Трамвай в войну и революцию

В 1914 году грянула Первая мировая война. Бельгийцы, ссылаясь на военные трудности, отказывались вкладывать деньги в свое предприятие, упала почти вдвое выработка электроэнергии

658

31 октября 2008, 11:40

В 1914 году грянула Первая мировая война. Бельгийцы, ссылаясь на военные трудности, отказывались вкладывать деньги в свое предприятие, упала почти вдвое выработка электроэнергии, не хватало запчастей для ремонта изношенных вагонов. На фронт были мобилизована почти половина мужчин города, и среди них было немало трамвайных работников. Например, чернорабочий саратовского трамвайного депо Сидор Артемьевич Ковпак, отличившийся в боях, гораздо более известный как легендарный партизанский командир времен Великой Отечественной войны.
Следствием этих событий стал полный упадок промышленности и производства в стране. Коснулся он и работы трамвайного предприятия, кризис которого наступил после февральской революции. Например, 7 августа 1917 года число выпускаемых на линию вагонов упало до 22 вместо нормальных 69.
В январе 1918 года предприятие бельгийской компании было конфисковано и передано во владение города. Требовалось немедленно найти человека, который бы возглавил трамвайное хозяйство и приложил все усилия для его восстановления. Таким "спасителем" стал Алексей Михайлович Золин, назначенный 22 февраля 1918 года комиссаром трамвая.
Первые шаги национализированного предприятия под его руководством были обнадеживающими - прошло меньше месяца, когда доход от трамвая начал повышаться.
Но тут на пути возникла новая трудность - топливный голод. С июля 1919-го пришлось прекратить на два года пассажирские перевозки и перейти исключительно к грузовому движению.
Однако годы экономической разрухи не поколебали решимости сотрудников трамвайного управления восстановить работу своего детища. Трудности перед ними стояли нешуточные - требовался капитальный ремонт трамвайных путей, замена почти всех электропроводов трамвайной сети, 59 единиц подвижного состава находилось в нерабочем состоянии. К тому же, в 1921 при невыясненных обстоятельствах сгорело депо.
Но, несмотря на все это, постепенно работа трамвайного хозяйства Саратова стала налаживаться. 1 августа 1921 года возобновилось пассажирское движение. С 1927 по 1930-е годы происходило интенсивное развитие трамвайного хозяйства.
В годы первых пятилеток трамвай сделал огромный вклад в жизнеобеспечение города, обеспечив за один год перевозки более 23 миллионов пассажиров. К 1940 году в трамвайном управлении насчитывалось уже 167 вагонов, а рабочий день саратовского трамвая составлял 16,5 часа. Но тут грянула Вторая мировая…
В начале войны на территорию Саратовской области были эвакуированы около 100 предприятий, что существенно увеличило нагрузку на общественный транспорт. При этом трамвай оставался почти единственным реальным средством передвижения по городу.
Практически на всем протяжении Великой Отечественной войны основными работниками в транспортной сфере были женщины, дети, пенсионеры и комиссованные фронтовики. Из-за недостатка людей был уменьшен объем ремонтных работ, вследствие чего объем работ по ремонту вагонов уменьшился на три четверти.
В годы войны было сформировано сначала 5, а позднее 9 трамвайных поездов для перевозки раненых. В первые дни выяснилось, что в узкие вагонные двери носилки с ранеными не проходили, и тогда пришлось выбивать окна.
Особенно тяжелым положение в трамвайном хозяйстве было в январе 1943 года, когда ЦЭС полностью прекратила свою работу из-за отсутствия дизельного топлива. Из 15 маршрутов продолжал действовать только один, да и то с перебоями.
Специальным решением властей руководству трамвайного управления было предложено провести ряд мероприятий по улучшению работы транспорта, для чего был мобилизован коллектив, который, работая без выходных, проделал огромную работу по восстановлению подвижного состава.
Однако, напряженная работа на нужды фронта, материальные и людские потери продолжали сказываться на состоянии трамвайного хозяйства. В 1945 году из 15 маршрутов работало лишь 9, и отчетливее стал проявляться недостаток подвижного состава и неисправность многих километров трамвайных линий.

Подпишитесь на наш Telegram-канал: в нем публикуем только самые интересные новости с редакционными комментариями

Рейтинг: 3 1 2 3 4 5
Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день