версия для печати Взгляд-онлайн
22 октября 2014 - 08:00 | Просмотров: 6060

В полете и наяву

Федеральные эксперты о перспективах развития рынка авиаперевозок

Об аэропортах и городах спрашивала Елена ТАЛПЭУ. Фото Дениса ЖАБКИНА

 

Федеральная целевая программа развития авиаперевозок и строительства новых аэропортов реализуется сразу в нескольких регионах страны, в том числе и в Саратовской области. Само слово "развитие", безусловно, звучит красиво, но для многих остается непонятным: что конкретно оно сулит экономике субъектов и рынку авиаперевозок? Появятся ли новые направления, станут ли полеты более доступными, возникнет ли, наконец, конкурентная среда? Или, что особо болезненно для нашего региона, "развиваться" по-прежнему будет монополист, диктующий свои правила, - ОАО "Саратовские авиалинии"? Министр транспорта РФ Максим Соколов, специально посетивший Саратов с проверкой хода строительства нового аэропорта в Сабуровке, уверен: развитие означает прежде всего демонополизацию рынка.

ИА "Взгляд-инфо" обратилось к экспертному сообществу с просьбой оценить ход реализации программы, ее реальные и далекие перспективы.

 

Юрий Моисеев, директор по взаимодействию с государственными органами власти управляющей компании "Аэропорты Регионов", исполнительный директор ОАО "СарАэро-Инвест":

"С вводом нового аэропорта старый закроется"

Мы планомерно занимаемся реализацией программы развития авиаперевозок, строительства и реконструкции аэропортов в регионах. Сейчас актив нашей компании включает четыре действующих аэропорта. В аэропорте "Кольцово" в Екатеринбурге все работы по реконструкции завершены. Ввод в эксплуатацию новых международных пассажирских терминалов в аэропортах "Курумоч" в Самаре и "Стригино" в Нижнем Новгороде планируется, соответственно, в конце 2014 и 2015 годов.

А вот в Саратове мы строим совершенно новый аэропорт в чистом поле. Проект аэропорта в Сабуровке уже готов, в ближайшее время идем с ним в Главгосэкспертизу для получения заключения. Также мы участвуем в строительстве совершенно нового аэропорта "Южный" в Ростове-на-Дону. Кстати, все города (кроме Саратова), где реализуются проекты компании, будут принимать ЧМ по футболу в 2018 году. Нам поступают предложения и из других субъектов России, где также хотели бы реконструировать аэровокзальные комплексы, но строительство аэропортов – это капиталоемкая, затратная часть для инвестора, который в первую очередь должен просчитать какую-то отдачу от своих вложений.

В Саратове строительство нового аэропорта назрело давно. Старый уже не отвечает современным требованиям. Он находится в черте города, что существенно ограничивает возможности его развития, у него короткая взлетно-посадочная полоса с низким PCN (классификационное число прочности покрытия), маленький аэровокзальный комплекс с низкой пропускной способностью пассажиров. Естественно, что старый аэропорт с вводом нового закроется.

А строительство нового аэропортового комплекса в Сабуровке даст импульс развитию потенциала всей области, в первую очередь, ее экономики.

Сегодня мы скорректировали саратовский проект в части строительства взлетно-посадочной полосы: ее длина будет увеличена до трех тысяч метров, чтобы аэропорт смог принимать как можно больше типов воздушных судов, вплоть до "Боинга 767-300 ER". Уже сейчас ведутся переговоры с новыми авиаперевозчиками, которые, конечно, заинтересованы зайти на местный рынок. Не зря на выставке в Сочи, на презентационном макете строительства саратовского аэропорта были представлены самолеты таких компаний, как "Трансаэро", "S 7", "Аэрофлот", "Уральские авиалинии". В том числе и "Саратовские авиалинии".

Аэропортовая деятельность приносит прибыль тогда, когда есть расширенная сеть маршрутов с несколькими перевозчиками. Мы планируем летать из Саратова в Таиланд, возможно Китай, значительно расширить направления внутри страны.

Что касается стоимости билетов, то ценовая политика не зависит от аэропорта, она зависит от авиакомпаний. Когда появляется большое число предложений, возникает и здоровая конкуренция.

 

Федор Борисов, ведущий научный сотрудник НИИ "Высшая школа экономики", Институт экономики транспорта и транспортной политики, Центр исследований транспортной политики (Москва):

"Конкуренция – главное лекарство"

Федерально-целевая программа по аэропортам действует по всей России. Ее реализация осуществляется в рамках "Стратегии-2030", в нее вошли многие регионы, Саратов не исключение. И если периодически возникают вопросы, насколько оправдано финансирование того или иного проекта, то по Саратову таких вопросов не возникало. По крайней мере корректировка суммы, выделяемой по ФЦП на проект в вашем городе, никогда не обсуждалась.

Любому региону для серьезного делового развития нужна авиационная составляющая. Сегодня без авиатранспорта представить себе динамично развивающуюся экономику достаточно трудно. Авиация – очень важный инфраструктурный момент, без нее никуда. Естественно, и Саратову как достаточно крупному городу (хотя это не единственный критерий) нужен современный аэропорт.

Более подробно комментировать обоснование строительства нового аэропорта взамен старого я не могу, для этого нужно поднимать документы. Вполне возможно, что такое решение было принято из-за того, что было невозможно расширить взлетно-посадочную полосу существующего аэропорта. С взлетно-посадочной полосой у вас на самом деле мутная история, она могла бы быть и длиннее, чтобы принимать самолеты больших размеров, однако качество покрытия, насколько мне известно, не позволяет это делать. Понятно, что на одних "Эмбраерах" город с таким населением далеко не уедет. А до Самары, где есть аэродром побольше, слишком далеко.

Поэтому у вас в Саратовской области в принципе все очень логично складывается. Ведь конкуренции на рынке авиаперевозок так и не появится, пока в вашем регионе аэропорт будет держать одна авиакомпания. Она по-прежнему станет блокировать появление любых других перевозчиков. Вообще-то это больше вопрос к ФАС, которая борется за разделение перевозчиков и собственников аэропортов, потому что такая практика недопустима. И я не знаю, какие именно обстоятельства позволили у вас ее сохранять. Ведь практически везде перевозчик, владеющий аэропортом, представляет из себя маленькую монопольку: он устанавливает высокие цены, не пускает никаких конкурентов.

Насколько я понимаю, новый аэродромный комплекс строится на федеральные деньги при участии инвестора. Вопрос в том, кому будет принадлежать терминал. Наличие разных собственников, безусловно, пойдет региону на благо, потому что на ценовую политику может повлиять только развитие конкуренции. Чем больше компаний, тем ниже цена. Конкуренция – это главное лекарство. Никакие другие факторы влияния на ценовую политику, например, со стороны государства, конструктивными не являются. Исключением разве что станет предоставление субсидий региональным перевозчикам. В любом случае, появится конкуренция – и цены в регионе установятся такие, какие рынок сможет принять и переварить.

Не думаю, что в Саратове ставилась задача быстрой окупаемости строительства нового аэропорта. Федеральная целевая программа потому и появилась, что понятно: в короткой перспективе этот проект не окупится. Аэропорт превращается в прибыльное мероприятие, когда есть пассажиропоток в районе 3 млн человек в год, или в частично прибыльное, когда пассажиров порядка 1-1,5 млн. Все, что меньше этого объема, планово-убыточное мероприятие. Кстати, даже частично прибыльных аэропортов в России мало.

Что касается улучшения качества авиаперевозок, то здесь хороших новостей нет. Уровень сервиса в авиационной индустрии неуклонно снижается, потому что главная ставка авиакомпаний, причем во всем мире, делается на уменьшение издержек. Это означает экономию на всем. Например, сокращается шаг между креслами. Так что трудно рассчитывать, что компании будут придерживаться высоких стандартов качества. Скажем так: пассажиры должны готовить себя к тому, что будущая авиация – это дешево и сердито. Таков лозунг современной мировой авиационной индустрии. В России к нему тоже достаточно быстро придут.

Авиация – производная от состояния экономики региона, от объема регионального валового продукта. Основная потребительская категория услуг авиаперевозчиков – деловые пассажиры, бизнесмены, командировочные. А их число зависит от того, насколько активно функционирует экономика в регионе. Если экономика функционирует хорошо, у вас летает много людей, соответственно, налаживается деловое взаимодействие между регионами. Если экономика работает плохо, то спрос на авиационный транспорт низкий. Здесь все просто.

 

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации (Москва):

"То, что у вас на рынке действует одна авиакомпания, – это безобразие!"

– Строительство новых и модернизация действующих аэропортов увеличивает число людей, приезжающих в тот или иной регион. А это всегда улучшает экономическое состояние субъекта, который становится более близким и доступным для других регионов. Я не слышал о федеральной целевой программе модернизации аэропортов, я просто вижу, что многие регионы, в которых раньше аэропорты были разрушены и закрыты, сейчас восстанавливаются: Тамбов, Брянск, Пенза, где сейчас наладили авиасообщение. Это позитивное событие.

У вас в Саратове аэропорт удачно расположен, в центре города на горе. Насколько мне известно, у вас летают только самолеты типа "Як" и "Эмбраер". В принципе нет ощущения, что у вас настолько большой пассажиропоток, что вам требуются самолеты на 200 человек или какой-то большой аэропортовый комплекс. Разве в других городах аэропорты больше вашего? В Воронеже, Архангельске, Екатеринбурге по размерам они такие же. Строить заново аэропорт – удовольствие дорогое. Но с другой стороны, то, что у вас на рынке действует одна авиакомпания, – это безобразие.

Заявление Соколова о демонополизации рынка немного странное, потому что к демонополизации ведет не строительство новых аэропортов, а наличие на рынке авиаперевозок разнообразия компаний, совершающих полеты. На мой взгляд, проблема не в короткой взлетно-посадочной полосе, а в том, что другие авиакомпании к вам просто не пускают, ведь те же "Эмбраеры" есть у очень многих. И не факт, что в старый аэропорт их не пускали, а в новый будут пускать.

Вообще, была бы конкуренция, было бы больше маршрутов.

 

Борис Кагарлицкий, российский социолог, публицист,

кандидат политических наук (Москва):

"Строительство дорог даст больший результат для региона"

– Строительство аэропортов считается не самым лучшим способом вложений в инфраструктуру, хотя и оказывает определенное позитивное воздействие. Модернизация или строительство нового аэропорта в любом случае создаст новые рабочие места и расширит возможности города для развития. В принципе это позитивный процесс. Но я думаю, что есть более эффективные способы вложения средств в инфраструктуру, в частности, в районные, областные дороги. Их строительство, на мой взгляд, даст больший результат для экономики региона. Вообще, все нужно делать в комплексе. Не только создавать аэропорты, но и возрождать внутреннюю авиацию, развивать транспортную, социальную, экономическую инфраструктуры.

Если говорить конкретно о Саратовской области, то строительство у вас нового аэропорта вряд ли радикально изменит ситуацию с конкуренцией на рынке авиаперевозок, потому что для этого нужно появление в регионе не двух-трех перевозчиков, а десяти. Будут у вас там две-три компании, они тоже станут монополистами.

 

Михаил Хазин, российский экономист, публицист,

теле- и радиоведущий (Москва):

"Аэропорт в черте города – это не совсем безопасно"

– Строительство или модернизация аэропортов – вещь, конечно, полезная. Вспомните, при советской власти практически во все районы из областного центра летали маленькие  "кукурузники". Это сильно облегчало взаимоотношения между территориями и позволяло цивилизации проникать в глубинку. Само по себе существование аэропорта – это источник рабочих мест, определенной технологической культуры. Но есть проблема. Дело в том, что уровень жизни населения сейчас достаточно низкий, а цены на билеты, государством более не дотированные, сильно выросли. Не исключено, что число летающих пассажиров будет не так уж велико. В этом случае аэропорты могут лечь тяжелом бременем на региональные бюджеты, если федеральный центр возложит обязанность содержания инфраструктуры аэропортов на регионы.

Сегодня из Новосибирска в Омск можно попасть либо по железной дороге, либо через Москву. И из Красноярска в Омск нужно либо двое суток ехать по железной дороге, либо лететь через Москву, хотя самолетом там от силы час времени в пути. И это клинический идиотизм, конечно. Точно нужно делать межобластные трассы.

У вас в Саратове старый аэропорт был построен в черте города. Я считаю, это не совсем правильно. Во-первых, земля в городе очень дорогая. Во-вторых, это не совсем безопасно. В-третьих, это очень сильно ограничивает развитие аэропорта, его инфраструктуры.

Многое еще будет зависеть от экономического положения. Если оно будет улучшаться и, при наличии на рынке авиаперевозок конкуренции, цены начнут снижаться, соответственно, увеличится число направлений. Если же экономическое положение ухудшится, то ничего хорошего не ждите, потому что желающих летать будет мало.

 

Илья Вайсберг, главный редактор авиационно-космического

журнала "АвиаСоюз"(Москва):

"Саратов – исторически авиационный город"

– Саратов – крупный промышленный центр, который многие годы был известен наличием одного из ведущих авиационных заводов России. САЗ выпускал военную технику, самолеты "Як-40" и "Як-42". В годы войны выпуск истребителей "Як" находился под личным контролем Сталина. Я очень сожалею, что ваш регион потерял один из главных своих брендов. Тем не менее Саратов – исторически авиационный город, которому требуется современный аэропорт. Считаю правильным решение о его строительстве.

Также хорошо, что это государственно-частный проект, так как частник, как правило, более рачительный хозяин, чем государство. Но нужно отметить, что новый аэропорт потребует больших затрат от городских и областных властей на развитие околоаэродромной инфраструктуры: дороги, отели, автостоянки и т.д. Все это будет работать на привлекательность Саратова и поможет окупить затратный проект. Потому необходимо думать об увеличении пассажиропотока. А первостепенное внимание следует уделить безопасности полетов: оснастить аэропорт современными системами управления воздушным движением, ангаром для технического обслуживания воздушных судов и другими важными объектами. 

Конечно, в вашем регионе было бы неплохо покончить с монополией одной авиакомпании. Нужно думать о создании конкуренции, которая влияет на цены. Как известно, любой аэропорт живет прежде всего за счет доходов от аэропортовых услуг. Чем больше будет летать в Саратов самолетов других авиакомпаний, не только местных, тем аэропорт будет коммерчески успешным. Этим надо заниматься уже сейчас.

 
Оцените значимость публикации:
1
2
3
4
5
Рейтинг: 4.05 Голосов принято: 19
Расскажите друзьям: Подпишитесь на нас:
 
 
 
Обратная связь

Вы можете поделиться с нами
своей новостью

Телефон: (8452) 23-03-59 или 28-60-13

E-mail: red.vzsar@gmail.com

 
все записиСлово редактора
Поиск
Архив
Обратная связь

Телефон редакции:
8 (8452) 23-03-59 и 8 (8452) 23-60-02

E-mail: red.vzsar@gmail.com

Обратная связь

Вопрос главному редактору

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите: Ctrl+Enter

Система Orphus
все голосованияГолосование
Как вы относитесь к повышению ставки налога на имущество организаций?

Всего проголосовало: 552

дискуссия (2)

 
Социальные сети
2gis