Во все питерские

Как праздничный баран пошел по кривой сельской дорожке

В Питерке побывала Анастасия ХЛОПКОВА. Фото автора

12199

10 июня 2015, 09:00

О родном селе жители стараются говорить только хорошее. А о власти, как правило, поют. Вот как пройдутся вдоль по Ленинской, так сразу заводят частушку: "По селу не ходим прямо то колдобина, то яма. Улица центральная как доска стиральная. Маемся, маемся, ходим осторожно. Думаем, думаем, где же наш дорожный". Или уехал очередной мужик на заработки в резиновую столицу, и рождается еще одна частушка: "Нет для всех в селе работы, ну а кушать всем охота. Чтоб держаться на плаву, едут мужики в Москву. Плачутся, плачутся жены их ночами. Сами зачинают и рожают сами".

Судя по новостям из Питерки, веселым нравом отличается не только здешний простой народ, но и чиновники районной администрации. Например, недавно здесь развернулся настоящий детектив с праздничным бараном. Корреспондент ИА "Взгляд-инфо" просто не могла не увидеть все своими глазами.

 

Бараньи бега

На небольшой кухне районного Дома культуры все внимание собравшихся обращено на морозильник, из которого директор ДК и депутат районного собрания Клавдия Брюховецкая достает мешок с уликой. "Взгляд-инфо" уже писал об инциденте. Тогда после празднования 70-летия Победы у местных работников культуры остались не только впечатления от проведенных мероприятий, но и барашек, который так и не вошел в состав военно-полевой каши. Слишком поздно его привезли, буквально за тридцать минут до открытия кухни.

Работники ДК попросили главу администрации Питерского района Виктора Дерябина уцелевшего от попадания в котел барана забрать – чтобы их самих ни в чем лишнем не обвинили. Но, как говорит Клавдия Валерьевна, чиновник не откликнулся. "Тогда двое сотрудников Дома культуры просто взяли эту тушу, отнесли в администрацию и положили в холодильник. Их никто не останавливал, ведь все знали, что они из РДК", – в конце мая сообщила о случившемся Брюховецкая.

По ее сведениям, после Дня Победы глава не появлялся в администрации неделю. А потом… "Он уволил секретаршу, которая позволила нам оставить барана в холодильнике, а по факту "незаконного проникновения" написал заявление в полицию", – возмущается Брюховецкая. И баран вернулся снова в Дом культуры. Неприкаянную тушу пытались предъявить в качестве вещдока. Полицейские сначала даже согласились, но потом передумали: "Начальство поняло, как это будет глупо".

Какое отношение к барану-путешественнику имеет глава районной администрации? "Вопрос с бараном всегда решался через главу, – поясняет директор-депутат. – А тут он на общем собрании депутатов объявил: "На полевую кухню Дерябиным Андреем Викторовичем (сыном Виктора Николаевича. – Ред.) будет представлен курдючный баран". Это шесть-семь тысяч, это он свой вклад внес".

Курдючный баран действительно может стоить таких денег, поскольку весит не меньше тридцати кило, а то и больше. Но содержимое мешка трудно идентифицировать как курдючного барана. По размерам и комплекции он явно не дотягивает до этого звания. Скорее напоминает мелкого ягненка. Судите сами, фотографии прилагаются.

"А на ПДС (постоянно действующем совещании. – Ред.) Дерябин так и сказал: "Объявляю благодарность всем участникам за организацию, а работники культуры выполнили свою прямую обязанность по достойному проведению мероприятия", – пересказывает Брюховецкая. – Да, мы зарплату отработали. Почему тогда администрация не выполняет свою прямую обязанность и не создает здесь достойную среду обитания?".

 

Чиновник мелкий и средний

"Мы тут ставки сделали, что он три месяца продержится", – перекидываясь фразами с уже новой секретаршей, шутит добродушный мужчина, только что вышедший из кабинета Виктора Дерябина.

"Это вы много ему дали, думаю, меньше продержится", – с сарказмом замечает секретарша. Речь идет о главе одного из сельских поселений.

"С другой стороны, у него как раз профильное образование", – продолжает мужчина.

"А профильное образование не всегда помогает, даже напротив", – вклинивается ухоженная дама, также дожидающаяся, когда освободится Виктор Николаевич.

Неожиданно разговор зашел о том, как хотелось бы, но, к сожалению, нельзя  действовать руководителю. Из разговора выяснилось, что дама возглавляет какой-то детский сад: "Ты устроишь ее детей в детсад, от вшей отмоешь. Так еще на "вы" с ней должна разговаривать, по имени-отчеству называть. А я бы с ней по-другому поговорила…".

"Да, с некоторыми одной левой надо", – соглашается мужчина с юмором. Увы, мелкий и средний чиновник связаны законом и гражданскими правами населения.

Уже около часа идет собрание глав поселений. Кто-то, отчитавшись, выходит от Виктора Николаевича, заходят новые посетители. Встреча с Дерябиным затягивается еще на неопределенные минуты. Обстановка спокойная, даже сонная, никто никуда не торопится.

Дольше всех на совещании продержали главу Новотульского поселения, о котором и шутили в приемной коллеги со стажем. Спустя час из-за дверей начальства показался и он, парень двадцати с небольшим лет. Черные брюки, синяя рубашка, в руках толстая папка – типичный образ человека дела. Но нет в нем еще уверенности, того нарабатываемого со стажем чиновничьего стержня. Новичок выглядит так, словно пережил экзамен на сессии: растерянный, вспотевший. Мысленно сразу рисуется деспотичный образ хозяина кабинета.

Виктор Дерябин, заслуженный работник сельского хозяйства РФ, кандидат сельскохозяйственных наук, пребывает у власти в районе уже около двадцати лет. В 1990–91 возглавлял Питерский райком КПСС и районный Совет народных депутатов, затем был бригадиром, председателем колхоза. С 1996 года стал главой районной администрации. Но не своими регалиями прославился он на всю губернию, а своими перфомансами с народом.  

Пожалуй, Виктор Николаевич – единственный из известных нам глав, кто решился подать в суд на простых сельчан. В 2011 году жители Питерского района написали обращение к тогда еще кандидату в президенты Владимиру Путину и председателю областной думы, секретарю политсовета реготделения "ЕР" Валерию Радаеву.

Сочинение о деятельности главы муниципального района Виктора Дерябина состояло из четырех страниц гнева, вот некоторые выдержки из него: "Дороги в районе не выдерживают никакой критики. Если въезд в Питерку к приезду губернатора отремонтировали, то в остальные села можно доехать только на тракторе. Непонятно, почему развалили ДРСУ. Вся техника распродана (кому?). Зато как субподрядчик дороги начал ремонтировать Дерябин А.В. Через месяц после его ремонта ямы появились вновь. В сельском хозяйстве ситуация не лучше. Большая часть фермеров еле сводит концы с концами. На плаву несколько фермерских хозяйств, главы которых бывшие руководители колхозов и совхозов и друзья Дерябина, они же из года в год бессменные депутаты районного собрания". (Тогда же жители припомнили, как главу в 2007-м чуть не посадили за взятку. Впрочем, это уже другая история).

В 2012 году Виктор Николаевич подал на питерцев в суд. Хотя обращение изначально подписали 60 человек, в качестве ответчиков были указаны 48 жителей, с которых он требовал взыскать 150 тысяч рублей. В исковом заявлении чиновник просил защитить его честь, достоинство и деловую репутацию. Подчеркнул, что информация в обращении не соответствует действительности. 

Правда, после показательных слушаний Дерябин все-таки свое заявление из суда забрал.

 

Степной хозяин  

Православная икона, портрет губернатора Валерия Радаева, флаг Питерского района. Тут же и сам символ района – маленькая деревянная мельница. Чуть в отдалении лежит фигурка золотого барана. Символичные детали интерьера, отражающие разносторонность хозяина кабинета. Глава администрации все-таки нашел время пообщаться с корреспондентом ИА "Взгляд-инфо" о районе и о взаимоотношениях с жителями.

Виктор Николаевич – собеседник приветливый, интересный, с чувством юмора. "Население очень хорошее, я и сам местный. Народ здесь трудолюбивый, крепкий, выносливый, грамотный, – характеризует он питерцев. – Вся структура власти построена из местных, которые закончили высшие учебные заведения".

Дерябин вспоминает, каким успешным район был в советские годы: развивалось серьезное молочное, мучное, мясное производство, возводились новые дома для молодых семей. "Я в 90-е был назначен, – уверенным и спокойным темпом рассказывает Виктор Николаевич.

Тогда район был закредитован, шесть месяцев у людей не было зарплаты, как, наверное, и во всей области. Здесь все предприятия были проданы, все: элеватор, мясокомбинат. Куда ни ткнешься, все чужое, кто-то владелец. И хозяйства были закредитованы. Мы решили пойти по пути фермеризации. Вывели всю производственную базу, а социальную сферу взяли на муниципалитет. Таким образом сохранили технику и скот. Сегодня у нас 15 тысяч голов крупного рогатого скота и 44 тысячи овец, а цифры по свинине колеблются от года, сейчас около пяти тысяч свиней".

Глава администрации подтверждает, в Питерке и в районе была проблема с водопроводом. Сейчас, с его слов, в район привлекли 1,25 миллиарда рублей из федерального бюджета. Водопроводы в Питерке и Агафоновке сгнили, но вскоре закончится работа по их восстановлению. Так что жизнь в селе потихоньку налаживается. Ну, а что дороги? По всей области такой уникальный вид дорожного покрытия – "саратовский".

Что же касается праздничного барана, чиновник уверил, что "в состоянии купить себе мясо". И вообще он думал, что работники культуры давно того барана съели. Так что он так и останется неподотчетным.

Виктор Николаевич уверен, что у него нет сложных взаимоотношений с людьми. Говоря о попытке судебного дела "глава против народа", намекнул: все эти обращения к высшим чиновникам – всего лишь инициатива одного человека. Переходить на личности глава не стал, но по описанию все было похоже на директора ДК.

"Какие 48 человек? Я вам сейчас организую знаете сколько! – как бы поражаясь журналисткой наивности, восклицает Дерябин. – Я и не планировал выигрывать суд, а хотел показать… Я вообще человек лояльный, со мной можно договориться.  Я здоровье на алтарь Отечества положил! И работаю ради этих людей, ничего не нажил: ни квартиры, ни дачи. Ни других доходов".   

 

Архипелаг никак

Усомниться в правдивости слов Виктора Николаевича сложно. Но мы решили все-таки отыскать тех жителей, которые подписались под обращением. Благо в селе все обо всех знают. И нам дали наводку на настоящего инициатора.

Им оказался пенсионер Жордем Мурзагалиев. Раньше трудился в фермерском хозяйстве "Лагуна", замещал главного инженера. Но хозяйство, как и многие другие, закрылось. Сыновья из родного села уехали. Работают на Байконуре, один отвечает за запуск ракет, а второй служит в отдельном батальоне по охране космических объектов.  "Дерябин у власти двадцать лет, а район становится с каждым годом все хуже и хуже, – объясняет Мурзагалиев. – У нас много непорядку. Вообще, я не за то, чтобы власть менять, но дело в том, что терпение у людей уже кончилось. Он себя возвел в ранг всевышнего и делает что хочет. Если кто-то против, то убирает с работы. Район развалился. Работы нет, все организации позакрывали, их искусственно сделали банкротами. Вот наши соседи, Алгайский и Новоузенский районы, развиваются, там все предприятия работают. А инициатором обращения к Путину и Радаеву был я. Сельчане согласились подписаться. Но никто не знал, что дело дойдет до суда"

О переменах в районе мечтала и мать шестерых детей Елена Серяпина. Женщина тридцать лет проработала дояркой в совхозе "Солнечный", но в 1990-е совхоз развалился. Кто-то из детей уехал в Саратов, кто-то на Украину, кто-то остался здесь.

Многодетная мать объясняет, почему недовольна местной властью и почему подписалась под обращением: "Вода у нас 30 рублей куб стоит. Ее напрямую качают из Узеня. А летом мы пьем из "лягушатника". Сейчас у многих огороды, воды не хватает, подключают какой-то насос со стороны и подают воду. Льется из крана одна грязь. Вода неочищенная. Фильтр забивается, его открывают, а там ракушки. Сколько мы их меняли. И так над нами издеваются уже несколько лет".

То, что все подписанты существуют не только на бумаге, подтвердил и воин-интернационалист Александр Утешев. По его словам, перед судом на людей оказывали  давление: "К каждому приезжала полиция, они и со мной разговаривали. Говорили, чтобы я написал отказную, что якобы это не моя подпись стоит в обращении.  Я не согласился".

"С Питеркой тут все не так, –  продолжает бывший "афганец". – Ничего не делается. Дороги сами видите какие. Дома не строятся. Развалили предприятия. И еще он на нас в суд иск подал, что мы на него пожаловались, что это такое?! Мы имеем право жаловаться, это наше гражданское право. А он начал угрожать. Женщины у нас есть старенькие, чуть до инфаркта их не довели. Скоробогатова была, она плакала. Переживала, что на старости лет позор такой, до суда дошло".

Прошло практически четыре года, но изменений, сетуют питерцы, они так и не дождались.

Возвращаемся в центр Питерки. Нам повезло: с утра прошел дождь, погода мягкая, а так вообще эти края – одни из самых жарких в области. Питерка и пекло – синонимы. Летнюю 40-градусную жару здесь воспринимают философски, но без нормальной воды, конечно, плохо.  

По улицам народ разъезжает на велосипедах, машина – роскошь, да и ямы устанешь объезжать, замечают местные. Встречаем двух молодых мам с колясками. "У нас есть спорткомплекс с всякими секциями, хорошо, что детей можно отвести на кружки в Дом культуры, а еще у нас есть музыкальная школа", – перечисляет плюсы Питерки патриотка Оксана.

"Работы у нас нет, мужчины в Москву уезжают, а женщины на бирже стоят, – перебивает подругу Елена. – Мужчины же кто просто жен, кто жен с детьми бросают. Мы после Москвы, видимо, для них неперспективными становимся. Вот наши мужчины и остаются в столице, находят там новых жен".

 

В тени памятника

Вообще, в Питерке не то что кокос не растет, и обычных-то деревьев немного. Степь да степь кругом. Но, поверьте, аналогов этому райцентру в нашей большой губернии нет. По крайней мере таких веселых и оптимистичных людей, как питерцы, вы точно нигде не встретите.

История гласит, что первоначально Питерка была селом Прозорино, в честь первого поселенца Прозора, основавшего в этом месте свой хутор. Википедия зря сообщает, что село основали крестьяне-переселенцы из окрестностей Санкт-Петербурга. Местные с этим фактом спорят. И если их в шутку называют петербуржцами, поправляют – только питерцы. С августа 1860 года именно имя Питерка появляется в земельных документах и метрических книгах.

Здешние краеведы замечают: как только крестьянам разрешили занимать необжитые просторы земли русской, в эти степные края потянулись переселенцы из самых разных мест – Тамбовской, Тульской, Курской губерний, украинских сел, деревень левобережных саратовских уездов. Земли здесь было много, продавалась она задешево, от налогов новопоселенцев поначалу освобождали. Село стало быстро разрастаться.

Сегодня на въезде в райцентр, неподалеку от села Мироновка, стоит главная здешняя достопримечательность – деревянная мельница XIX века. Говорят, для ее постройки привозили жернова аж из Москвы, а кто-то сказывает, что есть там и немецкие конструкции. Можно сказать, уникальный объект истории. Других таких мельниц в Питерском районе не осталось – а ведь ветряков в этих краях было много.

Отреставрировать символ района мечтает и Виктор Дерябин. "Мы этот вопрос решим. Бросим клич, поговорим с фермерами", – уверил глава администрации.

Подъезжаем поближе к старинной мельнице, чтобы сфотографировать ее вблизи. Снаружи деревянные стены исписаны и изрезаны именами визитеров. А внутри величественной постройки от жары прячется стадо баранов, которые тут же лениво подались в бега. Запах у символа района непередаваемый.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.91 1 2 3 4 5