Поезд ушел

Капитальной реконструкции железнодорожного вокзала не будет

Материал подготовила Елена ТАЛПЭУ

11520

5 марта 2014, 09:00

Когда попадаешь на саратовский железнодорожный вокзал, кажется, что здесь повсюду снуют люди, сошедшие со стенда "Их разыскивает милиция". Здесь невольно держишься за карманы и не отводишь глаз от своих вещей. Возможно, это как раз тот случай, когда бытие определяет сознание, и сомнительных личностей притягивает именно общая необустроенность территории. А ведь не так давно вокзал с прилегающей площадью собирались преобразить до неузнаваемости.

 

Заверения о намерениях

В марте 2010 года между ОАО "РЖД" и правительством Саратовской области было подписано соглашение о реконструкции зданий железнодорожного и автомобильного вокзалов, а также о приведении в порядок прилегающих к ним территорий. Здесь предполагалось создать современный транспортно-пересадочный узел.

Для справки: первый вокзал в Саратове построили в 1871 году. Красивое здание, возведенное по проекту архитектора Петра Зыбина, прослужило 28 лет. В 1899 году была проведена его реконструкция, после которой появились две пристройки с башенками, флюгера и часы на фасаде. В боковых строениях разместились зал ожидания, билетные кассы и ресторан. В целом все это чем-то напоминало современный Павелецкий вокзал в Москве. Старый вокзал просуществовал до 1977 года, после чего был фактически уничтожен при строительстве нового вокзального комплекса. От своего предшественника ему достались лишь перрон первого пути и кирпичная стена. На смену памятнику архитектуры пришло нынешнее строение из стекла и бетона.

С тех пор (уже 37 лет) вокзал не реконструировался, а довольствовался перманентными изменениями и косметическими ремонтами. Бывший главный архитектор Саратова Владимир Вирич  рассказывает: "Не надо думать, что история начинается с сегодняшних руководителей. Пассажирская станция Саратов-1 прошла этап серьезнейшей реконструкции в середине семидесятых годов, во время которой полностью снесли историческую часть вокзала. К концу девяностых вновь встал вопрос о реконструкции. Рассматривалась возможность выноса автовокзала за Сенную площадь, но потом от этих планов отказались. Было предложение изменить саму железнодорожную площадь – построить там двухуровневую стоянку, установить фонтан, реконструировать сквер, перенести памятник Дзержинскому".

И вот в конце первого десятилетия нового века благодаря федеральной программе появилась реальная возможность вернуться к теме реконструкции вокзала. В рамках инвестиционного проекта в семи городах страны планировалось переобустроить вокзалы в современные транспортно-пересадочные узлы. В этот список попал и саратовский вокзал. Было подписано соглашение между правительством Саратовской области (в лице губернатора Павла Ипатова) и ОАО "РЖД" (в лице начальника дирекции железнодорожных вокзалов Сергея Абрамова). Документ предусматривал двустороннее участие в инвестиционном проекте собственника здания и органа исполнительной власти региона, который имел свой интерес, так как проект захватывал и автовокзал, находящийся на балансе области.

Правительство Саратовской области и РЖД даже представили план масштабного преображения главных железнодорожных ворот города. Идея была грандиозной и предварительно оценивалась в несколько миллиардов рублей. Скинуться на это дело предлагалось нескольким заинтересованным участникам: РЖД, город, область, но основная доля – частные инвестиции.

Первый вокзал в Саратове построили в 1871 году. Красивое здание, возведенное по проекту архитектора Петра Зыбина, прослужило 28 лет. В 1899 году была проведена его реконструкция, после которой появились две пристройки с башенками, флюгера и часы на фасаде. Старый вокзал просуществовал до 1977 года, после чего был фактически уничтожен при строительстве нового вокзального комплекса.

Проект предусматривал возведение конкорса (распределительного зала для пассажиров) – приблизительно по тому же принципу, как устроено на Ладожском вокзале в Петербурге. В этом случае человек мог бы прийти на вокзал, купить билет, на эскалаторе подняться на второй этаж, зайти в конкорс и на эскалаторе же спуститься на платформу. Помимо изменения облика вокзала было задумано и строительство многофункционального комплекса. На карте города могли появиться несколько новых зданий: гостиница, бизнес-центр и подземный торгово-развлекательный комплекс. Власти поначалу даже всерьез озаботились: хватит ли парковочных мест после появления новых зданий?

"Мы хотели сделать вокзал удобным пересадочным пунктом не только для железной дороги, но и для общественного транспорта, так как предполагалось строительство подземной парковки. Железнодорожный вокзал был бы соединен с автовокзалом полностью закрытым перроном с эскалатором, на нижних этажах находились бы магазины. Была очень красиво нарисована стеклянная галерея", – вспоминает заместитель главы администрации Саратова Дмитрий Федотов.

К слову сказать, все эти задумки вполне могли быть реализованы. На момент подписания соглашения уже имелись предпроектные проработки, решения по земле, были нарисованы эскизы, разработанные институтом ОАО "Мосгипротранс". Даже сроки были определены. Реконструкцию планировали завершить в 2015 году. Именно тогда (в соответствии с концепцией развития сети вокзалов ОАО "РЖД", одобренной Правительством РФ) в Саратове мог появиться суперсовременный транспортно-пересадочный узел. Некоторые высказывали уверенность, что проект будет реализован даже раньше намеченного срока.

Обо всех этих намерениях было заявлено в 2006 году, во время визита в Саратов президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина. В свое время губернатор Павел Ипатов заверял инвесторов на форуме в Сочи, что строительство вот-вот начнется.

"Вокзал – ворота города и области, он должен соответствовать всем современным критериям. Мы все в этом заинтересованы", – комментировал экс-министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Иван Панков.

 

Постой, паровоз…

С момента подписания соглашения прошло четыре года… Сегодня заместитель начальника Приволжской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Павел Сахошкин рассказывает, что в стране планомерно, из года в год железнодорожные вокзалы включаются в программу реконструкции. Подтверждает он и тот факт, что в отношении саратовского вокзала соглашения действительно пытались реализовать несколько лет назад. Оговаривались даже сроки и суммы: "И в 2008-м, и в 2009-м годах готовилась проектная документация. Но сейчас это уже не актуально. Вы видите, что воз и ныне там", – неожиданно резюмирует он.

В отличие от большинства забытых проектов, причина потери этого – не в отсутствии финансирования, а в банальном "не смогли договориться". Железнодорожные начальники проект поначалу одобрили (с учетом их намерения пустить больше электричек). Реконструкция вокзала подразумевала расширение возможности использования станции Саратов-I для внутригородских перевозок. Идея была в том, чтобы завершить западный железнодорожный обход, чтобы грузовые составы не заходили в Саратов, а проходили через станции Татищево и Сенная, а затем уходили бы дальше – на Волгоград и Казахстан. Тогда можно было бы часть железнодорожных путей использовать, к примеру, для "легкого метро", о котором долгое время грезил город. "Но поскольку обход так и не закончен и непонятно, когда это будет сделано, мы от этой идеи отказались. Слишком долго ждать завершения строительства ветки. Поэтому сейчас мы пришли к идее скоростного трамвая. Не можем мы вечно ждать кого-то. Надо развивать инфраструктуру города самим", – рассуждает представитель городской власти Федотов.

Со временем изменились приоритеты и у дирекции вокзалов РЖД. В связи с сочинской Олимпиадой были модернизированы старые и построены новые вокзалы на Северном Кавказе, а в прошлом году реконструированы вокзалы московского узла. Однако главная причина того, что саратовский проект спустили на тормозах, даже не в этом. Оказалось, что в процессе переговоров возникли серьезные трудности с его согласованием.

ОАО "РЖД" как-то неуверенно надеется на возобновление сотрудничества с правительством области, однако, судя по настроению областных и городских чиновников, напрасно. В областном правительстве уже с трудом вспоминают об этом проекте. Председатель комитета транспорта области Василий Разделкин вообще ничего не знает о планах по реконструкции железнодорожного вокзала Саратова.

Своим мнением на этот счет с нами поделился Дмитрий Федотов: "Разработанные эскизы мы представили в РЖД, наши идеи даже нашли поддержку. Но потом дирекция железнодорожных перевозок после нескольких встреч выдвинула свою концепцию. Они предложили сделать огромный хаб – перегрузочный терминал, подтянув туда речные  и аэроперевозки. В общем, не очень понятная была идея. Под нее не нашлось обоснования. Наш проект реконструкции вокзала они до конца не приняли, но и свой не реализовали. Постепенно процесс заглох, по большому счету из-за отсутствия заинтересованности со стороны РЖД. Вокзал – собственность железной дороги, у которой сегодня нет желания вкладывать в него большие деньги при таком пассажиропотоке", – считает Федотов.

С Федотовым солидарен и заместитель председателя правительства Саратовской области Сергей Канчер: "Реконструкция железнодорожного вокзала – это полномочия ОАО "РЖД". С их стороны пока заинтересованности нет. Инициатива в первую очередь должна принадлежать им, так как правительство области планировало принять участие в проекте прежде всего потому, что он затрагивал автовокзал, который находится в собственности региона. РЖД, насколько мне известно, сейчас с инициативой возрождения проекта не выступают. Больше говорить не о чем, так как тему раскрыть невозможно", – комментирует зампред.

В свою очередь железнодорожники ждут инициативы со стороны правительства: "Павел Леонидович Ипатов ушел с поста губернатора и, соответственно, не успел дотянуть до логического завершения тот проект. Сейчас уже другой губернатор, но область пока не проявляет никакой инициативы. Поезд ушел, и приоритеты изменились", – говорит Сахошкин.

 

Не мечтайте – не разочаруетесь

В итоге все, кто когда-то был заинтересован в проекте, сейчас солидарны в одном – время ушло. По мнению экспертов, идея реконструировать вокзал совпала с более благоприятной инвестиционной ситуацией, когда считалось, что коммерческая недвижимость в виде магазинов и ресторанов с лихвой окупит строительство. Помешал кризис.

"Объем пассажирских перевозок через вокзал не вырос. Ситуация изменилась, и экономика проекта стала рассыпаться. Не бывает так, что все проекты реализуются. Если один из трех-четырех крупных проектов реализуется – это тоже неплохой результат. Само слово "проект" означает  "намерение, желание", – резюмирует Федотов и подтверждает, что лично он не видит предпосылок для возвращения к теме в ближайшее время: "Пока не будет западного обхода, любые идеи по реконструкции старого или строительства нового вокзала – нереализуемы. Пока весь грузовой пассажиропоток из города не будет выведен, ничего сделать нельзя".

"Я согласен, что если бы в свое время все пришли к согласию, что-то было бы построено, и мы бы увидели преобразованный автовокзал, гостиницу, совершенно другую привокзальную площадь. Изменился бы весь транспортно-пересадочный узел. Сейчас можно осуществить лишь частичную модернизацию вокзала. В ближайшее время будет открыт новый кассовый блок для продажи билетов на поезда дальнего следования с современной системой электронной очереди. Так что неверно говорить, будто вокзал не соответствует современным требованиям. Может быть, внешний вид кому-то не нравится и его нужно обновить. Но свое функциональное назначение он выполняет", – комментирует Сахошкин. По его словам, проводится работа и по вопросу изменения архитектуры здания. В прошлом году был перестроен центральный козырек, проведена работа по обновлению фасада здания.

Проект предусматривал возведение конкорса (распределительного зала для пассажиров) – приблизительно по тому же принципу, как устроено на Ладожском вокзале в Петербурге. Помимо изменения облика вокзала было задумано и строительство многофункционального комплекса. На карте города могли появиться несколько новых зданий: гостиница, бизнес-центр и подземный торгово-развлекательный комплекс.

ОАО "РЖД" как-то неуверенно надеется на возобновление сотрудничества с правительством области, однако, судя по настроению областных и городских чиновников, напрасно. В областном правительстве уже с трудом вспоминают об этом проекте. Председатель комитета транспорта области Василий Разделкин вообще ничего не знает о планах по реконструкции железнодорожного вокзала Саратова: "А кто эти планы утверждал? – ответил вопросом на вопрос член правительства области. – Мне ничего не известно. У нас железнодорожный вокзал функционирует в штатном режиме. Уточняйте".

А его начальник Сергей Канчер, отвечая на вопрос корреспондента ИА "Взгляд-инфо", предпочитает рассказывать об изменении схемы движения общественного транспорта на Привокзальной площади: "В связи с известными событиями в Волгограде, естественно, в рамках работы антитеррористической комиссии, было принято решение об изменении схемы движения пассажирского транспорта на Привокзальной площади".

В общем, чиновники предлагают довольствоваться малым и перестать мечтать. А о том, что вовсе не саратовцы, а именно представители областного правительства в свое время инициировали проект реконструкции вокзала, теперь напоминать вроде как и невежливо. Должно быть, потому что это указывает на генетическое нарушение устойчивости памяти и чувства ответственности.

 

На фото внизу: варианты проектов реконструкции Саратовского железнодорожного вокзала.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.29 1 2 3 4 5