Олег Грищенко: "Руководство города вернулось к принципам ложной экономии"

90 процентов саратовских дорог не соответствует нормативам

10114

13 апреля 2017, 08:58

90 процентов саратовских дорог не соответствует нормативам. Такие данные, озвученные правительством России, вызвали широкий общественный резонанс в областном центре. Тема получила острый отклик в СМИ и социальных сетях. Многие обратили внимание на то, что отремонтированные в конце прошлого года дороги "не пережили зиму". К дискуссии подключился депутат ГД Олег Грищенко, долгое время занимавший пост главы Саратова.

Собеседник ИА "Взгляд-инфо", комментируя солидные бюджетные вложения в ремонт и содержание саратовских дорог, напомнил следующее: "Кроме финансовой, важна ещё технологическая и организационная составляющие, грамотная эксплуатация и содержание дорог, развитие дорожной сети с учётом растущих транспортных нагрузок, то есть, целый комплекс решений. Но я бы не назвал то финансирование, которое сейчас поступает на дороги, достаточным. Если говорить о Саратове, то 600 млн., полученные в прошлом году, - совсем небольшие деньги для почти миллионного города. Например, для качественного ремонта дороги на ул. Огородной, по расчётам двухлетней давности, требовалось более 70 млн руб. Подчеркну – для качественного, а не такого, который там был сделан прошлым летом. Но и эти 600 млн. при грамотном использовании могли дать хороший эффект для дорожной сети. Лучше сделать десять улиц хорошо, чем двадцать за те же деньги – плохо. К тому же, нельзя получить хорошие дороги, вложив деньги разово. "Годом дорог" должен быть каждый год. Каждый сезон должны выделяться средства, планово ремонтироваться определённые участки, так, чтобы соблюдались межремонтные сроки. Если этого не делать, будет накапливаться "недоремонт". Именно отсутствие такой стабильности, я считаю, привело к тому, что сегодня большая часть дорог не соответствует нормативам. Состояние дорог, и вообще инфраструктуры, как правило, очень хорошо демонстрирует, насколько финансово благополучен тот или иной регион. Если на протяжении многих лет приходится брать кредиты, чтобы хватило средств на исполнение собственных полномочий, то о серьёзных плановых вложениях в развитие речь не идёт".

-  Олег Васильевич, вы возглавляли город 11 лет. Сравните уровень финансирования дорожного ремонта и строительства в разные годы. 

- В 2006 – 2007 годах бюджетных вложений практически не было. После смены областной власти вскрылись огромные нарушения в использовании средств областного дорожного фонда. Оставленные "в наследство" долги перед дорожными организациями пришлось гасить в течение трёх лет, в том числе, по судебным искам. На ремонт дорог Саратова денег уже не оставалось.

В 2006 году удалось найти порядка 150 млн руб., на эту сумму тогда можно было построить примерно два километра автотрассы, отвечающей всем стандартам. При годовой потребности в миллиард рублей эта бюджетная капля буквально растворилась в море саратовских дорожных проблем. Та же ситуация была бы и в 2007-м, если бы город не включили в партпроект "Единой России", благодаря, в первую очередь, Вячеславу Викторовичу Володину, который всегда уделял пристальное внимание проблемам Саратова. На эти 600 млн руб. удалось выполнить ремонт самых загруженных и разбитых дорог. Но по тогдашним технологиям их гарантийный срок был небольшой, через три года покрытие уже нуждалось в замене.

В кризисный 2008 год пришлось снова "затянуть пояса", ограничившись ямочным ремонтом. Но время не было потрачено впустую: была разработана и принята программа развития улично-дорожной сети и пассажирского транспорта на ближайшие четыре года. Этот документ, а также Генеральный план Саратова стали тогда необходимой нормативной базой для развития дорожной сети в условиях растущего количества автотранспорта.

Дело было лишь за финансированием. Но на крупные бюджетные вливания рассчитывать не приходилось, учитывая экономическую ситуацию в стране. Всё же в 2009-м город получил 200 млн руб. на строительство мостовой эстакады через Алексеевский овраг, что позволило избавить от автомобильных пробок Усть-Курдюмское направление, снизить аварийность. "Выбить" эти федеральные средства также помог Вячеслав Володин. В том же году началось строительство автодороги, соединившей поселки Солнечный и Юбилейный, на средства облбюджета. Что касается остальных саратовских дорог, их удалось лишь чуть-чуть подлатать на скромные городские средства - чуть больше ста миллионов рублей. Что, конечно же, не дало заметного результата.

То есть, по сути, за четыре года деньги нашлись, чтобы "расшить" один проблемный дорожный узел и отремонтировать несколько самых разбитых дорог. И всё...

- Все, "точка невозврата" пройдена?

- Поймите, чтобы "вытянуть" ситуацию, уже надо вкладывать в дорожную сеть порядка 2,5 млрд рублей ежегодно, на протяжении нескольких лет. Это примерно четверть бюджета Саратова. Конечно, такие расходы немыслимы не только для городской, но и для региональной казны. Но город устроили бы и гораздо меньшие суммы, главное, чтобы он мог стабильно на них рассчитывать. При грамотном планировании и на не очень большие средства можно многое сделать.

Практически каждый год я поднимал на региональном уровне вопрос необходимости поддержания улично-дорожной сети Саратова в нормативном состоянии, буквально заваливал обращениями областное правительство. Помню, губернатор Павел Леонидович Ипатов возмущался, что я постоянно требую деньги на нужды города. А как ещё должны поступать городские власти, если есть проблема, мы готовы ее решить, знаем, как это сделать, но денег нет? Если не было возможности помочь городу за счет средств облбюджета, то можно было, например, помочь организовать инвестиционные проекты, направленные на развитие инфраструктуры областного центра.

Но спасение утопающих долгое время считалось проблемой самих утопающих. Саратову отводилась роль бюджетного донора, и из собранных на его территории налогов ему доставались крохи. Каждый год мы с городскими депутатами буквально бились за саратовский бюджет, воевали на согласительных комиссиях, писали обращения, проводили встречи. Я имею в виду средства не только на ремонт дорог, а в целом на решение городских проблем, которых немало. Не скажу, что эти битвы были безуспешными, иногда они приносили хороший результат. Но, я считаю, такое отношение областной власти к Саратову было неправильным. Областной центр – это лицо региона, здесь должны быть созданы комфортные условия не только для жителей, но и для развития бизнеса и привлечения инвесторов. В первую очередь, развитая удобная инфраструктура. Это крайне важно для укрепления региональной экономики, в котором областные власти должны быть заинтересованы.

- Но Вы говорите, деньги – это ещё не всё. Значит, приходилось принимать и технологические, и организационные решения?

- Безусловно. В первую очередь, остро стоял вопрос об увеличении межремонтных сроков: с теми технологиями, которые в Саратове применялись ранее, дороги в лучшем случае держались года три, а на самых загруженных улицах покрытие разрушалось уже через год. Очевидно, что упор делался на дешевизну, применялся известняковый щебень и другие недорогие компоненты асфальта. Но это была только кажущаяся экономия. Никакой бюджет не выдержит каждый год переделывать дороги и латать ямы. Гигроскопичный известняк, как губка, впитывал воду, она замерзала внутри слоя асфальта и разрушала его изнутри, а в летнюю жару под колёсами транспорта появлялись колеи.

В нашем городе с достаточно влажным климатом, большим перепадом температур, с мощным транспортным потоком нужно более износостойкое и сдвигоустройчивое покрытие. Оптимизировать рецептуру для наших условий помогли специалисты СГТУ, используя возможности своей лаборатории. С 2011 году на дорогах Саратова стал применяться щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) с большим содержанием щебня из плотных горных пород и модифицированными битумными смесями. Для начала это была только "опытная делянка" - участок полосы общественного транспорта на ул. Московской. А через год, когда новый состав показал прекрасные результаты, он стал использоваться и на других дорогах с большой транспортной нагрузкой.

При этом старую "дорожную одежду" снимали фрезой на достаточно большую глубину, и новое покрытие укладывали в два слоя. Запас прочности у таких дорог выше: после износа верхнего слоя можно его заменить, не трогая основание, и дорога может простоять ещё лет десять без ремонта.

Что касается организации, во-первых, работы стали проводиться комплексно. То есть, с перекрытием участка дороги, обязательной заменой бортового камня, оборудованием стока для воды и парковочных карманов. Во-вторых, дорожники работали почти исключительно по ночам, чтобы не создавать пробок на дорогах.

Жаль, что все эти наработки были забыты новым руководством города, вернувшимся к принципам ложной экономии. После этой зимы саратовцы увидели, что уложенный в прошлом году асфальт уже покрылся ямами. Они возмущены и считают, что "деньги украли". А ведь прошлым летом депутаты гордумы от "Единой России" напоминали городским чиновникам, что средства надо использовать рационально, и лучше отремонтировать меньше дорог, зато качественно, с использованием надёжных современных материалов. За дешевизной гоняться себе дороже, об этом ещё Пушкин предупреждал. За такое отношение к работе придётся нести ответственность, и свалить её на кого-то (на подрядчиков, на погоду, на бывшего мэра) не получится.

- Это уже политика...

- Это, скорее, политическая технология. Можно попытаться отвлечь внимание людей от истинных виновников проблемы, устроить "маленькую победоносную войну" в соцсетях с последующим выносом сора из нашей региональной избы в федеральные СМИ. В интернете, спрятавшись за никами, очень удобно клеветать и не нести за это практически никакой ответственности. Мне и моим близким тоже нередко приходится терпеть нападки и лживые утверждения, и даже защищать своё честное имя в суде. Я летаю на вертолёте, значит, это мой вертолёт, дочь сфотографировалась в "Порше", значит, это её автомобиль. А если я завтра сфотографируюсь в самолёте, напишут, что самолёт тоже мой. Кому-то очень удобно подкинуть саратовцам сплетню для обсуждения, тогда они не будут задавать вопросы: а кто действительно организовывал дорожные работы в последнее время? Кому предъявлять претензии за "карточный" ремонт, который сошёл вместе со снегом? А можно ли вообще доверять этим людям распоряжаться бюджетными деньгами? И так далее.

Подрядчиков я, кстати, не оправдываю, нарушения с их стороны бывали всегда, но на то и заказчик, чтобы отслеживать качество работ на всех этапах. А в прошлом году таким контролем занимались, в основном, общественность и СМИ.

Ещё раз скажу: 600 млн. руб. – совсем небольшие деньги для такого города, как Саратов. И эффект от них будет заметен, только если их направить на "точечное" решение каких-то дорожных проблем, а не "размазывать" по улицам. В наступившем году тоже ожидается большой объём работ и на дорогах, и во дворах, хочется верить, что разумные выводы будут сделаны. Тем более, недавно Госдумой приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие наказание для должностных лиц за проявленную безответственность при строительстве, реконструкции и ремонте дорог, многократно увеличены штрафы. Я, как депутат Госдумы, буду внимательно наблюдать за качеством дорожных работ, думаю, мои коллеги тоже.

- Можно сказать, что Саратову, наконец, стало уделяться больше внимания и средств для развития дорожной инфраструктуры?

- Больше или меньше, это очень относительно. Можно не выделять значительных бюджетных траншей, а поддержать иным способом, например, оставляя в городском бюджете больше собранных налогов. Такой опыт у Саратова уже есть, с моей точки зрения, очень позитивный. В течение нескольких лет часть транспортного налога, собранного на территории областного центра, оставалась в городской казне, и эти деньги мы направляли именно на ремонт дорог.

В 2010 году, получив федеральные средства в рамках проекта "Новые дороги городов России", мы прибавили к ним и свою долю. В итоге удалось отремонтировать 90 придомовых территорий с проездами к многоквартирным домам, закончить реконструкцию дороги на Усть-Курдюм, сдать в эксплуатацию дорогу из пос. Юбилейный в пос. Затон и т.д. В 2011 году при аналогичной поддержке в рамках федерального партпроекта эта работа была продолжена. Отремонтировано почти 250 дворовых территорий, более 350 тыс. кв. м дорог общего пользования. Расширена проезжая часть ул. Б.Затонская, устроены просторные бесплатные парковки для посетителей муниципального солярия.

В 2012-м удалось вплотную заняться саратовскими магистралями. Были отремонтированы 46 объектов, включая почти все главные улицы Ленинского и Заводского районов. Капитально отремонтировано более 2 км. центральной улицы – Московской. Это удалось сделать без траншей "извне", за счёт средств города, в том числе, доходов от транспортного налога. Про дворы тоже не забывали – привели в порядок около 70-ти.

Предкризисный, 2013 год, тоже оказался плодотворным: 45 дорожных объектов отремонтировано в рамках соответствующей муниципальной программы. Обновился ещё ряд городских магистралей, завершена реконструкция ул. Московской. Причём, не просто обновлялось дорожное покрытие: где это возможно, дороги были расширены, обустроены прилегающие зелёные зоны и парковочные карманы. Приведено в порядок ещё 43 двора. И тоже преимущественно за счёт городских средств.

Если бы транспортный налог оставался в горбюджете и дальше, Саратов располагал бы пусть не очень большой, но стабильной суммой, которую мог ежегодно направлять на дорожную инфраструктуру. Это порядка 700-800 млн руб. И не зависел бы от вышестоящих бюджетов, а "Год дорог" был бы каждый год, как я уже говорил.

- Кризис помешал?

- Не просто помешал, а буквально подкосил. В 2014 году мы смогли наскрести в городском бюджете денег на ремонт четырёх улиц в пос. Юбилейном, немного подновили дорожное покрытие в пос. Латухино. И, пожалуй, всё. Транспортный налог к тому времени вернулся в региональный бюджет, и Саратов снова "затянул пояс". В 2015-м областной дорожный фонд направил Саратову 100 млн руб., мы на них отремонтировали 9 объектов, и даже сэкономили на десятый - на ремонт въезда в город с Петровского тракта. Это лучше, чем ничего, но во много раз меньше, чем городу нужно для поддержания дорог в приличном состоянии.

То есть, можно сказать, что в 2014-2015 годах дорожный ремонт в Саратове по сути не осуществлялся: не было средств. И когда неосведомлённые люди говорят, что дороги плохие, потому что бюджетные деньги украли, остаётся только руками развести.

- Итак, перераспределение налогов в пользу города, рациональное использование средств, грамотная организация работ, контроль качества и современные технологии. Что ещё нужно, чтобы в Саратове были хорошие дороги?

- Политическая воля, прежде всего. Желание видеть областной центр красивым и комфортным, оказывать ему в этом всяческую поддержку: бюджетными средствами, помощью в привлечении инвесторов и включении города в различные государственные и региональные программы. Откликаться на его нужды, а не досадливо отмахиваться, когда просят помощи. Это не только дорог касается, но и всего спектра проблем. Надо понимать, что Саратов не просто столица субъекта РФ, а, можно сказать, регионообразующий город. Как бывают градообразующие предприятия: когда они закрываются, целый город приходит в упадок. Так и с Саратовом: если он не будет развиваться, то не будет развиваться и регион в целом.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 2 1 2 3 4 5