С верой в политику

Как, на ваш взгляд, соотносятся вера и политика? Может ли верующий человек быть активным гражданином, участвовать в митингах и маршах несогласных?

2340

2 февраля 2012, 03:17

Как, на ваш взгляд, соотносятся вера и политика? Может ли верующий человек быть активным гражданином, участвовать в митингах и маршах несогласных? Если, по слову апостола Павла, «любая власть от Бога», может ли христианин открыто выражать несогласие с действующей властью? И какую роль должна играть Церковь в условиях нарастающих протестных настроений? С этими вопросами мы обратились к нашим экспертам.
 
  Алексей ПАРШИН, прихожанин Спасо-Преображенского мужского монастыря:
 
  – Религиозный человек, православный христианин, как и любой гражданин нашей страны, может принимать участие в митингах, в том числе и политических. Можно быть не согласным с нынешней властью, с любым беззаконием, и свое мнение выражать нужно, даже когда кажется, что оно ни на что не повлияет. Но нужно выказывать недовольство не просто властью как таковой, а именно действиями конкретных лиц. Власть от Бога в том смысле, в каком и все в нашей жизни от Бога, и хорошее, и плохое. И конечно, православный христианин, как и любой нормальный человек, должен быть терпеливым, должен хорошо относиться к другим, в том числе и к представителям власти. Да, подчиняться власти нужно, раз уж мы ее выбрали, но подчиняться Богу – главнее. И если у тех, кто поставлен над нами, нет совести, если они явно отходят от истины, то следует быть очень внимательным. Если мы видим, что совершается беззаконие, мы не должны его поддерживать. Что касается участия Церкви в политических процессах, то не нужно забывать, что Церковь – это не здание, это люди. И поэтому степень своего участия каждый определяет сам. Лично я политической жизнью не живу, но считаю, что любой христианин и без политики может быть полезен обществу уже хотя бы тем, что способен отличать добро от зла и может свидетельствовать обществу о стирании граней между двумя этими понятиями.
 
  Александр КУЗЬМИН, руководитель Саратовского отделения Центра религиоведческих исследований, кандидат философских наук:
 
  – Православный христианин, как и каждый нормальный человек, если видит несправедливость, должен противостоять ей, но без присущей сегодняшнему современному миру некоей мании реформаторства – если человек хочет изменить мир, то надо начинать с себя. Те, кто протестует против несправедливых выборов, как будто сами никогда не поступали несправедливо... Церковь должна находиться выше всех этих политических недовольств – партий много, а Церковь одна для всех, и она не может отворачиваться от кого-либо из-за его политических пристрастий, Церковь оперирует категориями вечности, а не сиюминутностью каких-то недовольств.
  Дмитрий МОРОЗОВ, детский хирург, руководитель регионального народного штаба поддержки кандидата в Президенты РФ Владимира Путина:
 
  – Я против митингов как формы управления, но к участникам протестных демонстраций отношусь нормально. Главное – не переходить грань, за которой начинаются оскорбления, относиться друг к другу в конструктивной плоскости. В 90-е годы я тоже ходил на митинги и писал протестные стихи, но этот этап развития уже пережил. Сейчас у меня другой период, я осознаю, что должен быть центристом. Кому как не мне кричать о низкой зарплате? Но я об этом не пишу и не говорю. Потому что считаю это мелочным. Все это быт, в том числе и политика. Смысл жизни заключается не в этих временных делах.
  Умиротворять людей, приводить к мирному решению конфликтов должна Церковь. Она этим и занимается. Но я глубоко убежден, что если мы хотим что-то по-настоящему изменить, то должны менять не последствия, а причины. Надо начинать с самих себя, надо работать. Как только человек перестанет мусорить, он будет готов к другому избирательному праву. Необходимо возродить национальную идею, российский дух, образ человека, живущего на российской земле. Мир неоднородный, люди не похожи друг на друга, и я не знаю, можно ли достичь высшей справедливости даже теоретически. Но мы должны проповедовать добро, любовь друг к другу. В России эти понятия сохранены больше, чем где-либо.
 
  Елена ЧУДИНОВА, писатель, автор книги «Мечеть Парижской Богоматери», Москва:
 
  Политика – лишь одна из сторон мирской жизни, не единственная, но весьма важная. Мы, выбравшие жизнь в миру, должны прилагать усилия к тому, чтобы этот мир обустроить. Для себя, для грядущих поколений. Это нормально, это совершенно естественно. Я и сама напряженно слежу за происходящими в стране политическими событиями. Как могут не тревожить русского писателя судьбы страны? Но мои друзья знают, что я неисправимая пуристка и не могу представить себя выступающей на единой трибуне со многими известными личностями, которые называют себя оппозицией. Однако и сказать, что взять сторону нынешней власти – меньшее зло, увы, не могу. Выражение «любая власть от Бога» вовсе не означает, что надо смириться со всем, что противно христианской совести. Большевики тоже были от Бога. Как наказание нам за общественный нигилизм, за предательство государя. Но это не повод лобызать им руки.
  Рядовых демонстрантов я уважаю за их гражданскую активность. Что до моей личной гражданской позиции, то она выражается в моих книгах. Это книги христианки, пусть христианки весьма несовершенной, но имеющей несомненные ценности.
  Церковь в России может и должна быть примирителем враждующих сторон. Но в реальности сегодняшнего дня она к этому пока не готова. К тому же, принимая на себя миссию влияния на общественные процессы, Церковь сталкивается с опасностью обмирщения. Одно дело, когда политикой занимаемся мы, миряне, и совсем другое, когда ею занимается человек, принявший монашеский постриг. Монах выбрал жизнь в ином измерении. Его участие в нашей жизни – молитва. Но сложнее всего в этой ситуации даже не ему, а приходскому священнику; для него нет простого решения: участвовать в политике или нет. Нужен умный баланс, умение быть разом в обоих мирах.
 
  Юрий КУДИНОВ, артист Саратовского академического театра драмы им. И.А. Слонова:
 
  – Только мирским людям кажется, что Церковь вмешивается в дела государства. На самом деле у Церкви своя роль, она решает свои задачи. И главная из них – спасение людей. Поэтому, какой бы ни была политическая ситуация в стране, Церковь будет оставаться последним нравственным бастионом в нашем обществе, единственным упованием простого человека.
  Изречение «вся власть от Бога» ни в коем случае не препятствует христианину выражать собственное мнение, даже если он не согласен с действиями властей. Но несогласие не должно соседствовать с ненавистью. Многие служители Церкви – и высшие иерархи, и простые священники, побывавшие в концлагерях, терпели страшные репрессии, но не озлобились на власть.
  Одна из задач христианина – смиряться перед любыми обстоятельствами. Это не значит бездействовать, быть пассивным, просто жить нужно мудро, без суеты. И если политикой занимается верующий человек, то для него это занятие будет заключаться не в том, чтобы «ходить по головам» ради собственной выгоды, а в служении людям.
  Я стараюсь анализировать то, что происходит в мире. На «Фейсбуке» зарегистрированы много моих друзей, живущих в Москве, которые ходили и на Болотную площадь, и на проспект Сахарова. Но сам я в демонстрациях не участвую. Мы живем в сложное время, но это время нашей жизни, бывало и труднее. К сожалению, я причисляю себя к нерадивым христианам, так как у меня не получается потрудиться для Церкви. Но если мне удастся достойно выполнять свою работу, не посрамляя христианских ценностей, жить в мире с ближними, соблюдая заповеди Христовы, и по возможности помогать людям, тогда я живу не зря.
  
  Денис КАМЕНЩИКОВ, руководитель службы новостей Информационно-издательского отдела Саратовской митрополии:
 
  – Выражать и занимать активную позицию в обществе, в том числе и по отношению к действующей власти, христианин не только может, но и должен. Но если речь идет о протестных манифестациях, например, таких, как марш несогласных, то каждый верующий человек должен отнестись к ним с рассуждением. Чтобы не стать марионеткой в руках организаторов этих акций, ему следует уяснить для себя, какие цели они преследуют и будет ли ему там место.
  Не могу сказать, что я пристально слежу за протестными настроениями, но меня радует, что народ в нашей стране наконец-то начал проявлять политическую активность. Вот только направить ее следовало бы в другое русло: например, каким-то образом попытаться заставить работать местную власть.
  Вообще у Церкви и государства – разные предназначения, однако это не может стать помехой для решения общих задач. Об их тесном взаимодействии мы знаем из истории – взять хотя бы Византию или Древнюю Русь. Но об активном влиянии Церкви на политическую жизнь в настоящее время говорить пока рано. Зато Церковь может и должна выступать нравственным посредником между властью и обществом. Ведь одна из основных ее функций – выполнять миротворческую миссию, прилагать все усилия для того, чтобы не пролилась кровь. То же следует делать и прихожанам храмов, убеждая других людей  прежде всего своим личным примером. И начинать что-то менять всегда нужно с самого себя, потому что какой народ, такая у него и власть. И если вдруг во главе России станет человек искренне верующий, то это ничего, кроме блага, стране принести не может. Верующий человек более активно работает, он более ответственный, более честный.
 
  Иеромонах Дорофей (БАРАНОВ), руководитель отдела по делам молодежи Саратовского епархиального управления:
 
  – Два человеческих атрибута, которые присущи людям, – это чувство ответственности и справедливости. Но у христиан они развиты больше, потому что христианин находится в постоянном напряжении ответственности за свою душу. И это накладывает отпечаток на восприятие других мер ответственности, в том числе и за судьбу государства.
  Другое дело, не всегда даже у христиан есть понимание того, что твоя позиция влияет на судьбу страны. Наше общество довольно долго было лишено гражданской активности, но диалог между людьми и властью необходим. Поэтому с удовлетворением отмечаю, что появились какие-то, пускай пока бесформенные, попытки этот диалог наладить.
  Сам я за протестными настроениями не слежу, скорее они сами за мной «следят». Современный мир устроен так, что информация все равно просачивается – даже в сознание священника или монаха.
  Христианин должен ясно понимать, что призван бороться только со злом в собственной душе и ни с чем другим. Но понуждать власть к чему-то мирным путем, указывать на ее ошибки он может. Протест выражать можно и нужно. При этом следует понимать, что Церковь и государство – это два принципиально разных организма. Все слова о том, что Церковь вмешивается в дела государства, похожи на сетования о том, что домашний врач вмешивается в дела семьи. Каждый день на литургии священники молятся о даровании нам «тихого и безмолвного жития во всяком благочестии и чистоте», которое должно совершиться в «тишине» властей. Но также можно сказать, что Церкви, по большому счету, все равно, каким будет государство. У нее другая задача – Церковь просто должна быть. Церковь как часть общества, состоящая из епископов, священников и мирян, переживает за сограждан и на уровне общения с народом предлагает людям только одно: каждый свой следующий поступок совершать так, чтобы совесть не обличала.
 
Екатерина ВЕЛЬТ

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 0 1 2 3 4 5