Лучший среди равных

Самые престижные саратовские лицеи и гимназии

Координатор проекта Елена ТАЛПЭУ

18970

25 августа 2014, 09:00

На прошлой неделе в рамках традиционного проекта "Взгляд-эксперт" наши комментаторы пытались сами для себя ответить: готовы ли они в знак протеста отказаться от импортных продуктов, даже если их ввоз в Россию не запрещен? Готовы не есть заморские блюда, которые так или иначе ассоциируются со странами-санкционерами? А самое главное, нужно ли это делать? На этой неделе тема рейтинга связана с началом учебного года. Не за горами 1 сентября, поэтому мы решили спросить у экспертов, какой лицей или гимназия является, по их мнению, самым престижным учебным заведением? И действительно ли обучение в них до сих пор считается признаком элитарности?

 

Напомним, что с помощью экспертов мы еженедельно определяем и публикуем рейтинги социальных объектов, а также саратовских чиновников, депутатов, политиков, общественников, деятелей культуры.

 

 Рейтинг составляли эксперты:

1. Ирина Архипова – председатель комитета по образованию администрации Саратова.

2. Олег Грищенко – глава Саратова.

3. Марина Епифанова – министр образования Саратовской области.

4. Лидия Златогорская – председатель регионального отделения

Союза журналистов России.

5. Дмитрий Михельдоктор философских наук, профессор кафедры

социальной антропологии, декан социально-гуманитарного факультета СГТУ.

6. Дмитрий Трубецков – член-корреспондент РАН.

7. Александр Уриевский – директор ИА "Саратовинформ.ком".

8. Николай Шустер – бывший замминистра образования Саратовской

области, экс-директор школы № 93 Саратова.

 

По результатам опроса из 30 городских лицеев и гимназий престижными были названы только 14: Гимназия №2, Русская классическая гимназия, Лицей прикладных наук, Восточно-европейский лицей (Волжский район), Физико-технический лицей №1, Гимназия №31, Лицей математики и информатики (Кировский район), Лицей №47, Гимназия № 87 (Ленинский район), Гимназия №1, Лицей №3 им. А.С. Пушкина (Октябрьский район), Лицей гуманитарных наук, Гимназия №3, Лицей №37 (Фрунзенский район).

 

Чаще других самыми престижными назывались:

1. ФТЛ

2. ЛМИ

3. Гимназия № 3 и ЛГН

 

Дмитрий Михель, СГТУ:

– Мне кажется, что в некотором смысле появление гимназий было связано с таким процессом, как социальное расслоение, начавшимся после перестройки, со становлением нового социально-экономического порядка в нашей стране. Гимназии, лицеи были структурами, которые обеспечивали воспитание, подготовку, образование детей из благополучных семей, которые сами себя соотносили со средним классом. Кроме того, лицеи и гимназии, я думаю, были попыткой преподавательского сообщества, директоров школ РФ создать себе базу для подготовки качественных специалистов, для того, чтобы иметь возможность реализоваться творчески и профессионально. Значительная часть учителей понимала, что в простых школах у них для этого все меньше шансов. Мне кажется, что когда гимназии появились, они удовлетворяли этим двум запросам: запросам среднего класса и запросам учительского профессионального сообщества. Но процесс становления социально-экономического порядка у нас так и не завершился. Сейчас трудно сказать, насколько лицеи и гимназии удовлетворяют эти запросы, потому что первая тенденция не завершена, а вторая столкнулась с новым историческим вызовом. Я имею в виду политику государства, связанную с появлением новой системы стандартов, воплощением этих образовательных стандартов на практике. Скажем так, все творческие начинания, которые были в гимназиях в девяностых годах, в дальнейшем трансформировались в другом направлении. В частности, система ЕГЭ, как известно, очень серьезно повлияла на характер образовательной деятельности выпускных классов. Я сейчас не берусь оценки давать, потому что это неблагодарное дело, но влияние было.

Что касается различия между гимназиями в их статусах, в их престижности – это продолжение того, о чем я уже сказал. Там, где, условно говоря, кошелек родителей и возможности учительского сообщества были более внушительными, там и появились более успешные гимназии, там же, где этого не удалось сделать, гимназии были созданы достаточно условно. Опять же в Саратове, да и в любом другом городе, большое значение имеет географический фактор. Расположенность в центре, связь с культурным наследием города всегда являлись большой форой.

В качестве одной из самых престижных я, естественно, назвал бы гимназию № 1. Также свою задачу продолжают решать бывшие языковые школы: французская и английская – сейчас это наши 2-я и 3-я гимназии. Мне трудно оценить значение или статус гимназий Ленинского и Заводского районов. Насколько я знаю, они более или менее работают и даже неплохо, но им все-таки тяжело сравниться с вышеназванными 1-й, 2-й и 3-й. Отдельная история – это Физико-технический лицей. 13-я школа всегда имела особый статус, и сейчас как лицей она достаточно популярна, престижна и интересна.

Вообще вопрос о престиже учебного заведения многослойный. Престиж школы для родителей и для самих учащихся, мне кажется, не всегда совпадает. Но в большинстве случаев первую оценку любому учреждению ставят родители, а потом уже дети.

 

Ирина Архипова, администрация Саратова:

– Качественное образование всегда было престижным. Есть учебные заведения, которые зарекомендовали себя среди родителей, среди людей разных поколений вне зависимости от того, лицей это или гимназия. Большинство родителей делают свой выбор на основе мнений окружающих или собственного опыта обучения в том или ином учебном заведении.

Как правило, считается, что лицейское и гимназическое образование более престижное, чем образование в обычной общеобразовательной школе. Действительно, образовательные программы в лицеях и гимназиях отличаются более углубленным и узконаправленным обучением. У нас практически все лицеи и гимназии являются сильными образовательными учреждениями, которые дают качественное образование.

Раньше, чтобы получить статус лицея или гимназии, школа должна была пройти процедуру, в рамках которой она доказывала своими показателями, успешной работой педагогических кадров в учебной и воспитательной части, хорошими результатами школьников свое право стать лицеем или гимназией. Сейчас этого не требуется, все намного проще. На сегодняшний день в законодательстве об образовании нет деления на лицеи и гимназии. Они, так же как и школы, называются просто общеобразовательными организациями.

Есть заочное и весьма условное деление лицеев и гимназий. Считается, что в первых больше делается упор на естественно-научном направлении, во вторых – на гуманитарном.

У нас есть лицеи и гимназии, которые раньше были школами, но и после смены статуса сохранили преемственность и исторически сложившиеся в данных заведениях направления обучения. Их немного, например, бывшая "английская" школа № 42, которая сейчас является гимназией № 3.

У нас есть относительно молодые лицеи и гимназии. Одними из самых последних вновь образовавшихся лицеев и гимназий являются 47-й лицей и 31-я гимназия. Они не так давно получили этот статус и, соответственно, сменили название и направление работы.

Существуют условные рейтинги общеобразовательных учебных заведений на основе самых разных критериев. В зависимости от критерия меняется и положение учебного заведения в этих условных рейтингах. Если за критерий брать показатель преемственности, то, естественно, выиграют исторически сложившиеся школы с углубленным изучением того или иного предмета, которые сейчас продолжают работать уже в качестве лицеев и гимназий.

Мы не проводим рейтинги конкретно гимназий и лицеев. У нас есть общегородской рейтинг, например, по результатам ЕГЭ, в котором участвуют все школы, гимназии и лицеи.

 

Марина Епифанова, правительство Саратовской области:

– Я думаю, вопрос о престижности гимназий и лицеев по сравнению с общеобразовательными учреждениями в рамках сегодняшнего дня уже не актуален. Преподавание по углубленной программе по новому закону об образовании возможно и в обычной школе. То есть если раньше лицеи и гимназии были теми учреждениями, которые профилировались на углубленном изучении отдельно взятых предметов: будь то технической или гуманитарной направленности, то сейчас этих рамок уже нет. Любая школа может в зависимости от заявки родителей, от своих возможностей в части педагогической обеспеченности вводить программы углубленного обучения. Мнение о том, что лицеи и гимназии – это учреждения для одаренных детей, сложилось исторически. И лет двадцать назад это частично соответствовало действительности. Сейчас в новом законе об образовании такие наименования, как гимназия или лицей, отсутствуют. Главное, чтобы программы, которые реализуются на площадке того или иного учреждения, были внесены в лицензию на образовательную деятельность.

У нас существует рейтинг образовательных учреждений, поэтому можно на кофейной гуще не гадать. В этом году мы его впервые разместим в открытом доступе к 1 сентября. Этот рейтинг включает достаточно много критериев, начиная от результатов ЕГЭ и заканчивая организацией питания детей, качеством медицинского обслуживания, укомплектованностью школьной библиотекой, квалификацией педагогических кадров. Каждый родитель будет иметь возможность все эти моменты посмотреть.

Я не могу сейчас назвать, какие лицеи и гимназии лучше, престижнее, сильнее. Они у нас все сильные, так же как и школы. Вернее, есть слабые среди школ, есть слабые и среди лицеев и гимназий. Я считаю, что мне как руководителю регионального образования неэтично говорить, что это учреждение плохое, а это хорошее. Если какое-то учреждение показало результаты хуже предыдущего года, то я должна найти причину этого и помочь ее устранить.

 

Николай Шустер, экс-директор  школы № 93 Саратова:

– У нас есть замечательные лицеи и гимназии. На мой взгляд, одними из лучших являются все-таки физико-технический лицей, лицей математики и информатики и лицей гуманитарных наук. Именно они все время на слуху. Конечно, у всех мнение субъективное, я высказал лично свое. Эти три лицея отличает хорошее качество работы педагогического коллектива. Им удалось сформировать хороший ученический коллектив. Они проводят постоянную работу с родителями и получают хорошие отзывы. Все это отражается на общих результатах.

Практически у всех у нас есть дети и у кого-то уже внуки. И если бы меня спросили, куда бы я хотел, чтобы мои дети пошли учиться, я бы назвал именно эти учебные заведения. И ФТЛ, и ЛМИ, и ЛГН придерживаются в своей работе традиций, определенной системы преподавания. Это очень важно. У них нет большой текучки кадров, потому что они держатся за свой коллектив. Еще одним показателем качества образования для меня является фактор знания английского языка. В этих лицеях знание английского языка на высоком уровне. Это говорит об интеллигентности учреждения, несмотря на их профиль, они понимают важность коммуникативных моментов и учитывают их. Просто необходимо, чтобы дети впоследствии могли общаться и в нашем социуме, и за рубежом.

Сейчас уже некоторые школы здорово накачали мускулы и мало чем уступают гимназиям и лицеям. Различия между ними, скорее всего, были на старте, когда лицеи и гимназии создавались. Но сейчас школы показывают очень хорошую динамику.

 

Дмитрий Трубецков, РАН:

– Хочу начать с того, что существование подобных учебных заведений, как лицеи и гимназии, просто необходимо по той простой причине, что "благодаря" сильно не любимой мною системе ЕГЭ уровень знаний школьников в обычной школе очень резко падает. Беда в том, что если раньше считалось, что высшее образование получают для того, чтобы быть "не как все", то теперь его получают, чтобы "быть как все". Отсюда резкое снижение уровня образования. Есть потрясающий пример этого учебного года, когда перед поступлением в высшие учебные заведения беспредельно снизили порог ЕГЭ по математике и русскому языку. Если бы его оставили прежним, то экзамен провалило бы колоссальное количество школьников. Система ЕГЭ выбрасывает в первую очередь умных и талантливых людей, им не дают думать, им не дают обсуждать. Крестики надо ставить и больше ничего. Сейчас уже идет вежливое возвращение к сочинениям, убрали части "А" и "Б" в математике. Но дело-то не в этом. ЕГЭ "убивает" и учителей, они не могут развернуться, им надо научить ставить крестики. Нам в первую очередь необходимо статус учителя поднять, сделать его таким, каким он был в прежние времена.

Создание различных физико-математических школ, гуманитарных учебных заведений, в которых преподавали латынь, древнегреческий язык и которые впоследствии стали лицеями и гимназиями – это самое замечательное достижение советского образования.

Про саратовские гимназии я говорить не берусь, потому что не знаю их уровня. Но из лицеев считаю самым сильным ФТЛ. Также в качестве примера можно назвать лицей, в котором я преподаю. Это лицей прикладных наук. Я бы также выделил лицей математики и информатики с достаточно высоким уровнем преподавания.

Мы говорим, что нам нужны инженеры, а им в свою очередь нужно настоящее хорошее физико-математическое образование. Сейчас в обычной школе физика преподается раз в неделю, постоянно уменьшается количество часов по математике, слабая гуманитарная ветка. Я учился давно, но у меня до сих пор сохранились сочинения, которые мы писали. Сейчас их вообще не пишут, а ведь именно это развивает человека, делает его культурным.

У нас в лицее прикладных наук делается попытка все-таки сохранить и гуманитарную ветку на достаточно высоком уровне.

Необходимо воспитывать культурных людей, а это значит воспитание двустороннее: и гуманитарное, и естественно-научное, поэтому, я считаю, лицеи и гимназии нужно всячески поддерживать, потому что они все-таки отличаются от обычных школ.

 

Олег Грищенко, глава Саратова:

– У нас есть и лицеи, и гимназии, и школы с серьезным уровнем образования. Какое название носит учебное учреждение, не имеет особого значения. В принципе неважно, кто и какую форму (лицей, гимназия или школа) для себя выбрал.

Если говорить конкретно об учебном заведении, то мы, например, не так давно ездили в лицей математики и информатики. Можно сказать, что уровень сдачи ЕГЭ выпускниками в этом учебном заведении выше, чем в ФТЛ, про который все нам рассказывают, какое это крутое заведение.

Престиж учебного заведения зависит от его руководителя, от образовательных программ, от преподавательского состава, от его отношения к делу, к учебному процессу.

Я, как в фильме "Кавказская пленница", не буду говорить, про какое селение идет речь, чтобы не обидеть другие селения. У нас больше ста школ в Саратове, все разные, коллективы разные, цели и задачи только одни. Я в теме, но не хотел бы кого-то ругать или, наоборот, хвалить. Эта тема очень тонка, и с ней нужно быть очень осторожным, потому что коллективы в учебных заведениях большие. Преподавательский состав – это элита нашего общества, это люди с особым складом ума. Это особая каста интеллигенции. Они пошли работать в школы, гимназии и лицеи по своему призванию. Нужно бережно к ним относиться, с пониманием, чтобы не навредить коллективам. Смотрите, как с Людмилой Правдиной нехорошо получилось. Сначала одна ситуация, потом другая.

 

Лидия Златогорская, Союз журналистов России:

– Четырнадцатый год подряд мы проводим среди старшеклассников конкурс творческих работ "Серебряное перо губернии". Интерес к нашей профессии у школьников не ослабевает. Конкурс дает им возможность испытать свои силы. Проба пера у всех получается по-разному. Не все, конечно, пойдут в журналистику. Но есть одна закономерность. Там, где углубленно изучают предметы (неважно какие), у ребят более развиты самостоятельность мышления, смелость, свобода выражения мыслей. Они более оригинальны с точки зрения языка и темы. В этом году за счет президентского гранта мы смогли организовать двухдневный слет юных журналистов области. В нем приняли участие школьники и их преподаватели из 16 районов области и 8 саратовских школ. Городских участников было не так много. Больше было ребят из глубинки. Но именно саратовские взяли все призы как победители конкурса "Серебряное перо губернии"! А лучшими были ребята из литературного объединения "Тринашка" из ФТЛ № 1, пресс-клуб "ЛМИ.Тайм" (Лицей математики и информатики), из лицея № 3 им. А.С. Пушкина.

Странно, почему другие саратовские лицеи не приняли участие в конкурсе. Особенно "гуманитарии". Но факт есть факт. Именно перечисленные лицеи лидируют по уровню образования, авторитету руководства, высокой квалификации преподавательского состава. Хочется пожелать меньшей заорганизованности в работе, меньшей опеки со стороны административных структур, большего доверия и уважения профессионалам. Они могут быть неудобными, непослушными, но именно ими формируется среда, в которой воспитывается свободная личность. Это я к тому, что последний скандал с ФТЛ должен научить, наконец, бережно относиться к кадрам руководителей учебных заведений. С наступающим новым учебным годом, друзья! Желаю всем нам только позитивных информационных поводов!

 

Александр Уриевский, ИА "Саратовинформ.ком":

- В свете последних событий, конечно, ФТЛ на первых строчках рейтинга. Сюда добавил бы восточно-европейский лицей, лицей математики и информатики, лицей гуманитарных наук, лицей №37.

Вряд ли я могу говорить о престижности, скорее об известности этих учебных заведений. Гимназия № 87, наверное, тоже в списке лидеров, по крайней мере, в моем варианте.

Все-таки мои самые чудесные октябрятские школьные годы прошли в ее стенах. Пусть она была тогда обычной школой, но в народе уже тогда считалась одной из лучших в городе.

Подпишитесь на наш Telegram-канал: в нем публикуем только самые интересные новости с редакционными комментариями

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.64 1 2 3 4 5