Возвращение легенды

Каким мы увидим после реконструкции здание старого ТЮЗа?

Материал подготовила Анастасия ХЛОПКОВА

5635

27 мая 2014, 09:00

Проходя мимо здания на Вольской, 83, до сих пор можно ощутить запах плесени, тления и гари. Сегодня от него веет безжизненным холодом. А ведь именно здесь почти 75 лет встречал своих зрителей первый в мире театр для детей. Теперь об этом напоминают лишь афиши спектаклей, к которым саратовцы иногда приносят цветы в память о любимом старом ТЮЗе. С того дня, как он сгорел, пошел второй год. О том, как будут восстанавливать памятник архитектуры регионального значения, чиновники рассказали еще в прошлом году. Хотя театру здание уже не вернут, оно по-прежнему будет служить детям. В фойе нового ТЮЗа журналистам представили дизайн-проект интерьера дедушки-"погорельца" (каким он станет после восстановления). С проектом ознакомился и корреспондент "Взгляда-онлайн".

 

Сказка кончилась пожаром

Своей площадки у саратовского ТЮЗа (основан в октябре 1918 года) поначалу не было. Представления давали то в оперном театре, то в Народном дворце. До конца 1930-х годов театр четырежды менял место прописки: сначала филармония, с мая 1930 года – Дом офицеров, с 1933 года – Дом учителя на Радищева,14. И лишь в 1937 году он окончательно переехал на Вольскую, 83.

"На месте нынешнего старого здания ТЮЗа располагалось частное домовладение, которое в 1911 году купила дворянка Любовь Ивановна Тихомирова, – рассказывает саратовский краевед Вячеслав Давыдов. – На следующий год она обратилась в строительную организацию Губернского управления с прошением выдать ей разрешение на строительство двухэтажного каменного дома под клуб саратовских подрядчиков, основанный в 1907 году. Весной того же года Любовь Ивановна продала свои владения, а в августе газеты писали, что завершается строительство этого дома, вместимостью на тысячи мест".

Имя архитектора-создателя этого архитектурного образца в стиле модерн XX века установить так и не удалось. Но к возведению двухэтажного строения он подошел основательно, уделив внимание даже самым мелким деталям экстерьера. Об этом говорит и автор книги "Века и камень" Сергей Терехин. По его оценке, фасад получился компактный, сбитый, удивляет логикой и рисунком каждой детали, будь то мастерски вылепленный аттик или обычная подоконная плита. Всякому элементу было найдено единственно подобающее место, и их соотношение приведено к полной гармонии.  

После сдачи объекта свои просторные помещения клуб использовал не только для собственных нужд. Часть из них он сдавал в аренду: там открылась бильярдная, небольшой ресторанчик, здесь же ставились и любительские спектакли. Но через два года все изменилось. С началом Первой мировой войны новостройку отдали под лазарет. А уже после революции его временно оккупировали различные театральные коллективы. Немного позже здесь поселился клуб управления Народного комиссариата внутренних дел СССР.

Вопрос о постоянной прописке ТЮЗа, как утверждает Вячеслав Дьяконов, автор книги "Театральное отражение эпох", решил выдающийся театральный деятель и режиссер Александр Соломарский"В 1936-1937 годах Александр Иванович как директор и художественный руководитель театра сумел добиться передачи ТЮЗу одного из лучших, по тем временам, в Саратове театральных помещений – клуба НКВД на Вольской улице".

Здание капитально отреставрировали и полностью переоборудовали под детский театр. Над проектом работали лучшие саратовские, московские и известные на весь мир палехские художники. Интерьер разработали в соответствии со спецификой театра – все для детей. Нижнее фойе и буфетную комнату оформили по эскизам академика Георгия Гольца, тут же поставили оригинальную мебель, повесили красочные картины и панно. Стены художники Палеха под руководством профессора Александра Котухина расписали на классические сказочные сюжеты.

"Из фойе можно было пройти в комнаты  детских игр, сказок и чудесный зимний сад с вьющимися по стенам плющом, экзотическими растениями, цветами, гротами, порхающими бабочками и плавающими в аквариуме рыбками", – описывает Дьяконов необычный интерьер театра конца тридцатых годов.

Во время Великой Отечественной войны саратовский ТЮЗ уступил свой дом эвакуированному из Москвы Художественному театру, а вернулся назад летом 1943 года, вместе с новым художественным руководителем Юрием Киселевым, направленным в Саратов из Кирова. Здесь знаменитый творческий коллектив ТЮЗа проработал  еще почти семь десятилетий. Здание и коммуникации постепенно ветшали, но интерес саратовцев к любимому театру не угасал. Единственный настоящий ремонт случился лишь в 1986 году. Чуть раньше началось и строительство нового здания, но ему в перестроечную эпоху суждено было стать долгостроем. В эксплуатацию новый ТЮЗ сдали лишь в конце 2012 года. 

В конце 1990-х, спустя десять лет после капремонта произошло ЧП: в ТЮЗе рухнул весь кирпичный переход со сцены в декорационный сарай. Чудом обошлось без жертв. После этого по стенам пошли трещины. Когда в 2002 году подняли пол сцены, увидели, что у проложенных под ним проводов местами полностью истлела изоляция. Тогда же планировали заменить и часть кровли, но, видимо, так и не успели… 

2 октября 2012 года региональные и федеральные новостные ленты сообщали о том, что первый в мире театр для детей горит. В 18 часов шел благотворительный спектакль "Мальчики", для детей-инвалидов. Неожиданно с чердака в зал повалил едкий дым. Из горящего здания эвакуировали 450 человек, а сотрудники МЧС продолжали бороться с огнем на протяжении 15 часов. Актеры и руководство театра наблюдали за тем, как в пламени погибает их любимый старый ТЮЗ. "Мы окажем поддержку театру на федеральном уровне, но часть средств надо будет взять у региона. Театр восстановим обязательно, он будет еще лучше", – утешала тогдашнего директора театра Валерия Райкова заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова.

Пока эксперты с официальными заявлениями не спешили, в народе стали рождаться различные домыслы о том, что кто-то присмотрел для себя место в центре города. Первоначально рассматривалась версия замыкания электричества, но вскоре в МЧС сообщили, что очаг возгорания находился на чердачном помещении. В тот вечер там, якобы, заметили посторонних людей, но кто они и что там делали, выяснить так и не удалось.

Недавно старое здание ТЮЗа  снова появилось в сводках МЧС.  Ночью 12 мая рядом с театром загорелся строительный мусор на площади 10 квадратных метров. На этот раз возгорание не затронуло многострадальный дом.    

 

Новым – по новому?..

"Место это намоленное. Здесь после переезда хотим создать базовую площадку для себя и для своей смены – студентов театрального факультета консерватории. Надеемся, общественность наше желание поддержит, а власть примет его во внимание", – говорил еще в начале двухтысячных ученик Киселева, нынешний художественный руководитель ТЮЗа, народный артист России Юрий Ошеров. Вот только после пожара, споров общественников и чиновников дом на Вольской решено было ТЮЗу не возвращать. Скорее всего, на этом настояли в Москве, а региональные чиновники приняли высокое мнение к сведению. Теперь предполагается, что как только восстановят старое здание ТЮЗа, там поселится детское театрально-концертное учреждение. Пока не ясно, кто именно его возглавит, известно лишь, что ответственным за проведение реконструкции объекта назначили директора ТЮЗа Анатолия Барсукова.

По сведениям замминистра культуры, в область уже поступили федеральные деньги в размере 306 миллионов рублей. Недостающую часть средств возьмут в региональном бюджете. Итого, общая стоимость сметы на восстановительные работы составит порядка 402 миллионов рублей (для сравнения: строительство нового ТЮЗа обошлось бюджетам разных уровней в 485 миллионов).

Недавно состоялась презентация дизайн-проекта интерьера нового детского учреждения, подготовленного строительной компанией ООО "Каркас". Как рассказала заместитель министра культуры области Лариса Сорокина, сюда переедут разные детские коллективы, в том числе и театральные. Возможно, по примеру театральной студии Олега Табакова, там откроется и детская школа театрального искусства. По сведениям замминистра культуры, в область уже поступили федеральные деньги в размере 306 миллионов рублей. Недостающую часть средств возьмут в региональном бюджете. Итого, общая стоимость сметы на восстановительные работы составит порядка 402 миллионов рублей (для сравнения: строительство нового ТЮЗа обошлось бюджетам разных уровней в 485 миллионов).

Проектно-сметная документация на реконструкцию памятника архитектуры уже прошла экспертизу, состоялся и конкурс на разборку конструкций на сумму 6,5 миллиона. По оценкам специалистов, последствия пожара в ТЮЗе оказались серьезней, чем в филармонии. "История филармонии по сравнению с ТЮЗом просто цветочки", – заметил заместитель председателя комитета капитального строительства области Василий Ягубов. Он также сообщил, что до 1 июня объявят аукцион на выполнение работ и определение подрядчика. Перед этим будет проведено дополнительное обследование, составлена окончательная дефектная ведомость. Так что итоговая сумма может еще измениться.

Представители ведомств, ответственных за проект, заверили общественников: историческую планировку здания не тронут, изменят только интерьер. И концепция останется прежней – "все для детей". Но концепция и ее художественное решение – не одно и  то же. У экспертов, которых мы попросили ознакомиться с макетами будущего интерьера, кое-какие сомнения все-таки возникли: "Конечно, не надо заигрывать с детьми и рисовать по стенам буратин и колобков – это было бы совсем глупо, – говорит саратовский художник Алексей Трубецков. – Но, на мой взгляд, будущему интерьеру не хватает уюта, вместо него возникает ощущение чего-то красивого, современного, но… официального". Впрочем, претензий к подбору цветовой гаммы у художника не возникло: все подобрано грамотно, "по учебнику", хотя, на его вкус, выбраны слишком холодные цвета.

Между тем, эксперты отмечают отсутствие у предложенного дизайн-проекта единого стиля, смешение традиционных приемов и авангарда. По мнению заведующего кафедрой дизайна и архитектурной среды СГТУ Виталия Кудрявцева, из-за этого интерьер, в конечном счете, может получиться несколько эклектичным. Ученый рекомендует при реконструкции здания не забывать о том, что это памятник архитектуры: "Думаю, что историческому памятнику не помешает немного консерватизма и в дизайне, – рассуждает Виталий Викторович. – Здание построено в стиле модерн, и если бы некоторые черты и признаки этого стиля проявились в интерьере, то это бы объединило внутренний и внешний образы восстанавливаемого памятника. А когда видна разница между интерьером и фасадом, возникает ощущение некоторой фальши". Детально изучая каждое в отдельности помещение, смоделированное с помощью компьютерной графики, специалисты особое внимание обратили на главный зал и вестибюль. По их мнению, эта часть проекта проработана наиболее профессионально. А вот вид малого зала и его вестибюля вызвал критические замечания. Вестибюль, по их мнению, получился слишком вычурным, зато сам зал – авангардным и непонятно скромным. Изнутри он похож на улей: по стенам – узор в виде пчелиных сот, на потолке – осветительные приборы в том же исполнении.

У Трубецкова даже возникли ассоциации с залом для партийных заседаний эпохи развитого социализма, где "на стене не хватает только профиля Ленина". Менее категорично на задумку авторов отозвался Виталий Кудрявцев, но и он не советует применять здесь такой подход: "Авангардизм – такая штука, которая модна в течение нескольких лет, потом она моментально становится архаичной. Боюсь, что и в этом случае произойдет что-то подобное. Если мы хотим постоянно все менять и бесконечно вкладывать деньги, в чем я не очень уверен, то можно пойти и по такому пути".

По поводу вестибюля малого зала Трубецков рассказал, что попытался представить, как он будет смотреться в реальности, но вместо детей, приходящих на репетиции, почему-то "увидел" людей с чемоданами: "Очень похоже на холл уютной гостиницы. Хорошо продуманной, но гостиницы, а не места, где должны радоваться дети", – делится своими впечатлениями художник. "В целом все смотрится как-то местечково, не стильно. Конечно, можно сделать и так, но, боюсь, потом нам за это будет стыдно", – резюмировал и архитектор Кудрявцев.

В то же время, рассуждая о восстановлении памятника архитектуры, эксперты оговорились: на все эти моменты можно закрыть глаза при условии, что объект сдадут в эксплуатацию в обещанном 2015 году и что он не повторит судьбу нового ТЮЗа, который строили больше четверти века.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.93 1 2 3 4 5