Машины без времени

Сколько за последние годы в регионе накопилось автохлама?

2699

25 октября 2012, 02:52

Сколько за последние годы в регионе накопилось автохлама? Необходим ли области завод по утилизации машин или хотя бы какая-то налаженная площадка для сбыта никому не нужных авто? Дала ли стимул развитию автомобильного рынка действующая два года федеральная программа по утилизации изношенных машин, и снизила ли она экологическую нагрузку от действия устаревшего автотранспорта на окружающую среду? Вопросов на сегодняшний день больше, чем ответов. Рынок практически не регулируется, процесс утилизации налажен очень посредственно. По сути, машины в Саратове не утилизируют, в лучшем случае просто хоронят, в худшем – поржавевшие скелеты, чаще всего отечественного автопрома, годами гниют в полях, на дачных участках и во дворах. «Взгляд» постарался разобраться в перспективах автохлама и рынка утилизации транспорта.

Уменьшить количество старых машин на российских дорогах была призвана федеральная программа по утилизации авто. Власть окрестила её экспериментом. Начало было положено 8 марта 2010 года постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 №1194 «О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств».
Но если с первой частью – поддержкой отечественных автопроизводителей – программа в какой-то мере справилась, то в отношении налаживания системы утилизации все осталось на прежнем уровне. Собственникам проще всего снять машину с учета в ГИБДД и оставить ее доживать свой век прямо на улице, так как стимулов тратить время на утилизацию все равно нет. Область после завершения программы избавилась от этой обязанности, а город и раньше не занимался проблемой, говоря о том, что это бремя автовладельцев – следить за своим транспортным средством. Вот и получился замкнутый круг.

«Это было
рассчитано на лоха»

Изначально срок программы по утилизации заканчивался 1 ноября 2010 года. Владельцы старых авто могли сдать свою машину в утиль и получить свидетельство на 50 тысяч рублей для покупки новой машины, произведенной в РФ. Но после того как программа себя зарекомендовала, срок эксперимента продлили до июня 2011-го. На программу, призванную поддержать отечественный автопром, правительство РФ выделило около 19 млрд рублей.
Саратовская область также входила в число регионов, где эта программа действовала. За все время саратовские утилизаторы приняли более 13 тысяч машин. Фактически в качестве дилеров в области работали 12 автосалонов, из них 4: «Эллада», «Лада-Маркет», «Саратов-Лада» и «Инвест-авто», осуществляли  продажу машин производства ОАО «АВТОВАЗ», продукция которого по выданным сертификатам пользовалась наибольшим спросом.
Не было в регионе нехватки и пунктов приема старых авто, машины поступали на 4 утилизатора: ООО «Вторчермет», ООО «Саратов-вторцветмет», ООО «Макси-Скрап Саратов» и ООО «Сплав». С 15 апреля 2010 года в их число было включено ООО «Ломпром Саратов», которое затем передало свои полномочия ООО «СарЛомТорг». На территории Саратовской области работал также утилизатор Самарской области  – ООО «Акрон Плюс».
По условиям программы, сдававшийся на «уничтожение» автомобиль должен был быть старше 10 лет, масса не более 3,5 тонны, и он должен был находиться в собственности не менее одного года. Поначалу это предложение действительно заинтересовало автомобилистов. В областное министерство промышленности и энергетики поступало до ста звонков в день.
Потом ограничения по программе некоторыми автолюбителями были приняты в штыки. Кто-то был недоволен условием, что машина должна быть на ходу и фактически сама доехать до пункта утилизации, что уже само по себе не решало проблемы машин, давно превратившихся в металлолом. Кого-то не устраивал низкий размер выплаты за вышедшего из строя железного друга.
«Я к этой одноразовой программе отношусь отрицательно, она просто вытянула деньги у людей», – считает председатель Саратовского регионального «Движения автомобилистов России» Алексей Битюцкий. Автолюбитель рассказал, что свой старый «Москвич», который он использует в основном для поездок за город, сдавать даже не думал. «У меня «живая»  машина, неплохая, а мне за нее предлагают 50 тысяч рублей, причем не наличными, а виртуальными деньгами. Это все было рассчитано на лоха», – уверен он.
На форумах автолюбителей активно обсуждались все плюсы и минусы государственной инициативы. «На заметку чиновникам: в Словакии за подержанную машину дают 1 тысячу евро, в Германии 2,5 тысячи, во Франции – от 1 до 5 тысяч евро. В США на покупку более экологичной машины можно получить от 3,5 до 4,5 тысячи долларов, в Великобритании выплачивают 2 тысячи фунтов, а в Китае делают скидку в размере 10 процентов на приобретение грузовика крестьянскими хозяйствами», –  уверенно оперировал цифрами на форуме атолюбителей «CarClub» саратовец Антон.
По итогам программы, согласно статистике Минпромторга, больше всего дивидендов по утилизации не только в Саратове, но и по всей России собрал «АВТОВАЗ». На его долю приходится 79% проданных в рамках программы машин. На втором месте Renault с 7,3%. Замыкает тройку лидеров Skoda – 5,3% продаж.
Таким образом, программа если и поддержала отечественный автопром, то точно не помогла разгрузить придомовые территории. Ржавый хлам, торчащий из сугробов зимой или уродующий пейзаж летом, все равно под действие эксперимента не подпадал.
«В этом году после завершения программы на утилизацию нам не сдано ни одной машины. Какой смысл утилизировать машину, если за нее не дают 50 тысяч?» – уверены сотрудники ООО «Сплав».
Насколько увеличилось количество утилизированных машин во время действия программы, по сравнению с предыдущими годами и насколько уменьшилось после завершения программы, тоже неизвестно. В министерстве промышленности и энергетики области сообщили, что «такой учет не велся». Но эксперимент завершился, а  машины изнашиваться не перестали.
«Нам все равно»

В настоящий момент судьбу  бесхозяйных машин определяет статья 226 Гражданского кодекса. Она предусматривает, что если где-то стоит брошенная машина, превратившаяся в металлолом, то сначала нужно ее признать металлоломом или установить, что ее стоимость составляет менее 5 минимальных размеров оплаты труда и не превышает 23 тысяч рублей. Эти действия потребуют определенных формальных процедур.  И только затем ее можно будет убрать со двора или тротуара. Но не исключена ситуация, что появившийся потом собственник докажет, что машину он не бросил, для него это не  металлолом, а дорогое душе транспортное средство. И в итоге муниципалитет по закону будет вынужден возместить ему стоимость утилизированной машины.
Городские власти не готовы брать на себя такую ответственность. Чиновники уверены: за брошенные автомобили должны отвечать те, кому они принадлежат. «Собственник об этом должен думать, за ним значится машина, он платит ежегодный налог за транспортное средство. После снятия с регистрации транспортного средства нам все равно, что с машиной сделает автовладелец. Он может ее на запчасти сдать либо в металлолом пустить, оставить в гараже, если она ему дорога. Мы этот момент не отслеживаем. Машина просто уже не может участвовать в дорожном движении», – заявил «Взгляду» старший государственный инспектор управления ГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области Александр Оргамов.
Если у автовладельца все-таки дошли руки до своей старой машины, которая уже давно не на ходу, ему нужно обратиться по месту регистрации транспортного средства для снятия ее с учета. При себе он должен иметь личный паспорт, доверенность, если он представляет интересы собственника, все необходимые документы на транспортное средство (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации, технический паспорт, регистрационные знаки). В случае их потери автовладельцу придется объяснить, как это произошло. Сама машина для утилизации на осмотр не представляется.
Таким образом, после снятия с учета в ГИБДД автотранспорта фактически никто не следит за его дальнейшей судьбой. А будет она утилизирована или нет, зависит от степени ответственности собственника.
«В городе очень много брошенных машин, – считает коммунист, депутат городской Думы Александр Гришанцов. – Этим надо заниматься. Эвакуаторы зарабатывают на машинах, поставленных в несоответствующих местах, но было бы правильно, если бы администрация города подняла эту проблему и вывезла ржавеющие машины с территории Саратова до выпадения снега».

Раздробить, сжечь, захоронить

Не менее важный вопрос касается экологии, ведь из ржавеющего металлолома вытекают технические жидкости, содержащие вредные вещества. Поэтому и перед подготовкой к процессу утилизации должны соблюдаться определенные нормы.
Перед непосредственной утилизацией с машины должны быть сняты все детали, которые возможно использовать на запчасти. А жидкости, которые находятся в баках автомобиля, слиты для предотвращения возможного возгорания или взрыва в процессе переработки. Демонтажу подлежат также компоненты, которые могут навредить экологии.
«Не стоит из всей массы металлических отходов выделять отдельной строкой автомобили», – считает министр промышленности и энергетики области Сергей Лисовский. Он приводит данные, что на сегодняшний день в регионе выдано 127 лицензий на заготовку, хранение и реализацию лома черных металлов и 79 лицензий для работы с цветным металлом. Деятельность по приему черного лома ведется на 347 участках, цветной принимают на 136 участках. Другими словами, нехватки мест, куда определить свой послуживший автомобиль, в области нет, намекает министр.
Но, может быть, властям пора задуматься об отдельном налаженном цикле переработки и утилизации автотранспорта? Тем более что России после вступления в ВТО придется изменить свои взгляды на многие вещи, в том числе и на этот процесс. В развитых странах утилизация – это еще и повторное использование получаемого вторсырья. В нашей стране это по большей части складирование. Степень переработки автомобиля при утилизации у нас низка, отмечают специалисты. «Мы приближаемся по уровню обеспеченности личным транспортом к западным странам. Но там, в отличие от нас, есть специализированные площадки для утилизации автомашин. Этот вопрос нужно решать технически и организационно», – считает эколог Ольга Пицунова.
Остается надеяться, что решению этой проблемы поспособствуют введенные с 1 сентября этого года обязательные утилизационные сборы на ввозимые из-за рубежа иномарки, и необходимость создания цивилизованной площадки по утилизации автотранспорта возникнет сама собой.



 

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 0 1 2 3 4 5