Бюджетный вычет

Сергей Харченко ждет поддержки от правоохранительных органов

Беседовал Александр СОКОЛОВ, фото Юрия НАБАТОВА

5835

13 мая 2014, 09:00

По итогам работы в 2013 году Счетная палата Саратовской области обнаружила нарушения финансовой дисциплины на 1,7 миллиарда рублей. О том, что именно изучает контрольное ведомство региона, в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА "Взгляд-инфо" рассказал его глава Сергей Харченко.

 

– Сергей Иванович, Счетная палата выявила нарушений на сумму более полутора миллиардов рублей. Бюджетополучатели стали чаще нарушать финансовую дисциплину или контролеры успешнее работать?

– На формировании общей суммы нарушений и недостатков, установленных Счетной палатой в 2013 году, заметно сказались результаты экспертно-аналитической работы – чуть более половины всего объема нарушений.

В прошлом году мы впервые применили комплексный подход к формированию программ и планов проверок. Прежде всего, исключили многократные проверки одного и того же распорядителя бюджетных средств в течение одного года по разным вопросам. Это позволило более эффективно использовать рабочее время как проверяющих, так и проверяемых. Число проверок снизилось, а вот масштабы их увеличились. В целом исследование стало более глубоким и тщательным, что отразилось на повышении  степени реализации результатов проверок в 2013 году по сравнению с прошлыми годами: восстановлено в бюджет 80 миллионов рублей, устранено финансовых нарушений на общую сумму 648 миллионов рублей.

– Можете назвать примеры наиболее крупных нарушений, выявленных Счетной палатой?

– К таким можно причислить неправомерное предоставление субсидий и социальных выплат министерством сельского хозяйства области на сумму 40 миллионов рублей. Неэффективное использование бюджетных средств при реализации областной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010– 2015 годы". Тут наши специалисты установили нарушения на сумму 56 миллионов рублей.

В системе здравоохранения были выявлены факты нецелевого использования федеральных субвенций. В комитете здравоохранения администрации Саратова – на 29 миллионов рублей, в комитете по здравоохранению администрации Энгельсского района – на 12 миллионов, в Вольском районе – на 11 миллионов. В МКУ "Дирекция по организации деятельности муниципальных учреждений здравоохранения Балаковского муниципального района" – на 16 миллионов рублей.

При проверках министерства строительства и ЖКХ наши специалисты установили оплату недостоверных актов выполненных работ и неэффективное использование средств на сумму 24 миллиона рублей (при реализации целевой программы "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2011-2015 годы"). Было также установлено нарушение сроков перечисления муниципальным образованиям средств Фонда содействию реформирования ЖКХ – на 92 миллиона рублей.

– Но вот нарушения финансовой дисциплины выявлены. Что делает Счетная палата дальше?

– Все наши выводы и предложения в обязательном порядке направляются на рассмотрение губернатору Саратовской области. В подавляющем большинстве случаев региональное правительство, областная дума и Счетная палата имеют единый подход к оценке выявляемых нарушений и к самим нарушителям финансовой дисциплины.

При наличии признаков состава правонарушений  информация по проверкам передается в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Особого внимания заслуживает тот факт, что в прошлом году значительно повысился уровень реализации представлений и предписаний Счетной палаты. Например, по результатам наших проверок органами исполнительной власти области в 2013 году было восстановлено в бюджет 67 миллионов рублей субвенций, выделенных муниципалитетам на осуществление государственных полномочий по здравоохранению, и семь миллионов рублей субсидий на проектирование и строительство автомобильных дорог в Федоровском и Марксовском районах. После наших обращений были внесены изменения в областной бюджет и в бюджет территориального ФОМС.

Всего в 2013 году были устранены нарушения на сумму 568 миллионов рублей. Из них на 200 миллионов рублей – в областном бюджете и на 368 миллионов рублей – в бюджете ТФОМС.

– Насколько активно реагируют правоохранительные и контрольные органы на итоги ваших проверок?

– В прошлом году мы направили в органы материалы по 23 контрольным и экспертно– аналитическим мероприятиям. В результате было возбуждено восемь уголовных дел. В настоящее время уже вынесены обвинительные приговоры за мошенничество в отношении трех недобросовестных граждан, по другим делам готовится передача материалов в суд. В остальных случаях процессуальные проверки либо еще продолжаются, либо состав преступления не был установлен.

При проверке мы оцениваем факты и, если можно предположить признаки состава преступления, свои доводы и материалы мы направляем в прокуратуру области, которая передает их в соответствующий орган дознания или следствия. Если нам очевидна подведомственность вопроса, обращение направляем сами.

– Какие нарушения были выявлены вашими коллегами при освоении средств на реконструкцию саратовской набережной фирмой "Саратовгесстрой"?

– В 2011 году в комитете капитального строительства области Счетной палатой проводилась проверка использования средств бюджета, выделенных на реконструкцию саратовской набережной. В том числе рассматривался вопрос взаимоотношений заказчика с подрядчиком  ООО "Саратовгесстрой". Было установлено завышение стоимости контракта на проведение строительно-монтажных работ на сумму 809 миллионов рублей. Материалы проверки мы направили в Следственное управление СКР. Там провели необходимые процессуальные действия и поначалу даже возбудили уголовное дело по факту нецелевого использования средств в особо крупном размере – на сумму 117 миллионов рублей. Но в конце 2012 года дело было прекращено. Скорее всего, потому что не были доказаны преступные мотивы и цели.

Тут ведь еще многое зависит и от уровня профессионализма тех, кто занимается делом. Но на выводы следствия мы повлиять не можем. Прокуратура же не отменила решение о прекращении расследования. Вероятно, на это у нее были свои основания. С нашей стороны контрольные мероприятия в отношении ООО "Саратовгесстрой" не завершены.  Мы обязательно будем проверять расходование бюджетных средств в 2012-2013 годах.

При формировании годового плана работы значительное число проверок Счетная палата проводит с учетом обращений Саратовской областной думы, правительства, губернатора. Включение в план работы 2014 года проверки реконструкции саратовской набережной связано с поручением законодательного органа.

– Недавно наше издание рассказало о нарушениях при строительстве и эксплуатации ФОК в Заводском районе Саратова.  Что вам известно об этом?

В отличие от прессы, у аудиторов не может быть субъективной, эмоциональной оценки события. В силу своей профессиональной специфики мы к делу подходим иначе. Прежде всего, разрабатывается методика оценки эффективности, обозначаются определенные показатели и критерии. И уже после расчета и анализа данных показателей дается оценка эффективности или неэффективности использования бюджетных средств.

–  Мы проверяли ФОК "Заводской" в 2012 году. В результате были выявлены нарушения на 110 миллионов рублей. Был установлен целый ряд нарушений при осуществлении технического надзора со стороны единой дирекции капстроительства, а также неэффективное использование бюджетных средств, приблизительно на 60 миллионов рублей. Еще девять миллионов рублей были перечислены за невыполненные работы.

– И как правоохранительные органы отреагировали на установленные вами факты?

– Материалы были направлены в правоохранительные органы, но, к сожалению, даже по факту оплаченных, но так и не выполненных работ уголовное дело возбуждено не было. Как и в случае с "Саратовгесстроем", прокуратура не стала отменять отказ следователей в возбуждении уголовного дела.

В кулуарах нам иногда объясняют отказы от возбуждения того или иного уголовного дела тем, что не каждое из них с очевидностью можно довести до суда. А вешать на себя  неперспективное или малоперспективное расследование никто не  хочет. Доказать же преступный мотив и цель пусть явно неправомерных решений  действительно бывает непросто. Особенно если решение принималось не конкретным лицом, а коллегиально.

– Большой общественный резонанс вызвала история с саратовским городским молодежным центром, который возглавлял Василий Артин. Стало известно, что более 80 процентов выделяемых центру бюджетных средств уходило на зарплату его менеджеров…

– Да, я слышал об этой истории. Но это не наша компетенция. На муниципальном уровне в Саратове действует свой контрольно-счетный орган. По численности он даже превышает региональную Счетную палату. Расходование муниципальных средств – это их полномочия. Мы проверяем только переданные из областного бюджета целевые межбюджетные трансферты, то есть субсидии и субвенции.

– А как получилось, что штат муниципального контрольного учреждения оказался больше штата Счетной палаты области?

–  Да, по заключению Счетной палаты России, численность сотрудников нашего ведомства сейчас закрывает лишь 50 процентов реальной потребности. Федеральные коллеги в своих расчетах исходили из общей численности населения области, количества муниципальных образований, объема регионального бюджета. В итоге получилось, что работать у нас должны 55-60 человек, а реально в штатном расписании числятся лишь 30 единиц. Из них шесть – это государственные должности (председатель, заместитель и четыре аудитора), а 21 единица – государственные служащие, непосредственно входящие в состав инспекций. Именно эти люди выходят на проверки, занимаются контрольной  работой, экспертизой. Мы называем их оперативниками. И еще три единицы технического персонала.

– Ваше ведомство занимается проверкой эффективности государственных закупок?

– Эту функцию нам вменили в обязанность с января 2014 года. Недавно Счетная палата России выпустила методические указания, мы их изучаем. Далее планируем утвердить стандарт финансового контроля и эффективности, а уже затем начнем аудит. Сама по себе оценка эффективности стартует со второго полугодия. Работники инспекции будут изучать информацию о закупках главных распорядителей бюджетных средств. Первые результаты появятся в конце 2014 года. Но наиболее активная фаза работы начнется в 2015 году, по результатам завершившегося финансового года. В этом специфика нашей работы – контроль осуществляется по факту уже исполненных бюджетных статей.

– Если глава дотационного муниципального образования покупает себе люксовую иномарку, как оценить эффективность расходования средств?

– Я бы не стал так упрощать ситуацию. В данном случае вы рассуждаете как обыватель. Дорогой автомобиль или не дорогой – для нас не это важно. В отличие от прессы, у аудиторов не может быть субъективной, эмоциональной оценки события. В силу своей профессиональной специфики мы к делу подходим иначе.  Прежде всего, разрабатывается методика оценки эффективности, обозначаются определенные показатели и критерии. И уже после расчета и анализа всех этих показателей дается оценка эффективности или неэффективности использования бюджетных средств.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.31 1 2 3 4 5