Закон в портфеле

Рейтинг эффективности комитетов Саратовской областной думы

Координатор проекта Елена ТАЛПЭУ

4931

19 мая 2014, 09:00

На прошлой неделе в рамках традиционного проекта "Взгляд-эксперт" журналисты размышляли о наиболее обустроенных и пригодных для отдыха местах Саратова. "Взгляд-эксперт" расширяет формат проекта, приглашая к участию в рубрике не только представителей СМИ, но и политиков, общественников, аналитиков. На этот раз эксперты оценивали деятельность структурных подразделений законодательной власти региона. Мы попросили назвать наиболее эффективные комитеты Саратовской областной думы, которые отмечены продуктивной законотворческой деятельностью и полезными для саратовцев законодательными инициативами.

 

Напомним, что с помощью экспертов мы еженедельно определяем и публикуем рейтинги саратовских чиновников, депутатов, политиков, общественников, деятелей культуры. Персоны ранжируются по степени их влияния, узнаваемости, открытости, эффективности и другим показателям. 

 

Рейтинг составляли эксперты:

1. Антон Ищенко депутат Государственной Думы РФ от ЛДПР.

2. Дмитрий Козенко – главный редактор "Газеты недели в Саратове".

3. Антон Комаров – генеральный директор "ТНТ-Саратов".

4. Николай Лыков – главный редактор ИА "Взгляд-инфо".

5. Виктор Марков – депутат Саратовской городской думы.

6. Дмитрий Митрошин – главный редактор газеты "Репортер".

7. Игорь Трофимов – главный редактор портала "Лица Саратовской губернии".

8. Александр Уриевский – директор ИА "Саратовинформ.ком".

9. Михаил Шмырев – директор ИА "Сароблньюс".

 

 По результатам опроса в первую тройку эффективных комитетов вошли:

 

1. Комитет по бюджету и налогам.

2. Комитет по социальной политике.

3. Комитет по экономической политике, собственности и земельным отношениям.

 

Место

Комитет

Коэффициент

1

Комитет по бюджету и налогам (председатель Николай Семенец)

1,5

2

Комитет по социальной политике (председатель Татьяна Ерохина)

3

3

Комитет по экономической политике, собственности и земельным отношениям (председатель Алексей Мазепов)

3,1

4

Комитет по культуре, общественным отношениям, спорту, делам молодежи и информационной политике (председатель Владимир Писарюк )

3,5

5

Комитет по аграрным вопросам (председатель Николай Кузнецов)

4

6

Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики (председатель Сергей Нестеров)

4,6

7

Комитет по государственному строительству и местному самоуправлению (председатель Александр Сундеев)

5,5

 

Антон Ищенко, Государственная Дума РФ:

- Оценивая результаты деятельности комитетов Саратовской областной думы с января по май 2014 года, можно констатировать низкую активность большинства из них. Обсуждения в областной думе носят формальный характер. Руки подняли и разошлись. Скукота одна! Есть небольшая интрига лишь в комитетах по бюджету и налогам и по экономической политике, собственности и земельным отношениям, членом которых является Леонид Писной.

По количеству принятых законопроектов наиболее результативным является комитет по государственному строительству и местному самоуправлению. По количеству, но не качеству. Самые низкие показатели работы, на мой взгляд, у комитета по аграрным вопросам и комитета по культуре, общественным отношениям, спорту, делам молодежи и информационной политике. А именно эти комитеты должны быть наиболее инициативными, поскольку охватывают стратегические направления государственной политики: обеспеченность продовольствием и человеческий капитал.
Сегодня одним из основных инструментов повышения уровня жизни населения и улучшения дел в регионе должны выступать государственные программы развития. Их обсуждение должно становиться основой выбора вектора управления развитием области. Такие обсуждения должны носить публичный характер, а их результаты нужно оценивать четко прописанными показателями. На мой взгляд, Саратовская областная дума уделяет недостаточное внимание стратегическим направлениям развития области и региональным программам, отражающим реальное положение дел.
Саратовская областная дума практически не проводит депутатских слушаний. Хотя это одна из важнейших форм работы законодательного собрания, позволяющая привлечь к обсуждению специалистов, экспертов и общественность. Не удивительно, что принимаются антинародные законы, которые бьют по карманам жителей области (как, например, получилось с монетизацией льгот). Сегодня налоги только поднимаются, у нас даже транспортный налог выше, чем в Москве. Иными словами, саратовские областные депутаты не слышат общественность. Видимо, большинство комитетов вообще не стремится злоупотреблять законотворчеством.

 

Виктор Марков, Саратовская городская дума:

– Очень сложно измерять законотворческую деятельность. Нужно дождаться выхода закона, затем он должен как-то поработать, и уже потом можно будет отследить результаты. Сегодня я, честно говоря, теряюсь назвать пример законопроекта или принятого областной думой закона, по которому можно было бы судить об эффективности работы комитетов областного парламента. Я могу оценивать их деятельность только по активности председателей комитетов. Так как сегодня на слуху отставка министра финансов Саратовской области, то я бы, наверное, вспомнил руководителя комитета по бюджету Николая Яковлевича Семенца. Я бы отметил его за неброскую, на первый взгляд, но качественную работу. Они с Ларионовым в тандеме прекрасно смотрелись. Остальные комитеты – это производные от бюджетного. На заседаниях круглых столов я в основном слышу разговоры о вопросах, которые "волнуют общественность" – то есть, "жвачку". Каких-то позитивных законов, принятых после этого, я не наблюдал. Я не знаю, какой комитет отвечал за закон, якобы призванный бороться за трезвый образ жизни и нравственность, или комитет, который принял решение объявить трезвыми днями несколько дней в году. На самом деле все это профанация и издевательство над людьми, потому как человек, который захочет выпить, сделает это всегда. Если он не сможет купить алкоголь в магазине, найдет шинок или какой-нибудь одеколон выпьет. А большинство тех, кто не злоупотребляют алкоголем, испытывают от этих ограничений одни неудобства. Еще один пример – это решение о выходном дне на Радоницу. Я негативно отношусь к этому, у нас и так слишком много праздников. Майские рабочие дни, по сути, все были праздничными. Раздробили месяц, и население все это время не работало.

 

Антон Комаров, "ТНТ-Саратов":

– Сложно оценить эффективность деятельности комитетов областной думы, потому что мало кому известно, чем они занимаются. Некоторое время назад на заседаниях комитетов по особо важным вопросам собирались толпы журналистов, шли жаркие дискуссии. Но сегодня все тихо и спокойно, разве что бюджетный комитет, которому нужно, наверное, поставить номер один, рассматривает реальные вопросы. Чем занимаются остальные, мне лично не известно. Какие законодательные инициативы вообще были в этом году? Заседания самой областной думы проходят тихо, голосуют быстро, а уж про комитеты и говорить нечего. В городской думе, в отличие от областной, жизнь кипит. Мне кажется, это связано с депутатским корпусом, он у нас такой умиротворенный и спокойный. Депутатов никто не знает. Вспомним созывы предыдущей областной думы. Люди были яркие, известные, постоянно участвовали в каких-то дискуссиях. Сейчас, если провести социологический опрос, то 80 процентов депутатов никто не знает ни по фамилии, ни в лицо, в том числе и их избиратели.

 

Михаил Шмырев, ИА "Сароблньюс":

– Оценивая эффективность структурных подразделений облдумы, надо исходить из их нагрузки. В нынешнем созыве комитетов немного, и в ведении каждого по нескольку направлений работы, что сказывается на плане законотворческой деятельности. Однако интенсивность работы каждого из семи комитетов, оцениваемая по количеству подготовленных и принятых законопроектов, проведенных заседаний, рабочих групп и т.п., – не единственный критерий эффективности. Есть еще и понятие результативности законодательных инициатив, хотя тут ответственность за принятые законы разделяют все депутаты и исполнительная власть с местным самоуправлением в придачу.

Исходя из этого, первенство среди думских комитетов, с учетом нынешнего состояния областной казны, стоит отдать комитету по бюджету и налогам, который занимается главным финансовым документом, по мере необходимости его корректирует и в целом помогает удержаться региону на плаву.

Затем стоит отметить комитет по социальной политике, в ведении которого многочисленные вопросы нашего социально ориентированного бюджета. Комитет "тянет" почти всю "социалку" – соцзащиту, здравоохранение и образование. Провалов в работе нет, значит, можно говорить и об его эффективности.

Наконец, стоит отметить и комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики. Несмотря на все перипетии с его составом и скандалы вокруг отдельных депутатов, на комитет возложено немало сложных задач в, пожалуй, едва ли не самой провальной сфере. В какой-то мере упоминание этого комитета в числе эффективных можно считать авансом. Избиратели вскоре смогут дать более адекватную оценку его работе, когда заработает реформа по введению платы за капремонт.

 

Александр Уриевский, ИА "Саратовинформ.ком":

– На сайте облдумы нет статистики, сколько вопросов рассмотрено и доведено до решений думы на каждом из комитетов. Количество рассмотренных вопросов могло бы дать объективный показатель для оценки, впрочем, это все равно мало что говорит о качестве работы. А эффективность все-таки больше связана с качеством работы, а не с количеством отштампованных инициатив.

Наиболее образованный, профессиональный и разбирающийся в своей сфере, на мой взгляд, это Алексей Мазепов. В части улучшения экономической политики его комитетом действительно было сделано немало, другое дело, что это помогает, как горчичники туберкулезному больному.

Николай Семенец с бюджетами и налогами тоже не ушел далеко вперед за последние два года, если эффективность этого комитета надо оценивать по объему сбора налогов и состоянию бюджета области в целом. Тем более, искать ответственных за тяжелое положение тут несложно – одни и те же товарищи-партийцы у руля уже сколько лет.

Кузнецов, возглавляющий аграрный комитет, обязан сохранению статус-кво своему ректорскому посту в аграрной академии, не на бюджет же его ставить и не на ЖКХ. Эффективность в последнее время вроде бы видна, но когда губернатор начинает отчитываться о достижениях в сельском хозяйстве, впечатление создается, что все инициативы исходят от исполнительной власти, а думский профильный комитет только руки поднимает в нужный момент.

Шедевр думской эффективности – это, конечно, комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики с председателем Сергеем Нестеровым. Если поменять местами его с главой комитета по социальной политике Татьяной Ерохиной, разницы в результатах, наверное, никто не заметит. Настолько эффективные.

 

Игорь Трофимов, "Лица Саратовской губернии":

– По моим наблюдениям, среди перечисленных комитетов единственный, кто проявляет наибольшую активность, это комитет по социальной политике – председатель Татьяна Петровна Ерохина.

Мне трудно судить об эффективности, поэтому я говорю об активности.

Все остальные комитеты как-то не очень заметны, и поэтому трудно что-то сказать об их деятельности. Может, она и есть, но как-то это плохо освещается в СМИ, а может, и нет никакой деятельности – одна имитация.

Я как рядовой избиратель считаю, что "избранные народом" депутаты обязаны работать для народа. Более того, они обязаны с помощью СМИ или интернета рассказывать избирателям о своей деятельности подробно, постоянно и, если понадобится, "разжевывать" те или иные вопросы, чтобы люди знали и понимали, чем занимаются народные избранники. Так вот, среди перечисленных комитетов только Татьяна Ерохина пытается это делать, и люди могут судить о ее работе.

Остальные не утруждают себя общением с народом: такое ощущение, что они вообще живут для себя любимых и на другой планете.

Хотя, наверно, их можно понять – все они скорее назначены, чем избраны.

В итоге – катастрофический недостаток информации об их деятельности не позволяет мне расставить их по местам. У меня первое место занимает комитет по социальной политике, председатель Ерохина. И все на этом!

 

Дмитрий Митрошин, "Репортер":

– Комитет по государственному строительству и местному самоуправлению,

комитет по социальной политике,

комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики,

комитет по бюджету и налогам,

комитет по экономической политике, собственности и земельным отношениям,

комитет по аграрным вопросам,

комитет по культуре, общественным отношениям, спорту, делам молодежи и информационной политике…

Сегодня областная дума – это структурное подразделение партии "Единая Россия", причем далеко не самое важное, скорее техническое. Орган для власти обязательный, вот и взяли мандаты своими людьми, а кем – не суть важно. С каждым новым созывом убеждаешься в этом все сильнее и сильнее.

В этой связи не думаю, что можно говорить об эффективности работы отдельных комитетов. Это все винтики в несложном "едросском" механизме, где портфели отдают не профессионалам, а верным сынам партии, которые могут говорить об улучшении качества жизни саратовцев, а через полчаса, по щелчку пальцев, пасти поросят. Кабы это было не так, комитет по жилищно-строительно-коммунальной политике возглавлял бы Леонид Александрович, а не Сергей Анатольевич.

При существующем положении дел депутатом может быть даже лошадь. Опроси сегодня население, я сомневаюсь, что кто-то назовет хотя бы десяток депутатов. А их у нас, извините, 45.

 

Дмитрий Козенко, "Газета недели в Саратове":

– Говорить о какой-либо эффективности комитетов областной думы довольно затруднительно. Одна из причин – руководят некоторыми комитетами люди, мягко говоря, не погруженные в тематику. Самый яркий пример – Сергей Нестеров во главе комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики. То же самое можно сказать и о комитетах по культуре, общественным отношениям, спорту, делам молодежи и информационной политике – Писарюк, по экономической политике, собственности и земельным отношениям – Мазепов. А это, согласитесь, ключевые комитеты. Судить о деятельности комитета по государственному строительству и местному самоуправлению довольно затруднительно по причине его информационной закрытости.

Хорошей иллюстрацией ко всему сказанному может служить тот факт, что заседания большинства комитетов длятся 10-15 минут. Отсюда вывод: комитеты думы мало что решают, как, впрочем, и весь областной парламент.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.58 1 2 3 4 5