Власть обнаженных женщин

Саратовские чиновники испугались фотографий в стиле ню

Работами саратовских фотохудожников любовалась Елена БАЛАЯН

8987

17 апреля 2013, 12:50

Когда заходишь в Областной дом работников искусств, что на углу Комсомольской и Московской, в фойе, слева от входной двери, вас встречает импровизированная галерея креативных черно-белых фотографий. Креативны они потому, что сделаны профессиональным фотографом Геннадием Савкиным. И изображены на них, по странному совпадению, тоже фотографы и тоже по большей части профессиональные. Хотя, если быть до конца точным, среди людей, чьи снимки легли в основу выставки, посвященной 115-летию Саратовского губернского фотографического общества, есть и те, для кого фотография – это хобби. Яркое, захватывающее, полное творческих неожиданностей и простой человеческой радости. От верно схваченного кадра, от жизненного наблюдения, от остановленного мгновения, которое, по слову классика, прекрасно…

 

Фанаты объектива

Казалось бы: что особенного может быть в фотоэкспозиции сегодня, когда фотография больше не является чем-то уникальным, недоступным, как раньше, а является, напротив, повсеместно распространенным явлением? В век Инстаграмма, Одноклассников и Фейсбука, тиражирующих фотоснимки в невероятных, почти индустриальных количествах – о чем может рассказать нам такая выставка? Чем может поразить?

Оказывается, может, и очень многим. Когда смотришь на представленные работы, понимаешь, что настоящая художественная фотография – это искусство, способное в одной короткой вспышке рассказать о жизни, о мире, о нашем времени, вообще о сути вещей нечто очень важное. Каждая фотография передает свое неповторимое настроение, и возникает чувство радости и удивления от того, насколько же наш мир многолик, насколько разнообразен. Глядя на фотографию, неожиданным образом начинаешь видеть многое из того, чего в обычной повседневной жизни с ее суетой не видишь и не замечаешь…

Однако вернемся к фотографиям самих фотографов. Знакомые все лица: Сергей Кармеев, Александр Мирошниченко, Александр Курочкин, Валерий Бакуткин и другие саратовские фотографы представлены в полный рост, каждый – в своем образе и стиле. Сергей Кармеев скромно держит руки в карманах брюк, офтальмолог Валерий Бакуткин позирует на фоне стенда для проверки зрения, Александр Курочкин широко улыбается, держа в руках один из своих многочисленных раритетных фотоаппаратов. Забавный образ у Александра Мирошниченко: он стоит у большого фотоаппарата и сеткой готовится поймать птичку, которая вот-вот должна вылететь из объектива. Такой вот профессиональный птицелов…

В большом зале на втором этаже идут приготовления к грядущей экспозиции. На полу разложены фотографии, которые скоро будут развешены на стенах, на стремянке трудятся рабочие, вокруг суетятся фотографы. Больше всех волнуется и переживает Юрий Набатов, бессменный фотокор нашего холдинга и один из членов жюри фотографического конкурса. Он очень беспокоится, чтобы все на этой выставке было сделано по высшему разряду, потому что относится к фотографии и своему делу крайне пылко и нежно.

"Понимаете, фотография – это то, что должно остаться в веках. Чтобы наши потомки даже через сто лет могли увидеть, как мы жили, какими были и каким был наш город", - объясняет Набатов истоки своего неиссякаемого  вдохновения.

Юрия Васильевича распирает чувство гордости от происходящего. Во-первых, саратовское Общество, юбилею которого посвящена выставка, не абы какое, а фотографическое. От одного этого названия веет какой-то раритетной стариной и знаком качества, в воображении рисуются лица с тех самых старинных фотографий начала прошлого века. Во-вторых, саратовское фотографическое общество старейшее в России, ему исполнилось 115 лет. Отметить именины решили выставкой. Предыдущая такая экспозиция открылась в Саратове 15 лет назад и была посвящена 100-летнему юбилею Общества. С тех пор многое изменилось, в нашу жизнь вошла "цифра", но людей, относящихся к фотографии как к искусству, меньше не стало.

"Когда мы бросили клич среди наших коллег, то не предполагали, что будет такой большой отзыв", - рассказывает член жюри, председатель Саратовского отделения Союза фотохудожников России Геннадий Савкин.

102 автора прислали в Саратов около 900 снимков, и не только из России, но даже из дальнего зарубежья – Америки, ФРГ, Болгарии, Англии. Из них требовательное жюри отобрало 136 фотографий. Они и будут представлены на выставке, а также отпечатаны в каталоге, который раздадут всем участникам презентации (состоится сегодня, 17 апреля, в Областном доме работников искусств).

 

По следам Обкома партии

С каталогом, к слову, случился небольшой казус. Министерство культуры как один из главных организаторов и спонсоров выставки неожиданно решило ввести на выставке цензуру и запретило размещать в каталоге два снимка саратовских фотохудожников Александра Дроздина и Михаила Глыжева. На обоих снимках изображены женщины, одна из них топлес, а другая вовсе уже и не топлес, но вполне живописно изображенная. Что так подействовало на цензоров из минкульта, сказать трудно, учитывая, что эти две фотографии не единственные на выставке, выполненные в стиле "ню". На самой экспозиции устроителям было велено затолкать снимки повыше, на последний, третий ряд. И это отчасти еще оправдано, поскольку в зале бывают дети, которые занимаются здесь хореографией. Возможно, чиновники побоялись подпасть под закон о защите детей от вредной информации, который стал уже каким-то всеобщим пугалом, которого боятся все. Но каталог-то в руки к детям не попадет, вот ведь в чем дело! Тогда из-за чего сыр-бор?

Юрию Набатову это непонятно. Он, известный любитель красивой женской фигуры, категорически против такого запрета. "Обнаженная натура - это искусство, - объясняет мэтр. – И это не советское время, когда обком партии или министр культуры командовал: это снять, а это оставить. Кроме того, на улице весна, женщины надевают короткие юбки, и каждый фотограф стремится сделать много красивых снимков. Что в этом плохого?".

Так, остановленное мгновение для кого-то прекрасно, а для кого-то и опасно. Впрочем, этот приступ аракчеевщины местечкового масштаба посетители выставки даже не заметят. Тем более что кроме обнаженной натуры на ней есть еще много всего интересного. Люди, пейзажи, животные, птицы, города, дети – жизнь во всем многообразии.

 

Пес в тумане и эффект присутствия

Вместе с Александром Мирошниченко, известным саратовским фотографом, членом Союза фотохудожников России, рассматриваем будущие экспонаты. Он их берет с пола по одному, аккуратно и бережно.  

"Вот замечательная фотография, настроение в ней очень хорошо передано, меня прямо трогает она, хотя я не первый раз ее вижу", - комментирует фотограф, рассматривая действительно трогательный фотоснимок. На заднем плане – одинокая лошадь в тумане, стоит, привязанная к дереву. На переднем – не менее одинокая и задумчивая собака положила голову на лапы и смотрит в объектив. Снимок принадлежит Игорю Горемыкину, хирургу, который заведует отделением детской хирургии в 3-й Областной больнице. Несмотря на свой докторский профиль, Горемыкин занимается фотографией, много путешествует, он делал фотосессии в Индонезии, ходил на яхте в кругосветное путешествие, был на Огненной земле (Южная Америка).

"Вот Александр Гудков, молодой художник, занимается фотографией. Интересная работа, настроение передано - и погоды, и времени года.  Замечательно", - продолжает свой фотоэкскурс Мирошниченко, держа в руках снимок склоненных к земле деревьев в фиолетовом тумане.

При взгляде на третий снимок он заметно оживляется. "Я в восторге от этой фотографии, я считаю, что это пейзаж всех времен и народов! Это прекрасно! Тем более, это наша родная природа", - не скрывает эмоций Мирошниченко, держа в руках действительно фантастически завораживающий волжский пейзаж саратовского фотографа Сергея Гульгаса. "Если бы большего формата была печатать, был бы эффект присутствия", - добавляет фотограф.

Однако что-то подсказывает, что с этим эффектом на выставке и так будет все в порядке. Я смотрю на пойманную в кадр трясогузку, застывшую на самом краешке красной черепичной крыши, на лица людей, и думаю о том, что как раз искусство фотографии и дает нам вот этот эффект присутствия – присутствия всех и каждого в этом мире. Несмотря на столь частый эффект отсутствия, который возникает, когда живешь поверхностно и не находишь времени, чтобы остановиться и присмотреться. Точнее, вопреки этому эффекту.  И в этом большая созидательная сила фотоискусства. Оценить ее саратовцы смогут еще в течение месяца – выставка, посвященная юбилею Саратовского губернского фотографического общества, продлится до 15 мая.

Подпишитесь на наш Telegram-канал: в нем публикуем только самые интересные новости с редакционными комментариями

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 2.54 1 2 3 4 5