Клипса для сосуда

В ОКБ осваивают открытые хирургические вмешательства на головном мозге

Беседовал Евгений МУЗАЛЕВСКИЙ, фото Юрия НАБАТОВА

10343

30 мая 2014, 09:00

Антропологи, изучающие цивилизацию инков, утверждают, что по меньшей мере у десяти процентов черепов древнего перуанского некрополя сохранились следы вполне профессиональной трепанации. Между тем, нейрохирургия как медицинская специальность оформилась лишь на рубеже XIX-XX веков (по крайне мере, так утверждают энциклопедии). Несмотря на столь богатую историю, нейрохирурги до сих пор продолжают открывать неизведанное, осваивать новые методы и делать привычными сложные оперативные вмешательства в самые тончайшие области человеческого организма.

 

В прошлом году в Областной клинической больнице начали осваивать хирургическое лечение цереброваскулярной патологии, в частности микрохирургическое лечение аневризм сосудов головного мозга, аневризматических и субарахноидальных кровоизлияний. О том, что это такое, корреспонденту "Взгляда-онлайн" рассказали заведующий отделением нейрохирургии ОКБ, врач-нейрохирург высшей категории, кандидат медицинских наук Александр Новиков и его коллега врач-нейрохирург, кандидат медицинских наук Рустам Гафуров.

 

– Если для непосвященных: что такое вообще – нейрохирургия?

Александр Новиков:

– Наука, изучающая проблемы хирургического лечения травм и заболеваний центральной и периферической нервных систем. Всем тем, что не требует хирургического вмешательства, занимаются невропатологи. Если же заболевания нервов, головного мозга, спинного мозга, периферических нервов требуют хирургического вмешательства, то это уже область нейрохирургии.

– Если исходить из современной ситуации, какие заболевания чаще всего требуют участия нейрохирургов?

– Прежде всего, травмы центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, травмы позвоночника с повреждением спинного мозга. Есть, например, такая сезонная проблема – неосторожные ныряльщики, их число резко увеличивается летом. Затем идут нейроонкологические заболевания – опухоли головного и спинного мозга, нервных корешков. Третья большая группа наших пациентов – это больные остеохондрозом, люди с дегенеративными повреждениями позвоночника, осложненными грыжами межпозвонковых дисков. Если грыжа вступает в конфликт с нервным корешком, то консервативное лечение, как правило, уже бывает неэффективно. В этом случае ее нужно удалять.

Большая группа больных сосудистого профиля – это пациенты с геморрагическими инсультами, с субарахноидальными кровоизлияниями, причиной которых зачастую бывают аневризмы сосудов головного мозга. Аневризма – это такое "выпячивание" стенки мозговой артерии вследствие ее постепенного истончения или растяжения, что может привести к ее разрыву и развитию жизнеугрожающих внутричерепных кровоизлияний. Также причиной внутримозговых геморрагий могут быть и врожденные сосудистые аномалии, нередко требующие прямых нейрохирургических вмешательств.

– Существует ли статистика, которая, возможно, указывает на тенденцию роста каких-то заболеваний по вашей специальности?

– Официальные данные областного минздрава демонстрируют стабильные показатели нейроонкологических заболеваний. С появлением и развитием Регионального сосудистого центра несколько увеличилось число больных с сосудистой патологией. Формально их не стало больше, просто специалисты стали лучше диагностировать и больше выявлять таких пациентов. Появилось и современное оборудование, позволяющее выполнять магнитно-резонансные и компьютерные ангиографические исследования, которые сейчас являются основным диагностическим инструментом выявления сосудистых поражений головного мозга.

Теперь несколько томографов есть в Саратове, в Энгельсе есть МР-томограф, в Балакове. В Балашове есть компьютерный томограф. Но в основном к нам поступают больные, которые обследуются в Саратове. Из районных больниц их направляют либо в стационары, либо в областную диагностическую поликлинику, а уже оттуда – на томографическое исследование.

– Что изменилось с созданием Регионального сосудистого центра?

– Могу рассказать о нейрохирургической службе. Тут даже нельзя сказать, что скачок произошел… Дело в том, что в Саратове никогда раньше не выполнялись микрохирургические операции по поводу церебральных аневризм.

– Никогда?..

– Вообще никогда, до последнего времени. Потому что для подобных микрохирургических операций требуется сверхсовременное оборудование: электронный микроскоп с высокой разрешающей способностью, микроинструменты с набором специальных сосудистых микроклипс различного размера и конфигурации, ну и масса разных других технических деталей, называемых "расходным материалом". Скажу сразу: "удовольствие" это очень не дешевое. В конце 2011 года по программе модернизации здравоохранения нам как раз поставили подобный современный микроскоп фирмы Carl Zeis. По этой же программе в последующем удалось закупить и необходимые расходные материалы: клипсы, гемостатический материал, микрохирургический набор инструментов. И вот год назад, когда все уже было полностью готово, мы начали выполнять прямые нейрохирургические операции в виде микрохирургического клипирования аневризм сосудов головного мозга.

В июне прошлого года к нам вернулся из Санкт-Петербурга наш молодой коллега Рустам Расимович Гафуров. После пяти лет обучения в ординатуре, а затем и в аспирантуре нейрохирургического института имени А.Л. Поленова, он успешно защитился и приехал к нам на должность врача-нейрохирурга. В Областной больнице у него сейчас большие возможности применять свои знания на практике.

За неполный прошлый год мы успели сделать 14 таких операций. Серьезный прорыв, если учесть, что за всю историю нейрохирургии Саратова не было ни одной. А сейчас, за неполные полгода, мы сделали уже восемь подобных операций. До этого все пациенты с подобным диагнозом направлялись в центральные НИИ нейрохирургии.

– Операция считается высокотехнологичной, что подразумевает наличие квот. Квоты-то есть, их достаточно?

– Квоты в этом году нам выделили, квоты есть. Но здесь проблема даже не в квотах, а в наших постепенно расширяющихся технических возможностях. Мы не можем делать такие операции каждый день еще и потому, что кроме больных с аневризмами у нас идет поток онкологических пациентов и больных с грыжами диска. Следует к тому же учесть, что подобные операции могут затягиваться до 8-10 часов. Это обусловлено как приобретением микрохирургического навыка, так и минимизацией рисков возможных осложнений. В крупных столичных центрах продолжительность таких микрохирургических операций – примерно 4-5 часов. Но там у нейрохирургов, анестезиологов, реаниматологов, и у других членов хирургических бригад просто побольше опыта.

Впрочем, какой-то очереди из пациентов у нас нет. Есть лист ожидания из трех-четырех человек, которым при первичной консультации назначается пройти ряд дополнительных обследований – как для диагностики основного заболевания, так и для выявления возможной сопутствующей патологии.

– Кто сегодня делает такие операции в ОКБ? Нуждается ли ваша команда в пополнении?

Рустам Гафуров:

– Александр Геннадиевич Новиков, Михаил Анатольевич Попов. Именно втроем в настоящий момент мы занимаемся активным внедрением этих микрохирургических методик в Областной клинической больнице. Пока специалистов достаточно. По мере накопления опыта объем нейрохирургических вмешательств, конечно же, будет увеличиваться, что со временем, возможно, потребует привлечения новых кадров.

– Рустам, вы приехали сюда после учебы в престижном нейрохирургическом институте в Петербурге. Как вы оцениваете возможности саратовской ОКБ?

– Для меня их здесь значительно больше.

– В чем?

Новиков:

– Да просто там не дают оперировать, своих профессоров полно. А здесь – пожалуйста!

– А с точки зрения оснащенности?

Гафуров:

– Оснащенность – вполне на уровне. Понимаете, если будет какая-то недооснащенность, наши операции просто невозможно выполнить. Только при наличии всего комплекса мероприятий, в том числе микроинструментария, можно выполнить микронейрохирургическую операцию на высоком уровне. Так что в плане инструментария, оборудования, в том числе диагностического, областная больница обеспечена очень хорошо.

Прямое нейрохирургическое вмешательство на сосудах головного мозга по поводу аневризм не всегда показано. В определенных случаях необходимо эндоваскулярное лечение (с использованием чрезкожного доступа - ред.) в виде внутрисосудистой эмболизации аневризм. А такие вмешательства требуют применения сложных и дорогостоящих ассистирующих методик, которые возможны только в нескольких НИИ: в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге.

В областной больнице тоже первоначально рассматривается возможность проведения эндоваскулярного вмешательства, но если по каким-то причинам оно невозможно, изучается уже вариант выполнения открытой микрохирургической операции. Так что такая тандемная работа позволяет нам оказывать людям более качественную медицинскую помощь.

– А в каком направлении вы видите развитие своих возможностей?

Новиков:

– Я слышал, что квоты скоро отменят, будет задействован другой механизм финансирования – чрез ОМС. Если тарифы по нашим нозологиям будут приемлемыми, мы сможем работать и без квот. Вот чего действительно хотелось бы в будущем, так это отдельную операционную. И чтобы штат был свой – операционные сестры, нейроанестезиологи, и чтобы они могли специализироваться в одном направлении, работать практически в круглосуточном режиме. Но все это в будущем, так как связано с серьезными материальными затратами.

А вообще я считаю, что мы молодцы. То, что у нас сейчас делается в плане сосудистой нейрохирургии, возможно, прорывом назвать нельзя – во всем мире такие операции делают уже давно, но для Саратовской области – это начало большого дела.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.68 1 2 3 4 5