никто не отменял такого понятия как академическая мобильность. Во всех университетах, по всем научным направлениям в силу разных причин постоянно идет обмен научными кадрами, смена их места работы. Кто-то учился в аспирантуре или докторантуре в одном вузе, а работает в другом, кто-то прошел научное становление в одном, другом университете, а стал ректором, проректором или заведующим кафедрой в третьем. И в этом отношении наш университет - не исключение, он всегда подпитывал своими кадрами другие вузы. Хочу подчеркнуть, что все четыре ушедшие в последние годы из СГУ профессора-историка уволились по собственному желанию в силу различных причин.
Что же касается прошедшей оптимизации штатного расписания Института истории и международных отношений, то должен отметить, что при последнем декане исторического факультета было безмерно раздуто штатное расписание. Оно превышало нормативы почти в два раза. Сокращение стало неизбежным. В соответствии с действующим законодательством преимущественное право сохранить работу имели наиболее квалифицированные специалисты. Это и произошло. Более того, все кадровые решения администрации, которые были оспорены, были подтверждены судами. Таковы факты.

#3 Др.Зло Саратов 21 ноября 2011

Г-н ректор. Вас не затруднит прокомментировать, с чем связан полный провал международных программ ВУЗа (не имею ввиду проекты Венига-Кирилловой и Захаровой), в частности, прекращение всех аспирантских программ с Англией? Кстати что там с Вашим распиаренным Турецким проектом? И если не затруднит, несколько слов о МИОНе. Благодарю Вас.
Совершенно непонятно, из чего сделан вывод о якобы "полном провале международных программ ВУЗа". Наоборот, в настоящее время университет активно включен в международное образовательно-научное пространство. Активно развивается международное стратегическое международное партнерство с вузами США и Турции. Так, например, в сентябре 2011 г. подписано дополнительное соглашение к Международному договору о стратегическом партнерстве с Университетом штата Колорадо (США). Примечательно, что впервые данное мероприятие проходило в режиме он-лайн. В рамках сотрудничества с Анкарским университетом (Турция) ведется подготовительная работа к открытию совместной магистратуры по археологии и созданию филиала Турецкого археологического института, обмен преподавателями русского и турецкого языков. Одним из важных направлений работы Управления международного сотрудничества СГУ является участие в программе Оксфордского Российского Фонда.
Центр турецкого языка и культуры, открытый в 2006 году при поддержке Посольства Турецкой Республики в РФ, успешно работает и никогда не закрывался. В 2007 году состоялся переезд Центра в другое здание. Стало понятно, что прежние помещения не способны вместить то количество турецких студентов, которое обучается на подготовительном отделении и студентов нашего университета, желающих изучать турецкий язык. В настоящее время Центр турецкого языка и культуры СГУ является одним из крупнейших в России. В Центре имеется 8 учебных аудиторий, малый конференц-зал, библиотека. Для преподавания языка есть достаточное количество пособий и мультимедийной аппаратуры, подаренных турецкими ВУЗами и Посольством Турции в РФ.

#4 ольга Саратов 21 ноября 2011

Последнее время СГУ часто упоминается в прессе в контексте противостояния с партией Единая Россия, большая часть населения поддерживает вашу гражданскую позицию,когда вы разочаровались в своих однопартийцах?
Я был и остаюсь членом СРО ВПП "Единая Россия", являюсь членом Политсовета. У меня нет никаких разногласий с партией. Только что вернулся с исторического съезда партии. При этом я как руководитель федерального государственного образовательного учреждения обязан действовать строго в рамках федерального законодательства об образовании, политических партиях и государственной службе. Более того, я убежден, что именно уважение к закону является основным критерием оценки деятельности любого руководителя.

#5 Валентина Саратов 21 ноября 2011

Уважаемый Леонид Юрьевич! Помню на одной из- on-line конференций года 2 назад была затронута тема о ЖСК Университет-97. Вы отметили, что в настоящее время земля ЖСК передается. Вы считаете нормальным, когда земля передается уже 3 год, и что ВЫ СДЕЛАЛИ для того чтобы ЭТОТ ПРОЦЕСС проходил быстрее. КАК БЫТЬ ОБМАНУТЫМ ДОЛЬЩИКАМ, которые в т.ч. и по Вашей вине живут и платят огромные деньги за сьемную квартиру. КОГДА НАКОНЕЦ БУДЕТ ПЕРЕДАНА ЗЕМЛЯ И ВВЕДЕН В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЭТОТ ЗЛОПОЛУЧНЫЙ ДОЛГОСТРОЙ?
ЖСК "Университет-97" является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим строительство жилого дома за счет собственных средств на федеральной земле. СГУ не имеет своей доли собственности на данный объект и не финансирует строительство. Появление дольщиков, т.е. лиц, которым уже созданный ЖСК продал имущественные права на строящиеся квартиры без согласования с СГУ, является результатом деятельности и зоной ответственности правления и председателя самого ЖСК "Университет-97". Основной проблемой по вводу дома в эксплуатацию является отсутствие юридически обоснованного механизма по изъятию данного земельного участка из федеральной собственности и передаче его ЖСК "Университет-97". Однако СГУ оказывает в решении этого вопроса максимально возможную помощь.

#6 Студент Энгельс 21 ноября 2011

Как вы относитесь к тому что Единая Россия проиграет на выборах?
Я считаю, что партия "Единая Россия" заслуженно получит на выборах достойный процент. Альтернативы "Единой России" нет.

#7 Нищий ученый Саратов 21 ноября 2011

Уважаемый ректор! Скажите пожалуйста, почему в СГУ у профессорско-преподавательского состава самые низкие (читайте нищие) заработные платы по сравнению с иными высшими учебными заведениями? Вот данные: ассистент 4500 рублей, доцент (ваковский) 5900 + 3000 рублей за звание кандидата наук = 8900. Напрашивается логичный вопрос, как прожить на эти деньги? В школах учителя больше получают, чем ученые в СГУ. Спасибо.
Начнем с того, что приведенные Вами цифры не соответствуют действительности. Наряду с бюджетной составляющей имеются и внебюджетные доплаты. Кроме того, принято решение о существенном увеличении окладной части заработной платы всему профессорско-преподавательскому составу. В частности, доктора наук будут получать надбавку уже с 01 декабря 2011 г. Одновременно хотелось бы сказать и о серьезных доплатах, которые получают наши ученые в рамках выигранных грантов.

#8 родитель Саратов 21 ноября 2011

Скажите, какая зарплата в вузе у доцента, работающего на полную ставку. Как Вы считаете, можно ли рассчитывать, что при таких зарплатах в науку придут молодые таланты? Почему в вузе идет постоянная кадровая чехарда?
Немало молодых талантов уже работает в университете. И мотивация для этого у них есть. Например, более 100 семей молодых преподавателей получили квартиры в доме молодых ученых.
К нам с удовольствием идет молодежь, потому что мы можем предложить ей современные направления, где можно реализовать свой потенциал. Так, в новых инновационных структурах университета в основном работают молодые сотрудники.
Сейчас наметилась тенденция к возвращению наших выпускников обратно в университет из США и стран Европы, и это тоже показатель. Все наши последние достижения в области IT-технологий, материаловедения (наноматериалы), радиоэлектроники, в рамках реализации сколковского проекта и многие другие связаны с именами наших молодых ученых. Мы ими гордимся и возлагаем на них большие надежды. Мы уверены в будущем нашего университета.

#9 Голос Америки Саратов 21 ноября 2011

С удивлением обнаружил сотрудничество руководства СГУ с издателем, известным диссидентом Фейтлихером, в частности появление многих закрытых документов на страницах газеты "Версия" невозможны без вашего участия. Это политический альянс или вашая личная к нему симпатия?
Судя по формулировке вопроса, Вы действительно "обнаружили" много того, чего я не знаю, например, что Фейтлихер является издателем газеты "Версия", или, что в СГУ существуют "закрытые" документы, оказавшиеся на страницах газет. Университет одинаково работает со всеми СМИ. И если в рамках действующего законодательства о СМИ нам поступает запрос редакции, мы на него отвечаем. Удивительно, что уважение к закону кто-то пытается толковать как политический альянс или личную симпатию.

#10 Злобный партизан Саратов 21 ноября 2011

Уважаемый Леонид Юрьевич! Чем объяснить тот факт, что несмотря на серьезные финансовые вливания в бюджет СГУ преподаватели университета по-прежнему получают весьма скудное жалованье. В то же время, отдельные сотрудники, приближенные лично к Вам имеют весьма неплохие зарплаты. Об этом свидетельствовал и опыт экс-проректора Чернышевского. Кстати, почему Вы - искушенный в судебных делах человек не потребовали сатисфакции у него за публичное оскорбление, нанесенное им в газетной статье?
На вопрос о заработной плате сотрудников я уже ответил. Что же касается высказываний бывшего проректора СГУ Д.В. Чернышевского, то у меня существует правило – обращаться в суд только в исключительных ситуациях. Когда в высказываниях Д.В. Чернышевского были сделаны ссылки на позицию партии, я обратился в суд. Как Вы знаете, в СМИ были опубликованы мнения на этот счет Н.В. Панкова и М.В. Алешиной, полностью опровергающие заявления Д.В. Чернышевского. Высказывания же собственно Д.В. Чернышевского меня не интересуют, поскольку не считаю его достойной стороной для участия с ним в судебном процессе.

#11 Бухгалтер Саратов 21 ноября 2011

1. По каким критериям определяется заработная плата сотрудников вуза? Какие зарплаты у ректората? Судя по тому, что в вузе, который возглавляет известный историк, одни только зарплаты ректора и проректоров 6-10 тысяч долларов плюс доходы от их предприятий, у вас в СГУ зарплаты и того больше? Почему же в таком случае ассистенты, доценты в СГУ получают чуть больше прожиточного минимума? 2. Как вы относитесь к бизнесу по торговле учеными степенями? Боретесь ли с ним и каким образом?
1. Если у ректоров – известных историков, которые возглавляют некоторые саратовские вузы, подобные заработные платы, то могу сказать, что им повезло.

2. Подобного бизнеса в Саратовском государственном университете нет.

#12 Жорж Саратов 21 ноября 2011

Уважаемые Леонид Юрьевич! Скажите за что в свое время попросили уйти (выгнали) из университета , нынешнего первого проректора СГТУ Сытник АА???????? С чем связано противостояние руководителей СГТУ и СГУ?
Оказывается, академическая мобильность существует не только при ректоре Л.Ю. Коссовиче, но и имела место при ректоре Д.И. Трубецкове. Мне неизвестны причины, побудившие проректора СГУ А.А. Сытника УВОЛИТЬСЯ в 1992 г. и перейти на работу в СГСЭУ, а затем и в СГТУ.

#13 Алексей Саратов 21 ноября 2011

Леонид Юрьевич, чем обусловлена тотальная реорганизация (по сути, разрушение) педагогического института? Неужели вы не отдаете себе отчет, что тем самым уничтожается подготовка учителей для Саратовской области?
Никакого разрушения не произошло. Ликвидацию дирекции Педагогического института я не считаю разрушением педагогического образования. Саратовский государственный университет готовил, готовит и будет готовить педагогов. Готовить качественно, хорошо, с пониманием тех высоких задач, которые ставит перед современным учительством общество. То, что произошла структурная реорганизация университета, никак не повлияло на количество образовательных программ и качество их реализации в университете.

Еще в 1998 году по решению Правительства России к университету был присоединен Саратовский педагогический институт. Было это сделано ради интеграции дублирующихся специальностей, ради оптимизации штатного расписания, а в конечном счете, ради того, чтобы школьные учителя готовились на базе классического университетского центра. Процесс интеграции оказался сложным и длительным. По сути дела он завершается только сейчас, спустя 13 лет, когда нам удалось сформировать оптимальную структуру педагогического образования.

#14 Сергей Саратов 21 ноября 2011

Леонид Юрьевич, добрый день! Почему не слышно о борьбе со взяточничеством в СГУ? Сразу оговорюсь - я не все институты и факультеты имею в виду. Знаю, что на филфаке, истфаке и у математиков такого почти нет. Но вот студенты с юрфака такое рассказывают, что волосы дыбом встают, просто ужас какой-то!!! Сам давно (еще в советское правда время) заканчивал СГУ и раньше такого вообще не слышно было.
Нам о таких фактах до сих пор известно не было. На юридическом факультете, наоборот, стараются создать обстановку нетерпимости к подобным нарушениям. Если у вас есть конкретные факты, сообщите нам о них. Если факты подтвердятся, мы будем действовать по закону. Но еще раз хочу сказать, что ни студенты, ни преподаватели юридического факультета о подобных нарушениях никогда не сообщали. Университетская среда не терпит взяточничества.

#15 Выпускник физфака СГУ Саратов 21 ноября 2011

Интересно, куда идут работать по специальности выпускники физфака СГУ, если не одно предприятие, куда в основном готовят специалистов вашего университета не работатает? Зачем по Вашему мнению нужен физический факультет СГУ в настоящее время?
Университетское образование тем и отличается, что, оно, во-первых, является фундаментальным и в силу этого открывающим перед выпускниками широкое поле профессиональной деятельности, и, во-вторых, культивирует технологию образования, благоприятствующую формированию у студентов навыков самостоятельного творческого труда. Это и создает реальные предпосылки для обеспечения конкурентоспособности и мобильности выпускника университета на рынке труда.

Что касается собственно необходимости физического образования в СГУ, то хочу сказать следующее.

Тезис 1. Физика никогда и никем не сможет быть "отменена", поскольку на ней базируется вся современная техническая цивилизация. Соответственно, физическое образование – атрибут цивилизованного общества, в авангарде которого находятся классические университеты.

Тезис 2. Физика интересна не для всех (хотя для общего развития полезна всем). Тем, кому достаточно лишь иметь навыки нажимать кнопки на устройствах, созданных физиками, нет нужды физику изучать.

Тезис 3. Физическое образование в СГУ, которое ведет отсчет с 1909 г., выделяется признанными научно-образовательными школами и не стоит на месте. Если сравнить учебные планы, например, десятилетней давности с современными, то, как говорится, только слепой не заметит громадной разницы. Современная физика (кстати, в СГУ сейчас успешно функционируют три (!) факультета физического профиля, самый "младший" из которых создан всего лишь 6 лет назад) – это и нанотехнологии, и физика живых систем, и радиофизика, и лазерная физика, и информационные технологии как современный инструмент физического исследования, и техносферная безопасность и т.п.

Тезис 4. Фундаментальность, широта и мобильность физического образования делают выпускников востребованными в различных научно-технических сферах и организациях. В деканаты факультетов физического профиля постоянно поступают заявки на специалистов, причем большинство студентов старших курсов уже "апробировали" свои будущие рабочие места, в том числе, побывав там на производственной практике.

Тезис 5. Текущий год можно назвать "годом физики" в СГУ. Развивается активное сотрудничество нашего университета с "традиционными" промышленными предприятиями и научными организациями Саратова. Только за последний год создано несколько базовых кафедр СГУ – в ОАО "Тантал", ОАО "HПП “Контакт”", Саратовском отделении Института радиотехники и электроники имени В.А. Котельникова РАН, в Министерстве промышленности Саратовской области, в Главном управлении МЧС РФ по Саратовской области. Продолжает работу базовая кафедра СГУ в ФГУП "НПП “Алмаз”".

Особое достижение физиков СГУ – выигран крупный грант (так называемый "мегагрант" для ведущих ученых) по радиоэлектронике, который послужит для воссоздания старейшего университетского исследовательского центра – НИИ механики и физики СГУ. В дальнейших планах – создание новых базовых кафедр СГУ, развитие инновационных структур.

Таков ответ на заданный вопрос. Более подробную информацию о направлениях подготовки в СГУ по новым федеральным образовательным программам и местах трудоустройства выпускников можно получить в деканатах и в Центре трудоустройства СГУ.

#16 Владимир Спирягин, журналист Саратов 21 ноября 2011

Какая партия в России самая лучшая? Какой из саратовских политиков самый выдающийся?
Я свой выбор сделал, вступив в партию "Единая Россия". Но мы живем в демократической стране и каждый вправе сделать свой выбор. В любом случае считаю, что к оценке деятельности любого политика нужно подходить с учетом двух критериев: насколько политик честен и насколько компетентен.

#17 Галина Викторовна Саратов 21 ноября 2011

Уважаемый Леонид Юрьевич! Область ваших научных интересов механика . Как вы относитетесь к тому, что гвардия известных историков СГТУ расформировала кафедру Теоритической механики и некоторые ее сотрудники нашли рабоу у Вас? Что вы думаете на неглассный запрет руководства СГТУ на работу совместителями преподавателям СГТУ в вашем университете?
Если это правда, то вопрос к руководству СГТУ.

#18 studentka Саратов 21 ноября 2011

Уважаемый ректор! У меня вопрос: почему на факультетах такая большая разница в стипендиях?! на экономическом 1350 руб повышенная, а у биологов - около 2-х тыс. Биологи важнее экономистов?
Стипендиальный фонд университету выделяется Министерством образования и науки РФ исходя из среднегодовой численности студентов. В соответствии с "Положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов" выплата стипендий студентам, аспирантам и докторантам в университете производится в пределах стипендиального фонда, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стипендиальный фонд предназначается для выплаты стипендий и определяется с учетом контингента студентов, аспирантов и докторантов и размера стипендии, установленного законодательством Российской Федерации для каждой категории обучающихся.

Распределение стипендиального фонда академической стипендии по структурным подразделениям производится с учетом среднегодового контингента студентов, аспирантов и докторантов, размера стипендии, установленного законодательством РФ для каждой категории обучающихся, и выделенного финансирования.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании" (с изменениями) стипендия студентов не может быть ниже 1100 руб.

Назначение государственной академической стипендии производится приказом ректора университета по представлениям стипендиальных комиссий факультетов (институтов) по результатам экзаменационной сессии с первого числа месяца, следующего за экзаменационной сессией, на семестр, включая последнее число месяца очередной экзаменационной сессии.

Стипендиальная комиссия факультета с учетом выделенных средств определяет:

- общее количество академических стипендий;

- размер повышенной академической стипендии студентам, обучающимся на "отлично";

- размер академической стипендии студентам, обучающимся на "хорошо" и "отлично";

- размер академической стипендии студентам, обучающимся на "хорошо".

#19 Ирина Саратов 21 ноября 2011

Уважаемый Леонид Юрьевич! Спортсмены, планирующие посвятить себя профессиональному спорту, едут сегодня поступать в МГАФК или в Питер. Будет ли когда-нибудь создан альтернативный специализированный вуз в Саратове? Задаю вопрос Вам, так как пединститут сегодня входит в состав СГУ, но имеет весьма скромный набор спортивных специальностей.
Решением Ученого совета 8 ноября 2011 г. на базе факультета физической культуры Педагогического института, кафедры физического воспитания и спорта СГУ и спортивного клуба в Саратовском государственном университете создан Институт физической культуры и спорта. Институт планирует расширить набор направлений подготовки спортивных специалистов в 2012 г. по направлениям "Физическая культура", "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)", "Спорт", "Спортивный менеджмент".

Кроме этого, на базе СГУ планируется проведение курсов повышения квалификации и переподготовки. Приглашаем всех ведущих спортсменов, молодых людей, не представляющих свою жизнь без физической культуры и спорта, а также тренеров, педагогов, других работников сферы физической культуры и спорта для получения специального образования и повышения своей профессиональной квалификации.

#20 Бывший студент и аспирант Саратов 21 ноября 2011

Какое самое большое научное достижение СГУ за время вашего ректорства?
Предваряя ответ на конкретный вопрос, хочу отметить, что самое большое наше достижение – присвоение СГУ статуса национального исследовательского университета. Это совокупная оценка всей нашей деятельности.

Научно-исследовательская работа в университете ведется настолько интенсивными темпами, что практически каждый год отмечен новыми и важными научными достижениями по всем приоритетным направлениям развития СГУ. Например, разрабатываемое сегодня в университете направление "Живых систем", определенное Президентом как приоритетное направление развития науки, технологий и техники России, включает в себя прорывные нано- и биотехнологии, позволяющие отечественному научному поиску разрабатывать и внедрять в производство уникальные перевязочные медицинские материалы для лечения поверхностных ран и абдоминальной хирургии. В частности, это создание не имеющих аналогов в мире биосовместимых кожных покрытий из полимера хитозана, проходящих сейчас клинические испытания в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, Хельсинском национальном ожоговом центре и Ожоговом центре Каирского университета.

#21 Гутен таг Волгацайтунг 21 ноября 2011

1. Чего вы не поделили с Плеве? Ведь вместе рука об руку выживали Трубецкова. 2. Как сложилась судьба профессора Троицкого, который предал гласности научный подвиг Аяцкова - стремительное присвоение степени кандидата а спустя пару десятков месяцев доктора наук? 3. Как собираетесь в 2012 году бороться с недобором абитуриентов? 4. Почему в городе, где есть журфак, дефицит грамотных журналистов?
Отвечаю на вопросы актуальные и конкретные.

3. С недобором мы не сталкивались. Если говорить о приемной кампании 2011 года, то контрольные цифры приема по очной и заочной форме обучения были выполнены полностью. Более того, средний конкурс на очной форме обучения составил около 4-х человек на место.

4. А кто Вам сказал, что местные журналисты в массе своей малограмотны? Убежден как раз в обратном: саратовские медийщики-профессионалы в большинстве своем грамотны, включая, разумеется, и многих очень хорошо образованных давних и недавних наших выпускников.

#22 Артур Саратов 21 ноября 2011

Добрый день Леонид Юрьевич, началась предвыборная пора, в СМИ появляются разнообразная информация о применении "административного ресурса" к учащимся вузов, чтоб те проголосовали в пользу партии Единая Россия. У всех возникает вопрос, почему руководство так поступает, на каком основании? Мой вопрос, применяет ли ВУЗ такие не совсем корректные полит технологии. Если нет, то готовы ли Вы лично встать на защиту своих учащихся и посодействовать в разрешении таких ситуаций, если такие будут происходить...
В соответствии с п.15 статьи 50 Закона РФ "Об образовании" принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.

В СГУ никакие методы административного воздействия на студентов с целью понуждения голосования за конкретную политическую партию не применяются. По любым возникающим вопросам всегда можно обратиться в управление по правовому и кадровому обеспечению за разъяснением и защитой нарушенных прав.

#23 Ирина Саратов 21 ноября 2011

Уважаемый Леонид Юрьевич! Какие факультеты из социально-гуманитарных, вы считаете наиболее динамично развивающимися сегодня в СГУ? Есть ли планы открытия новых специальностей и направлений гуманитарного профиля, создания новых факультетов. Спасибо
Все факультеты и институты, составляющие социально-гуманитарный блок в университете, достаточно динамично развиваются. Каждый из них предоставляет большой спектр направлений подготовки. И надо сказать, что университет по сравнению с другими ВУЗами не сократил количество бюджетных мест на гуманитарное направление. Планы открытий новых направлений подготовки гуманитарного профиля, в том числе и магистратуры, существуют. Следите за информацией на сайте СГУ.

#24 Гражданин малой родины Саратов 21 ноября 2011

Леонид Юрьевич, слышал, что СГУ теперь - резидент Сколково. Это действительно прорыв. Какие в связи с этим у вуза перспективы?
Да, проект Саратовского государственного университета "Система дистанционного образования на платформе “Ipsilon 3.0”" вошел в число участников Инновационного центра "Сколково" наравне с такими компаниями как: Siemens, Nokia, IBM, Лукойл, Русал, Сбербанк и другими. СГУ является единственным представителем Саратовского региона среди более 220 компаний, которые на данный момент получили статус резидента "Сколково".

До настоящего времени СГУ удивлял своими победами на Чемпионатах мира по программированию – это показывает высочайший уровень нашей образовательной школы. Сейчас мы говорим о том, что СГУ славится не только образовательной, но и своей научной школой, представляя проект, самостоятельно созданный силами студентов и сотрудников университета. Победа является объективным доказательством того, что программный продукт – система дистанционного образования – не только реализует открытое образование и возможности проведения видеоконференций в различных сферах деятельности, но и составляет конкуренцию программным комплексам "Moodle", "Blackboard" и другим комплексам на мировом рынке программного обеспечения.

Участие в проекте дает возможность не только генерировать идеи, но и позволяет с помощью внутренних структур фонда реализовывать и продвигать их не только на российском, но и на мировом рынке.

#25 Интересующийся Саратов 22 ноября 2011

- Скажите, реорганизация пединститута – это обоснованный шаг? Позволит ли экономия на содержании административно-управленческого персонала повысить зарплату простых преподавателей?
Концепция "новый учитель для новой школы" требует новых методов и форм подготовки учителей. Все факультеты и институты университета, где обучаются будущие учителя, являются теперь, после реорганизации, равноправными участниками образовательного процесса – в одном ряду с теми структурами, которые готовят научных работников, производственников, управленцев, работников культуры и искусства.
Нам кажется удачной модель, при которой университетские преподаватели, готовящие учителей, работают в едином образовательном пространстве со своими коллегами-специалистами в той или иной отрасли науки. Например, преподаватели, обучающие учителей русского языка и литературы, математики, физики, химии оказываются в одном профессиональном сообществе не только со специалистами в области методики преподавания русского языка, математики, физики, химики, педагогами и психологами, но и собственно математиками, филологами, исследователями-физиками и химиками.

Что касается экономии – да, высвободившиеся от административно-управленческого персонала деньги пойдут на увеличение зарплат преподавателей.

#26 Студент Юрфака Саратов 22 ноября 2011

Вызывает возмущение утверждение здесь некоего Сергея, что на юрфаке "волосы встают дыбом". За все 4 года, которые я здесь учусь не было ни одного даже намека на взятку. Вообще, на факультете очень доброжелательная, рабочая обстановка. А вопрос в следующем: как вы, Леонид Юрьевич, справляетесь с теми стрессами, которые возникают после прочтения всей той чернухи о нашем университете?
Жизнь научила меня справляться со стрессами, а "чернуха" пусть остается на совести ее авторов.

#27 горожанин Саратов 22 ноября 2011

Скажите пожалуйста, во сколько обошелся вузу последний ремонт вашего "кабинетного комплекса" (сам кабинет плюс комната отдыха и туалет)? Желательно с точностью до рубля.
Я не могу назвать точный порядок цифр. Любые ремонтные работы в СГУ осуществляются в соответствии с федеральным законом №94-ФЗ. Любой желающий может ознакомиться с официальной информацией на портале госзакупок.

#28 Петр Саратов 22 ноября 2011

Уважаемый Леонид Юрьевич! Когда я учился в СГУ (80-е годы) в ректорате было 3 проректора. Сколько проректоров в СГУ на сегодняшний день? Спасибо заранее за ваш ответ!
Сегодняшний университет и по количеству студентов, и по численности преподавателей и сотрудников, и по числу научных и образовательных структур в разы больше, чем он был в 1980-е годы. Сегодня в университете работают 8 проректоров, которые обеспечивают организацию всех разнообразных видов деятельности, которыми занят университет. Кстати, мне кажется, Вы, Петр, ошибаетесь. Насколько я помню, в 80-е годы, кроме проректоров по учебной, научной работе и административно-хозяйственной работе, были проректоры по вечернему и заочному обучению, затем – с развитием международной деятельности университета появился проректор по международным связям, при моем предшественнике Д.И. Трубецкове была введена должность первого проректора. И еще одна подробность, которую Вы должны знать. В 80-е годы в вузах были партийные организации, которые возглавлялись парткомами, комсомольские организации с комитетами комсомола. В парткоме работали люди, отвечавшие за определенные секторы, например, за учебный, за научный, за воспитательный. Эти люди по сути дела брали на себя решение очень многих и стратегических, и повседневных проблем. Не будем сегодня давать оценку этому фактору. Я вспомнил об этом для того, чтобы Вы поняли: сегодня не больше, а меньше, чем в 80-е годы, людей, которые управляют университетом.

И еще одно. Если Вы посмотрите сайты крупных, сопоставимых с нашим, вузов, Вы увидите, что цифра 8 - не самая внушительная.

#29 Елена Прекрасная Саратов 22 ноября 2011

что вы думаете о событиях в министерстве образования?
Оценку произошедшему должны дать правоохранительные органы.

#30 выпускник саратов 22 ноября 2011

леонид юрьевич. Как вы относитесь к семейственности на социофаке. клан во главе деканом дыльновым, его жена. дети. мужья и жены детей и т.д.
Геннадий Васильевич Дыльнов - декан социологического факультета, доктор философских наук, профессор, всю жизнь проработал в Саратовском государственном университете. Научная школа проф. Г.В. Дыльнова широко известна в нашей стране и за ее пределами. Он основал и развил социологическую науку в СГУ. И это хорошо, что его дети пошли по стопам отца.

К семейственности отношусь плохо, а вот к преемственности поколений и династиям, которых в университете достаточно много, отношусь положительно.

#31 Оксана Саратов 22 ноября 2011

Уважаемый Леонид Юрьевич! Почему в СГУ до сих пор должным образом не развита система дистанционного образования. Звонила в университет, чтобы узнать поподробнее об условиях обучения дистанционно, к сожалению, условия совершенно неприемлемы, лекции в онлайне начинаются с утра и до вечера, в рабочие часы, смысл обучаться онлайн, когда с таким же успехом можно поступить в университет заочно и ходить на сессию. Будут ли изменены условия обучения? Что планируется делать для усовершенствования "дистанционки"? Чем обусловлены высокие цены на данный вид образования?
Дистанционное обучение выбирают те студенты, которые выстраивают образовательную траекторию самостоятельно: изучают материалы, выполняют контрольные работы в любое удобное время, даже ночью.

Расписание видеоконференций полностью подстроено под студентов заочной формы обучения. В будние дни конференции проходят в вечернее время, а в период сессии (на этот период университет предоставляет справку-вызов) по расписанию зачетов и экзаменов, но не нужно забывать, что выходить на конференции можно из любой точки земного шара. Схема обучения построена таким образом, чтобы обеспечить максимальное качество образования.

У студента всегда есть выбор – обучаться заочно традиционно или заочно дистанционно. Не каждый ВУЗ в регионе предоставляет такие возможности для студентов.

Более подробно о "дистанционке" можно узнать на сайте СГУ в разделе Института открытого образования или по тел.: (8452) 210-790, 210-791, e-mail: oecdo@mail.ru

#32 Алексей Саратов 22 ноября 2011

В советское время для трудящейся молодежи существовали широкие возможности для получения образования и самообразования: вечерние школы, просветительские лекции. Сейчас же человек с обычным уровнем доходов (до 25 тысяч в месяц) не может себе позволить дорогостоящие второе высшее, всякие МБА, бизнес-школы и т.д. Скажите, какие возможности для взрослых людей предоставляет СГУ для получения какого-то бесплатного - подчеркиваю, бесплатного! - дополнительного образования? Например, занятия по писательскому мастерству, занятия по иностранным языкам, веб-дизайну, публичные курсы лекций по макроэкономике, философии, естественным наукам? Пожалуйста, укажите перечень таких курсов и как на них записаться человеку "с улицы".
Фактически ответ на Ваш вопрос содержится в нем самом.

Вы пишете "в советское время…" Сейчас иные времена. Государственные вузы финансируются федеральным бюджетом для реализации программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования в соответствии с выделяемыми контрольными цифрами приема обучаемых.

То, о чем спрашиваете Вы, это своеобразная интеллектуальная благотворительность. Я не знаю ни одного вуза, который бы бесплатно вел занятия, скажем, по иностранному языку, как Вы пишете, для человека "с улицы". Ведь преподавателям нужно платить за эту работу, а государством она не финансируется.

#33 Свидетель Саратов 22 ноября 2011

Правда ли то, что Вы ходите по корпусам СГУ только в присутствии личной охраны?
Неправда. Если я хожу по территории университета не один, это не означает, что я хожу с охраной.

#34 Владимир Саратов 22 ноября 2011

Какой вуз заканчивали Ваши дети?
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского.

#35 Сергей Саратов 22 ноября 2011

В свежем номере газеты "Неделя" опубликованы очередные слухи. В разделе "Беседы с инсайдером", говорится о том, что Вы покинете свой пост в декабре этого года. Так ли это? Если да, то почему?
Меньше верьте слухам.

#36 Валерий Хвалынск 22 ноября 2011

Оцените вклад Вячеслава Викторович Володина в развитие саратовской академической науки и материально технического обеспечения СГУ.
Он очень значителен.

Скажу больше. Так получилось, что именно поддержка двух государственных деятелей, наших земляков, фактически предопределила судьбу Саратовского университета.

В начале ХХ века усилия Петра Аркадьевича Столыпина, саратовского губернатора, ставшего главой правительства Российской империи, в решающей степени способствовали открытию университета в Саратове.

В начале века XXI целенаправленная помощь Вячеслава Викторовича Володина, бывшего одно время председателем Попечительского совета СГУ, позволила создать современную материально-техническую и исследовательскую инфраструктуру, активизировать научную составляющую вуза. Во многом благодаря этому СГУ стал национальным исследовательским университетом, войдя в когорту ведущих вузов России.

#37 Алексей Саратов 22 ноября 2011

Добрый день. В интернете мелькает информация. что университет открывает базовые кафедры на предприятиях города. Расскажите. что значит- дополнительные возможности для практики студентов или внедрение научных разработок ученых СГУ в производство?
Действительно, в университете открыт целый ряд базовых кафедр на крупных предприятиях города. Вы правы: это и дополнительные возможности для студентов, потому что через базовые кафедры мы не просто расширяем перечень мест для производственных практик, но допускаем студентов к самой сердцевине производственного процесса. Практика – это ведь ограниченный промежуток времени в две – четыре недели, ну даже пусть в восемь недель. А базовая кафедра функционирует постоянно, и наши студенты постоянно могут выходить в лаборатории, цеха, исследовательские центры и подключаться к настоящей производственной или инновационной деятельности. Хочу заметить, что статус национального исследовательского университета позволяет нам устанавливать на предприятиях, где созданы наши базовые кафедры, новейшее лабораторное оборудование, которое используется и в производственном процессе, и в процессе учебном. Базовая кафедра позволяет все это успешно соединять. То есть мы в этой работе не нахлебники, а равноправные партнеры. И если студент проявляет не праздный, а подлинный интерес к делу, его, конечно, заметят на предприятии и пригласят на постоянную работу. То есть наши базовые кафедры это еще и наши работодатели. Вот сейчас мы готовимся открыть базовую кафедру электронных СМИ на ГТРК "Саратов".

#38 Андрей Саратов 22 ноября 2011

Глубокоуважаемый Леонид Юрьевич, Как вы относитесь к упорству Белова Владимира Николаевича в отстаивании должности заведующего кафедрой философии культуры и культурологии? Может быть он сможет раскрыть свой администраторский талант в ректорате? С уважением
Согласно внутренним нормативным документам Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского должность заведующего кафедрой – выборная. В.Н. Белов был избран на должность заведующего кафедрой философии культуры и культурологии в 2007 г. сроком на пять лет. Очередные выборы будут проходить весной 2012 г. Кандидатуру на должность заведующего могут выдвигать члены Ученого совета, кафедра, преподаватели факультета. Заведующий кафедрой избирается тайным голосованием на заседании Ученого совета Университета.

#39 Стивенсон Эдинбург 22 ноября 2011

Леонид Юрьевич, Вы всвое время с энтузиазмом отдали Турецкий центр СГУ "Единой России", а потом беззаветно сражались за его возвращение университету? Планируется ли воссоздание Турецкого центра?
Ответ в отношении деятельности Центра турецкого языка и культуры уже дан выше.

#40 Александр Саратов 23 ноября 2011

Здравствуйте, Леонид Юрьевич. Сейчас СГУ работает как научно-исследовательский университет. Что изменилось в деятельности вуза после присвоения ему этого высокого статуса?
Формат национального исследовательского университета открыл перед нами принципиально новые возможности развития. Мы вкладываемся в приобретение уникального, мощнейшего научного и учебного оборудования, на котором проводят исследования наши сотрудники и проходят практику наши студенты.

Ежегодно свыше двухсот аспирантов и сотрудников СГУ проходят стажировки в ведущих научно-образовательных центрах 17-ти стран Европы, Азии и Америки. Новый импульс развития получили наши информационные ресурсы: открываются доступы к новым базам научных данных, постоянно расширяется депозитарий программных продуктов. Наконец, как ведущий вуз, мы разрабатываем и внедряем собственные уникальные образовательные стандарты, обучение по которым ведется только у нас в СГУ - это, например, физика живых систем, физика открытых нелинейных систем и биомеханика.

#41 Екатерина Саратов 23 ноября 2011

Недавно отмечалось 300-летие со дня рождения Ломоносова. Расскажите, а есть ли юные «ломоносовы» в Саратовском государственном университете?
Конечно, есть. Достаточно вспомнить неоднократные победы наших команд на международных Чемпионатах по программированию. Имена и фамилии наших программистов широко известны в мировом профессиональном сообществе.

Более 20 молодых ученых университета стали победителями конкурсов "У.М.Н.И.К." Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В данном формате общения перечислить поименно всех наших "ломоносовых" просто не представляется возможным, хотя очень хотелось бы, чтобы "страна знала своих героев в лицо".

#42 алексей Саратов 23 ноября 2011

Леонид Юрьевич, не за горами новые выборы ректора. Вы готовите преемника, или пойдете на третий срок? А, может, есть сценарий некоего тандема?
До окончания срока действия моего контракта два года. Порядок выборов ректора четко регламентирован законом.

#43 Ирина Михайловна Саратов 23 ноября 2011

Когда-же наконец будет сдан жилой дом в Студгородке, который строился для преподавателей СГУ? Почему до сих пор не передана земля кооперативу? Кто ответит за срыв сдачи дома на 5 лет ?
Ответы на поставленные вопросы были даны ранее.

#44 Иванова Мария Саратов 23 ноября 2011

1) Когда же в соответствии с европейскими нормами будет введено 4-летнее обучение в нашей аспирантуре и по гуманитарным специальностям? 2) Возможен ли перевод с одной гуманитарной специальности аспирантуры на другую (с политологической на юридическую, например)? И если возможен, то обязательна ли при этом практика понижения "курса"?
1. Вопрос о сроке обучения в аспирантуре по гуманитарным специальностям рассматривается в Министерстве образования и науки РФ. В настоящий момент четырехлетнее обучение предусмотрено по некоторым специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук (приказ Минобрнауки России от 12.08.2011 № 2202).

2. Перевод со специальности на специальность в рамках бюджетной формы обучения возможен только по согласованию с учредителем университета, т.е. Минобрнауки. Понижение "курса" не предусмотрено.

#45 Петр Саратов 23 ноября 2011

Уважаемый Леонид Юрьевич, считаю ваше решение вопроса по пединституту правильным. Давно пора было избавиться от запараллеливания функций различных структур СГУ. Но не отразится ли оптимизация на качестве подготовки студентов?
Спасибо за поддержку и понимание. Конечно, не отразится. Все преподаватели благополучно работают со своими студентами. В каких-то случаях произошло соединение двух близкородственных кафедр, в каких-то - объединились преподаватели близкородственных специальностей. Неужели от этого они станут хуже работать, а студенты хуже учиться? Нет, конечно. Но вот формы организации учебного процесса, само качество подготовки мы всеми силами будем совершенствовать. Для этого у нас есть все возможности: перспективы открытия магистратур по педагогическим специальностям, стажировки преподавателей, подготовка новых учебных пособий и образовательных программ. Вот как раз сейчас бывший декан факультета коррекционной педагогики, а ныне доцент факультета педагогики начального и специального обучения М.Д.Коновалова находится на стажировке в одном из университетов США. Сейчас мы создаем специальный методический совет по педагогическому образованию, который, я надеюсь, будет генерировать новые идеи по поводу того, как учить учителей.

#46 Алексей Саратов 23 ноября 2011

Леонид Юрьевич, по моей информации, в этом учебном году СГУ не упомплектовал (на некоторых факультетах) даже бюджетные места. А как вы оцениваете прием этого года и перспективы поступления в ближайшие сезоны. С учетом демографических показателей.
Приемная кампания 2011 г. была проведена успешно. Контрольные цифры приема были выполнены на 100% как на очной форме обучения, так и на заочной, причем по всем направлениям (бакалавриат, подготовка по специальностям, магистратура). Сверх контрольных цифр, практически на уровне 2010 года осуществлен набор на договорной основе. Еще раз отмечу, что средний конкурс на очной форме обучения составил около 4-х человек на место.

#47 Александр Саратов 23 ноября 2011

Уважаемый Леонид Юрьевич, расскажите, как строится ваш рабочий день? Наверняка все расписано по часам. Как удается все успевать?
Давно научился расставлять приоритеты, объять необъятное невозможно.

#48 Виктория Саратов 23 ноября 2011

Скажите, пожалуйста, какие разработки СГУ получили признание в международном научном сообществе? И какие из них действительно имеют прикладной характер?
Разработки ученых саратовского университета ежегодно демонстрируются на международных выставках, где получают заслуженные награды. Все они имеют прикладное значение и находятся в стадии внедрения. О многом хотелось бы рассказать, но это предмет отдельного более глубокого и детального разговора.

#49 Бесконечность Саратов 23 ноября 2011

Леонид Юрьевич, что дает магистратура? Ведь бакалавриат - это уже высшее образование.
Очень многое. Магистратура – это второй уровень высшего профессионального образования. Есть два типа магистратуры: в одном случае мы готовим студентов к научной деятельности, к поступлению в аспирантуру, к написанию диссертации. В другом случае – это так называемая практикоориентированная магистратура, когда человек углубляется в профессиональную, возможно, производственную подготовку. Нередко мы готовим магистрантов по заказам конкретных фирм и предприятий. В магистратуру могут поступать выпускники бакалавриата и специалитета для продолжения образования по избранному направлению (психологи становятся магистрами психологии, математики – магистрами математики) или по другому направлению. То есть человек на каком- то этапе своей жизни понимает, что ему нужно еще одно образование. Например, человек, получивший диплом специалиста и бакалавра по точным или естественным наукам может поступить в магистратуру по экономике, журналистике, юриспруденции и т.д. В магистратуре СГУ всегда есть бюджетные места, поступить к нам могут не только выпускники университета, но и других вузов. Так что, милости просим!

#50 Мама абитуриента Саратов 23 ноября 2011

Уважаемый Леонид Юрьевич! Существует ли Вашем университете специальность "Связи с общественностью"? Информацию о ней, к сожалению, на сайте СГУ обнаружить не удалось. Не подскажите, на какой факультет обращаться?
В университете лицензировано направление подготовки "Связи с общественностью". Планируем в 2012 году объявить на нее набор. Более подробную информацию можно узнать на сайте СГУ не позднее 1 февраля 2012 года.

#51 Федор Тучкин Саратов 23 ноября 2011

Добрый день, я заканчиваю школу и обдумываю, куда поступать. Хочется свою жизнь связать с иностранными языками. Какие иностранные языки можно учить в университете?
Федор, будем очень рады видеть вас в СГУ. Университет предлагает широкие возможности потенциальным полиглотам. У нас можно изучать английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, турецкий, польский, болгарский, украинский языки.

#52 Сергей Саратов 24 ноября 2011

В интернете появились сведения о том, что на студентов оказывается давление при проведении голосования за партию власти (коллективное голосование). Если это так, то это позорное нарушение не только закона о выборах, но подавление прогресса, свободомыслия, что противоречит университетскому духу. Не может быть научного прогресса, если подавляется инакомыслие! Какие Вы конкретно предприняли меры предостережения пртив ретивых преподавателей, растлевающих юные души подавлением свободного волеизевления?? Может организуете горячую линию по защите свободы выборов.
Я уже ответил на этот вопрос. На университетском сайте начальником правового управления давались соответствующие разъяснения о недопустимости нарушения Конституции, закона "Об образовании" и законодательства о выборах. В день выборов и я, и проректоры, и деканы, и начальник управления по правовому и кадровому обеспечению будут находиться на рабочих местах. И сейчас в любой момент каждый желающий может обратиться за соответствующими разъяснениями или за защитой нарушенных прав к университетским юристам.

#53 Анна Саратов 24 ноября 2011

Добрый день! Раньше, студенты и дети преподавателей могли поехать (практически бесплатно) на море в санатории и лагеря, которые принадлежали СГУ. Что теперь из этих лагерей (как например "Сигнал" и "Экспресс") и санатория принадлежит СГУ?
Места отдыха, которые Вы обозначили, никогда не принадлежали СГУ. В настоящее время студенты университета могут отдыхать и укреплять свое здоровье в санатории-профилактории в Студгородке и спортивно-оздоровительном лагере в Чардыме.

#54 Александр, магистрант СГУ Саратов 24 ноября 2011

Здравствуйте, Леонид Юрьевич! Я учусь в магистратуре СГУ, и поэтому, как студент, который пребывает в нашем вузе достаточно давно, интересуюсь вопросами улучшения быта студентов, магистрантов и аспирантов СГУ. Вопросов будет несколько. 1. Куда "уехал" кофейный автомат из Х корпуса? Очень много студентов проводят свой досуг в стенах Х корпуса, занимаясь в клубах и студиях Студклуба СГУ. Проводя много времени на репетициях, иногда хочется просто выпить чаю или кофе, но из-за этого приходится бежать в кафе. 2. У каждого вуза Саратова есть свои комфортабельные столовые с прекрасными комбинатами питания, а в СГУ же только маленькие кафетерии, столовая XI корпуса физически не вмещает такое количество студентов, то же самое касается и XII корпуса. А говоря уж о комбинате питания - не очень полезно для здоровья питаться этой продукцией невысокого качества по солидным ценам. Когда в СГУ появится хотя бы намек на столовые с невысокими ценами, первыми блюдами и нормальной вместимостью студентов? 3. XII корпус СГУ сдавали с размахом и помпой. Однако же, проблем предостаточно. Лифты не всегда работают (конечно же, все говорят, что они только для преподавателей, но и некоторым студентам физически тяжело "летать" с нулевого этажа гардероба на 5-6 этажи), с туалетными комнатами тоже перебои, часть из них на вечном ремонте. И когда появится банкомат для студентов структурных подразделений, "проживающих" в XII корпусе? 4. Почему пропускной контроль в большинстве корпусов работает спустя рукава или попросту отсутствует? Ведь в этом заключается наша безопасность. X корпус защищен, как крепость. В VII корпус можно войти свободно, как в магазин, а в XII корпус можно войти, просто поздоровавшись с охраной, которая не всегда даже смотрит в сторону турникета. Хорошо организованный быт студентов - залог успешных показателей Университета в науке, спорте и общественной деятельности. Сытый студент - успешный студент! Заранее спасибо за ответ!
Александр, на вопрос про столовые я уже отвечал. Пассажирские лифты в учебном корпусе №12 работают в штатном режиме, обслуживаются специализированной организацией ООО "Лифткомплекс". Что касается туалетных комнат корпуса №12, все они функционируют. Просто всем без исключения нужно соблюдать некие общепринятые правила, чтобы как можно реже их приходилось закрывать по причинам отладки работы систем. Вопрос об установке банкомата в настоящее время прорабатывается.

Безопасность студентов имеет для нас первостепенное значение, поэтому будем пресекать халатное отношение работников охраны к исполнению своих обязанностей, если таковое будет выявлено.

#55 Наталия Анатольевна Саратов 25 ноября 2011

Добрый день, Леонид Юрьевич. Моя дочь Валентина заканчивает в этом году университет. С начала обучения я оплачиваю ей дополнительное образование по курсу "Английский язык в сфере массовых коммуникаций". Нам обещали по окончанию курса и сдачи экзаменов выдать диплом, а сейчас говорят о выдаче Сертификат ,т.е. по сути бумажки - ценой между прочим около 50 тысяч рублей! Это правомерно? Спасибо.
Полагаю, что Ваша дочь обучается по дополнительной профессиональной образовательной программе "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации" с получением диплома о дополнительной квалификации. Если она успешно выдержит итоговую аттестацию, то получит обещанный диплом. Не беспокойтесь.

#56 Валентин Саратов 25 ноября 2011

Уважаемый Леонид Юрьевич, здравствуйте! Живу мечтою поступить в Ваш университет, но у меня есть одно непростое обстоятельство, я - человек с особыми нуждами (по-русски - инвалид). Я не лентяй и надеюсь в будушем приносить пользу своей стране, поэтому и сейчас в школе стремлюсь к знаниям, добросовестно учусь, с усердием готовлюсь к ЕГЭ. Прошу Вас, если это возможно, рассказать о том, есть ли в Вашем ВУЗе технические возможности для обучения таких людей, как я. Это не значит, что я перекладываю часть своих проблем на Ваши плечи, просто я уже сейчас хочу быть подготовленным со всех сторон насколько это возможно и если таких возможностей у университета нет, знать об этом и самому решать этот вопрос. С благодарностью за саму возможность обратиться, Валентин
Валентин, спасибо за вопрос. Последние годы университет обращает серьезное внимание на возможность обучения в СГУ лиц с ограниченными возможностями. Сданный в эксплуатацию в 2008 году самый большой по площади XII учебный корпус, в котором расположились несколько факультетов (философии, психологии, юридический, экономический, компьютерных наук и информационных технологий и ряд других) имеет лифты и пандусы. Лифты имеются и в XI учебном корпусе, построенном в 2005 году. В нем располагаются Институт филологии и журналистики и Институт истории и международных отношений. К сожалению, другие учебные корпуса были воздвигнуты в начале и второй половине XX века и лифтами не оборудованы. Не оборудованы лифтами и большинство общежитий.

#57 Мама выпускника 2012 Саратов 25 ноября 2011

Здравствуйте, Леонид Юрьевич! Простите нам наше материнское волнение: хотелось бы знать, когда мы и наши дети, желающие стать студентами Вашего университета в следующем году, смогут узнать всю необходимую для них информацию. Например, о вступительных испытаниях на факультет, необходимых ЕГЭ, количестве бюджетных мест и других возможных деталях. Что Вы планируете в этом плане осветить? Возможно, что будут какие-либо изменения, сможем ли мы их ВОВРЕМЯ узнать? Через сайт или возможно будут открыты горячие линии? И еще один вопрос: есть ли у Вас проректор, который отвечает именно за поступающих, чтобы, в случае необходимости, связаться с ним, не беспокоя лишний раз Вас? С уважением к Вам и надеждой на лучшее!
Как раз сейчас заканчивается цикл Дней открытых дверей в университете. Причем мы общались с будущими абитуриентами и их родителями как в формате общеуниверситетского собрания, так и факультетских, и даже выездных.

Сотрудники вуза знакомят ребят с университетом, его структурными подразделениями, правилами приема в вуз, подробно отвечают на все возникающие вопросы.

Если по каким-то причинам Вы не смогли посетить эти мероприятия, сообщаю Вам о двух важных датах, о которых нужно помнить поступающим: 1 февраля 2012 г.- до этого срока будет определен перечень ЕГЭ (а поступление в СГУ осуществляется в основном по результатам ЕГЭ), 1 марта 2012 г. – до начала календарной весны нужно определиться с выбором экзаменов.

Всю информацию, необходимую абитуриентам, можно будет почерпнуть и на сайте университете www.sgu.ru, и в различных справочниках, которые традиционно пролистывают выпускники, выбирая, где продолжить обучение.

Кроме того, на все ваши вопросы ответят в Центральной приемной комиссии (тел. 51-92-26) и в приемных комиссиях факультетов и институтов.

За организацию приема в университет отвечает проректор по учебно-организационной работе Игорь Герикович Малинский.

#58 Марина Саратов 25 ноября 2011

Здравствуйте! В свое время (до ЕГЭ) я окончила школу с золотой медалью и мечтала поступить в СГУ на ист.фак., но... до сих пор обиженно считаю, что меня - "завалили", а потом прямо намекнули на необходимость подкрепить свои знания тайными финансовыми взносами... А вот мой одноклассник, которому ставили тройки только "за красивые глаза" -поступил... как раз на ту специальность о которой я так мечтала... да еще и на бюджетное отделение... и не скрывает, что за родительские деньги. Ну я и без денег конечно пробилась - с обиды на спор поступила на бюджетные отделения в СГТУ, СГАУ, ПАГС и СГСЭУ... и потом даже мучалась с выбором, хотя сейчас имею отличную любимую работу по специальности... А вопрос такой: ваше личное мнение по вопросу коммерческого получение образования? что должно быть платным, а что в обязательном порядке бюджетным? и что сегодня дает молодому специалисту диплом об окончании СГУ?
Я считаю, что "коммерческое" получение образования или обучение по договорам с полной компенсацией затрат на обучение не должно качественно отличаться от обучения студента, обучающегося на бюджетной основе. На платное отделение идут люди, не поступившие на бюджет, но это не значит, что требования к ним должны быть ниже. В результате и те и другие после успешного окончания ВУЗа получают одинаковые дипломы выпускника СГУ, а это тот уровень образования, которым мы гордимся, и который позволяет молодому специалисту найти достойную работу. Выпускники СГУ не имеют проблем с трудоустройством. Диплом СГУ – это знак качества.

#59 Сергей Иванович Саратов 25 ноября 2011

Уважаемый Леонид Юрьевич! В СГТУ работает преподаватель, который на всех официальных мероприятиях представляется как декан Иванов Алексей Викторович, из его биографии явсвует что он кандидат геолого-минералогических наук, доцент, на должности профессора, зав кафедрой "Менеджмент и туристическое дело" . Вопрос . По какой причине вы расстались с этим преподавателем ? Как вы оцениваете его научные достижения? Спасибо
Иванов Алексей Викторович работал в СГУ, но уволился в связи с расторжением трудового договора по собственному желанию.

#60 Андрей Воскресенск 25 ноября 2011

Здравствуйте! Можно ли попасть к Вам на личный прием? Если да, то напишите, пожалуйста, когда это можно сделать в близжайшее время! Заранее благодарен.
Андрей, каждый понедельник – у меня день приема. Записаться можно по тел. 26-16-96.

#61 Александр Москва 26 ноября 2011

Уважаемый Леонид Юрьевич! СГУ присвоен статус научно-исследовательского университета, это, конечно, знаковое событие для всей науки Саратовской области и, безусловно, большая заслуга ректора СГУ! Для дальнейшего развития университета (а в этом нет сомнений!!!) необходима команда не только единомышленников, но и опытных управленцев! Почему бы Вам не привлечь в свою команду Владимира Михайловича Марона?!, как одного из грамотных и опытных управленцев Саратовской области! Уверен, что ваша совместная деятельность будет очень эффективна и результативна! С уважением и благодарностью к Вам!
Спасибо за высокую оценку наших усилий.

#62 Александр Саратов 26 ноября 2011

Сколько студентов проживает в общежитиях СГУ?
В общежитиях СГУ проживает свыше 2 тыс. обучающихся.

#63 Евгений Саратов 27 ноября 2011

1. Меня интересует, насколько тесно СГУ сотрудничает с предприятиями города Саратова и районов в сфере повышения квалификации персонала. Сколько работников было обучено и переобучено в 2010-2011 учебном году за счет предприятий? Какие специальности наиболее актуальны? 2. Как СГУ отслеживает потребности рынка труда? Есть ли у вуза какая-то стратегия на 5-10 лет вперед по подготовке именно тех специальностей, которые понадобятся региону в обозримой перспективе? 2. В области действует программа инновационного развития региона. Участвует ли госуниверситет в каких-то технических разработках, заказанных областным правительством? 3. СГУ специализируется на нанотехнологиях. Есть ли уже нано-материалы, которые позволят резко повысить качество асфальтового покрытия на дорогах? Поступал ли заказ из органов власти на такие материалы?
1. Саратовский университет предоставляет комплекс образовательных услуг, нацеленный на повышение образовательного уровня и профессиональной подготовки работников предприятий и организаций Саратова и области. В 2010 году в СГУ по программам повышения квалификации прошло обучение 274 специалиста по заявкам 62 организаций. Наиболее востребованными были следующие дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации: "Аналитические методы контроля технологических процессов, качества сырья и готовой продукции", "Введение в географические информационные системы и цифровая картография", "Информационная безопасность", "Мастер эксплуатационного и разведочного бурения скважин", "Мастер по добыче нефти и газа".

В текущем году СГУ продолжает успешно сотрудничать с организациями города и области, стремясь наиболее полно удовлетворить потребности рынка в высококвалифицированных кадрах. Так, в 2011 году по заявкам 108 организаций обучение прошли 315 специалистов. Наряду с уже отмеченными программами, были разработаны и успешно реализованы еще несколько: "Аналитическая химия растворов неорганических веществ", "Создание цифровых карт, космофотокарт природных и экономических особенностей финно-угорских регионов РФ", "Мастер по ремонту скважин с правом руководства горными работами по капитальному ремонту скважин".

2. Работа это многоплановая. Она включает как деятельность самого университета посредством созданного в СГУ Регионального центра содействия трудоустройству выпускников, так и использование данных профильных ведомств. Так, каждый год правительство Саратовской области представляет отчет о социально-экономическом развитии региона и озвучивает прогноз на будущее, в котором, в том числе, анализируется рынок труда и прогнозируются его потребности. Данный отчет принимается за основу, также учитываются аналитические справки и рекомендации центров бюджетного мониторинга, профильных министерств и т.д. На основании всех данных формируется представление о потребностях и трендах развития рынка труда в Саратовской области. Надо также учитывать, что СГУ готовит квалифицированных специалистов не только для нашего региона, наш вуз является одним из крупнейших в России, поэтому мы учитываем и общероссийские тенденции на рынке труда.

3. Да, университет участвует в ряде программ областного правительства. К примеру, в рамках программы по борьбе с терроризмом нами создана геоинформационная система для Управления МВД России по городу Саратову. Кроме того, мы – участники программ развития нанотехнологий, развития биотехнологий и некоторых других.

4. Эта проблема в научно-техническом смысле уже успешно решена в ряде научных центров страны. Остается только внедрять эти разработки в жизнь. Что касается СГУ, то усилия наших ученых сосредоточены на разработке нанотехнологий в электронике и медицине.

#64 Сергей Сергеевич Саратов 27 ноября 2011

Уважаемый Леонид Юрьевич! Когда Вы вместе с Мякшевым А.П. все-же решите вопрос с передачей земли от СГУ к ЖСК Университет-97 для дальнейшей сдачи дома. Сколько можно ждать и жить в нечеловеческих условиях? КОГДА ДОМ БУДЕТ СДАН?
Ответ на этот вопрос мной уже был дан ранее.