Выставка Николая Гущина "Возвращение"

21 августа 2015, 11:42

Вчера в музее Павла Кузнецова открылась выставка саратовского художника Николая Гущина "Возвращение". Экспозиция посвящена памяти художника и приурочена к 50-летию со дня его смерти.

На церемонии открытия присутствовали научные сотрудники Радищевского музея, учредитель благотворительного фонда "7 ветров" Николай Малыгин, при помощи которого приобретены в частных коллекциях Европы и возвращены в Россию шесть редких картин Гущина, представители творческой интеллигенции города.

Интерес к данной выставке вызван необычной судьбой художника. Николай Гущин родился в 1888 году. Во время Гражданской войны эмигрировал за границу, где прожил 30 лет: три года в Харбине, более десяти - в Париже, пятнадцать лет - на Лазурном берегу в княжестве Монако.

В Саратов вернулся в конце 1947 года. Он был знаком с Владимиром Маяковским, Давидом Бурлюком, дружил с Василием Каменским.

Как рассказала заместитель генерального директора по науке Радищевского музея Людмила Пашкова, последний раз выставка Гущина проходила в Саратове 28 лет назад.

"Поскольку людей, которые знали Гущина, становится все меньше и меньше, хочется, чтобы молодое поколение узнало об этой легендарной личности, повлиявшей на культуру нашего города второй половины ХХ века.

Коллекция Радищевского музея насчитывает 54 картины Гущина и более 20 рисунков.

Они позволяют нам сопоставить, каким Гущин был в течение 30 лет вдали от Родины и как жил и работал в Саратове, когда вернулся в конце 1947 года", - отметила Людмила Пашкова.

После официальной части общения состоялась неформальная беседа. Сотрудники музея ответили на многочисленные вопросы гостей. Присутствующих интересовало, в основном, два момента: почему художник вернулся в Россию, и как отличалось его творчество в период эмиграции и позднего периода в Саратове.

"Что касается возвращения в СССР, то, во-первых, Николай Гущин принимал участие в сопротивлении. Во-вторых, во Франции в конце войны был создан Союз советских патриотов. Он был ярым его поклонником. В-третьих, шла сталинская кампания за возвращение эмигрантов.

В конце войны на волне Победы особисты агитировали эмигрантов вернуться на Родину. Им здесь давали хлебную карточку, сразу устраивали на работу. В тот период многие знакомые Гущина вернулись обратно.

По поводу двух периодов творчества, скажу следующее. Работы монакского периода выполнены в светлой, тонкослойной манере ("Пляж", "На лугу", портреты). Поздние картины более фактурны, темнее по колориту - явно у художника было другое мироощущение жизни", - рассказала Людмила Пашкова.

Фото Юрия Набатова