Трамвай и желания

Через пять лет в Саратове появится скоростной транспорт. Или не появится?

Мечтала Анастасия ХЛОПКОВА. Фото Юрия НАБАТОВА, сайта sarmetro.ru и группы ВК "Заводской Online"

11297

26 сентября 2014, 09:00

На прошлой неделе саратовская делегация представила на XIII Международном инвестиционном форуме "Сочи-2014" семь проектов. В их числе были строительство аэропортового комплекса "Центральный", производство троллейбусов компании "Тролза" и сооружение линии скоростного трамвая в Саратове. На местном уровне о проекте "легкого метро" говорили давно. Но сейчас, особенно после сочинской презентации, и областные чиновники стали увереннее высказываться о технологической утопии.

Какое впечатление произвела концепция скоростного трамвая на участников международной инвестплощадки? И когда же саратовцы смогут быстро и комфортно перемещаться по городу? Вместе с экспертами это выясняла корреспондент ИА "Взгляд-инфо".  

 

Стенд хорошо, а инвестор лучше

В апреле 2014 года вышло распоряжение Правительства РФ, согласно которому уровень развития государственно-частного партнерства в субъектах будет учитываться как один из показателей оценки эффективности инвестиционной деятельности губернаторов. К 2018 году минимальный показатель должен составить 64%, тогда как в 2013-м, по результатам рейтинга, средний уровень развития ГЧП в регионах России составил 35%. То есть скачок требуется существенный.

Как региональные администрации попытаются достичь этого показателя, руководители разных областей рассказывали 19 сентября в Сочи на мастер-классе "ГЧП-Стандарт: Инструкция по применению". Своим опытом с коллегами-губернаторами поделился и Валерий Радаев. Тем более что на площадке инвестфорума регион заявил о себе крупными проектами. К ним относится и строительство линии скоростного трамвая.  

Форум, судя по откликам делегатов, Саратовская область прошла успешно. И стенды у нас были самые лучшие, и Дмитрий Медведев заинтересовался выставочной экспозицией региона. Рассказывая премьер-министру о социальной направленности проектов, Валерий Васильевич подчеркнул, что они направлены на повышение качества жизни граждан и улучшение городской среды. "Так, строительство в городе Саратове линии скоростного трамвая, по словам губернатора, значительно улучшит транспортное сообщение между районами областного центра, повысит качество и безопасность транспортных услуг. Выделенная линия скоростного трамвая протянется практически через весь город и соединит новые развивающиеся микрорайоны с центром", сообщается на сайте правительства области.

Удалось ли саратовской делегации найти потенциальных инвесторов, заинтересовавшихся проектом скоростного трамвая? Из ведомств, делегировавших своих представителей в Сочи, "Взгляду-инфо" так никто и не смог ответить на этот вопрос. Ни в министерстве экономического развития и инвестиционной политики региона, ни в минстрое, ни в минтрансе конкретный результат комментировать не стали.  

Замглавы администрации Саратова по городскому хозяйству Дмитрий Федотов также не осведомлен о сочинских успехах правительства области. Несмотря на то, что скоростным проектом занимается городская администрация, ее представителей в сочинской презентации не задействовали.

Удалось ли саратовской делегации найти потенциальных инвесторов, заинтересовавшихся проектом скоростного трамвая? Из ведомств, делегировавших своих представителей в Сочи, "Взгляду-инфо" так никто и не смог ответить на этот вопрос. Несмотря на то, что скоростным проектом занимается городская администрация, ее представителей в сочинской презентации не задействовали.

Но, как пояснил Федотов, по "легкому метро" пока только подписано постановление планировки. Ведутся переговоры с московской компанией, название которой не разглашается. "По предварительной оценке, первая очередь пойдет от 6-й Дачной до кольца "девятки" и от 11-го маршрута до Сенного рынка. На это потребуется порядка 10 миллиардов рублей. Мы уже нашли потенциального инвестора, готового заняться этим проектом. Кроме того, есть федеральная программа развития электрического транспорта России. С привлечением средств банка и частного капитала", подчеркнул наш собеседник. И уточнил, что местный бюджет задействуют по минимуму. С таким раскладом, по словам Федотова, первую очередь выполнят лет через пять.

Вторая очередь проекта предусматривает продление трамвайных путей через новые микрорайоны Солнечного Дубки Сабуровку, а также продление линий от кольца "девятки" через Тепличный и продление маршрута 6-го трамвая до Сокола. Третья очередь: направление Усть-Курдюмская Пристанное старый аэропорт. Четвертая очередь: линия из Энгельса через параллельный мост, либо через новый мост.

 

Бегущие по годам

"Впервые в Саратове о скоростном трамвае заговорили в 1959-м, когда защищали Генплан 1960 года, рассказывает экс-председатель комитета по архитектуре и градостроительству Саратова Владимир Вирич. Там все было прописано. Нужно делать скоростной трамвай, чтобы он не ездил по центру, как в XIX веке, а подвозил людей от периферии к узлам центра".

О планах модернизировать саратовский трамвай говорится и в статье "Скоростной трамвай в Саратове", опубликованной в 1968 году на страницах газеты "Коммунист". На тот момент утвердили соответствующее проектное задание на строительство линии скоростного трамвая. В 1969-м планировали приступить к строительству первой очереди. Начальник технического отдела управления трамвая и троллейбуса В.И. Волков, комментируя новое транспортное решение, заметил, что аналогов этому проекту в стране нет. "Вагоны с мощными моторами" должны были курсировать по маршруту со скоростью 26 километров в час вместо 14–15.

Однако эта идея так и не осуществилась. Задуманное выполнили лишь отчасти. Так, в маршрут № 3 смогли заложить элементы скоростного маршрута. И, как отмечают некоторые специалисты-транспортники, для Саратова сейчас было бы выгодней  реконструировать скоростное движение именно на этой линии, а не тратить средства на дорогостоящие идеи.  

По замечанию Владимира Григорьевича, саратовской трамвайной инфраструктуре давно не мешало бы придать ускорения: "Конечно, трамвай – пассажироемкий вид транспорта, но в то же время он не может диктовать темпы движения всему центру. Проехал немного, встал. Его средняя скорость, наверное, от силы 9 километров в час".

Нередко по вине трамваев происходят автомобильные пробки (хотя чаще наоборот - на трамвайные пути залезают автомобили). Где-то раз в два месяца они сходят с пути или ломаются, и тогда движение в этих районах останавливается минимум на час.

Недавний пример: 4 июня на улице Огородной в Заводском районе с рельсов сошел трамвай № 10, ехавший без пассажиров. "Авария произошла на очень неудобном участке дороги, спроектированном таким образом, что трамвайные пути не изолированы, как это должно быть, а практически сопряжены с проезжей частью. В связи с этим некоторое время движение по Огородной было затруднено. Вес трамвая внушительный, порядка 18 тонн, поэтому, когда заднюю тележку "занесло", весь состав по инерции последовал за ней", прокомментировал в тот день ситуацию замдиректора МУПП "СГЭТ" Павел Кузнецов.

Кстати, в феврале 2010 года правительство области приняло долгосрочную целевую программу "Развитие транспортного комплекса Саратовской области на 2010–2015 годы", в рамках которой до 2015 года планировалось приобрести за счет бюджетных и внебюджетных источников около 170 новых комфортных трамваев. 2015-й, напомним, у нас наступает через три месяца. 170 новых трамваев, где вы?

 

Не доехали

За последние лет пятнадцать рассматривалось несколько возможных вариантов строительства скоростной линии трамвая. В 2008 году прежний министр транспорта Сергей Шейкин заявил: к 2012-му в Саратове на основе существующей сети железных дорог сделают "легкое метро". При одном условии: если  РЖД в 2009–2010 годах соорудит западный железнодорожный обход вокруг областного центра.  

Уже позже, в 2011 году, новый министр транспорта Иван Панков в рамках онлайн-конференции пообещал читателям "Взгляда-инфо": скоро трамваи начнут бегать со скоростью до 30 километров в час. Он вспомнил, что 2008 году утвердили генплан Саратова, включающий и перспективы развития внешнего и городского пассажирского транспорта, а также улично-дорожной сети до 2025 года. "Проектные работы по реконструкции скоростной трамвайной линии №№ 3, 9, 11 с последующей модернизацией трамвайного движения по улицам Танкистов – Городской – академика Антонова, Большой Садовой – Политехнической – Огородной, превращающей их в скоростные линии. Строительство "легкого метро". Замена оборудования тяговых подстанций и реконструкция контактной сети, капитальный ремонт трамвайных путей", – перечислял три года назад Панков. Большинство намеченных мероприятий, увы, выполнить пока не удается.

Экс-министр Шейкин отмечает, что запуск скоростного трамвая по железнодорожным путям намного дешевле того, который презентовали в Сочи. Почему же все-таки не получилось осуществить экономичный вариант? Сергей Шейкин объясняет это возникшим кризисом и изменением инвестиционной программы РЖД: "Чтобы запустить скоростной трамвай, необходимо было выносить потоки РЖД за город, а для этого следовало завершить строительство обхода. Но так как эту федеральную программу урезали, возникли и сложности с реализацией задуманного". До сих пор главное условие по переносу не выполнено. 

 

С немецкой основательностью

В мэрии обсуждали несколько технологических вариантов сооружения "легкого метро". В основе нового проекта заложено использование действующей трамвайной линии. На участках, проходящих по центру, возведут эстакады, и трамваи станут "летать" над автомобильными потоками. Для этого внедрят немецкую надземную систему H‑bahn, популярную среди специалистов-транспортников Европы. По мнению экспертов, немецкая версия скоростного трамвая отличается многими положительными моментами: безопасна, не вредит экологии, движение практически бесшумное, поэтому дорогу можно прокладывать в густонаселенных районах. В России по этой технологии проектируется "легкое метро" в Одинцово Московской области, по такой же схеме планируют его сооружение в Самаре.

"Чем немецкая идея прельстила городское руководство? – рассуждает начальник территориально-планировочной мастерской Саратовгражданпроекта Сергей Замский. – Главное, тем, что не мешает движению наземного транспорта. Это решает вопрос пересечения всех транспортных улиц: Волжской, Вавилова и т.д. Все движется в автономном коридоре. Идет замена действующих линий трамвая № 3 и дойдет до Комсомольского поселка по пути 9-го и 8-го трамваев. Двигаться он будет со скоростью, как говорят проектировщики, 50 километров в час, а это больше, чем скорость метро (40). Вполне приемлемая вещь для Саратова".

Председатель городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Валерий Данилин добавляет, что скоростные трамваи станут альтернативой электричкам. Чтобы доехать в пригородные направления, саратовцам не придется ехать на вокзал. Можно будет сесть в центре города и добраться до Сабуровки или Усть-Курдюма.

А как же идея обойтись бюджетным вариантом – реконструкцией линии трамвая № 3? В мэрии парируют: необходимо заинтересовать инвесторов, а для этого представить более заманчивые и современные идеи, чем реконструкция старой линии.

Специалисты опасаются, что до той же Сабуровки в сторону аэропорта в день проедет около ста пассажиров, и затраты на перевозку не окупятся. По подсчетам же чиновников, затраты не покроются лишь в том случае, если стоимость проезда останется на уровне обычного трамвая.

Первая очередь проекта будет реализована уже через пять лет, обещает администрация Саратова. Саратовцы, стоящие по утрам на остановках и толкающиеся в переполненном транспорте, хотели бы верить: время пролетит быстро.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.58 1 2 3 4 5