Юбилейный в тисках

Как жители нового саратовского микрорайона стали заложниками хаотичной застройки

Денис ЖАБКИН

14603

1 ноября 2016, 09:00

Поводом написания статьи стала онлайн-конференция директора "Саратовгражданпроекта" Романа Карякина на сайте "Взгляд-инфо". Отвечая на вопросы читателей о строительстве "дублера" Усть-Курдюмской трассы, он заявил: "Что касается проекта планировки территории для реконструкции автомобильной дороги по Усть-Курдюмскому направлению, то предлагаемые проектом мероприятия позволят упорядочить выезд автомобильного транспорта с примыкающих дорог местного значения на магистраль общегородского значения посредством строительства местного проезда параллельно улице Усть-Курдюмская и транспортных развязок".

 

Развитие города в направлении Усть-Курдюма было заложено ещё в 1920-х годах. Схема окрестностей, как резерв будущего расширения Саратова, подготовленная архитектором Плотниковым в 1926 году, обозначала земли вдоль Усть-Курдюмского тракта, как "Будущий город".

И в 1980-е годы градостроители добрались до этой территории. В это время здесь начал строиться новый городской посёлок Юбилейный. Кроме него, здесь уже действовало несколько посёлков при совхозах - совхоз "Комбайн", ЦДК, Зональный. В остальном же территория до реки Гусёлки (нынешняя граница города) представляла из себя пустыри и сельскохозяйственные угодья.

Затем начали строиться коттеджные посёлки, Юбилейный уплотнялся точечной застройкой, а в последнее десятилетие началось активное освоение свободных земель под многоэтажную жилую застройку. Нагрузка на транспортные магистрали стала возрастать. Отдельно следует отметить, что после открытия мостового перехода через Волгу в районе села Пристанное, добавился поток автомобилей, следующих в левобережье и в сторону Саратова.

Пробки в часы пик стали привычными для жителей Юбилейного. Для того, чтобы частично решить проблему, была построена эстакада через Алексеевский овраг и расширена дорога до КП ГАИ. Не смотря на это обстановка в часы пик до сих пор напряжённая.

И связано это не только с растущей автомобилизацией населения и заселяемыми посёлками Березки, Цветочный, Русинвест и т.д. Дело в том, что центр города связан с этой территорией лишь двумя улицами - Симбирской и Танкистов. Есть ещё въезды в Волжский район через Затон, и в Ленинский через Солнечный, но туда мало кто едет. Основные точки притяжения населения расположены именно в центре города - это учебные заведения, бизнес-центры, торговля, отдых, культура, развлечения, многие учреждения. И тут расширяй, не расширяй дорогу в Юбилейном - все автомобили в конечном итоге упрутся в две улицы, расширить которые до центра города невозможно.

Нет, можно конечно построить подземный тоннель, или расселить все дома, по одной из сторон улиц, чтобы расширить дорогу, но откуда городу взять такие гигантские средства?

При этом на Усть-Курдюмском направлении продолжается многоэтажное строительство. Не просто продолжается, а наращивает темпы. Если мы сравним карты градостроительного зонирования 2008 года и современную, то обнаружим, что ещё больше участков вдоль трассы (по сути чистое поле) были переведены из сельхозземель и коттеджной под высотную многоквартирную застройку.

Вот тут я выделил отдельными рамками на карте только построенную (не до конца заселённую) и запланированную многоэтажную застройку. Чтобы вы понимали масштабы, то весь Юбилейный - это небольшой неотмеченный участок, расположившийся в нижнем левом углу от Прудовой до Федоровской улицы. И ещё следует учитывать, что отмеченное чёрным - это застройка более высотная, чем "советский" Юбилейный - дома вплоть до 27 этажей.

В центральном квадрате (чуть не доезжая "Ленты") расположится ЖК "Победа". Это на рисунке он весь в зелени :) Но пока зелени там нет, да и не будет в таком количестве.

Вырастут огромные дома.

Первые два уже строятся (те, что в правом нижнем углу плана). 27-этажный 3-подъездный на 720 квартир и 4-подъездная 12-этажка на 278 квартир. Т.е. после постройки и заселения всего этого участка, район прирастёт жителями более 3000 квартир и их автомашинами.

Рядом с Юбилейным строится ЖК "Изумрудный". Согласно последнему проекту планировки - на его территории будет 19 жилых домов с количеством этажей от 16 до 25, общее количество квартир в которых составит 7580.

В правом верхнем углу от Изумрудного изначально должен был быть сквер. Но в 2014 году назначение участка было изменено на жилую коттеджную застройку с магазином.

Кстати, что касается парков и других объектов рекреации, то здесь всё плохо. Часто упоминаемый в СМИ сквер "Юбилейный" - это всего лишь аллея деревьев вдоль ФОКа. Парк Свободы, который был заложен ещё в советское время за Юбилейным так и не существует. Всё, что происходит на его территории - это откусывание участков под коммерческую застройку.

В итоге мы имеем растущие на глазах частоколы из высоток в чистом поле, которые будут крайне неудобны для жизни из-за очень высокой плотности населения. По поводу среднеэтажной застройки тоже не следует расслабляться. Например "Иволгино" - небольшой прямоугольник в коричневой рамке на вышеуказанной схеме. Это около трёх десятков 6-8-этажных домов ~ по 50-130 квартир в каждом.

Подобные районы в конечном итоге могут превратиться в гетто: дворы будут полностью заставлены автомобилями, люди не будут общаться друг с другом, не будут отождествлять двор, подъезд с личным пространством. Повсюду - одни дома, автомобили, словом агрессивная среда. Почти нет мест, где можно прогуляться, вкусно поесть, сходить в кино или театр, провести досуг или погулять с детьми.

Вспомните ещё, что Усть-Курдюмское шоссе - это своеобразная выносная магистраль из города. Скорость автомобилей здесь значительная и количество светофоров минимально. Перейти на противоположную сторону дороги (или повернуть на автомобиле) весьма проблематично. Всем этим новым жилым комплексам требуется решение данного вопроса. С ним уже столкнулись жители "Иволгино" и "Изумрудного". Нужны развязки, организованные пешеходные переходы, в идеале не тормозящие транзитный поток.

Сейчас ведётся разработка проекта планировки Усть-Курдюмской (магистраль + местный дублёр), но денег на реализацию у города нет и не будет. Что-то могут "переложить" на застройщиков торговых центров или прилежащих к дороге микрорайонов. Но это будет фрагментарная реконструкция, которая проблему не решит.

Кто-то ошибочно думает, что проблему решит земля под действующим аэропортом. После переезда его в Сабуровку земля может быть использована под нужды города. Но уже известно, что и она будет преимущественно застроена новыми микрорайонами. Более того, её застройка ещё больше усугубит ситуацию, ведь появятся ещё несколько десятков тысяч жителей, которые тоже упрутся в те же Танкистов и Симбирскую, ведущие в центр.

Может быть вместо того, чтобы плодить всё новые многоэтажки и продавать очередные участки под жилищное строительство, заняться проектированием пространства созданного для людей, а не против них? Выделить места под строительство парка, скверов, развлекательной составляющей, например аквапарка, новой больницы, поликлиник, школ и т.п. Пока ещё есть свободная земля, может не стоить делать ошибку, которую потом будет нельзя исправить?

Правильнее, пока не поздно, перевести все неосвоенные участки категории Ж-1 (многоэтажная жилая застройка) в категорию Р-2 (зеленые насаждения общего пользования), ОД-3 (медицинские, спортивные, учебные, научные центры), Ж-4 (индивидуальные жилые дома), или хотя бы Ж-2 (среднеэтажная жилая застройка). Всё это сделать на основе анализа количества будущих жильцов, прочитав нуждаемость в медицинских, учебных, спортивных учреждениях и рекреационных зонах!

Подпишитесь на наш Telegram-канал: в нем публикуем только самые интересные новости с редакционными комментариями

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.41 1 2 3 4 5