Скромный улов

Можно ли вернуть карпов и стерлядей в пруды и реки области?

Алиса Панфилова

9218

25 июля 2014, 09:00

Рыбные хозяйства испаряются с просторов Саратовской области тихо и незаметно. Вместе с ними исчезает и легальный промысел на Волге, когда-то приносивший немалый доход областному бюджету. Эксперты прогнозируют: если тенденция продолжится, местный рынок окончательно захватят коммерсанты из других регионов, а у рыбной продукции с территорией, где она производится, общим останется только название "саратовская". Как выживают рыбхозы и как областные чиновники пытаются остановить процесс упадка рыбной отрасли, выяснял корреспондент "Взгляда-онлайн".

 

Астраханская рыба в саратовском соку

"Сегодня практически все рыбные хозяйства развалились, серьезных рыбозаводчиков уже и не осталось. У местных рыбхозов нет необходимых для нас объемов сырья, теперь они ориентированы лишь на мелкий рынок", – говорит Валерий Кокорин, гендиректор работающей уже больше двадцати лет энгельсской компании "Норд-Вест". Поэтому наши региональные компании вынуждены сотрудничать с поставщиками рыбы из других регионов – в основном ее завозят из Астрахани, Волгограда, Мурманска, Архангельска и т.д. По сведениям областного минсельхоза, все 12 рыбоперерабатывающих предприятий региона примерно на 90% используют неместное сырье (а общая мощность наших предприятий составляет 7,2 тысячи тонн в год). Сами руководители компаний признаются, что показатель еще выше – от 95 и до 100%.

И такая ситуация сложилась давно. Если при губернаторе Дмитрии Аяцкове отрасль поддерживалась областной программой, рассчитанной на 1999-2005 годы, то уже во времена Павла Ипатова, сокрушаются рыболовы, все стало работать по принципу "остаться в живых". "В советский период нам возвращали 70% расходов за электроэнергию, затем постепенно стали сокращать дотации. А с 2009 года вообще перестали их давать, – сетует  экс-директор, а ныне главный рыбовод сельхозкооператива "Ерусланский" Краснокутского района Александр Демин. – Лет двадцать как прекратили поступать госзаказы на зарыбление водоемов растительноядными рыбами – это сильно ударило по рыбхозам. Кроме того, теперь в Саратов за год вместо 200 тонн товарной рыбы мы завозим всего лишь три-четыре тонны. Больше продавцы не берут".

Сокращение господдержки резко отразилось на рентабельности рыбопитомников, некогда крупные хозяйства попросту начали вымирать. Кризис в отрасли продолжается, несмотря на то, что уже второй год действует целевая региональная программа "Развитие рыбоводства в Саратовской области на 2013-2015 годы". Пока даже самые устойчивые рыбхозы не в состоянии покрыть все расходы. К примеру, в комплексе ООО "Энгельсский рыбопитомник", расположенном на площади сто гектаров, уже не функционируют два пруда.

Сокращение господдержки резко отразилось на рентабельности рыбопитомников, некогда крупные хозяйства попросту начали вымирать. Кризис в отрасли продолжается, несмотря на то, что уже второй год в регионе действует целевая региональная программа "Развитие рыбоводства в Саратовской области на 2013-2015 годы". Пока даже самые устойчивые рыбхозы не в состоянии покрыть все расходы.

"Закачка одного пруда обходится в 200 тысяч рублей, дотаций нет. А цены  растут, дошло до того, что куб неочищенной воды по стоимости приравнивается к питьевой. Плюс у многих возникли долги по электричеству", – рассказывает рыбовод предприятия Василий Дмитриевич. Он добавляет, что многие его коллеги по цеху приходят к печальному выводу – рыбу в регионе выращивать невыгодно.    

При этом за полтора десятилетия в области были приняты две целевые программы по возрождению рыбоводства – на 1999-2005 и 2013-2015 годы. Составители первой пытались проанализировать причины возникновения критической ситуации: "Резкое падение производства произошло из-за удорожания энергоносителей и специализированных рыбных кормов, а также отсутствия их централизованных поставок. Многие хозяйства прекратили выращивание карпа, так как при высокой себестоимости продукции его товарное производство стало убыточным". Также эксперты предсказывали, что в непростой экономической обстановке развитие отрасли невозможно без господдержки, выделения достаточных дотаций и установления льготных тарифов на электроэнергию. Насколько эффективна была программа образца начала двухтысячных, можно судить по динамике: если к концу 1990-х объем производства той же прудовой рыбы в области снизился в пять раз, то уже в 2001-м показатели начали расти.

Цифр по реализации принятой год назад новой целевой программы пока нет, но ее главная мысль: возрождение рыбоводческой отрасли невозможно без технической модернизации комплексов. Безусловно, ни один из ныне существующих рыбхозов от такой модернизации не отказался бы. Но пока хозяйства стараются элементарно удержаться на плаву.  

 

Модернизация по-саратовски

Самым крупным в губернии считается "Саратовский рыбопитомник растительноядных рыб", расположенный в Балаковском районе (площадь почти 10 кв. км). Территория Тепловского рыбопитомника в Новобурасском районе достигает 30 гектаров, рыбоводной базы близ Сабуровки (Саратовского отделения ФГНУ "ГосНИИ озерного и речного рыбного хозяйства") – 25 гектаров. Все эти питомники, а также занимающийся рыбоводством СХПК "Ерусланский", по заключению экспертов регионального минсельхоза, следует технически модернизировать. Тогда и объемы производства увеличатся, и, как следствие, затраты начнут окупаться. 

Ведомство утверждает, что финансовую поддержку фермеры уже получили: "По итогам 2013 года из федерального бюджета на возмещение части затрат за приобретенную технику и оборудование товаропроизводителям прудовой рыбы выплачено 1,6 млн рублей. В рамках программы выплачены субсидии на компенсацию части затрат сельхозпроизводителям и КФХ, занимающимся производством прудовой рыбы, за приобретение специализированной техники, оборудования и технологий". В этом году, по информации министерства, из облбюджета на эти же нужды выделят 2 млн рублей.

Между тем сотрудники рыбхозов говорят, что не только не видели этих денег, но не могут добиться помощи даже в экстренных случаях. К примеру, в кооперативе "Ерусланский" весной 2012 года предположительно конкуренты потравили два пруда с мальками – рыбопосадочный материал и весь маточный состав. Кто это сделал, правоохранительным органам так и не удалось установить. "Тогда мы потеряли около 2,5 миллиона рублей и до сих пор никак не восстановимся, – делится своим горьким опытом рыбовод Александр Петрович. – Выкручиваемся сами как можем. В Россельхозбанке в кредите нам отказывают, так как техника у нас старая, а под продукцию средства не занимают. Неизвестно, что будет дальше".

В непростой ситуации оказался и Саратовский рыбопитомник. О его бедственном положении еще в сентябре 2011 года на заседании аграрного комитета облдумы рассказывал прежний директор Сергей Огнев: "Уже три года никакой господдержки нет. Мы разводим карпа, толстолобика, сазана, белого амура, щуку. В Саратовской области продукцию практически не реализуем, разве что на небольших ярмарках. Рост тарифов на электроэнергию увеличивает затраты на закачку насосами воды из Большого Иргиза, растут цены на ГСМ, зерно. Если раньше наш рыбопитомник зарыблял в Саратовское водохранилище пять миллионов мальков, то сейчас всего миллион так сократился госзаказ. В основном мы работаем с Самарским рыбохозяйственным комитетом". Огнев добавил, что и Тепловский рыбопитомник в том же 2011 году зарыбил водоемы на миллион мальков и тоже не по областному заказу, а по контракту с Москвой.

Поскольку область долгое время прудовое хозяйства не софинансировала, а из федерального бюджета по госконтрактам шли минимальные средства, рыбопитомник в итоге был акционирован: приставка ФГУП сменилась на ОАО. Совет директоров в Москве назначил временно исполняющим обязанности директора предпринимателя Вячеслава Попова, чтобы тот попытался вывести питомник из кризиса.

"Саратовская экспериментальная база выпускает ежегодно около 150 тысяч стерлядей. Пока есть наша база, Саратов свой символ не потеряет. Но чтобы вывести его из Красной книги, надо увеличить количество выпускаемой рыбы в десять раз, для чего необходимо подключать другие рыбопитомники. Поскольку стерлядь находится в Красной книге региона, федералы на это денег не дадут. Наш же региональный бюджет, насколько я понимаю, пустой".

"В 2013 году вырученных средств едва хватало, чтобы поддержать хозяйство, – комментирует Вячеслав Александрович. – Плюс нам нужно было рассчитаться перед ОАО "Саратовэнерго", и в середине декабря мы обратились в Россельхозбанк с просьбой о кредите в 15 миллионов рублей. Банк не давал ответа до апреля, а потом отказал. Электроэнергию нам отключили. Хорошо, что, не дожидаясь решения банка, мы арендовали в Самаре генератор и запустили его так удалось сохранить рыбу в зимовальных ямах".

Сегодня у рыбопитомника долгов по зарплате перед работниками нет. В прошлом месяце удалось выплатить 300 тысяч рублей энергетикам. Но чтобы предприятие нормально заработало, по оценкам руководства, необходимо изыскать порядка трех миллионов рублей. К районным и областным чиновникам за поддержкой обращались, но безрезультатно.

Спустя некоторое время глава администрации Балаковского района Иван Чепрасов сам обратился к губернатору Валерию Радаеву с просьбой спасти рыбопитомник, "который находится на грани исчезновения". При этом в интервью одному из саратовских информагентств Чепрасов даже попытался переложить вину на Попова. Предприниматель считает, что чиновники создали ситуацию искусственно. Вероятно, объект кто-то присмотрел, как уже было пару лет назад, когда "Саратовский" чуть не выкупили самарцы.

В общем, рыбопроизводители, как и рыбопереработчики региона с сожалением признают: судя по всему, отрасль областному правительству не нужна, чиновники делают ставки на другие сельхознаправления.

"У нас в Новоузенске лет десять как не стало крупного рыбхоза, – говорит председатель Объединенного общества охотников и рыболовов Алгая и Новоузенска Виктор Трепшин. – Теперь в районе одни частные пруды, которые арендуются на какой-то срок. И эти арендаторы реализуют рыбную продукцию и ни перед кем не отчитываются. Создают на рынке видимость, что у нас с рыбой все нормально".

 

Рыбная анархия  

Рыбхозы, занимающиеся легальным промыслом на Волге и платящие налоги, жалуются, что на саратовском рынке сбивают цены различные ИП, которые не выращивают, а только выбирают рыбу из реки, браконьеры и коммерсанты из других областей. "К примеру, мы выращиваем карпа до двух килограммов. Если посчитать вложенные кормовые затраты, по себестоимости его нужно оценивать в 100-110 рублей за килограмм. К нам приезжают перекупщики и предлагают взять по 60-80 рублей. Но это же в убыток!" – недоумевает рыбовод из Энгельса.

Вячеслав Попов, изучая местный рынок, поинтересовался у коллег из Астрахани, Краснодара и Ростова, поставляющих рыбу по 40 рублей: как они умудряются добиться себестоимости в 15-20 рублей против наших 60-80? "Выяснилось, что в этих регионах местные минсельхозы дотируют все статьи расходов. Конечно, при таких условиях саратовская рыба становится неконкурентоспособной".  

А если вспомнить не только о деньгах, но и об экологии? Госзаказов на запуск растительноядных рыб в водоемы рыбхозы получают совсем мало. "Из-за этого Волга в ужасном состоянии, она практически вся заросла и цветет, – печалится гендиректор рыбоперерабатывающей компании ООО РК "Волжский берег" Владимир Шевченко. – Проблема еще и в том, что у нас происходят неконтролируемые сбросы воды в Волгу. Рыбе не дают сбрасывать икру в привычных заводях, и потом эта икра сохнет на камышах".

В Новоузенске у общества охотников и рыболовов есть свой небольшой пруд, где они своими силами разводят сомов закупают у Саратовского рыбопитомника. Председатель Трепшин дает цифры: двадцать лет назад  близлежащие водоемы зарыбливались 50 тысячами мальков, в прошлом году выпустили всего 12 тысяч, в этом – 14.

Стерляди в Волгу выпускается чуть больше трех гербовых штучек, но все же гораздо меньше необходимой нормы. "Саратовская экспериментальная база выпускает ежегодно около 150 тысяч стерлядей, говорит директор Саратовского отделения ГосНИИОРХ Владимир Шашуловский. Пока есть наша база, Саратов свой символ не потеряет. Но чтобы вывести его из Красной книги, надо увеличить количество выпускаемой рыбы в десять раз. Для чего необходимо подключать другие рыбопитомники, а для этого нужно финансирование. Поскольку стерлядь находится в Красной книге региона, федералы на это денег не дадут. Наш же региональный бюджет, насколько я понимаю, пустой".

Еще в 2010 году руководство Федерального агентства по рыболовству хотело на три-пять лет запретить вылов рыбы в некоторых водоемах России, в том числе и в Волге. Поскольку неконтролируемый вылов рыбы и недостаточные объемы ее разведения в последние десятилетия привели к подрыву рыбных популяций. Тогда на госуровне решили радикальные меры не вводить, понадеялись на усиление мер на местах. И в ряде регионов областным ведомствам удалось исправить кризисную ситуацию. Увы, эксперты единодушны: в Саратовской области без серьезных финансовых вливаний отрасль продолжит и дальше терять позиции на собственном же рынке. Местные производители вроде бы и рады быть патриотами, но это просто бизнес, поэтому ничего саратовского…

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.27 1 2 3 4 5