Завершенный гештальт Андерсена

В старом ТЮЗе тоскуют по любви и варят «кашу из топора»

Материал подготовила Елена БАЛАЯН. Фото Юрия НАБАТОВА.

4047

14 мая, 11:10

У английского психолога Эрика Берна, автора книги "Люди, которые играют в игры", есть мысль о том, что сказочный архетип определяет жизненный сценарий человека. Какую сказку больше всего любите, какая "западает" в сердце, по такому сценарию будет развиваться ваша жизнь, хотите вы того или нет. Жизнь нашего города, хочет он того или нет, теперь тоже развивается немного по Андерсену. В старом ТЮЗе состоялась премьера "Ах, Андерсен!" В этом возгласе - и нежность, и жалость, и боль, и восторг, и признательность – все так переплелось, что просто нет слов, одни междометия. Да и не нужны они, эти слова…

 

В детстве я ужасно любила Андерсена. И сейчас люблю. Он один такой. В его сказках есть что-то щемящее, не как у других сказочников. Есть, конечно, еще братья Гримм, но нет, там не столько щемящее, сколько зловещее, страшное. А тут – другое.

Помню, как в самое сердце поразила Русалочка. Что ж это за любовь, от которой такая боль и кровь идет при каждом шаге?! О чем она? Зачем так?! Почему? Такая жертва – до самоисчезновения, до растворения в пене морской… Неужели так надо и по-другому нельзя?!

Замечательный артист, а теперь еще и режиссер Юрий Кудинов выбрал для своего спектакля сюжет сказки "Огниво". О, это еще один непреходящий привет из детства. Это что-то таинственное. Собаки! Собаки с глазами, как блюдца! Они под покровом ночи носили Солдату его возлюбленную Принцессу, пока она спала… Как странно, не правда ли? Что за параллельная реальность? Почему во сне? Почему нельзя наяву?

Наяву многое нельзя, это факт, и с ним приходится мириться. Ах, Андерсен! Ну что ж ты за чудак?! Все мирятся, как могут, а ты не хочешь!

Да, он не хочет, и правда не хочет. Он создал параллельную вселенную, в которой все происходит так, как ему хочется. Вселенную, в которой его боль, его одиночество и его огромное сердце находят себя в сказочных образах, рожденных неординарным воображением.

Здесь – область его свободы, мир, где подлость, мелочность, злость, капризность, избалованность, неумение любить не имеют никакой решающей силы. Это в обычной жизни все эти вещи могут вас погубить, а вы им ничего не сделаете, потому что в этом мире они как за каменной стеной. Но в том, другом мире стены легко проницаемы, и если вы дурак или полный кретин, то умному человеку ничего не стоит в ваш мир ворваться и навести в нем переполох. Заставить вас крутиться вокруг нужной ему оси. Вы даже не поймете, как это происходит. Вы будете в замешательстве и даже подумаете, что началась война, будете отбиваться, но тщетно – стены пробиты, укрепления пали, принцесса захвачена, и более того, покорена…

Наш добрый друг Никита девяти лет от роду, глядя на трагикомические комлания Короля в исполнении прекрасной Елены Блохиной, в недоумении спросил у своей мамы: "Мама, а что, король сумасшедший?" Никита! Ты супермозг! Ну, кто еще скажет точнее? Все именно так и есть, наверное, режиссер с тобой согласится. Они все сумасшедшие, все, кроме одного. Этот один, конечно, тоже учудил. Ибо - зачем? Ну, зачем, скажите на милость, Солдату - Принцесса? Да еще и такая вредная! Неужели попроще зазнобу найти не мог?! Да и без всякой Принцессы такой Солдат уж точно бы не пропал…

А зачем Русалочке Принц? Зачем ради этого кретина отдавать злой колдунье свои прекрасные волосы и мучить свои ножки? Ведь он этого совсем не стоит! Совсем! Он дурак, просто бессердечный дурак. И Принцесса тоже того… Извините, дура. Ее вполне можно было бы проучить, можно было бы ее разлюбить, когда она – полюбила. Это было бы жестко, но справедливо.

Но это все – не про Андерсена. И, как выясняется, не про Кудинова, даром, что у него в спектакле вместо собак с глазами, как блюдца - Дмитрий Черных с глазами, как блюдца. Равноценная замена. Это он добрый волшебник, носит Солдату дурочку Принцессу.
Завершенный гештальт Андерсена состоит не в том, чтобы отомстить, а в том, чтобы преобразить. Открыть в человеке то, что в нем скрыто под покровом испорченности. Его любовь на это способна. Это удивительный и чисто христианский взгляд на человека и на мир. У Кудинова Принцесса не виновата в том, что она такая, с таким папашей сложно быть другой. Да и все мы, строго говоря, в этом смысле далеко не фонтан…

Но если найдется кто-то, кто нас почему-то полюбит – несмотря на всю нашу дурацкую вредность, кто покажет нам жизнь такой, какой она должна быть и может быть, тогда у нас появится шанс. Но если мы на эту любовь не откликнемся, если будем упорствовать и топать ногами, тогда мы увидим, как мало в нас осталось хорошего, а со временем станет еще меньше…

Ах, Кудинов! Ты, как всегда, в своем репертуаре! И пусть твой репертуар растет и полнится новыми сказками, которые так нужны нашим детям, а особенно взрослым и всему нашему городу. Может быть, тогда у нашего бедного безумного города появится хоть какой-нибудь шанс…

 

P.S. К слову, о бедности. Это не пустые слова. Весь спектакль не покидает чисто андерсеновское ощущение, что артисты варят кашу из топора. Я не знаю, сколько денег выделяет сегодня бюджет юному зрителю на умственное, интеллектуальное и культурное развитие, но в 21 веке в нормальной стране при нормальном финансировании из этой сказки можно было бы сделать настоящую феерию. Там бы все крутилось, вертелось, мелькало и сверкало, костюмы и спецэффекты поражали бы воображение и оставляли бы такое впечатление, что дети еще месяц бы не могли прийти в себя. И на уроках математики мальчики еще долго бы вместо училки Марьиванны видели бы Принцессу, а девочки во все глаза вспоминали бы бравого и храброго, а главное великодушного красавца Солдата. Что не говори, а в 21 веке у детей уже иное восприятие зрелища.  "Варить" спектакль из мизера и шить костюмы из меха марки Чебурашка можно только надеясь на чудо. Что талант режиссера и артистов, их желание сотворить этому городу добро вопреки всему, что в нем происходит, перевесит наплевательское отношение к тому же самому предмету со стороны иных инстанций.  Наверное, это не вина руководства конкретного театра, и даже, наверное, конкретного министерства. Это ситуация, в которой живет сегодня вся страна и вся культура, за исключением, быть может, раскрученных столичных театров.

Чудо свершилось – каша получилась вкусной. Может, извините за недетский вопрос, и топор пригодится?..

Подпишитесь на наш Telegram-канал: в нем публикуем только самые интересные новости с редакционными комментариями

Рейтинг: 4 1 2 3 4 5
Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день