Добро пожаловать в Грецию

На что власти потратят скудеющий бюджет Саратовской области?

Материал подготовил Александр СОКОЛОВ

3512

26 сентября 2013, 09:00

Долги Саратовской области и скудость региональных доходов озаботили не только местных политиков, но и финансовые власти страны. По последним данным Минфина РФ, лидерами по объему госдолга сейчас являются 18 регионов, среди которых и Саратовская область, с показателем 40,8 миллиарда рублей. По общему объему регионального долга наша область заняла пятое место в абсолютном рейтинге субъектов федерации, уступив лишь Москве, Татарстану, Краснодарскому краю и Нижегородской области. Финансовый дефицит уже вылился в публичный конфликт между главой Саратова Олегом Грищенко и председателем регионального парламента Владимиром Капкаевым. В ближайшее время бюджеты разных уровней предстоит секвестировать. Сокращению подвергнутся практически все расходы, кроме зарплат и средств на тепло и энергоносители. Чем это может обернуться для экономики региона, бюджетников и работников частного сектора, разбирался корреспондент "Взгляда-онлайн".

 

Бюджетный приговор

Нельзя не заметить, что четыре из пяти крупнейших регионов-должников, в отличие от Саратовской области, обладают значительно большими объемами доходов консолидированных бюджетов.  Проанализируем показатели за 2013 год. При поступлении в казну  1 триллиона 517 миллиардов рублей, долг Москвы составил 170 миллиардов и лишь немногим превысил 11 процентов от суммы средств, собираемых за год. Нижегородская область, набравшая кредитов на 42 миллиарда, располагает собственными доходами в 101,3 миллиарда рублей. Иными словами, ее долг составляет 41,5 процента от суммы доходов. А вот Саратовская область по этому показателю уже перешагнула психологически важный барьер, соотношение ее долга к доходам сейчас уже составляет 54,4 процента (притом сумма налоговых и неналоговых доходов – около 65 миллиардов рублей, а еще 10 миллиардов регион получает из других источников). Худшие показатели только у Краснодарского края (58 процентов) и республики Татарстан (66 процентов).

Регион

Запланированные в бюджете 2013 года доходы, млрд рублей

Долг региона, млрд рублей

Соотношение долга к доходу, %

Татарстан

128

85,5

66

Краснодарский край

137,9

80,9

58

Саратовская область

75

40,8

54,4

Нижегородская область

101,3

42

41,5

Москва

1517

170

11,2

Впрочем, по основным экономическим показателям приведенные субъекты федерации существенно обогнали Саратовскую область. Годовые доходы каждого из крупных должников превысили 100 миллиардов, в то время как наш регион смог собрать лишь 75 процентов от этой суммы. Объемы валового регионального продукта, зарплата по различным отраслям экономики, качество транспортной инфраструктуры, численность экономически активного населения – словом, любой из перечисленных показателей будет не в нашу пользу. Получается, что не только абсолютные цифры долгов, но и возможности для сбора дополнительных налогов у Саратовской области значительно меньше. В этих условиях региональной власти не остается ничего другого как секвестровать бюджет.

 

Лекарство от банкротства

Глава комитета по бюджету областной думы Николай Семенец не видит в предстоящем сокращении расходов какой-либо проблемы. В своем комментарии он заявил: "Все защищенные статьи – зарплаты и ТЭР (расходы на теплоэнергоресурсы. – Авт.) будут оставлены, а прочие пойдут под секвестр. Гарантии и социальные выплаты должны остаться. По другим направлениям будут сокращения в пределах плановых показателей". Соглашаясь с ним, член Общественной палаты Саратовской области, экс-министр экономики и инвестиций региона Александр Степанов объясняет причины, побудившие региональную власть пойти на такой шаг: "Секвестр в нынешних экономических условиях – неизбежная мера. Какой бы самостоятельностью не обладали регионы, финансовая система страны является единой. И секвестр в данном случае – это неизбежный ответ на сокращение доходов бюджетов всех уровней".

Но при этом экономист подчеркивает, что есть повод задуматься о причинах нынешнего дефицита и возможных путях выхода из непростой ситуации: "Все живут в долг – и страны, и регионы, и люди. А вот разумность величины долга – вопрос непростой. Если бы долга вообще не было – это было бы неправильно. Иногда в долг брать надо, чтобы выполнять обязательства, развивать проекты. Вопрос в том, как займы соотносятся с доходами. Нынешняя ситуация отчасти – следствие нашей налоговой системы, при которой большая часть налогов уходит в федеральный центр, а уже потом в трансформированном виде возвращается в регион. Власти региона в этом случае должны вести себя очень осторожно. Но занимать еще придется, без этого не обойтись".

Подтверждением мнения эксперта стала новость об очередных займах, которые региональная власть намерена взять в текущем и новом финансовых годах.  В 2013 году губерния одолжит у банков 14 миллиардов рублей, из которых лишь 8 пойдут на погашение ранее выданных займов. А это значит, что финансовые обязательства области вырастут на 6 миллиардов рублей. Тенденция сохранится и в будущем. По прогнозам в 2014 году привлечение заемных средств возрастет до 20 миллиардов рублей, в то время как погасить область сможет лишь около 15 миллиардов. Однако и бесконечно такая ситуация сохраняться не может, и на это обращает внимание глава регионального управления Центробанка РФ Юрий Зеленский: "Секвестр бюджета – закономерный экономический шаг, вызванный сокращением доходов. Так как область недополучила доходов, это необходимо сделать. Экономические показатели  падают, доходная база по прошлым годам планировалась с учетом роста в 5-7 процентов, чего не случилось. А в таких условиях банки если и кредитуют, то, как правило, требуют возвращения предыдущих долгов. Так что возможности для роста кредитного портфеля области истекают".

 

Бережливость – не панацея

Впрочем, с такой позицией в корне не согласен постоянный эксперт ИА "Взгляд-инфо", руководитель Института проблем глобализации (Москва)  Михаил Делягин: "Урезанием расходов никогда нельзя выйти на сбалансированность расходов. И это замечательно доказала Греция. Секвестр бюджета может подрывать возможности развития экономики. Когда он осуществляется вслепую, то является контрпродуктивным. Не говоря о том, что сокращаются нужные для экономики и социальной сферы расходы, насколько я могу видеть. А при этом расходы коррупционные никак не ограничиваются. Но развитие в условиях дефицита доходов может опираться только на внутренний спрос и ресурсы. То есть, сначала вы вкладываете деньги в собственную экономику, стимулируете импортозамещение, а потом экономика начинает работать на вас. Когда вы сокращаете инвестиции в свою экономику, она перестает работать, и у вас сокращается налоговая база".

Нельзя не заметить, что четыре из пяти крупнейших регионов-должников, в отличие от Саратовской области, обладают значительно большими объемами доходов консолидированных бюджетов. Саратовская область уже перешагнула психологически важный барьер, соотношение ее долга к доходам сейчас уже составляет 54,4 процента (притом сумма налоговых и неналоговых доходов – около 65 миллиардов рублей, а еще 10 миллиардов регион получает из других источников). Худшие показатели только у Краснодарского края (58 процентов) и республики Татарстан (66 процентов).

Получается, что сокращая бюджетные расходы (при отсутствии стимулов к развитию бизнеса и условий для импортозамещения) власти Саратовской области лишь загонят региональную экономику в тупик. Ведь сокращаться будут объемы заказов для нужд области – в частности, на строительство жилья, поддержку сельского хозяйства и промышленности. А кроме того, будут отменяться налоговые льготы. В таких условиях бизнес станет зарабатывать меньше, соответственно меньше будут платить налогов и сборов в бюджеты и фонды. Нельзя также исключать, что в стремлении сокращать издержки предприниматели станут либо снижать объемы производства, либо увольнять людей.

Делягин так описывает негативное влияние последствий секвестра федерального и регионального бюджетов на местную экономику: "Во многих регионах мы видим бюджетный кризис. Местные бюджеты зависят от инфраструктурных проектов, в которых участвует федеральный центр. Если эти проекты будут урезаться, ситуация обострится. Точечные ухудшения в отдельных регионах могут дать кумулятивный эффект, который окажется непредсказуемым даже на федеральном уровне".

В такой ситуации остается надеяться на федеральный центр и прозорливость Правительства РФ. Например, заместитель председателя правительства области Павел Большеданов, участвуя в проекте "Взгляда-онлайн" "Парные несогласные", сказал: "В федеральном правительстве уже признали, что невозможно оставлять регион без тех налоговых отчислений, которые он всегда получал. Ведь под них создавалась вся инфраструктура: школы, детские сады, дома культуры. Мы с Валерием Васильевичем Радаевым заявляли об этом в первый наш визит в Минфин и в Минэкономразвития РФ. Когда налоговые доходы "Газпрома", "Лукойла", РЖД и других вертикально интегрированных компаний уходят из регионов, когда все решения о налогах принимаются в интересах этих компаний, а не территорий, тогда нет причин говорить и о бюджетной сбалансированности". В то же время у федеральных компаний есть свои интересы и собственные лоббисты, которые до последнего будут пытаться отсрочить либо вообще отменить планируемое преобразование по уплате части налогов в регионах. А это означает, что надеяться на скорое увеличение налоговой базы области можно только за счет внутренних резервов.

 

Рост под вопросом

В числе таких резервов Павел Большеданов называл химическую промышленность, сельское хозяйство и ВПК: "Еще полтора года назад у меня, например, не было ясного представления о точках роста. Одна из них – химическая промышленность. Эта отрасль всегда была хорошо развита в области, и не утеряны необходимые для развития мощности. Общий тренд в экономике – это химия конструкционно иного материала. В Саратове это направление может поддержать "Саратоворгсинтез". "Лукойл" имеет совершенно четкую программу по развитию этого предприятия… В Балаково хорошую динамику имеет предприятие "ФосАгро"". Но, анализируя сказанное, стоит отметить, что успехи пока носят прогнозный характер, а остановка многих предприятий и потеря мощностей уже стали реальностью. В качестве других точек роста зампред называл АПК и ВПК – сельское хозяйство и предприятия оборонной промышленности. Но и тут есть повод говорить о все возрастающих рисках. Так как вступление страны в ВТО заметно снижает конкурентную способность местных сельхозпроизводителей, а часть военных расходов, как это уже озвучило федеральное правительство, придется перенести на более поздний срок. Несколько обобщая тему, Юрий Зеленский замечает, что особенно надеяться на рост нет смысла: "О чем можно вести речь, если промышленный рост в целом по стране в этом году находится в районе нулевой отметки, а по отдельным регионам он даже снижается".

 

Большой передел

Получается, что сокращая бюджетные расходы (при отсутствии стимулов к развитию бизнеса и условий для импортозамещения) власти Саратовской области лишь загонят региональную экономику в тупик. Ведь сокращаться будут объемы заказов для нужд области – в частности, на строительство жилья, поддержку сельского хозяйства и промышленности. А кроме того, будут отменяться налоговые льготы.

Бюджетный кризис уже сказывается на отдельных муниципальных образованиях. Конфликт вокруг объема субсидий, передаваемых в казну МО "Город Саратов", даже перешел в публичную плоскость. Глава Саратова Олег Грищенко и председатель облдумы Владимир Капкаев успели обменяться взаимными обвинениями в СМИ. Представитель областной законодательной ветви власти призвал городских чиновников изыскивать внутренние ресурсы, и в частности, осуществить сокращение численности муниципальных служащих на 15 процентов. В ответ на это Олег Грищенко заявил, что Саратов является главным донором налогов для области, в то время как доля отчислений в местный бюджет сокращается. В качестве примера был назван транспортный налог: "Выпадающие доходы бюджета МО "Город Саратов" в 2013 году по транспортному налогу составили 591,5 миллиона рублей", – отметил Олег Грищенко. Заместитель главы администрации областного центра по экономике Елена  Ножечкина и вовсе предположила, что "достигнута точка невозврата, когда без значительных вливаний федеральных средств бюджет области самостоятельно не обойдется". Причину этого экономист видит в финансовой необеспеченности  большинства районов области, расплачиваться за которую приходится Саратову: "Ведь в настоящее время подавляющее большинство районов являются дотационными, а в ряде объем трансфертов достигает 80 процентов доходов местных бюджетов. Муниципальное образование "Город Саратов" практически единственное является донором, но и у нас ситуация очень тяжелая. Бюджет города на протяжении многих лет обеспечивается примерно лишь на 40 процентов от потребности, необходимой для решения вопросов местного значения".

Не следует забывать, что в отдельных случаях секвестирование бюджета может привести и к социальным последствиям. Нет ничего фантастического в том, что когда регион достигнет своего потолка заимствований, дальнейшее выполнение социальных обязательств за счет заемных средств окажется невозможным. В этих условиях неизбежно придется пойти и на такие непопулярные меры, как приостановление индексации зарплат.

А немногим позже уже и сам глава заявил о своем "категорическом несогласии с мнением спикера облдумы": "Саратов не поселок городского типа, это центр нашего региона, в нем проживает более трети населения Саратовской области. И я глубоко убежден, что так называемая уравниловка в подходах к решению проблем, существующих в муниципальных образованиях области, неприменима по отношению к ситуации, сложившейся на уровне нашего города". Глава города подчеркнул, что с территории Саратова собрано 72 миллиарда рублей доходов и лишь 6,9 миллиарда возвращено в муниципальную казну. Олег Грищенко обращает внимание на то, что объем бюджетной поддержки в Саратове самый низкий в Поволжье: "34 процента – это самый низкий показатель по сравнению, например, с Волгоградом, где объем поступлений из вышестоящих бюджетов на реализацию программных мероприятий составляет 36 процентов; в Астрахани 64,3 процента; в Пензе 57,1 процента, Ульяновске 52,8 процента; Самаре 44,7 процента; в Чебоксарах 46,4 процента". Противоречия между властями Саратова и областной властью случались и ранее, но подобного накала они, пожалуй, достигли впервые. Это наглядно свидетельствует о том, что ситуацию с дефицитом ресурсов чиновники как областного, так и муниципального уровня воспринимают более чем серьезно.

 

 

Угроза рецессии

Не следует забывать, что в отдельных случаях секвестирование бюджета может привести и к социальным последствиям. Пока чиновники не хотят говорить о столь кардинальных мерах, как сокращение или снижение зарплат работников бюджетной сферы. Эксперты также уклоняются от публичного обсуждения столь пессимистичного сценария. К примеру, Юрий Зеленский говорит лишь о теоретической возможности такого развития событий, при этом без привязки к нашему региону: "Зарплаты бюджетников секвестр не затронет, зарплаты – это защищенные статьи расходов. Их можно сокращать лишь в случае форс-мажора, когда вообще нет никаких доходов. Но в этой ситуации власть в обязательном порядке будет искать средства в бюджетах другого уровня – прежде всего федерального".

А Михаил Делягин, анализируя финансовые показатели, отмечает: "В столицах ситуация неплохая, так как большой долг тут сочетается с сильной экономикой. А рядовые регионы рискуют оказаться один на один со своими финансовыми проблемами".

Так что нет ничего фантастического в том, что когда регион достигнет своего потолка заимствований, дальнейшее выполнение социальных обязательств за счет заемных средств окажется невозможным. В этих условиях неизбежно придется пойти и на такие непопулярные меры, как приостановление индексации зарплат. Экономист Александр Степанов, размышляя о причинах роста долга, отмечал: "Нынешнее соотношение долга с размером экономики и ее перспективами требует детального анализа. Может быть, в свое время мы несколько поторопились наделать долгов, которые пошли на благое дело, например на "социалку", но в меньше степени для стимулов развития экономики и обеспечение роста". Иными словами, рост социальных обязательств не был должным образом соотнесен с возможностями региональной экономики и объемом собираемых доходов. В долгосрочной перспективе это может привести к ситуации, с которой столкнулись страны Южной Европы. Ведь и они слишком долго жили не по средствам.

Приходится констатировать, что у властей региона практически не осталось поля для маневра. Усиления кредитной нагрузки бюджет не выдержит, тем более что новые заемные средства уже со следующего года в основной своей массе пойдут на погашение заимствований прошлых лет. Секвестр и обусловленное им сокращение мер господдержки сами по себе могут спровоцировать впадение экономики региона в рецессию. В этом случае властям региона придется любыми способами и жертвами привлекать крупных инвесторов либо, наконец-то, на полную мощность задействовать такой ресурс, как борьба с коррупцией, откатами и взятками.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.86 1 2 3 4 5