О чем дума?

Саратовский парламентаризм в ракурсе двадцатилетней истории

Материал подготовила Елена ТАЛПЭУ

4128

1 июля 2014, 09:00

9 июля нынешний состав регионального парламента будет отмечать 20-летие Саратовской областной думы. За пять созывов дума прошла несколько этапов своего развития. Кто-то считает, что окрепла характером, кто-то – что обрела лицо, кто-то – что лицо потеряла… Корреспондент "Взгляда-онлайн" попыталась восстановить историческую картинку из пазлов-комментариев, воспоминаний и мнений депутатов-старожилов.

 

Устав на коленях

Расклад сил в Саратовской областной думе всегда точно отражал общую политическую ситуацию в стране. Пока в ней был слышен громкий голос коммунистов, Саратов – в "красном поясе", сформировалась система с "партией власти" – сложилось абсолютное доминирование партии "Единая Россия". Процесс шел два десятка лет, за это время дума пережила пять созывов, в ней заседали 144 депутата.

Областная дума пришла на смену Советам народных депутатов после путча 1991 года не сразу. До принятия Конституции РФ был еще трехлетний период законодательного безвластия, после чего президент Борис Ельцин подписал указ о формировании во всех субъектах страны органов законодательной власти. "Настрой был вывести область из "красного пояса". Все, кто не был коммунистом, был демократом", – рассказывает гордеп Виктор Марков. Он баллотировался в облдуму в первом созыве, но так в нее и не прошел.

Первый состав избирался по смешанной системе. Это предопределило богатство политической палитры. "Я в то время работала членом избирательной комиссии. Такого оголтелого мракобесия в работе областной комиссии, как сейчас, не было. Было стремление создать такие условия, чтобы как можно больше участников избирательного процесса попробовали себя в роли законодателей", – вспоминает депутат Государственной думы от КПРФ Ольга Алимова.

Смешанная избирательная система кроме Саратовской области была применена еще только в Тыве. Она дала возможность большому количеству избирательных объединений (партий еще не было) принять участие в выборах. Область разбили на 25 округов, еще 10 депутатов прошли по партийному списку, итого – 35 человек.

До выборов на уровне регионов были созданы временные комитеты, они занимались разработкой нормативной базы. У нас в регионе их возглавил Александр Харитонов, его заместителем стала Наталия Старшова. Оба кооперировали, консультировали и сплачивали разношерстные политические движения. Самый внушительный блок "За народовластие!" представляли сразу несколько прокоммунистических объединений: обкомы КПРФ и РКРП, областные организации "Союза женщин России", "Ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов", а также Союз товаропроизводителей Саратова и Саратовской области. Отдельно на выборы шли: Аграрная партия, Демократический выбор, Демократическая партия России, Блок Явлинского, Российский союз офицеров запаса и другие.

В избирательной гонке изначально собирались участвовать порядка 19 объединений, но к финишу пришли только шесть. Десять отсеялись еще на этапе регистрации. Чтобы попасть в список, избирательному объединению необходимо было собрать двадцать тысяч подписей.

"Ельцин говорил: берите власть, кто хотите, сколько хотите. Шла махровая приватизация, кто и сколько больше отхватит. Но демократия на самом деле была, все считали себя свободными. Наблюдался активный рост политических партий, движений, организаций, объединений, – вспоминает Николай Семенец, думский ветеран, депутат, не пропустивший ни одного созыва. – Конечно, были разные нюансы и способы соперничества. Но это сейчас грязные технологии отработаны до совершенства, тогда это еще были цветики. Мы с семьей по ночам распространяли листовки, днем – кампания от двери к двери, общались с людьми. Я представлял Российский Союз офицеров запаса. Активность высочайшая была". Достаточно сказать, что по Октябрьскому избирательному округу, где избирался Семенец, баллотировалось рекордное на тот момент количество кандидатов по всей области – 18 человек.

Виктор Марков рассказывает: "Я уступил в своем округе Николаю Яковлевичу (Семенцу. – Авт.), он занял второе место, и разрыв у нас был небольшой, голосов 30. Семенец прошел по одномандатному округу, а второе место по партийному списку досталось Вячеславу Володину. Можно сказать, что мой проигрыш стал для Володина путевкой в большую политическую жизнь".

Планировалось, что первая дума будет избираться на переходный период – то есть на два года. Но когда стало ясно, что за это время невозможно сформировать полноценную законодательную базу, президент своим указом разрешил субъектам РФ продлить этот срок. В Саратовской области полномочия первой думы были продлены еще на полтора года, и в целом она проработала три с половиной.

По этой же причине первому созыву было сложнее всего: депутаты приступили к работе с чистого листа, им пришлось закладывать организационные основы деятельности регионального парламента. Николай Семенец вспоминает: "В то время мы по несколько килограммов бумаги клали рядом и работали с ними буквально на коленках. Над уставом области работали около 30 дней, благо у нас в регионе сильная правовая школа. Но после его опубликования нам поступило порядка 600 предложений и замечаний, которые нужно было доработать". В итоге основной закон области был отправлен на подпись главе областной администрации Юрию Белых (поста губернатора еще не было). "Конечно, полномочия главы администрации в этом уставе мы подрезали,– рассказывает Семенец, – что, естественно, ему не понравилось, и он его не подписал, а дал еще порядка 80 замечаний. Мы их тоже учли".

 

Губернатор-паровоз

Отношения областной думы с исполнительной властью всегда были непростыми. Губернаторы пытались контролировать и выборы в областную думу, и работу депутатов. И не только губернаторы. Начиная с избирательной кампании 1994 года, свои списки кандидатов готовили практически все влиятельные фигуры в областной и городской власти, и в правоохранительных структурах тоже. Кстати, выборы 1994 года областная администрация фактически проиграла. Большинство областной думы оказалось оппозиционным по отношению к Юрию Белых.

Появление на региональной сцене первого избранного губернатора Дмитрия Аяцкова привело к серьезной трансформации местной политической ситуации. Ставка была сделана на формирование губернаторского списка и протаскивание его на выборах в областную думу второго созыва (1997 год). Разговоры об этом велись открыто. По словам Николая Семенца, Аяцков долгое время сам выступал в роли паровоза: "Была единая команда, поэтому ни влево, ни вправо свернуть возможности не было. Тогда, честно говоря, если ты где-то сам высказался, то на тебя могли и покоситься".

Эта стратегия благодаря настойчивости Аяцкова и профессионализму его команды увенчалась значительным успехом. Оппозиционность второй думы сошла на нет.

"Конечно, команда формировалась под Аяцкова, но не целиком. Тогда еще была возможность победить единолично. Я по Ершовскому избирательному округу выиграл с минимальным разрывом, меньше одного процента. Был одним из самых молодых депутатов и ощущал очень большую ответственность. Тем более что в моем сельском округе была полная разруха, – излагает свое видение ситуации бывший депутат Саратовской областной думы второго созыва, экс-министр экономики Саратовской области Дмитрий Удалов. – Но время было романтическое – казалось, очень многое можно успеть сделать. Между депутатами были вполне дружеские отношения".

Тем не менее, к концу второго созыва и этот состав депутатов уже не был монолитным, внутри него возникало все больше разногласий. Процесс размежевания позиций ускорился после того, как Аяцков остался губернатором на второй срок и у него осложнились отношения с Вячеславом Володиным, который вскоре покинул регион и стал федеральным политиком. Постепенно авторитет Аяцкова стал угасать. Менялась обстановка и в стране, менялись партийные расклады. Переход к мажоритарной формуле выборов привел во власть "крепких хозяйственников", отраслевых лоббистов. Политики, не имевшие достаточных ресурсов, оттеснялись на обочину.

 

Время лоббистов

Депутаты третьего созыва уже избирались по 35-ти одномандатным округам. Свои полномочия тогда подтвердили 12 избранников предыдущего созыва. Двое – Владимир Санталов и Николай Семенец – избирались в думу уже третий раз. Из неугодных губернатору Аяцкову персон в думу с боями прорвалась коммунистка Ольга Алимова. "Созыв был достаточно разношерстный, хотя планировалось, что команда, как и во втором созыве, будет ориентирована на губернатора. В действительности туда просочились несколько депутатов, которые не разделяли его политику. Это Владимир Чуриков – просто звезда думы; Сергей Шувалов – очень гибкий и умный политик; Александр Ландо – человек во власти, который, тем не менее, мог сказать то, что боялись произносить другие; Зинаида Самсонова, Алексей Полещиков, – вспоминает Алимова. – Про меня вообще говорить сложно. Из-за меня даже выборы были перенесены, чтобы я не прошла. Как нам потом заявили: какое несчастье прошел один коммунист, да еще и баба!".

Аяцков также принимал участие в работе думы, но уже на договорных условиях. Наиболее серьезное влияние на формирование третьей областной думы оказала "партия власти" – "Единая Россия". Наличие ее партбилета для многих предпринимателей стало пропуском в политику, а его отсутствие – серьезным препятствием.

В период работы третьей думы стал активно демонстрировать свои политические амбиции окрепший бизнес. Это заметно и по тем постам, которые занимали в этот период депутаты-предприниматели: Павел Большеданов (председатель думы), Леонид Писной (заместитель председателя думы, председатель комитета по вопросам индустриальной, строительной и коммунальной политики), Евгений Шлычков (заместитель председателя комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления), Василий Поимцев (заместитель председателя комитета по экономической политике, агропромышленному комплексу, собственности и предпринимательству), Владимир Капкаев (председатель комитета по бюджетно-финансовой политике и налогам), Александр Ветров (заместитель председателя комитета по вопросам индустриальной, строительной и коммунальной политики) и так далее...

Четвертая дума избиралась по смешанной системе: 18 депутатов прошли по одномандатным округам, еще 18 – по спискам. На смену противостоянию "коммунистов" и "демократов" в середине 2000-х пришло соперничество внутри властной элиты. Достаточно вспомнить созданную в 2006 году депутатскую группу "За конституцию и президента" из числа единороссов, а также эпохальное противостояние губернатора Павла Ипатова и областных парламентариев. "Четвертая дума представляла "Единую Россию", но единства там никакого, конечно, не было. Это было особенно заметно, когда готовились законопроекты. Любая группа депутатов могла объединиться, чтобы уничтожить своего же единоросса, только из другого клана. Против кого будем дружить?! Против Ипатова!" – комментирует Ольга Алимова. В этом отношении первый и четвертый созывы были схожи: и там, и там противостояние законодательной и исполнительной власти ощущалось достаточно резко.

 

Тихая гавань?..

Нынешняя дума (пятого созыва), по мнению наблюдателей, внешне выглядит вполне монолитным образованием однопартийцев-единомышленников. Строгая партийная дисциплина теперь – одна из ключевых характеристик регионального законодательного собрания. Ее заседания проходят в полном соответствии с известной фразой экс-спикера Госдумы Бориса Грызлова: "Парламент – не место для дискуссий". Сами депутаты утверждают, что баталии и дискуссии случаются на заседаниях рабочих групп, комитетов. Наверное, поэтому зал заседаний народных избранников за последнее время как-то поотвык от критических высказываний с трибун, выкриков с места, демонстративных уходов. "Раньше было меньше народа, но больше ярких событий, сейчас народа больше, а яркости не хватает", – рассуждает депутат четвертого созыва Николай Чукалин. Но региональный парламент пятого созыва (также как и второго) формировался по губернаторским спискам, поэтому странно было бы ждать от него интриги.

По мнению политолога Александра Пантелеева, саратовский парламентаризм, впрочем, как и российский в целом, развивался… по убывающей. В начале 1990-х годов между отдельными кандидатами в депутаты была соревновательность, поэтому каждый боролся за голоса, проводил активную избирательную кампанию, часто встречался с избирателями. Потом, не без усилий федеральной власти, результаты выборов стали предсказуемыми, и состязательность сошла на нет.

С ним солидарен кандидат политических наук, доцент СГУ Михаил Данилов: "Что касается пестроты и оппозиционности областной думы, можно уверено говорить, что самыми колоритными были ее первые составы. С каждым новым созывом число харизматиков в региональном парламенте шло на спад. Например, в первой думе посты заместителей председателя занимали Вячеслав Володин и Валерий Рашкин. С трудом сегодня можно представить в президиуме думы Вячеслава Мальцева".

И все же Данилов уверен, что несомненным достоинством Саратовской областной думы в отличие, скажем, от федерального парламента является тот факт, что она практически не принимала неоднозначных, спорных законов. И даже имевший колоссальный резонанс первый в стране областной закон "О земле" был не столько спорным, сколько слишком прогрессивным для своего времени. Но резвое начало довольно быстро сменилось продолжительным затишьем. Сейчас законотворческая деятельность облдумы фактически свелась к адаптации федеральных нормативных актов к региональным реалиям. Во многом это обусловлено и финансовой зависимостью региона от центра, и сложившейся политической ситуацией.

"Политическое поле зачищено, поэтому и особого интереса к пятой думе нет. К тому же во времена первого и второго созывов было много областной собственности, под нее можно было брать кредиты, и работать можно было. Сейчас ситуация более жесткая, мы как в капкане", – подтверждает депутат-коммунист Сергей Афанасьев.

В еще более резком ключе характеризует нынешний состав регионального парламента Ольга Алимова: "Дума никакая. Ей все сверху спускают. Дадут задание завалить губернатора будет сделано: кинутся и порвут кого угодно".

Теперь ностальгируют по былым временам даже те депутаты-старожилы, что представляют партию власти. У них тоже не получается не признать, что саратовский парламентаризм переживает не лучшие времена безынициативности и безликости.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.44 1 2 3 4 5