Популизм внутреннего сгорания

Бюджетный дефицит Саратовской области столь огромен, что для избавления от него население области ждет...

1885

8 ноября 2012, 01:45

Бюджетный дефицит Саратовской области столь огромен, что для избавления от него население области ждет от нынешней региональной власти самых активных мер и усилий. Однако правило «все средства хороши» действует все же в военное, а не в мирное время. И существуют пределы здравого смысла и этики, которые ответственные чиновники хорошо чувствуют и, как правило, не переступают. Министр экономического развития и торговли Саратовской области Владимир Пожаров, кажется, эти пределы не ощущает. Возможно, он делает это намеренно либо утратил навык понимания того, в каких экономических реалиях живет население региона, в котором ему вверено заниматься экономическим развитием. Последняя громкая инициатива г-на Пожарова рискует войти в историю региона с приставкой «скандальная».

Речь идет об идее двукратного увеличения ставки регионального транспортного налога, с которой министр выступил в конце октября на заседании рабочей группы комитета по бюджету и налогам областной Думы. В соответствии с замыслами г-на Пожарова налог будет повышен только для легковых автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил. В настоящее время, по словам министра, местная ставка транспортного налога – самая низкая в ПФО.
«Мы предлагаем увеличить с 7 до 14 рублей в год с каждой лошадиной силы. В течение 7 лет мы не увеличивали ставки. У нас самая низкая ставка и один самых плохих бюджетов. Нам необходимо резко увеличивать доходность бюджета для выплаты зарплат. Грубо говоря, для того чтобы выполнять поставленные задачи, необходимо собирать буквально по сусекам», – отметил Пожаров. В соответствии с его планами юридические лица будут платить повышенный налог с 2013 года, а физические лица – с 2014-го.
Показательно, что со своей «блестящей» идеей г-н министр выступил буквально на следующий день после заседания регионального правительства, где глава областной Думы Владимир Капкаев предупредил Пожарова, что на согласительных комиссиях депутаты «будут задавать вопросы по низкому росту по налогу на прибыль». «Такое ощущение складывается, что рост идет только по НДФЛ», – заявил Капкаев.
Показательно и то, что сам Пожаров на упомянутом заседании правительства говорил о недополучаемых казной от продажи и аренды земельных участков средствах, которые оцениваются в сумму более миллиарда. Тем не менее, в качестве источника доходов бюджета удивительным образом «сгодились» владельцы авто мощностью до 100 лошадиных сил.
«Повышение не будет неподъемной ношей для автомобилистов, потому что увеличение не превысит стоимости одного бака бензина», – заявил министр. Легкость, с которой он считает деньги в чужих кошельках, замечательна и сама по себе. Очевидно, г-н Пожаров делает выводы об окружающей действительности по себе и своему окружению, забывая, что Саратовская область все еще остается регионом с крайне низкими зарплатами и доходами населения.
В том, что г-н Пожаров хорошо разбирается в финансовых возможностях 65 тысяч саратовских владельцев авто мощностью до 100 «лошадей», возникают большие сомнения. Эта часть населения, как правило, люди с небольшими доходами. Те, у кого они выше, могут позволить себе более мощные (и дорогие!) автомобили, которые необходимы в регионе с очень плохими дорогами, каковым, увы, все еще остается Саратовская область.
Жители области, на деньги которых нацелился г-н министр с целью пополнения областной казны, –  это те, кто по доходам находится в нижнем сегменте и без того немногочисленного среднего класса, и ниже. К примеру, те, кто использует автомобили только для поездок на дачу в выходные и вывоза драгоценной продукции, выращенной своими руками. Таким людям одного бака бензина, о котором столь легко и непринужденно отзывается министр, может хватить на несколько поездок. Это и мелкие предприниматели, для которых престарелая вазовская «семерка», «четверка» или «девятка» – настоящая рабочая лошадь, позволяющая зарабатывать. О том, какое огромное значение развитие малого бизнеса имеет для экономики страны, говорят руководители всех уровней. И в этом смысле г-н Пожаров демонстрирует по меньшей мере нелогичное поведение.
А как расценивать повышение налога пенсионерам, которые и так стонут от коммунального гнета? В России, которая, согласно Конституции, является социальным государством, подобное решение выходит явно за рамки действующей государственной политики.
Не стоит выпускать из виду и то, что именно в сегменте до 100 «лошадей» выпускает львиную долю своей продукции «АВТОВАЗ», на поддержку конкурентоспособности которого государство все последние годы тратит огромные деньги и иного рода ресурсы. В этой ситуации те, кто может выбирать, предпочтут изделиям российского автопрома иномарки. Разве можно считать подобные последствия удовлетворительными результатами экономического развития?
Возникает ощущение, что Пожаров избрал опасное направление действий, призванных пробудить у коллег по правительству и бывших соратников по областной Думе уверенность, что министерство экономики изо всех сил пытается нарастить доходы бюджета. Однако с точки зрения эффективности подобные усилия вызывают стойкие ассоциации со словом «популизм». А эффект от повышения налогов в масштабах областного бюджета все равно будет копеечным.
Эффективность деятельности своего министерства г-н Пожаров недавно оценил словами: «Я считаю, что мы нормально работаем». Благодаря таким инициативам, как повышение налогов для малоимущих, эта «нормальность» производит впечатление невыразительной имитации.
 

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 0 1 2 3 4 5