Царское посольство

Почему в Саратове необходимо увековечить память о Петре I

Материал подготовила Елена БАЛАЯН

4555

30 марта, 08:00

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России и археологии Саратовского государственного университета Сергей Мезин дал интервью ИА "Взгляд-инфо".  Продолжая тему "Пётр I и Саратов", видный саратовский историк, знаток эпохи Петра I и автор книги "Города саратовского Поволжья петровского времени" (вышла в свет в Санкт-Петербурге 2010 году, соавтор – доцент СГУ, археолог, краевед Евгений Максимов) поддержал начинание нашего агентства, рассказавшего читателям о приезде в Саратов Петра в 1722 году (в июне исполнится 295 лет со дня события) и о влиянии политики царя на развитие нашего города.

По мнению Сергея Алексеевича, изучавшего эпоху Петра I на протяжении нескольких десятилетий, вклад государя в становление Саратова трудно переоценить.

Ученый согласился с идеей увековечить вклад знаменитой личности в историю Саратовского края. По мнению профессора, такой шаг для нашего города был бы исторически оправданным, ведь Саратов по праву принадлежит к числу "петровских городов".

 

Калмыцкая столица

Петровская эпоха занимает особое место в истории нашего города. Именно в это время Саратов превратился из маленькой окраинной крепости в большой торгово-промысловый город, который тогда приблизился по значению и численности населения к таким старинным городам России, как Нижний Новгород, Казань, Астрахань. Это произошло благодаря многим обстоятельствам петровского времени.

Именно при Петре I начинается активное освоение саратовских земель, которые впервые вводятся в сельскохозяйственный оборот. До начала XVIII века на территории нашего края заниматься земледелием было опасно из-за набегов кочевников и разбоев "воровских казаков". Последний набег кубанских татар на саратовские земли случился в 1717 году. По указу царя были основаны новые города-крепости Петровск и Дмитриевск (Камышин), между Волгой и Доном была построена Царицынская оборонительная линия. Обеспечив таким образом безопасные условия для жизни, правительство начало раздавать помещикам земли по берегам Хопра и Медведицы.

Жители Саратова издавна занимались скотоводством, используя богатые возможности волжских лугов и островов. Саратовцы скупали скот (в первую очередь лошадей) у кочевавших в левобережье калмыков, откармливали его и перепродавали для нужд армии. Это приносило немалые доходы.

Нижняя Волга издавна была "солонкой" России: отсюда во многие города поступала соль. В петровское время были налажены мирные отношения с калмыками, что дало возможность начать разработку соли на озере Эльтон. Это высококачественная соль поступала в наш город, а отсюда расходилась по всей стране. Замечу, что в Москве пуд соли стоил примерно в два раза дороже, чем в Саратове. В годы Северной войны была введена правительственная монополия на торговлю солью. Однако жители Саратова, как свидетельствуют источники, нарушали запрет и тайно торговали этим выгодным товаром, что приносило им большие барыши.

Волга в то время оставалась местом богатых рыбных промыслов, а Саратов – важным перевалочным пунктом рыбной торговли. Город находился ближе к Москве, чем другие города Среднего и Нижнего Поволжья. Поэтому зимой отсюда отправлялись по санному пути рыбные обозы с белугами, осетрами, сазанами.

Как видим, саратовцы получали определенные выгоды от окраинного положения города. В то время, когда, по наблюдениям историков, политика царя приводила в массовом порядке к разорению купцов и горожан, жители нашего города, находя возможности обходить некоторые царские запреты и пользуясь выгодами своего положения, богатели.

Саратовские воеводы при Петре I занимали особое место, они подчинялись не только астраханскому губернатору, как другие городские начальники, но еще и Коллегии иностранных дел, потому что отвечали за отношения с калмыками. Саратов в то время был, условно говоря, калмыцкой "столицей". Местный воевода следил за деятельностью калмыцкого хана, контролировал ее, подчас и не без личной выгоды. Все это делало Саратов необычным городом; в петровское время он вырос и стал занимать неординарное положение среди российских городов. Кстати, в петровское время в городе началось каменное строительство: было построено две каменные церкви, одна из которых дошла до наших дней.

Петр I лично подписал указ о даровании Саратову земель – 300 тысяч десятин, поэтому Саратов оказался одним из самых крупных городов-землевладельцев России. На вашем сайте об этом уже говорилось, но подчеркнуть столь важный факт еще раз будет не лишним.

 

"Петровский город" без Петра

Можно сказать, что в городах Нижнего Поволжья чтят память Петра I. Памятники царю-реформатору установлены в Астрахани и Волгограде. Волгоградцы гордятся своими петровскими реликвиями – легендарными картузом и палкой Петра Великого. В нашей области о Петре напоминают памятники в двух городах: в Петровске, основанном по указу царя и названному в честь его небесного покровителя, и… в Энгельсе.

Причем в Энгельсе имеется сразу два памятника Петру: один из них находится на частной территории парка-отеля "Эльдорадо", хозяин которого (бизнесмен Александр Камаев – Ред.) пожелал таким образом выразить уважение к этому государственному деятелю. Второй памятник находится в пригородном селе Шумейка, на территории школьного двора. Это типовой бюст царя, установленный в память о том, что Петр I на левом берегу Волги, напротив Саратова встречался с калмыцким ханом Аюкой. К сожалению, в надписи на памятнике допущены фактические ошибки.

В этом плане Саратов отстал от многих городов, где сегодня установлены памятники Петру I, хотя его в полной мере можно считать "петровским городом". Но как-то он сегодня себя в этой ипостаси не осознает. Саратовцы не только о Петре I, они о своем основателе как-то позабыли, хотя памятники князю Григорию Засекину стоят в двух соседних городах – Волгограде и Самаре.

Мне представляется, что нашему городу не очень везет с памятниками. В свое время многие памятники у нас ставились нашим знаменитым земляком Александром Павловичем Кибальниковым, но не все из них можно признать удачными. Я считаю, что, памятник Н.Г. Чернышевскому является несомненной удачей мастера, он хорошо вписан в городскую среду и имеет запоминающийся красивый силуэт. Его же бюст Радищева – это студенческая работа еще не состоявшегося мастера. А признать шедеврами памятники В.И. Ленину и К.А. Федину я не могу.

Что касается недавно установленных памятников, то, скажем, памятник П.А. Столыпину, на мой субъективный взгляд, не является выразительным с художественной точки зрения. Он смотрится будто вырезанным из картона. Да и сама его идея не оригинальна – она позаимствована у уничтоженного памятника Александру II, который стоял когда-то в Саратове. К тому же Столыпин как исторический деятель – фигура крайне неоднозначная.

А разве наш саратовский памятник Юрию Гагарину отражает в полной мере идеал красивого советского героя, который воплощал первый космонавт?

В последнее время памятников ставится много, но они не запоминаются, скорее напоминают парковую скульптуру.

Памятники перестали играть ту роль, которую играли прежде, когда они мыслились как центр архитектурного ансамбля, когда они были уникальными и становились символами города.

На мой взгляд, в Саратове необходимо как-то увековечить память о Петре, необязательно в монументе. Можно ограничиться памятной доской о его пребывании в нашем городе, о даровании земли. Надо, чтобы саратовцы помнили о реальных заслугах царя Петра перед нашим краем и городом.

До революции в Саратове предпринимались попытки поставить памятник Петру I, но они так и не увенчались успехом. В 1891 году, когда отмечалось 300-летие Саратова, возникла идея поставить памятник царю-реформатору. Идею поддержала Саратовская городская дума, но помешали война и революция.

 

Варвар или гений?

Часто возникает вопрос, а каким Петр I был человеком?

Могу сказать, что невероятно сложным. Умным, любознательным, трудолюбивым, волевым… жестоким, бездушным, славолюбивым.

Европейцы подчас относились к Петру как к варвару – на царя они переносили те стереотипы, которые исторически сложились у них о русских людях. Конечно, Петр очень сильно отличался от европейских монархов по своему поведению, по своему внешнему облику, и эти отличия объясняли его "варварством". У него не было изысканных манер, он не любил внешней роскоши, не дорожил этикетом.

Личность Петра невозможно оценить однозначно. Великий французский просветитель Вольтер создал апологетическую книгу о Петре Великом, одну из первых его историй. Петр для него – герой, герой своего века мирового масштаба. Потому что он цивилизовал и просветил огромную страну, что для Вольтера было самым главным. Но при этом Вольтер писал в частном письме: "Если бы царь Пётр был жив, я бы убежал на сто верст от этого кентавра!". Писатель понимал, насколько личность Петра была сложная и "неблагостная".

Пётр обладал подлинным величием правителя, который постоянно думал о стране, о высоких задачах, стоящих перед ней, и решал эти задачи, не останавливаясь ни перед чем. Он вывел страну на путь прогресса. Но при этом это был монарх, для которого конкретный человек ничего не значил. Для него человек был ничто, государство – все. Конечно, монарх он был жестокий: можно вспомнить и дело его сына царевича Алексея и многие другие примеры.

Когда создаются памятники Петру, они олицетворяют, как правило, привлекательные стороны его богатой натуры. В исторической памяти русского народа сохранился его позитивный образ. Сегодня для нас Пётр I – почти универсальная политическая фигура, которая устраивает всех – и патриотов-почвенников, и либералов-западников, и технократов, и сторонников сильной власти, и приверженцев реформ.

Поэтому увековечивание памяти Петра I в Саратове могло бы стать событием объединяющим. Как историк я могу лишь приветствовать создание новых "мест памяти" в моём городе.

 

О связях Петра Великого с Саратовом читайте также в материалах:

"Подарок Его Величества"

"Защитник земли Саратовской"

Видеосюжет.

Исторический приезд Петра I в рассказах саратовских краеведов

Рейтинг: 4.59 1 2 3 4 5