Протестуй или проиграешь

Чем занимаются профсоюзы, когда нарушаются права работников?

Тему изучала Анастасия ХЛОПКОВА. Фото Юрия НАБАТОВА

6370

20 марта 2015, 09:00

Две недели назад в Ершове уволили начальника районного управления образования Алексея Монченко. Уволили по пункту 5 статьи 81 Трудового кодекса – "неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание". Этот пункт часто используют, чтобы избавится от неугодных руководителей. Рядовых же работников просто сокращают – оправдываясь "нелегкой экономической ситуацией в стране".

А что же профсоюзные организации разного уровня, вроде как должные бороться за права этих самых трудящихся? Где, кроме майских демонстраций, слышны их голоса? Корреспондент ИА "Взгляд-инфо" попыталась понять, чем занимаются современные профсоюзы.

 

Война без пуль

"Забастовали все заводы, фабрики, типографии, мукомольни, электрические станции, железнодорожные мастерские, стрелочники товарных станций, служащие управления железной дороги, городской и губернской земских управ. Выпуск газет и товарное железнодорожное движение прекращено. Войск 2400 человек, остальные неказенские запасные. Вторично прошу выслать два батальона из Пензы".

Эту телеграмму губернатора Петра Столыпина министру внутренних дел России цитирует в своей книге известный саратовский профсоюзный деятель Евгений Рогожин. Размах "народного фронта" был велик: в январе 1905 года в забастовках на предприятиях по всей губернии участвовало до 10 тысяч человек. Люди возмущались увеличением рабочего дня до 12-16 часов, тяжелейшими условиями труда, невыплатами зарплаты, бесконечными штрафами. Среди трудящихся все шире стали распространяться революционные настроения. 

В начале прошлого века власть и хозяева предприятий восприняли выступления рабочих всерьез. Многие их требования были вынужденно выполнены. Так что профессиональные союзы и в Саратовской губернии, и по всей России зарождались в условиях, приближенных к боевым.  

Сегодня в регионе зарегистрировано 20 отраслевых профсоюзов, в которых состоит приблизительно 400 тысяч работающих. "Если в советское время у нас была только распределительная функция, шла раздача путевок, то сейчас приходится заниматься правовыми вопросами охраны труда, увольнениями, сокращениями. Особенно пик пришелся на девяностые годы, когда произошел развал Советского Союза", – рассказывает Владимир Соколов, профсоюзный лидер завода "Балаковорезинотехника".

В арсенале профсоюзов по-прежнему есть немало методов защиты интересов работающих людей. Все начинается с переговоров – и ими же, как признаются председатели, заканчивается. До суда доходят немногие, и совсем изредка прибегают к коллективным действиям, таким как забастовки.

Активно защищать права трудящихся профсоюзным деятелям порой мешают партийная принадлежность, депутатский статус, жесткая встроенность в вертикаль власти. В итоге, согласитесь, трудно понять: профсоюзы выступают на стороне работников или на стороне хозяев?

 

Борьба, бессилие, вязание

"Учитывая, что везде проходят массовые сокращения сотрудников, сокращение продолжительности рабочего времени, одна из важнейших задач профсоюза следить, чтобы все это проводилось на законных основаниях, было обосновано экономически. Нужен контроль за исполнением законодательства и коллективного договора", – напоминает председатель первичной профсоюзной организации энгельсского ОАО "Трансмаш" Ольга Пчелинцева. По ее словам, таких массовых сокращений на предприятии еще не было – о грядущем увольнении предупреждены более двухсот работников.

Всего в ближайшее время в Саратовской области под сокращение попадут сотрудники шести крупных компаний. В их числе и ОАО "Балаковорезинотехника", где работы лишатся 125 человек (в 2009 году было сокращено 350 человек). И если раньше на этом предприятии трудилось порядка 12 тысяч рабочих, то сейчас их насчитывается около шести тысяч.

"Понятно, автомобильная промышленность находится в упадке, заказов мало, – рассуждает Владимир Соколов. – Но мы пытаемся хоть как-то отстоять права рабочих. Вот у нас на предприятии до сих пор не принят коллективный договор. Мы ведем переговоры с руководством. Сейчас предприятия и работодатели экономят. Но при этом не хотят признать, что они экономят на рабочих. Людям снижают дополнительные отпуска, выплаты за работу во вредных условиях, другие льготы. Вот эти вопросы остаются в подвешенном состоянии, нерешенные".

Председатель вспоминает, что десять лет назад в их профсоюзе был штатный юрист. Но когда заводчан стало меньше, следом пришлось сократить и профсоюзных борцов. Теперь балаковская первичка получает правовые консультации у федеральных экспертов из Росхимпрофсоюза. Когда в прошлом году руководство предприятия пыталось сократить дополнительные отпуска – профсоюзы их отстояли.

А вот самих трудящихся отстоять гораздо сложнее, признаются председатели. "На этой неделе мы не дали сократить работника, у которого малолетние дети и один из высших разрядов. Но у предприятия нет заказов, отстоять больше людей в нашей ситуации невозможно. В таких случаях профсоюзы бессильны", – признает Пчелинцева.  

На неполную рабочую неделю в области переведены пять крупных предприятий. В их числе ОАО "Нефтемаш-Сапкон" (Саратов). По словам председатель профкома Татьяны Мальцевой, проработавшей  здесь 35 лет, никаких нарушений в этом нет. Да и сами рабочие пережидают, верят, что это временно.

А вот увольняют и сокращают, по словам профсоюзного лидера, только плохих сотрудников: "Мы разбираемся, когда кого-то увольняют. В итоге выясняется, что на самом деле это недобросовестный работник, у него есть прогулы, он приходил на работу в нетрезвом состоянии. Но тут не детский сад, таких приходится увольнять. У нас напрасно не было уволено ни одного сотрудника".

На саму сущность профсоюзов Татьяна Владимировна смотрит широко: "Жизнь на заводе состоит не только из одной работы, как-то хочется сделать жизнь людей интересней. Проводим для рабочих народные гуляния, сжигаем Масленицу, празднуем День Победы, участвуем в автопробеге в поддержку жителей Луганска. Стараемся все сами проводить, руководство не дергаем, расходуем на это профсоюзные средства. Также организуем выставки, кто-то у нас вяжет, рисует, премируем за участие в них".

Но не все коллеги-председатели разделяют оптимистические настроения Мальцевой. Многие считают, что сейчас профсоюзы должны сосредоточиться на борьбе, а не сжигании чучел по праздникам. И судя по масштабам проходящих сокращений и увольнений, бой предстоит нелегкий.    

 

Культурное наступление

Спустя сто лет многие россияне в существовании профсоюзов в том виде, в котором они действуют в стране сейчас, не видят смысла вовсе. Так, по январским опросам ВЦИОМ, 68% россиян низко оценивает роль профсоюзов в защите прав трудящихся. Эксперты объясняют: причина в том, что в новой капиталистической реальности профсоюзы не нашли своего места. На Западе они занимаются защитой интересов трудящихся, российские же в большинстве своем этого не делают. А советская система, при которой профсоюзы были своего рода подразделением администрации предприятия, давно исчезла.

"Не случайно профсоюзы занимают последнее место в рейтингах и опросах, за последние годы мы сильно сдали, – соглашается Александра Плеханова, председатель профсоюза работников образования Ершовского района, профкомовец с сорокалетним стажем. – Дело в том, что чиновники проглотили профсоюзы. Возможно, у нас в регионе это произошло из-за того, что саратовское движение в 2011 году вошло в "Народный фронт". Хотя, казалось бы, наоборот, сильней должны стать после этого. А нет, проглотили нас".

Несмотря на негативную оценку ситуации, председатель областной организации Российского профсоюза работников культуры Вера Дмитриева считает, что сейчас профсоюзные организации актуальны как никогда: "Вы разве не видите, как сегодня обостряются интересы между трудом и капиталом? Помните заявление Михаила Прохорова трехгодичной давности, когда он говорил о необходимости внести изменения в Трудовой кодекс, предлагал увеличить рабочий день, упростить процедуру сокращения? Именно профсоюзам удалось не пропустить этот законопроект в Госдуме".

На региональном уровне местные профсоюзные председатели ведут свои бои за рабочий класс в областной думе. Например, рассказывает Дмитриева, в течение двадцати лет профсоюзы культуры добивались единой ставки за норму часов для педагогов в музыкальных школах.

"Сделали, как в школах, ставку увеличили. Но проблема в том, что фонд оплаты труда в отрасли культуры в последнее время занизили даже по статье "образование". Выходит, решение вступило в силу 10 марта, а денег на его выполнение нет. В Саратове, к примеру, не хватает 25 миллионов рублей. При этом по закону во время учебного года сокращать педагогов нельзя. Возникает вопрос: о чем думало министерство культуры, когда сокращало фонд оплаты труда по школам искусств?" – удивляется Вера Николаевна.

По предварительным данным, в 2015 году региональную культуру ожидает  резкое сокращение фонда оплаты труда. На доведение средней зарплаты учителей музыки и клубных работников до плановых показателей не хватает более 1,2 миллиарда рублей. Об этом председатель профсоюза предупреждала министра Светлану Краснощекову и спикера областной думы Владимира Капкаева еще осенью прошлого года. Но никакого ответа Дмитриева так и не получила.

Впрочем, чиновники пошли стандартным путем. Из районов поступает информация о массовых сокращениях. К примеру, такая культурная политика проводится в Калининске, и рядовые сотрудники подтверждают эти слухи. Даже начальник отдела культуры Калининского муниципального района Валентина Коробченко эту информацию не опровергает. "Еще в ноябре сообщали о сокращениях", – коротко ответила чиновница, добавив, что все вопросы согласовываются с главой администрации.

Увы, в районах чиновники полностью взяли власть и к возражениям профсоюзов не прислушиваются. "Вообще перестали бояться нас. Я за сорок лет выработала свои дипломатические методы, где-то авторитетом, а где-то уговорами действую. А так… чиновники перестали считаться с профсоюзами", – еще раз повторяет Александра Плеханова из Ершова.

        

Пятый пункт

Большинство представителей местных профсоюзов называют в качестве одной из причин своего бессилия несовершенство российского законодательства в сфере деятельности самих профсоюзов и трудовых отношений.

Так, руководители районных администраций часто пользуются пунктом 5 статьи 81 Трудового кодекса – "неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание".

"У нас был пример, когда по этой статье увольняли начальника районного управления образования в Красном Куте, но нам удалось восстановить ее в суде, – говорит  главный правовой инспектор труда областной организации Российского профсоюза работников народного образования и науки Татьяна Гордеева. – Потом ее уволили правильно, по сокращению. А сначала хотели по статье, чтобы человек ничего не получил. Сейчас по пятому пункту уволили начальника управления образования Ершовского района Алексея Монченко. Мы будем представлять его интересы в районном суде, если нас не устроит решение, то и в областном. По нашему мнению, его уволили незаконно. Мы считаем, что и все его пять выговоров также подлежат отмене".

Александра Плеханова вспоминает историю первого увольнения в Ершове по "пятому пункту": кого-то "сверху" не устраивала директор школы № 4 Лариса Зубарева.

"Уговорами я отстояла ее на год, но на нее шло давление, она не выдержала и написала заявление по собственному желанию. Мне не нравится это давление сверху. В основном по этой статье как раз и убирают директоров и начальников, как сделали с Монченко", печально констатирует руководитель Ершовского профсоюза работников образования.  

Ссылаясь на ранее предъявленные выговоры, 6 марта глава администрации района Светлана Зубрицкая все-таки расторгла договор с Монченко. В ближайшие дни он собирается обжаловать это решение в районном суде.

"Оснований для моего увольнения, я считаю, нет, – говорит Алексей Михайлович. Если посмотреть на мои дисциплинарные взыскания, они идут подряд: 6 ноября, 4 февраля, 18 февраля, 27 февраля, 6 марта. Практически каждую неделю. На мой взгляд, это делалось специально, чтобы от меня избавиться".

Впрочем, председатель Федерации профсоюзов региона, депутат областной думы от "Единой России" Михаил Ткаченко убежден: экс-начальника уволили на законных основаниях. "Я разбирался в ситуации и разговаривал с Зубрицкой. К нему были претензии. А всех подряд мы не защищаем! Пусть обращается в профсоюз", сформулировал главный профсоюзный деятель области корреспонденту ИА "Взгляд-инфо".  

На наш вопрос, не считает ли областная Федерация профсоюзов, что власти на местах слишком часто пользуются уловками в законе, Ткаченко ответил однозначно: "Никто этим не пользуется. Все в рамках закона. Слишком много говорят, и все надуманно. У нас есть юристы, они разбираются с этим. Кого-то восстанавливаем, кого-то нет".

 

Просто добавь борьбы

Вообще, история с Монченко это тот случай, когда чиновник просто не вписался в систему. Он шестнадцать лет проработал учителем в школе, последние три с половиной года был начальником управления районного образования. Член профсоюза, а в недавнем времени еще и инспектор по охране труда.

По словам Монченко, у него разошлись взгляды по вопросам руководства с главой администрации района: "Ситуация начала нагнетаться из-за поставок продуктов в детские сады и школы. В 2011 году 90% продуктов поставлялись различными предпринимателями, и лишь маленькая доля такими организациями, как ПК "Авангард", ООО "Престиж" и ООО "Кооператор" их учредителем, как я предполагаю, является сестра Зубрицкой. Сегодня, напротив, 90% поставок продуктов поручены как раз этим трем компаниям. Кроме того, глава периодически просила перечислить фирмам сестры деньги. Теперь она их перечисляет напрямую и ни с кем это не согласовывает".

Кроме этого, недавно Алексей Михайлович, по его словам, обнаружил в школьных столовых просроченные продукты от этих же компаний. И не стал молчать. Как итог – увольнение. 

Руководству администрации, по словам Монченко, не понравилось и то, что он следил за качеством строительных работ в учебных заведениях. О нарушениях строителями контракта он также говорил Зубрицкой. Еще, со слов экс-начальника, летом районный бюджет выделил почти полтора миллиона рублей для поставки товаров на школьные оздоровительные площадки: "Но деньги перечислили вроде как только компаниям сестры Зубрицкой, а остальным мы так и остались должны. А ведь президент России в антикоррупционном послании говорил товарищи чиновники, прекратите закупать товары и услуги у своих родственников!".  

В прошлом году Монченко выиграл дело в Саратовском областном суде по жалобе регионального управления Россельхознадзора. С него хотели взыскать штраф в 30000 рублей за "неправильную перевозку молока в дошкольные учреждения". Монченко удалось доказать, что за это отвечает поставщик, а не управление образования.

После этого в районном суде начался процесс по выговору "за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения, выразившегося в ненадлежащей организации контроля за техническим состоянием школьных автобусов в соответствии со школьным маршрутом".

Алексей Михайлович изумлен: "Говоря о состоянии школьных маршрутов, я так понимаю, подразумевают состояние дорожного покрытия. Но я не отвечаю за это! А в документе говорится, что в Ершове и Перекопном много ям, от Ершова до Семено-Полтавки тоже все дороги в ямах. Хотя по этим направлениям у нас вообще нет школьных маршрутов. Такое ощущение, что прокуратуре дали задание найти что-нибудь на меня, вот они и ищут".

Кстати, как стало известно нашему информагентству, недавно заявление по собственному желанию написала руководитель МУ "Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений" Ершовского района Ольга Смышляева. Люди говорят просто: ее попросили уйти.

"Я по натуре борец и пойду до конца. Я верю в силу профсоюзов", – говорит Алексей Монченко. Он не согласен с утверждениями социологов о том, что нынешнее профсоюзное движение – не лучшее наследие советского прошлого.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.32 1 2 3 4 5