Мышиные бега

Готова ли область к еще более широкой вспышке геморрагической лихорадки?

Вопросы задавала Алиса ПАНФИЛОВА

11157

24 октября 2014, 09:00

В июне 40-летний саратовец косил траву и заразился "мышиной лихорадкой". Спасти его врачам не удалось. Всего в 2014 году в Саратовской области уже зафиксировано 372 случая заражения в пять раз больше, чем в среднем в предыдущие годы. Специалисты называют главной причиной погодные условия: из-за жары расплодились полевые мыши, 70% которых являются носителями вируса геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС). Причем эксперты прогнозируют, что в 2015 году ситуация только ухудшится.

Готовы ли областные и городские ведомства к новому сезону "мышиной лихорадки"? Сколько средств выделяется в регионе на профилактику опасного заболевания, и какие меры стоит предпринимать самим жителям? На вопросы корреспондента ИА "Взгляд-инфо" отвечает замначальника отдела эпиднадзора регионального управления Роспотребнадзора Наталья КРАСИЛЬНИКОВА.

 

Наталья Николаевна, если сравнивать цифры, можно ли в этом году говорить о резком скачке заболеваемости?

– За последние пятьдесят лет, с 1964 по 2013, в Саратовской области зарегистрировано 6556 случаев заражения ГЛПС, из которых 32 – с летальным исходом. Но по сравнению с другими регионами России нашу область нельзя назвать лидером по этому заболеванию, так как у нас все-таки степная зона, лесов мало. У нас 90% областной заболеваемости определяют восемь правобережных наиболее лесистых районов и зеленая зона Саратова. Намного тяжелей сложилось положение в Башкортостане, Удмуртии, Республике Марий Эл, Пензенской области, где более благоприятные условия для выживания мелких млекопитающих.

В Саратовской области геморрагическая лихорадка с почечным синдромом проходит циклично. Подъемы наблюдались в 1974, 1980, 1986, 1992, 1999 и 2012 годы. Самая серьезная вспышка произошла в 1986 году: тогда заразилось 2349 человек. Росту заболеваемости предшествовала высокая численность рыжей полевки – основного носителя вируса. Кстати, эти грызуны размножаются и зимой, под снегом.

В 2012-м в очередной раз выявили высокую численность переносчиков. Тогда, по сравнению с прошлым годом, уровень заболеваемости вырос в четыре раза – до 117 человек.

Сейчас от большой численности инфицированных грызунов пострадали Саратовский, Татищевский, Петровский, Аткарский, Калининский и Екатериновский районы. Но большая часть заразившихся – жители Саратова (273 человека из 372). По каждому случаю мы провели эпидемиологическое расследование. Выяснилось, что летом и осенью все заболевшие саратовцы побывали в районах с высокой заболеваемостью – в Саратовском и Татищевском районах. Люди выезжали на рыбалку, в лес за ягодами и грибами, работали в поле и на своих дачах. В многоквартирных домах никто не заражался.

В 2014 году официально зарегистрирован лишь один летальный исход: в июне в Саратове умер мужчина. До этого он перенес два инфаркта, что также усугубило его состояние. Обычно люди нормально переносят ГЛПС, а вылечившись, получают пожизненный иммунитет.

А чего ждать жителям области в 2015 году?

– Пока прогноз на осенне-зимний период не очень благоприятный. Все, что необходимо, естественно, мы сделаем, но природная очаговая инфекция – она своеобразная, ее невозможно предугадать. Что такое природный очаг? Это территория с благоприятными условиями для мышевидных грызунов, в особенности рыжей полевки. Недавно зоологические исследования провели эксперты Российского научно-исследовательского противочумного института "Микроб" и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Саратовской области", и их результаты тоже подтверждают неблагоприятный прогноз. Они отмечают, что в будущем году ожидается высокая численность грызунов-переносчиков. Связано это с тем, что после прошлой теплой зимы летом были и жара, и дожди. Получился высокий урожай желудей – хорошая кормовая база для грызунов. Все это послужило условиями для их интенсивного размножения.

На ваш взгляд, область была готова к такому скачку по ГЛПС?

– Мы живем с природными очагами на протяжении десятков лет. Постоянно проводятся научные исследования, ситуация отслеживается. О том, что прогноз неутешительный и численность переносчиков будет высокой, знали еще весной. Но, повторюсь, природной очаговой инфекцией управлять нелегко. К примеру, если в каком-то учреждении мы обнаруживаем очаг острой кишечной инфекции, то устраняются и источник этой инфекции, и факторы ее передачи. Тем самым локализуется дальнейшее распространение. Природную очаговую инфекции остановить сложнее. Большинство случаев заражения "мышиной лихорадкой" произошло в лесу. Но леса никто и никогда обрабатывать не станет, этого не делают ни в одной стране мира. Такие территории обработать нереально, да и не нужно.

Какие именно структуры отвечают за профилактику и лечение этого заболевания на областном и муниципальном уровнях?

Сейчас от большой численности инфицированных грызунов пострадали Саратовский, Татищевский, Петровский, Аткарский, Калининский и Екатериновский районы. Но большая часть заразившихся – жители Саратова (273 человека из 372). Люди выезжали на рыбалку, в лес за ягодами и грибами, работали в поле и на своих дачах. В многоквартирных домах никто не заражался.

– За профилактику, барьерную дератизацию (комплексные меры по уничтожению грызунов) отвечают муниципальные власти. На уровне Саратова – это городская администрация, в районах – руководство муниципального образования. Граждане, заболевшие "мышиной лихорадкой", получают лечение во 2-й клинической больнице Саратова, там есть профильное отделение. Вообще геморрагическая лихорадка с почечным синдромом не имеет специфического лечения. Проводится комплексное лечение для снятия общей интоксикации и другие мероприятия.

Существуют ли региональная или федеральная программа, направленная на борьбу с "мышиной лихорадкой"?

– Каких-то конкретных программ именно по ГЛПС нет. Есть подписанное в 2011 году постановление губернатора Саратовской области № 53-П "О профилактике особо опасных и социально значимых инфекций", которое периодически обновляется. И как приложение к нему – "Комплексный план профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению заболеваний геморрагической лихорадкой с почечным синдромом населения области на 2011–2015 годы". В его рамках в области выделяются средства на профилактику. Как и во всех регионах, где существует подобная опасность, проводятся двукратные барьерные дератизации, осенью и зимой. Используются отравленные приманки, яды. Обрабатывается 50-метровая зона от жилых построек, прилегающих к лесным массивам. На приграничных территориях ставятся такие преграды на пути грызунам, чтобы они не проникали в жилище.

В этом году из-за ухудшения эпидемиологической ситуации также провели заседание санитарно-противоэпидемической комиссии при правительстве области. После было издано постановление главного государственного санитарного врача региона "Об усилении мероприятий по профилактике геморрагической лихорадки с почечным синдромом в Саратовской области", по нему также предусмотрен комплекс неотложных мер. Главным остается снижение численности мышевидных грызунов.  

В 2013 году сообщалось, что на истребление грызунов бюджет выделял 4 миллиона рублей. Учитывая рост заболевания, какие средства потрачены сейчас?

Безусловно, не все мыши, которые бегут в тепло, в дома, инфицированы. В основном мигрирует домовая серая мышь. Она, конечно, может стать источником "мышиной лихорадки", но реже. Чаще опасность представляет рыжая полевка: она крупная, с рыжей спинкой и коротким хвостиком. Больший риск в селах, где небезопасные для здоровья мыши могут проникать в жилые постройки, сараи и погреба.

– По моим данным, уже выделено около 10 миллионов рублей, из муниципального бюджета – 4,5 миллиона рублей. Также истребление грызунов будет проводиться за счет средств работодателей, фермеров, владельцев турбаз, предприятий. По санитарным правилам руководители обязаны самостоятельно проводить обработку на своих объектах.

Два раза в год наша структура проводит анализ по этой проблеме, запрашиваем с территорий отчеты о том, что было сделано. Если кто-то в силу каких-то причин не выполнил все до конца, информируем губернатора. А он со своей стороны принимает меры в отношении нарушителей.

Судя по эпидемиологической обстановке, сложившейся сейчас, думаю, что пока выделяемых средств на профилактику достаточно. В государственных масштабах сложно оценить всю ситуацию, в России есть области, где никогда и никто не болел "мышиной лихорадкой". Поэтому желательно, чтобы разрабатывались программы хотя бы на уровне тех регионов, где такая необходимость существует.

Уничтожение грызунов, обработка помещений – достаточно затратная процедура. Могут ли садоводы или жители частных домов рассчитывать на финансовую помощь?

– Лишь на тех участках или в тех домах, где обнаружили ГЛПС, подобные работы проводятся за счет средств муниципального бюджета. А так жители частных домов и садоводы сами должны приобретать отравленные приманки, клеевые ловушки и тому подобное. Или заключать договор со специализированной организацией, которая проведет им обработку помещений.

На улице похолодало, и мыши стали появляться в частных домах, квартирах. Насколько они опасны, и что нужно сделать, чтобы обезопасить себя?

– Что касается городской черты. Безусловно, не все мыши, которые бегут в тепло, в дома, инфицированы. В основном мигрирует домовая серая мышь. Она, конечно, может стать источником "мышиной лихорадки", но реже. Чаще опасность представляет рыжая полевка: она крупная, с рыжей спинкой и коротким хвостиком. Больший риск в селах, где небезопасные для здоровья мыши могут проникать в жилые постройки, сараи и погреба.

Как себя обезопасить от них? Приобрести специальные клеевые ловушки или яды. Лучше использовать яды, они удобны тем, что мыши от них мумифицируются, не выделяют никакого запаха.

Какие симптомы сигнализируют о том, что человек заболел? И можно ли сделать прививку от "мышиной лихорадки"?

– Классический вариант интоксикации: поднимается высокая температура, появляются головная боль, тошнота, рвота, боли в животе. У нас в регионе заболевшие жители, как правило, сразу обращаются за медицинской помощью, поэтому практически всех удается спасти.

Никаких прививок от ГЛПС нет, никаких специфических мер также не существует. Главная профилактика – соблюдение элементарных правил гигиены. Когда вы работаете в сарае, следует надевать плотную маску. Нельзя касаться немытыми руками глаз. После лесного пути заражения, во вторую группу риска вошли те, кто занимался домашними строительными работами. Сами пострадавшие рассказывали, что когда перекрывали крыши, разбирали старые доски, видели там мышиные гнезда. Но никому в голову не пришло, что это опасно. Покурили рядом с этим местом, пообедали, грязными руками потерли глаза – и все. Возможно, у нас такой неблагоприятной статистики и не было бы, если бы все саратовцы соблюдали простейшие правила гигиены.

 

Справка ИА "Взгляд-инфо"

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом острая вирусная природно-очаговая болезнь, характеризующаяся лихорадкой, общей интоксикацией, своеобразным поражением почек и развитием тромбогеморрагического синдрома.
Вирусная природа ГЛПС была доказана еще в 1944 году. В настоящее время определены два варианта возбудителя ГЛПС. Вирус Хантаан циркулирует в природных очагах Дальнего Востока, России, Южной Кореи, КНДР, Китая, Японии. Основным носителем служит полевая мышь. Вирус Пуумала обнаружен в Финляндии, Швеции, России, Франции, Бельгии. Резервуаром его является рыжая полевка.

У мышей инфекция проявляется в виде латентного вирусоносительства. Заражение человека происходит воздушно-пылевым путем, при вдыхании высохших испражнений инфицированных грызунов. Передача вируса возможна также при соприкосновении с грызунами или инфицированными объектами внешней среды (хворост, солома, сено). Допускается возможность заражения человека алиментарным путем, например, при употреблении продуктов, которые не подвергались термической обработке (капуста, морковь и др.) и которые были загрязнены грызунами. От человека к человеку инфекция не передается.

Заболевают чаще мужчины (7090% больных), в основном наиболее активного возраста (от 16 до 50 лет). Заболеваемость характеризуется выраженной сезонностью: с января по май случаи почти не встречается, пик заражений в июнеоктябре. Инкубационный период продолжается от 7 до 46 дней (чаще всего 2125 дней). Тромбогеморрагический синдром разной выраженности развивается лишь у половины больных с более тяжелым течением ГЛПС. К характерным проявлениям болезни относится поражение почек. Возможные осложнения азотемическая уремия, разрыв почки, эклампсия, острая сосудистая недостаточность, отек легких, очаговые пневмонии.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.27 1 2 3 4 5