Если завтра ремонт

Капитальный ремонт старого моста между Саратовом и Энгельсом может привести к остановке автомобильного движения...

2259

1 ноября 2012, 03:43

Капитальный ремонт старого моста между Саратовом и Энгельсом может привести к остановке автомобильного движения на нем на несколько месяцев. Об этой  грандиозной перспективе в начале недели сообщило региональное правительство. Комитет дорожного хозяйства на официальном сайте проинформировал, что проведение капремонта мостового полотна в силу конструктивных особенностей можно провести только при закрытии моста для любого транспорта. Когда это произойдет и, главное, как долго продлится, власти пока не уточняют. Новость о ремонте моста уже активно обсуждается жителями, у которых сразу же возникло множество вопросов. Например, как добираться до работы или по иным делам, если движение все-таки остановят? Неужели мост действительно может упасть, раз требуется его скорейшее латание? И вообще, безопасно ли ездить по нему сейчас? «Взгляд» постарался разобраться в ситуации.

Состояние старого моста через Волгу – застарелая проблема, которую каждый год реанимируют в общественной повестке дня какие-то люди или события. В частности, в этом году одним из таких событий стало недавнее открытое обращение Поволжского отделения Российской академии транспорта.
Ученые просили власти обратить внимание на мост, который, по их мнению, нуждается в срочном капитальном ремонте. «Мост Саратов – Энгельс, построенный в 1965 году (47 лет тому назад), с тех пор ни разу не подвергался капитальному ремонту, за исключением ремонта особо опасных и поврежденных зон. То есть проводимый ремонт носил в основном косметический характер и не затрагивал основные несущие конструкции. За 47 лет эксплуатации в конструкциях моста развились повреждения, ухудшающие его состояние», – говорится в тексте обращения.

Попытка номер пять

До последнего времени один из главных символов области ремонтировался действительно в пожарном порядке. В мае 2004 года чиновники были вынуждены на два дня закрыть мост, потому что на нем произошло обрушение контактной сети троллейбуса № 9. Опоры, которые держали провода, со временем прогнили и больше не справлялись с нагрузкой. Тогда фактически был впервые поставлен вопрос о состоянии железобетонного массива, проведены исследования.
С 2005 года начались ремонтные работы, и даже была попытка их систематизировать. Последний раз «латание дыр» случилось в 2008 и 2010 годах. Тогда установили новые опоры освещения, частично заменили секции перильного ограждения и тротуарные блоки. При замене дорожного покрытия открылась нелицеприятная картина со щебеночно-мастичными швами, остро встал вопрос о проведении качественного освидетельствования всего моста.
Но сначала нужно было внести соответствующие изменения в закон о бюджете, потом наделить ими главного распорядителя бюджетных средств – комитет, который в свою очередь должен был бы провести конкурсный отбор подрядной организации, в том числе и по проектным работам. После информации о капитальном ремонте, опубликованной недавно правительством, появилась надежда, что ремонт все-таки осуществится.
Ученые уверены: то, что сейчас чиновники, наконец-то, обратили на это внимание, – их заслуга. Однако в правительстве не хотят просто так отдавать лавры. «Открытое письмо ни на что, кроме шумихи в прессе, не повлияло», – заявила «Взгляду» пресс-секретарь регионального комитета дорожного хозяйства Светлана Судакова. – Необходимые меры принимались и раньше, нами проводились проектные исследования исключительно из бюджетных средств, осуществлялся ямочный ремонт, ремонт щебеночно-мастичных швов».
Чиновники не отрицают, что этого недостаточно, чтобы обеспечить ровность дорожного покрытия и целостность гидроизоляции. И вроде бы понимание необходимости капитального ремонта у них есть. «Естественно, правильно, что саратовские ученые бьют тревогу, чтобы не было ухудшения ситуации», – уверены в комитете дорожного хозяйства области. Однако, в отличие от ученых, в правительстве утверждают, что в настоящее время реальной угрозы обрушения нет: «Мост может стоять еще 20–25 лет при условии проведении капитального ремонта, о чем мы сейчас и говорим».
В этом году институт «Проектмостореконструкция» выпустил отчет, посвященный обследованию и испытанию пролетных строений и опор русловой части моста в 2008 году и осмотру неразрезного пролетного строения моста, которые специалисты выполнили в этом году. Первый зампредседателя комитета дорожного хозяйства Геннадий Рудыкин сообщает, что по материалам отчета «не выявлено аварийных железобетонных элементов, которые могли бы привести к снижению несущей способности». «Иных авторитетных свидетельств об аварийной ситуации не существует», – констатирует он.
Однако в проекте 2008 года, по словам депутата областной Думы Леонида Писного, есть и другой вывод: «На мосту необходимо безотлагательно провести капитальный ремонт».
Теперь в любом случае для оценки состояния моста потребуется новое предпроектное обследование и изготовление рабочего проекта на ремонт моста. «Общее состояние переправы «Саратов – Энгельс» без принятия неотложных мер грозит транспортным коллапсом на дорогах области», – настаивают эксперты.

Неточные данные

Мировая практика имеет печальные примеры последствия халатного отношения властей к инженерной инфраструктуре. В 2007 году оно привело к тому, что в американском городе Миннеаполисе рухнул мост. 13 человек погибли, 145 получили травмы. «За три года до катастрофы проводилось обследование этого моста, и тогда тоже говорили, что все нормально. После этого все сразу же принялись обследовать 435 аналогичных мостов, имеющихся в Америке», – рассказал член Международной ассоциации по мостам и строительным конструкциям, профессор Игорь Овчинников.
По информации специалистов, реальная долговечность железобетонных сооружений, подвергающихся воздействию агрессивных условий эксплуатации, составляет от 35 до 50 лет. За рубежом железобетонные мосты, прослужившие 50 лет, подлежат обязательной замене. Один из ровесников нашего моста в Москве был капитально отремонтирован несколько лет назад, другой был отремонтирован в 90-е годы, третий разобрали. «В течение последних 15 лет в нашей области дальше разговоров дело не идет», – констатируют ученые.
Самое любопытное, что и нынешние разговоры о капитальном ремонте могут вообще оказаться несостоятельными. В правительстве уже начали уклоняться от прямых вопросов, будет ли закрыт мост. Чиновники сообщают, что капитальный ремонт – еще не безоговорочная перспектива. В настоящее время вопрос только решается, и не факт, что окончательное решение будет положительным, сообщили в пресс-службе комитета.
«Получилось так, что все информационные агентства перевернули слова и написали, что мост уже закрывается. Надо понимать, что мост закроется до трех и более месяцев при капитальном ремонте. А будем ли мы его проводить или нет, зависит от финансирования. Вопрос только в деньгах», – уверена Судакова.
В правительстве уточняют, что для решения задачи в 2013 году комитет дорожного хозяйства намерен скорректировать программу «Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010–2015 годы». Также направлено письмо в Федеральное дорожное агентство с предложениями выделить из федерального бюджета субсидии или бюджетный кредит на капитальный ремонт моста.
Однако пока у чиновников нет даже четкого понимания того, сколько денег на это потребуется. «Но оно будет, – успокаивают в комитете. – Сейчас точно можем сказать только то, что в ближайшие месяцы мост не закроют».
Стоимость ремонта моста в 2008 году оценивалась более чем в 700 миллионов рублей. Сейчас эта сумма может быть еще больше.
Не менее важный вопрос, что же будет, если ожидания оправдаются и мост все-таки начнут комплексно ремонтировать. Как решится проблема перераспределения пассажирских потоков и не приведет ли это к транспортному коллапсу? Ситуацию могло бы спасти строительство нового, третьего перехода через Волгу, и такие планы были. Рассматривалась возможность переправы в районе поселка Увек, Казачьего острова и даже строительства моста-дублера рядом со старым. «На строительство нового моста потребуются миллиарды. Таких средств, к сожалению, нет», – констатируют в комитете. – Альтернативным маршрутом теоретически может стать мост через село Пристанное».
Если капитальный ремонт придется на лето, возможен переход через Волгу по судоходным каналам, сообщают в правительстве. Однако эксперты утверждают, что город не справится с таким потоком транспорта. Еще одним спасительным вариантом могло бы стать сооружение эстакады, которая монтируется из металлических элементов с определенной высотой над местом производства работ. Но на это тоже нужны немалые деньги.
Одним словом, в любом случае вся надежда на поддержку федерального центра. Если ее не будет, область может просто лишиться моста: либо его демонтируют в связи с запретом эксплуатации, либо произойдет катастрофа. Пока ситуацию еще можно изменить.
 

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 2 1 2 3 4 5