Книги, оставившие след

Обретение веры – как восхождение по лестнице. Очередной ступенькой может стать все, что происходит с нами в жизни. К примеру, интересная встреча – с человеком, фильмом или книгой.

1447

3 марта 2011, 12:46

Обретение веры – как восхождение по лестнице. Очередной ступенькой может стать все, что происходит с нами в жизни. К примеру, интересная встреча – с человеком, фильмом или книгой. В преддверии Дня православной книги, который проходит 14 марта, корреспондент «Взгляд-Православие» задал своим респондентам вопрос: какие книги помогли вам прийти к вере, открыть для себя мир Православия?

Протоиерей Александр Писларь, настоятель Свято-Троицкого храма, г. Красный Кут:
– Я пришел к вере не через книги, но они, безусловно, сыграли свою роль. Мое воцерковление началось в студенческие годы, в начале 90-х. Для студенчества характерно богоискательство, увлечение разными философскими теориями. В СГУ в это время было создано общество любителей философии имени Семена Франка. Собирались вместе преподаватели и студенты, обсуждали разные темы. Долгое время христианскую литературу невозможно было нигде купить. И когда в Саратове открылся первый православный книжный магазин, я устремился туда и как человек, привыкший все познавать интеллектуально, стал скупать все что попадалось на глаза.
Так сложилось, что я сразу начал читать книги, которые сложно назвать литературой для новоначальных: «Невидимая брань» Никодима Святогорца, «Лествица» Иоанна Лествичника, поучения аввы Дорофея, преподобных Исаака Сирина, Ефрема Сирина, святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова). Из художественных произведений сильное впечатление на меня оказала книга «Отец Арсений» – она позволила взглянуть на историю нашей страны с христианской точки зрения, увидеть причины трагедии, которая постигла Россию в ХХ веке.

Ольга Гришанина, заместитель директора Саратовского государственного музея боевой славы по научной работе:
– Я очень люблю книгу «Схиигумен Савва», выпущенную издательством Сретенского монастыря. На протяжении многих лет она является для меня настольной. Нравятся книги протоиерея Николая Агафонова. Его рассказы и повести написаны исторически достоверно, с тонким юмором, они легко читаются и запоминаются. В последнее время я с удовольствием читаю книги православной журналистки Натальи Сухининой.

Анна Букатина, заместитель генерального директора телеканала ТНТ-Саратов:
– Большое влияние на меня оказали книги митрополита Антония Сурожского, письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина), поучения Паисия Святогорца, а также жития святых. Со временем эти книги вытеснили всю остальную литературу, за исключением классики. Я и сейчас не слежу за модными книжными новинками – нет потребности в этом, а если и читаю современных авторов, их произведения, как правило, надолго не запоминаются.
Юрий Кудинов, актер Саратовского театра драмы:
– На меня огромное впечатление в свое время произвели дневники праведного Иоанна Кронштадтского, записки Николая Мотовилова – духовного чада преподобного Серафима Саровского, жития святых. Сегодня доступно очень большое количество книг. Что-то мне советуют друзья, что-то батюшка рекомендует. Недавно прочитал книгу «Дядя Коля против» – «записные книжки» епископа Варнавы (Беляева). Сейчас читаю «Диалоги» протоиерея Валентина Свенцицкого.

Марина Бирюкова, заместитель главного редактора журнала «Православие и современность»:
– В годы, когда Священное Писание и иная христианская, духовная литература были начисто исключены из нашей жизни, русская классика сберегла наши души для последующего принятия христианства. И в этом смысле она вся, безусловно, на меня повлияла.
Впрочем, не только она! Но и некоторые книги советского периода, и – учитывая мой тогдашний возраст – некоторые детские или считавшиеся детскими, книги. Я до сей поры вспоминаю, например, пронзительную повесть Виктора Голявкина «Мой добрый папа». А когда я была уже взрослой, но еще не очень, мне в руки попала крестьянская эпопея (точнее – крестьянская трагедия) Федора Абрамова, и при всем моем отдалении от отраженных ею судеб, при всем моем несходстве с героями, я долго не могла отойти от потрясения.
Но ни одна из этих книг не могла, конечно, повернуть меня к вере. Даже Достоевский. Наверное, книги вообще не могут привести человека к вере. К вере человека приводит Бог. А вот когда Он уже привел…
Что из православной, духовной литературы оказало наибольшее влияние на меня уже после прихода в Церковь? Что стало наилучшим путеводителем и учебником? Молитвослов. Да, обычный молитвослов с утренними и вечерними молитвами, с Последованием ко Святому Причащению, с несколькими канонами и акафистами. Именно из молитвослова я узнала – и хорошо запомнила, потому что читаем-то мы это ежедневно! – что Господь изо дня в день всеми событиями нашей жизни строит наше спасение, что наше дело – отозваться и соединить наши собственные усилия с Его усилиями.

Подготовила
Ольга НОВИКОВА

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 1 1 2 3 4 5