Ленинская автономия

Что связывает крупнейший район Саратова с центром города

Из дома на работу ездила Елена БАЛАЯН. Фото автора

9368

5 мая 2015, 09:00

О том, как по Саратову непросто передвигаться – из-за пробок, плохих дорог, узких улиц – написано много. Но написано в большей степени о городе в целом. Мы же решили исследовать отдельно взятый Ленинский район, который по всем параметрам настолько отдельный, что его впору переименовывать в Ленинскую автономную республику. Ленинский становится сепаратистом поневоле: добраться из него в центр труднее, чем даже из Заводского.

Район огромный, густонаселенный, имеющий весьма отдаленные поселки вроде Сокола и Жасминки, которые обычно называют краем цивилизации. И это действительно так. Транспорта в городе с каждым годом становится все больше, а в плане дорожных развязок и строительства новых дорог Ленинский почти не развивается. Поэтому уехать из него становится все труднее. Может быть, проще перенести сюда какие-то основные атрибуты центра и больше из района не выезжать?

Корреспонденты ИА "Взгляд-инфо" сели на автобус, маршрутку, автомобиль и проехали по основным направлениям, соединяющим Ленинский с центром. Этот репортаж готовился еще в апреле, но ситуация не поменялась. А в дни массовых дачных отъездов-приездов стала даже хуже.

 

Понедельник. 10.00. 75-я школа – ул. Комсомольская. Автобус маршрута № 11

В этот понедельник случается чудо – утром я добираюсь из Ленинского на работу без единой пробки и без единой аварии. Это действительно невероятная редкость. Обычно я еду на работу на 11-м автобусе, а проспект 50 лет Октября, как известно, стоит почти в любое время суток, особенно, конечно, в час пик. Пробки могут начинаться уже на кольце НИИ (я выезжаю с района 75-й школы) и продолжаться до Стрелки.

Зимой улица встает намертво, и тогда путь в центр становится адом. Люди выходят из автобуса и пытаются втиснуться в трамвай, который тоже ходит далеко не всегда и часто ломается. Потом из трамвая вновь пересаживаются в автобус – так порой, чтобы добраться до работы, приходится менять три транспорта. Иногда доедешь до офиса и понимаешь: сил работать уже нет.

Но в редкие дни жителям Ленинского везет. И на этот раз расстояние от 75-й школы до перекрестка Московской и Комсомольской я пролетела минут за сорок, в то время как чаще приходится тащиться от часа до полутора. Полтора часа туда, полтора часа обратно – итого три часа жизни только на дорогу. И так каждый день.

Движение по проспекту 50 лет Октября затрудняет не только большое количество транспорта, но и множество светофоров, и явная нехватка подземных пешеходных переходов. Сегодня такие есть на 3-й Дачной, у Торгового центра, на 2-й Дачной и Вишневой. Аварии на проспекте случаются ежедневно, что еще больше тормозит транспортный поток, который не становится меньше, несмотря на наличие параллельной улицы Шехурдина.

Автолюбители объезжают 50 лет Октября как могут (а пассажирам общественного транспорта деваться некуда – других путей в центр нет). Кто-то из водителей сворачивает на Шехурдина, кто-то поднимается наверх на Лунную, к лесу, и, преодолев самый застойный отрезок от 3-й Дачной до Стрелки, спускается к бывшему химучилищу.

Некоторые маршрутки тоже стараются маневрировать. Порой, когда по 50 лет проехать совсем невозможно, они сворачивают в районе 1-й Дачной на параллельную верхнюю улочку и проезжают отрезок до Стрелки по ней, минуя основную пробку. Автобусы большой вместимости такое себе обычно не позволяют.

Итак, время в пути – 40 минут (вместо обычных часа-полутора). Это, повторюсь, чудо.

 

Вторник. 9.30. Ламповая – Ипподромная – Черниговская – Танкистов – Комсомольская. Автомобиль

Чтобы по максимуму избежать пробок, которые в Ленинском начинаются уже с семи утра, выезжаем в 9.30 – в надежде, что поток едущих на работу должен схлынуть. За исходную точку берем улицу Ламповую (район 75-й школы), наша цель – Комсомольская, 52, где находится редакция. Улица Ламповая разбита вдребезги и усеяна мусором, несмотря на то, что здесь расположены детсады и детская поликлиника.

Поворачиваем на Осеннюю, где находится школа. Здесь картина еще печальнее, посредине дороги зияющая дыра. Наш редакционный водитель Володя – человек добродушный. Он не ругается, а просто объясняет: вот сейчас мы можем остаться без бампера. Но все-таки находит возможность дыру объехать.

Выезжаем на проспект Строителей и на кольце НИИ сразу попадаем в пробку. "Придется ехать дворами, все лучше, чем здесь стоять", – решает Володя, и мы разворачиваемся. И снова попадаем на разбитый вдребезги участок проспекта Строителей – одной из самых разрушенных улиц в Ленинском районе и, наверное, во всем городе. Провал занимает всю дорогу, так что его и не объедешь. Приходится трястись прямо по нему.

Поворачиваем на Центральную – затрапезную улочку, ведущую вглубь жилого сектора. Здесь вся дорога залита водой, которая стоит, никуда не стекая. Володя, который только что помыл машину, начинает злиться: "Нашел, блин, улицу Центральную! Лучше бы на НИИ в пробке стоял".

Но деваться уже некуда. Выезжаем на не менее затрапезную Куприянова, всю усеянную колдобинами, как после бомбежки. Плутаем дворами, как партизаны, и выезжаем на Ипподромную, которая на отрезке рядом с полицией Ленинского района тоже разбита. Впрочем, как и почти по всей своей длине.

Но вот мы попадаем на Черниговскую – улицу, соединяющую район 3-й Дачной с районом Молочки, и понимаем: что-то с этой дорогой не так. Что именно? А вот что – она оказывается совершенно ровная. Долго не можем понять, в чем дело: откуда здесь, в этих краях, может быть такая образцово-показательная дорога? 

Володя предлагает объяснение: "Видишь, какие тут коттеджи? Понятно, кто тут живет. Такой включит свою улицу в какую-нибудь дорожную программу, так сразу все и отремонтируют. Дорога замечательная, "сотню" можно ехать".

Мы разворачиваемся и снова попадаем на разбитый вдребезги участок проспекта Строителей – одной из самых разрушенных улиц в Ленинском районе и, наверное, во всем городе. Провал занимает всю дорогу, так что его и не объедешь. Приходится трястись прямо по нему.

Довольно неплохо выглядит и улица Танкистов, на которую мы выезжаем с 1-го проезда Танкистов. Но дальше мы делаем ошибку и вместо "козьей улочки" (так Володя называет никому не известные хитрые улочки, по которым можно быстро добраться до центра, минуя пробки) едем по Танкистов к Сенному. Здесь из-за обилия светофоров и пешеходных переходов нас ждет неминуемая пробка, от которой на этом участке никуда не денешься в любое время суток. Как и от пробок на Астраханской.

Чтобы не повторять ошибок, сворачиваем на Кутякова. Ехать по ней не намного легче: улица уставлена припаркованным транспортом. "Тут вот, видишь, менты свои тарантаски поставили, а там дальше – торгаши", – комментирует златоуст Володя участки дороги рядом с городским МВД и оптовым рынком. Пересекая Вольскую, видим, что она в это время суток вся стоит.

К редакции подъезжаем в 10.15. Время в дороге 45 минут. Пока наш водитель, словно по серпантину, лавировал между разбитыми участками, меня ужасно укачало.

Кстати, конечный отрезок пути по состоянию дорожного полотна оказался почти таким же "эффектным", как исходный. Прямо посередине перекрестка Комсомольской и Челюскинцев провалился люк, который заткнули картоном и досками – живописная картина. По обеим сторонам выбоины, засыпанные щебенкой. И в двух местах в нашем квартале на Комсомольской провалился асфальт, словно туда упала бомба. Водители, паркуясь, стараются не попасть в яму колесом.

По забавному стечению обстоятельств, не успели мы зайти в редакцию, как приехали рабочие и залили асфальтом две выбоины на Челюскинцев. Так бы всегда!

 

Вторник. 15.00. Комсомольская – Юбилейный – Солнечный. Автомобиль

Этот маршрут подходит тем, кому надо добраться в поселок Солнечный, минуя забитый пробками центр. Мы будем ехать по новой дороге, которая соединяет Юбилейный с Солнечным. Наш водитель считает, что это было очень правильное решение, рациональное – построить дорогу, которая соединила между собой два поселка с населением около 100 тысяч человек в каждом и хоть немного разгрузила центр.

Но если ваша цель не Солнечный, а скажем, 3-я Дачная, смысл поехать по этому маршруту иногда тоже есть. Путь хотя и гораздо более протяженный, но если Шехурдина и 50 лет Октября стоят, в итоге можно сэкономить время. Даже если вы и накрутите лишних 5-6 километров.

С Комсомольской доезжаем до Октябрьской, которая почти вся покрыта колдобинами и участками, засыпанными щебенкой, кружим по мелким улочкам и сворачиваем на почти великолепную Большую Затонскую. "Еще бы, здесь у нас глава города к себе домой ездит. Он для себя ее и сделал", – объясняет причины великолепия догадливый водитель.

Дорога до Юбилейного идет почти как серпантин, сам Юбилейный проскакиваем без препятствий – здесь и дорога хорошая, и пробок почти нет. Володя рассказывает, что раньше на въезде в поселок была одна дорога, "все толкались в овражке на узкоколеечке", потом сделали две, каждая с односторонним движением. В итоге никто никому не мешает.

У Володи вообще взгляд на дороги более оптимистичный, чем у рядового пессимиста-саратовца. Лет десять назад было еще хуже, считает он: "Раньше и в Юбилейный попасть было невозможно, и в Солнечный.  Я когда таксовал, в Юбилейный за день ездил пять-шесть раз. Стоял на Радищева – Кутякова. Потом 800 метров проезжал до Соколовой, а дальше все – по Мясницкой ехал уже на первой и так до конца. Часа полтора".

По мнению водителя, политика строительства дорог у нас правильная: "Дорога на Солнечный помогла разгрузить центр. Сейчас по городу стало проще передвигаться, несмотря на то, что машин стало больше".

Выезжаем на дорогу, ведущую на Гуселку и Кирпичный завод. Дорога не новая, гладкой ее явно не назовешь. Но в одном месте нам даже встретились рабочие-ремонтники с техникой. Едем со скоростью 30 км в час. А по новой трассе идем уже 100 – редкое ощущение для города. Она двухполосная, покрытие отличное. Можно было срезать и поехать по дороге, ведущей к Перинатальному центру, оттуда на Молочку и в Солнечный.

Выезжаем на дорогу, ведущую на Гуселку и Кирпичный завод. Дорога не новая, гладкой ее явно не назовешь. Но в одном месте нам даже встретились рабочие с техникой, которые ремонтировали один из участков. Едем со скоростью 30 км в час. А по новой трассе идем уже 100 – редкое ощущение для города. Она двухполосная, покрытие отличное. Можно было срезать и поехать по дороге, ведущей к Перинатальному центру, оттуда на Молочку и в Солнечный. Но мы решили не плутать и ехать прямо.

Доезжаем до Солнечного за 20 минут, проехав 17 км. Если бы поехали прямым путем, уложились бы в 13 км, но ехали бы час. Впрочем, скорость нашего прибытия объясняется еще и тем, что мы ехали не в час пик.

В Солнечном дороги относительно неплохие, видимо, потому, что и сам поселок сравнительно новый. Границу между Солнечным и 6-м кварталом можно угадать по разнице в качестве дорожного полотна, которое резко падает. 

На перекрестке Антонова и проспекта Строителей пробка – машины никак не разъедутся. Здесь так всегда, поскольку в одной точке сходится сразу несколько дорог. "Это еще что! В Москве на Таганский сходятся шесть или восемь проспектов. Представляешь, какой перекресток? Не ту полосу занял, уже на другой проспект попал", – комментирует неунывающий Володя. 

В 15.40 мы на Ламповой. Время в пути – 40 минут.

 

Четверг. 10.30. 3-я Дачная – Лунная – "пьяная" Курдюмская – Комсомольская. Автомобиль

Решаем опробовать еще один маршрут, по которому можно из Ленинского добраться в центр. От 3-й Дачной вместо 50 лет Октября проехать по Лунной. По Лунной есть смысл ехать, когда проспект стоит. Стоит он отчасти и сейчас, в 10.30 утра, поэтому сворачиваем на Одесскую и поднимаемся вверх, к лесу.

Лунная улица не из образцово-показательных, ямы на ней есть, как и на многих других, но для передвижения в целом пригодна. Чего не скажешь о следующей улице – Курдюмской. В простонародье ее еще называют "пьяной улицей" – другой такой в Саратове, кажется, нет. Это собственно и не улица, а сплошные колдобины. После езды по ней чувствуешь себя словно с похмелья – народ наш, как всегда, оказался в метафоре прав.

Не каждый водитель решится на такое путешествие, многие пожалеют машину и предпочтут стоять в пробке. Но жителям окрестных домов – а тут и несколько многоэтажек, и частный сектор, весь овраг заселен домами – выбирать не приходится. А ведь если этот участок дороги сделать по-человечески, это поможет 50 лет Октября немного разгрузить. По крайней мере, легковые автомобили уйдут сюда, для общественного транспорта останется больше места. Но если на узком участке Курдюмской случается авария, то все, проехать уже невозможно, как невозможно разминуться, например, со встречным грузовиком. По Курдюмской едем на первой скорости. Спускаемся на Волгоградскую и оттуда, мимо бывшего химучилища, на 50 лет Октября. "Вот так люди и мучаются. Я ж говорю, быстрее не получится. Лучше сюда не влезать, по нормальной дороге ехать, она, по крайней мере, прямая", – итожит Володя.

Дальше Большая Горная. На перекресток с Астраханской не едем – там, у Сенного, сходятся несколько дорог, каждая регулируется светофором, и всегда пробки. Поэтому наш выбор – Университетская и далее Соколовая. Выбор оказывается правильный, проезжаем относительно легко. Володя предполагает, что все дело в светофорах на Соколовой, которые настроены хорошо, поэтому машины успевают быстро проскочить. "Без пробок ни в одном городе не проедешь, проблемные места в любом городе есть", – умиротворенно рассуждает он.

Приехали в 11.20. Сорок минут в пути.

 

Пятница. 10.00. Ленинский – центр. Маршрутки

Ездить из Ленинского района в центр города на маршрутках нецелесообразно, по крайней мере тем, кто живет от 3-й Дачной и далее до 6-го квартала и поселка Солнечный. Ни одной прямой маршрутки, которая соединяла бы эти микрорайоны с центром, нет. Люди поговаривают, что владельцы 11 и 53 автобусов, имеющие отношение к руководству города, монополизировали эти направления и не пускают на маршрут ни одну газельку, уж слишком он прибыльный. Все маршрутки идут, как правило, до 3-й Дачной, дальше вам нужно снова пересаживаться.

Особенно сложно тем, кто живет в Поливановке и не имеет собственного авто. Чтобы добраться до Октябрьского или Заводского районов, людям приходится делать не меньше трех пересадок: на трамвае № 4 до 6-й Дачной, оттуда на трамвае № 3 до центра и там уже дальше на автобусе. Можно из Поливановки сесть на  маршрутку № 46 и доехать сразу до 3-й Дачной, минуя 6-ю. Но сесть удается не всегда, в час пик маршрутки забиты.

Ни одной прямой маршрутки, которая соединяла бы эти микрорайоны с центром, нет. Люди поговаривают, что владельцы 11 и 53 автобусов, имеющие отношение к руководству города, монополизировали эти направления и не пускают на маршрут ни одну газельку, уж слишком он прибыльный. Все маршрутки идут, как правило, до 3-й Дачной, дальше вам нужно снова пересаживаться.

Я сажусь на улице Шехурдина (район 68-го поселка) на маршрутку № 75, идущую на вокзал. Этим маршрутом пользуются люди, живущие в районе ВСО и в Елшанке. Тоже два крайне отдаленных от центра поселка с убогой транспортной системой.

В десять утра 75-й маршрут забит людьми. Я какое-то время вишу на подножке, пока на 3-й Дачной салон наполовину не пустеет. (Сознательно избегаю езды в час пик: в восемь-девять утра добираться из района – сплошное мучение). Микроавтобус маленький и потрепанный, как и большинство машин на этом маршруте. Ездить в таких я стараюсь как можно реже, уж слишком сильно ощущение бедности и "совка".

Все-таки плюс 11-го и 53-го автобусов в том, что они относительно комфортные, вместительные, часто удается даже присесть, а не ехать стоя. Их маршруты довольно протяженные: 11-й идет из Солнечного до Музейной площади, 53-й поворачивает с Московской на Чапаева и курсирует в Заводской район. Что и говорить, владельцы этих маршрутов наверняка хорошо зарабатывают.

На 50 лет Октября традиционная пробка, куда без нее. В 10.40 выхожу на Астраханской–Московской. Автобус дальше идет на вокзал, а я пересаживаюсь у СГУ на энгельсский автобус и тоже с пробками, которые на Московской стали обычным делом, особенно от Астраханской до Чапаева, доезжаю до Комсомольской. Всего трачу на путешествие час. Это еще терпимо.

 

Пятница. 18.30. Комсомольская – Шехурдина – 75-я школа. Автомобиль

Едем по Челюскинцев до Радищева и выруливаем на Кутякова. Чтобы избежать традиционного затора, который поджидает нас на отрезке между Чапаева и Астраханской, от Кутякова сворачиваем вниз на Горького. Пересекаем улицу Гоголя, едем без пробок до Соколовой. Второй редакционный водитель Сережа говорит, что это самый оптимальный маршрут до Ленинского в это время.

На отрезке Соколовой между Рахова и Пугачева ремонтируют дорогу. У нас это вызывает бурю эмоций: дыры в асфальте застарелые, в прошлом году на протяжении четырех месяцев Волжская ТГК ремонтировала здесь теплотрассу. Потом трубы закопали и положили асфальт, но он был такого качества, что уже через месяц от покрытия осталось одно воспоминание. И вот, спустя полгода, брешь в асфальте наконец ремонтируют.

Вооружившись неожиданным позитивом, с Соколовой сворачиваем на Танкистов. Можно было бы поехать по Соколовой дальше и добраться прямо до Воскресенского кладбища. Но Сережа говорит, что в районе Железнодорожной и Крайней всегда пробки, поэтому мы предпочитаем сделать крюк, но заторов избежать. Нам это удается: на этом отрезке пути нет светофоров, машинам не нужно притормаживать.

С Танкистов сворачиваем на "секретную" Большую Садовую, по которой, как утверждает Сережа, ездят немногие водители: "Раньше вообще никто не ездил, а сейчас уже многие узнали, что есть такая улица. Дорога здесь, конечно, отвратительная, зато доезжаешь быстрее, хотя и приходится на кочках притормаживать. Еще непонятно к чему "лежачего полицейского" установили. Тут Лицей гуманитарных наук, но он все-таки намного дальше".

Выезжаем снова на Соколовую, минут десять из-за крюка мы сэкономили.

Снова попадаем в пробку, которую уже никак не объедешь, кроме как по 50 лет Октября, но там ситуация еще хуже, все стоит намертво. Медленно, но движемся – со скоростью 20-30 км в час. В районе Воскресенского кладбища пробка рассасывается, дальше едем быстрее. Следующая пробка ожидается только на кольце НИИ.

Соколовая переходит в Шехурдина – одну из немногих улиц в Ленинском районе, по которой можно ехать. На развязке у Ипподромной все немного притормаживают – за ней начинается проспект Строителей. В районе 3-й Дачной мы в 18.52. Доехали за 22 минуты – космическая для Ленинского скорость! Маршрут, пролегающий через Шехурдина, оказывается самым удачным. Рекомендуем всем.

 

Электричка или дирижабль?

По словам Оксаны Зеленской (мы разговорились с ней в 75-й маршрутке), живущей в районе магазина "Ява", электричка для Ленинского – настоящий выход: "Когда я работала в центре, ездила утром только на ней. Садилась в районе остановки Молодежный, под мостом. Здесь и электрички, и поезда останавливаются. Я садилась на ту, которая в 10.20, из Балашова. Двадцать минут и ты на железнодорожном вокзале. Потом эту электричку отменили. Но недавно, после того, как житель Балашова в ходе прямой линии пожаловался президенту, пообещали восстановить. Если бы не электрички, не представляю, как бы я добиралась. Особенно зимой".

Стоимость проезда на электричке немного дороже, чем на автобусе: полный тариф – 23 рубля, льготный – 11.50. Зато едешь с ветерком и никаких пробок. Конечно, если вы не работаете на железнодорожном вокзале или в его окрестностях, то вам придется пересаживаться на транспорт, который идет в центр. Но все равно в итоге получается быстрее.

Кроме того, некоторые электрички останавливаются не только на вокзале. Есть еще станция Саратов-2. Екатерина Тихонова живет в Ленинском, а работает в районе Магистрали. В последнее время девушка ездит только на электричке, весь путь у нее занимает сорок минут, даже на другой транспорт не надо пересаживаться.

"Я приезжаю на работу без десяти девять. Это рановато, но электричек мало, поэтому приходится подстраиваться под те, что есть. В любом случае ехать на них гораздо быстрее и приятнее, чем на автобусе. Никто тебе не хамит, не толкает, на ноги не наступает – совсем другая атмосфера. В электричках едут в основном одни и те же люди и на завод едут, и те, кто работает в железнодорожной больнице. Все уже друг друга знают. Не знаю, что бы делала, если бы не было электрички", – говорит Екатерина.

Возможно, ситуацию могло бы спасти строительство новых дорог, давно они у нас в Саратове не появлялись. Но сегодня это утопия: в Год дорог у города нет денег даже на ремонт старых, не то что на строительство новых. Про скоростной трамвай тоже, судя по всему, можно забыть как о прекрасном, но несбыточном сне.

Но, по счастью, нашлись в нашем городе светлые головы, предложили выход. А именно – доставлять пассажиров в отдаленные районы с помощью... дирижаблей. Представляете себе такие летающие штуки? В СГТУ знают толк в инновационных способах. Да, собственно, где в Саратове еще передвигаться, как не по воздуху. Пока пробок нет только там.

Похоже, все-таки быть Ленинскому району с его 273 тысячами населения "автономной республикой", отрезанной от остального города. Другого пути нет?

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.66 1 2 3 4 5