Беззаконие в частном порядке

Городская администрация в настоящее время разрабатывает новые, более жесткие требования к зданиям

3060

20 августа 2012, 16:28

Городская администрация в настоящее время разрабатывает новые, более жесткие требования к зданиям, возводимым в историческом центре Саратова. Но параллельно существует целый теневой сектор, который не подчиняется практически никаким нормам и правилам, утверждаемым чиновниками. Речь идет о самовольных постройках, которые их собственники пытаются узаконить через суд. Если ранее речь шла в основном о частных сооружениях рядовых граждан, то сейчас на этом поле действуют «профессионалы», которые умудряются возводить масштабные пристройки и даже многоэтажные здания, не имея разрешительных документов. По каким схемам действуют такие предприниматели и благодаря чему еще существует этот бизнес, попытался разобраться «Взгляд».
   
   В № 23 «Взгляда» от 21 июня 2012 года был опубликован материал «Самовольно, но с прикрытием», посвященный незаконному строительству, которое ведется в самом центре города – практически напротив здания администрации Фрунзенского района. Тогда мы постарались обратить внимание местных властей и правоохранительных органов на то, что по адресу: ул. Дзержинского, 6, продолжается незаконное возведение многоэтажного здания. Прямо внутри исторического квартала предприниматели построили уже пять (!) этажей.
   В ответ на публикацию в конце июля прокуратурой Фрунзенского района Саратова было направлено обращение за подписью заместителя прокурора района Полины Панченко. Как сообщила редакции руководящий работник надзорного ведомства, к незаконной деятельности может быть причастен некий гражданин Аллянов А.С., которому на праве собственности принадлежит четырехкомнатная квартира в доме на Дзержинского. Как выяснилось, именно над жильем Аллянова строители и возвели новые этажи. 
   
ГОД ВОЛОКИТЫ
   
   По факту строительства администрация района обратилась в суд, который ровно год назад признал стройку самовольной. Решение суда вступило в законную силу 8 августа 2011 года. Управлением Федеральной службы государственной регистрации по Саратовской области было наложено обременение на объект недвижимости. Проще говоря, любые сделки как с квартирой господина Аллянова, так и с возведенными над ней этажами были запрещены. Собственник не имел права продать жилье, сдать в долгосрочную аренду или распорядиться им иным способом. Более того, владельца привлекали и к административной ответственности за неисполнение требований суда.
   Но реальные действия, направленные на воплощение в жизнь решения суда, судебные приставы предприняли только 6 июня 2012 года. Однако судебные исполнители озаботились не сносом незаконной постройки, а вынесли постановление о привлечении специалиста, который мог бы установить, возможно ли снести надстроенные этажи и мансарду без вреда для здания? Безопасно ли это для жизни и здоровья граждан? В течение последующих десяти месяцев судебный акт так и не был исполнен.
   Прокурор Панченко дала такую оценку этим действиям: «В связи с длительной волокитой, допущенной судебным приставом-исполнителем по исполнению решения суда, прокуратурой района подготовлено представление об устранении нарушений закона». 
   Впрочем, еще до прокуратуры факт неисполнения судебного решения привлек чиновников из Архстройнадзора. Комментируя «Взгляду» строительство на Дзержинского, 6, начальник инспекции Государственного строительного надзора Саратовской области Иван Свищев заявил следующее: «Ситуация неясная. В настоящее время мы обратились в администрацию и прокуратуру Фрунзенского района Саратова. В ближайшее время будем проводить рейды. Но до настоящего момента нам не представилась  возможность увидеть хоть какие-нибудь документы на строительство». Что не удивительно – их просто не было. Зато существовало вступившее в законную силу решение о сносе самовольного строения. Но, вопреки судебному запрету, работы на территории продолжались, что подтверждали сами чиновники. 
   
«ЗАСТРОЙЩИКИ» 
С СОЛЯНОЙ
   
   Пример строительства на Дзержинского, увы, далеко не единственный. 20 июля 2012 года Волжский суд принял еще одно решение о сносе самовольной постройки. Этот случай был еще сложнее. ООО «Надежда» начало работы на объекте, расположенном по адресу: ул. Соляная, 4. В процессе строительства статус объекта неоднократно менялся. Его то регистрировали в качестве самостоятельного строения, то как пристройку к основному зданию, которое до момента начала работ относилось к вновь выявленным объектам историко-культурного наследия.
   В процессе разбирательства стало ясно, для чего это было сделано. Переведя нежилой дом в жилой, собственники сумели оформить в собственность участок под ним. Затем, имея на руках документы на землю, было получено разрешение на строительство путем реконструкции. Но работа эта шла очень странным образом: вместо обновления здания владельцы расширяли его площадь.
   На момент суда у собственников не было полного пакета документов для продолжения строительства. Несмотря на это, работы на объекте не останавливались. Почему компания действовала именно так, объясняет личность ее владельца. Им оказался ранее судимый, скандально известный предприниматель Сергей Белостропов, который и сейчас находится под следствием как один из фигурантов по делу «Мясомолпрома». Несмотря на свою криминальную репутацию, застройщик сумел заручиться серьезной поддержкой. Против удовлетворения решения суда о сносе самовольного строения возражал не только ответчик, но и представители банка «НВК», а также Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (Регистрационная палата).
   Прокуратуре Волжского района, ставшей заявителем по делу, пришлось привлекать для участия в процессе администрацию Саратова и комитет по архитектуре. Муниципальные юристы  подтвердили факт проведения работ без полного пакета документов.  
   В итоге председательствующая на процессе судья Юлия Ефимкина постановила не только признать стройку на Соляной, 4, самовольной, но и отменила многие операции с недвижимостью, которые успел провернуть г-н Белостропов и ООО «Надежда».
   Теперь дело снова за приставами-исполнителями. 
   
ДВОЙНОЙ СТАНДАРТ
   
   Эти и многие другие примеры доказывают одно: если со стороны надзирающих, судебных или исполнительных органов власти нет оперативной реакции на действия строителей, нарушающих закон, то это порождает атмосферу недозволенности и сможет сделать невозможным развитие Саратова в соответствии с генеральным планом. Тем более что если незаконную постройку удается достроить, то решение о сносе принимать гораздо сложнее – собственники могут обратиться с встречным иском в суд и попытаться обосновать невозможность разрушения возведенного здания без нанесения существенного вреда окружающим объектам.
   В этом свете стоит вспомнить историю строительства торгового центра на Большой Горной, неподалеку от бизнес-центра «Навигатор». Все подробности этой эпопеи (когда прокуратура сначала вышла с иском об отмене государственной регистрации, а потом отозвала его) «Взгляд» подробно изложил в материале «Коррупционная вертикаль надзора» в № 7 (305) от 23 февраля 2012 года. 
   Пытаясь объясниться, ведомство Владимира Степанова направило в редакцию ответ. Оказывается, отказываясь от иска, надзорный орган руководствовался тем, что снос построенного торгового центра был невозможен без нанесения ущерба окружающим зданиям и их жителям (!), а также зеленым насаждениям. Вопрос о том, что торговый центр и так каждый день наносит ущерб гражданам, закрывая обзор и свет в окнах их домов, не рассматривался. Также не волновало прокуратуру, что на месте снесенного здания можно высадить целую аллею деревьев.
   Теперь прокурорским работникам приходится сталкиваться с серьезным противостоянием со стороны самопровозглашенных строителей – девелоперов, которые поднаторели в судебных тяжбах. Они смогут ссылаться на уже имеющуюся судебную практику. 
   А наибольшую сложность представляют как раз случаи, когда незаконное строительство ведет не компания, а частное лицо. В этом случае суд не может приостановить строительные работы на срок до 90 дней. Единственная законная мера воздействия – штраф.
   «Воздействовать на лиц, ведущих незаконную застройку, сейчас очень непросто, – признает Иван Свищев. – Если строительство ведет физическое лицо, то максимальный штраф, который на него может быть наложен, – это пять тысяч рублей. Конечно, можно попытаться арестовать технику, которую используют рабочие. Однако для этого надо привлекать полицию и заниматься буквально оперативной работой, хватая строителей, что называется, за руку».
   Соглашается с ним и помощник прокурора Волжского района (представлявшая позицию надзорного ведомства в деле о незаконном строительстве на улице Соляной) Нина Петрова: «Незаконные строительство сейчас ведут в основном физические лица. Мы можем обратиться в суд в том случае, если их деятельность, например, нарушает требования противопожарной безопасности или санитарные нормы. Администрация выходит с исками о сносе построек, возведенных без получения разрешительной документации. Но так как приостановить работу до вступления в силу судебного решения невозможно, то многие пытаются воспользоваться ситуацией, завершить работы и потом уже узаконить постройку, до тех пор, пока нет решения суда». Отрадно, что проблему признают и чиновники, и отдельные прокурорские работники, участвующие в судах. Но необходимо, чтобы их устремленность находила и должную поддержку в лице вышестоящих руководителей (например, областной прокуратуры) и городских властей. Потому что проблему разрушения исторической части Саратова «задним числом» решить уж точно не удастся. 

Фото автора

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 0 1 2 3 4 5