Личности в теле

Самое известное медийное лицо саратовского телевидения

Координатор проекта Анастасия ХЛОПКОВА

9612

25 мая 2015, 09:00

В прошлом выпуске традиционного проекта "Взгляд-эксперт" мы озадачили наших экспертов непростым вопросом: какие исторические события, кроме Дня Победы, способны сплотить и вдохновить россиян? По итогам в первую тройку вошли полет Гагарина в космос, отмена крепостного права и "окно в Европу" Петра I.

На этот раз мы решили обсудить тему более близкую Саратову, точнее, саратовским телезрителям. И попытаться определить: кто из тех, кого мы видим на экранах в роли корреспондентов или ведущих популярных программ на разных каналах, является сегодня лицом регионального телевидения? И если из представителей старой школы выбирать было легко, то с молодыми и талантливыми, как выяснилось, не все так просто…

Напомним, что с помощью экспертов мы еженедельно определяем и публикуем рейтинги социальных объектов, а также саратовских чиновников, депутатов, политиков, общественников, деятелей культуры.

 

Рейтинг составляли эксперты:

1. Светлана Бакал – первый заместитель министра информации и печати области.

2. Александр Блонский – главный редактор интернет-телевидения "TVSAR".

3. Лидия Златогорская – председатель регионального отделения Союза журналистов РФ.

4. Светлана Корсукова – пресс-секретарь министерства промышленности и энергетики области.

5. Алла Лосина – депутат Саратовской областной думы.

6. Евгений Музалевский – журналист, преподаватель ИФиЖ СГУ.

7. Нина Попова – начальник управления правительства области по взаимодействию со СМИ.

8. Валерий Прозоров – заведующий кафедрой общего литературоведения и журналистики ИФиЖ СГУ.

9. Михаил Сычев – начальник отдела по связям со СМИ администрации Саратова.

10. Борис Шинчук – министр – председатель комитета общественных связей и национальной политики области.

 

В первую тройку известных персон саратовского телевидения вошли:

1. Григорий Вингурт

2. Дмитрий Худяков

3. Александр Динес

 

Место

Телеперсона

Коэффициент

1

Григорий Вингурт

1,8

2

Дмитрий Худяков

2,7

3

Александр Динес

3,2

4

Светлана Бородич

4,6

5

Александр Лысухин

6,7

6

Ирина Романова

8,3

7

Лилия Матвеева

8,7

8

Анна Головчинская

8,8

9

Илья Леонтьев

9,8

10

Роман Гальперин

11,2

11

Ольга Маркова

11,3

12

Мария Карманова

11,8

12

Наталья Шевченко

11,8

13

Мария Медичи

12,2

14

Юлия Конькова

12,5

15

Елена Губенкова

13,1

16

Сергей Грешнов

14

17

Ирина Пегусова

16,7

18

Александр Макеев

18,4

19

Павел Ерофеев

18,5

 

Нина Попова, управление правительства области по взаимодействию со СМИ:

– Составить рейтинг оказалось непросто. В предложенный список были включены ведущие информационных, познавательных программ, корреспонденты. В каждом отдельном случае жанр определяет стиль телевизионного общения: где-то нужна краткость и лаконичность, а где-то надо показать широту знаний и творческое видение.

Безусловно, лидерство по узнаваемости тележурналистов принадлежит коллективу ГТРК "Саратов" в силу многопрофильности их медиапроектов – от новостных и информационно-публицистических до развлекательных. Истинная зрительская популярность, конечно, остается за мэтрами саратовской журналистики: мудрым и ироничным Григорием Александровичем Вингуртом, талантливым Александром Динесом, остроумной и эрудированной Светланой Бородич.

В целом, каждый региональный телеканал имеет профессионалов, выделяющихся своей индивидуальностью, своим почерком. Недаром саратовская телевизионная школа известна далеко за пределами области и давно уже стала признанной кузницей кадров для федеральных каналов. Многие наши корреспонденты, начинавшие свой профессиональный путь в различных телекомпаниях, стали топовыми ведущими, журналистами популярных телепроектов. И это своеобразный стимул для молодежи, которая видит себя в тележурналистике.

 

Лидия Златогорская, Союз журналистов области:

– В предложенный список я бы добавила еще несколько тележурналистов, безусловно, профессиональных и узнаваемых: Алексея Лощинина, Дмитрия Зайцева, Татьяну Кожокару, из старой гвардии ГТРКовцев – Анну Ховайко и Наталью Махаличеву.

Мне нравится, как работают молодые журналисты, особенно в жанре репортажа: лаконично, выразительно, о главном. Они пока не так узнаваемы, как, скажем, Вингурт-старший, Александр Динес, Ирина Романова, Светлана Бородич, Александр Лысухин, но слава их найдет! У них есть энергетика, умение о многом рассказать в единицу времени, культура речи, обаяние, позитив. Выделяю Юлию Конькову, Лилию Матвееву, Сергея Грешнова, Анну Головчинскую, Марию Карманову, Ольгу Маркову, Наталью Шевченко. Но всех ранжировать я не буду, простите.

У каждого из них свой стиль – от слова до поведения в кадре. Заметна работа над формами подачи видеоматериала, синхронизированного с текстом автора. В этом здоровом соревновании право называться лучшим действительно завоевывают лучшие: продукт творчества на виду.

Сейчас в новостных выпусках все больше прописывается деловой стиль. Без эмоций, со скоростью ракеты произнесенный текст. Многим кажется это оправданным и рациональным – таково время, телевидение должно поспевать за ним. Но как ни странно, люди все равно тянутся к тем, кто за этой скороговоркой времени успевает остановиться, оглянуться, увидеть, взволноваться и передать свои эмоции другим.

Вот в этом я вижу феномен бешеной популярности Григория Вингурта. В правительственных и вузовских конференц-залах, в театрах и на улицах люди узнают его, улыбаются, с интересом рассматривают, фотографируют. Чем не Киркоров? Вы спрашивали об узнаваемости. Мне лично Григорий Александрович нравится искренним интересом к человеку, кто бы он ни был. Ему хватает эрудиции и дотошности профессионала рассмотреть индивидуальность своего героя и раскрыть его нам – тепло, с уважением и тонким юмором.

Понятно, что мое мнение очень субъективно, а кто-то скажет, и пристрастно. Но мы не можем разойтись в главном: творческая индивидуальность тележурналиста, как умного собеседника и равного тебе соотечественника, нужны как никогда. Такие, как интеллигентные и справедливые Данила Сорокин и Илья Леонтьев, бесстрашные репортеры перед лицом стихии и трудностей Алексей Лощинин и Дмитрий Зайцев.

 

Светлана Бакал, министерство информации и печати:

– Саратовская тележурналистика всегда была богата на таланты и яркие индивидуальности, представители нашей телевизионной школы известны далеко за пределами региона и успешно трудятся практически на всех основных федеральных каналах. Традиции высокого профессионализма, требовательности к своей работе, нетривиального творческого подхода к решению задач любого уровня сохраняются и сегодня и бережно передаются молодым журналистам.

Честно говоря, предложение выбрать самое известное лицо саратовского телевидения из представленного списка мне кажется не совсем корректным. Как можно выстроить в одну линейку уникальные таланты, опыт, творческое своеобразие? Что ярче: самобытное "Хождение в народ" гуру саратовского телевидения Григория Вингурта или такая любимая с детства и выходящая уже 55 лет передача "Не за тридевять земель" с ее бессменным ведущим Дмитрием Худяковым? Какой из обладателей "Золотого пера" профессиональнее: Светлана Бородич со своими неповторимыми завораживающими репортажами и программами или автор и ведущий уникальной для регионального телевидения литературной передачи "Маркиза" Александр Динес?

Саратовский зритель знает и любит авторские репортажи ведущих новостных программ Александра Лысухина, Анны Головчинской, Юлии Коньковой, Ильи Леонтьева. Настоящие профи – ведущие Ирина Романова, Лилия Матвеева, Сергей Грешнов. Есть и талантливая студенческая молодежь, телеработы которой отмечаются на всероссийском уровне. Уверена, что наши телепрофи будут и дальше удивлять и восхищать своих зрителей.

 

Евгений Музалевский, ИФИЖ СГУ:

– Стать узнаваемым лицом с помощью телевидения в принципе несложно. Об этом вслед за американскими коллегами иногда любит напоминать Владимир Познер: дескать, если по телевизору каждый день показывать лошадиный зад, он тоже станет узнаваемым, и у него будут просить автографы.

Иное дело – сохранять на многие годы зрительский интерес и доверие к тому, что ты делаешь, репутацию профессионала среди коллег. Это задача посложнее. Чтобы ее решить, нужно много труда, терпения, последовательности, честного отношения к тем, кто тебя смотрит, и умения угадывать постоянно меняющиеся интересы этих людей.

Дмитрий Сергеевич Худяков в этом смысле – редкое исключение. Его передача "Не за тридевять земель" больше полувека не меняет свой формат! Меняется только зритель. По-моему, в книгу рекордов Гиннесса передача не попала лишь потому, что эксперты никак не могут поверить в реальность существования такого культурологического феномена в неизвестном им Саратове. Между тем, я лично знаком как минимум с двумя профессорами-геологами, которые еще мальчишками ассистировали телеведущему и ездили с ним во всевозможные познавательные экспедиции за "чертовыми пальцами". А у этой передачи есть поклонники и постарше.

Очень точно угадал себя и своего зрителя Александр Динес. Его "Маркиза" – не просто бренд ГТРК, но и наглядный аргумент в пользу того факта, что на самом деле в журналистике не бывает ничего провинциального или столичного, а есть профессиональное, качественное и не очень.

Григорий Вингурт – безусловный мэтр. Только слово это мало что объясняет. Просто он как раз и обладает всеми перечисленными выше качествами, чтобы не только быть узнаваемым, а еще и наглядно являть собой эталон профессионализма.

Я не слишком пристальный теленаблюдатель, но из более молодого поколения нашего регионального телевидения всегда замечаю сюжеты и комментарии Светланы Бородич, Анны Головчинской, Александра Лысухина, Ильи Леонтьева и, конечно же, наших недавних (как мне кажется) студенток – Юлии Коньковой, Марии Кармановой, Лилии Матвеевой. Странно, что в ваш список не попал Данила Сорокин – мне кажется, стильная краеведческая передача "Время от времени" уже сделала его узнаваемым лицом регионального ТВ.

И еще вот о чем хотелось бы сказать. Для телевидения, конечно же, важно все яркое, личное, индивидуальное – от внешности и темперамента до способа являть свою точку зрения на события. Но мы бы сильно погрешили против истины, если бы узнаваемость тех или иных журналистов объясняли исключительно их личными достоинствами. За каждым из них, во-первых, команда, если хотите, "свита". И она очень много значит для успеха исполнителей главных ролей. А во-вторых – целая ветвь не менее талантливых предшественников, которые в разные годы формировали стандарты качества.

Я, например, не представляю успеха многих нынешних журналистов без того, что сделали для того же ГТРК журналист, редактор и режиссер Наталия Елшина или директор кинофестиваля "Саратовские страдания" Татьяна Зорина. Кстати, в недавнем прошлом – очень узнаваемые лица местного телеэфира.

 

Светлана Корсукова, министерство промышленности и энергетики:

– Самым известным лицом саратовского телевидения для меня является Григорий Вингурт, журналист ГТРК "Саратов". Было время, когда саратовцам были доступны новости только этого телеканала, и уже тогда Григорий Александрович делал там свои интересные репортажи.

У Дмитрия Сергеевича Худякова – свой проект, настоящий бренд, находка – передача "Не за тридевять земель", достойная современных научно-познавательных каналов.

На канале ТНТ-Саратов наиболее ярким журналистом для меня является Анна Головчинская, лицом "Саратов24" считаю Юлию Конькову, Рен ТВ Саратов – Елену Губенкову.

Почти все представленные в вашем списке тележурналисты имеют свой фирменный стиль, настоящие профессионалы, глубоко вникают в тему и выкладываются по максимуму для зрителей.

 

Алла Лосина, Саратовская областная дума:

– Из-за того, что у меня дома "Триколор TV", я нечасто смотрю местное телевидение, а значит, на полную объективность не претендую. Тем не менее, конечно, ведущих саратовских телевизионных журналистов я знаю. "Золото" должен получить Григорий Александрович Вингурт – он мудрый, обаятельный, прекрасно владеет словом.

На втором месте – Александр Динес. Он мог бы успешно работать на любом центральном канале – его передача "Маркиза" того стоит. А третье место я бы отдала тележурналисту Екатерине Заграничной – она делает умные, интересные передачи про то, как живет наше село. Спасибо ей за этот большой труд!

Безусловно, хотелось бы отметить своих коллег – Светлану Бородич и Александра Лысухина. Это преданные телевидению журналисты. Личности! Нас связывают многие годы совместной работы, о которой очень и очень приятно вспоминать.

 

Александр Блонский, "TVSAR":

– На первое место поставлю Александра Динеса. Он такой уникальный пример, когда саратовское телевидение выходит за пределы этого своего регионального значения. Сколько он призов брал на всевозможных фестивалях и журналистских конкурсах! Немаловажный и существенный момент для телевидения – это оригинальный формат. Что-то сделать для новостной передачи – дело нехитрое, а вот придумать свою программу, свой проект – гораздо сложнее. Александру Динесу удалось создать свой уникальный проект – телеигру "Маркиза". Вместе с Натальей Давыдовой, которая режиссирует программу, он собрал в проекте слаженную команду. Вообще, все проекты, которые делает Динес, уникальные. Помимо "Маркизы" были еще "Семь шляп". Именно поэтому он на первом месте.

Конечно, на второе место стоит поставить Григория Вингурта. Григорий Александрович для многих тележурналистов – крестный отец. И для себя я считаю его таковым. Вингурт работает с самого начала саратовского телевидения, с шестидесятых годов. Таких людей осталось очень мало. Они периодически уходят от нас. Недавно похоронили Валерия Ивановича Прянникова – режиссера, который тоже много лет работал на местном телевидении.

А вот на третью строчку рейтинга стоит поставить такого уникального человека, как Дмитрий Худяков. Он на третьем месте лишь потому, что в принципе к телевидению не имеет отношения. Условно говоря, найти старого блюзмена на Миссисипи, посадить его в кадр и снимать про него цикловую передачу. Или, например, есть такой бард Александр Городницкий, который вроде как и бард, очень много песен написал, но он даже на гитаре не умеет играть. Вот и Худяков не телевизионщик. Он лицо саратовского телевидения, поскольку долго, больше полувека, находится в кадре. А вообще Дмитрий Сергеевич многие годы занимался наукой.

Далее стоит выделить Александра Васильевича Лысухина – это более позднее поколение саратовских телевизионщиков. Если саратовское телевидение развалится и вообще ничего не будет, то останется Лысухин и будет там всегда, как доброе привидение Каспер. Он незаменимый журналист. Если ему где и нужно было работать, то только на телевидении. Или он мог бы стать хорошим актером. Он носитель такой классической телевизионной, кто-то ее называет ГТРКашной, школы. Такого классического советского телевидения. Он ее перенял от Мягкова, от Кудряшова и других. Удивительно, он никогда не писал стендапов, то есть всегда избегал своего появления в кадре. В последние годы он не только стендапы стал писать, но и по-хорошему осмелел до такой степени, что ведет интервью в студии, один на один с героем.

Извините, что называю только журналистов ГТРК. Конечно, есть и другие, но просто этих людей я знаю по-настоящему. Об остальных могу сказать на уровне рядового зрителя, но так уж вышло, что я не рядовой зритель.

Завершать пятерку, на мой взгляд, должна Лилия Матвеева. Она из тех, кто пришел на ГТРК, когда там еще я работал. Считаю, она самая содержательная. И в ней есть настоящая женственность. И в то же время у нее хорошая подача и голос, у нее есть все, что необходимо человеку, который работает в кадре и ведет новости. Для ведения новостных выпусков нужны особенные качества – то, что называется харизмой. И это все при ней.

Конечно, на саратовском телевидении есть яркий Сергей Грешнов, такая яркая девчонка как Аня Головчинская. Светлана Бородич тоже яркая девчонка. Почему я не выбрал ее в пятерку? Она могла бы быть лицом чего угодно, но только не саратовского телевидения. Это человек, для которого самолюбование является ключевым моментом, и это не имеет никакого отношение к телевидению.

Почему так сложно кого-то выделить из молодых телеперсон? История примерно как с современными актерами. Их много, но нет таких, которых можно было бы поставить в один ряд с Леоновым или Евстигнеевым. Лишь потому, что многие идут под копирку, нет ярких личностей. Прежнее поколение телевизионщиков училось у какой-то своей интуитивной натуры. Сейчас же идет усредненный профессионализм, что для творческих профессий недопустимо. Наверное, именно поэтому мы не знаем молодых.

 

Валерий Прозоров, ИФиЖ СГУ:

– В вашем списке есть и интересные личности и, с моей точки зрения, безликие, не отмеченные какими-то особенными свойствами, журналисткой хваткой. А вот Григорий Вингурт и Светлана Бородич, на мой взгляд, безусловно, всем этим отмечены.

Александр Динес – уникальный человек, он создал новую игру, запатентованную и существующую только в России. У нас на телевидении таких игр, по-моему, раз-два и обчелся. В отличие от Вингурта и Бородич, он не информационщик, но о нем также можно сказать очень много хороших и интересных слов. Динес тоже выпускник нашего филфака и прошел ту же саратовскую филологическую школу.

О Дмитрии Худякове значительно меньше могу сказать, сам лично с ним не знаком и передачу уже давно не смотрю. Но слышал отзывы. Мария Карманова – это уже выпускница нашего журналистского отделения. Сейчас она занята больше своей младшей Варварой, которой уже год и месяц исполнился. Но у нее настоящая такая журналистская хватка есть.

И все-таки именно первых двух, Вингурта и Бородич, я бы отнес к числу
медийных персон саратовского телевидения, которые самые яркие и самые узнаваемые. Они обладают симпатичной мне личностной интонацией, внутренним профессиональным тактом, достойной индивидуальной манерой подачи информации, отменным вкусом.

Журналистика, в том числе информационно-новостная, очень часто – это работа на чужих территориях. И Григорию Вингурту и Светлане Бородич удается главное: оказываясь в самых разных репортажных ситуациях и обстоятельствах, каждый из них очень по-своему умеет обнаружить бездну такта, импровизационный талант, заинтересованную включенность в событие, в диалог с людьми разных профессий, возрастов, интересов и так далее. У Вингурта никогда не отказывает чувство юмора. Доминанта Бородич – доброжелательный, эмоционально выраженный взгляд на мир.

 

Михаил Сычев, администрация Саратова:

– Из предложенного списка довольно трудно выбрать, кто же все-таки среди саратовских тележурналистов самый известный. Сложность, прежде всего, состоит в том, что мне бы очень хотелось этот список расширить и всех его участников поставить на первое место, ведь каждый журналист по-своему талантлив и популярен.

К сожалению, не вошла в рейтинг Екатерина Заграничная, хотя, на мой взгляд, она не просто известный журналист, но еще и профессионал своего дела. Отдельно хотелось бы сказать о Елене Балаян, которая производит прекрасный, пользующийся популярностью среди пользователей Сети продукт интернет-телевидения. Очень жаль, что в списке нет Эллады Абжалимовой – человека известного не только саратовской, но и федеральной медиасфере.

Очень много популярных, талантливых, прекрасных тележурналистов, о заслугах которых можно рассказывать часами, но мучительный выбор из предложенных и, безусловно, очень достойных кандидатур сделан.

Подпишитесь на наш Telegram-канал: в нем публикуем только самые интересные новости с редакционными комментариями

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.34 1 2 3 4 5