Наше падение — это попущение Божие?

1950

27 сентября, 16:13

Периодически, когда заходит речь о малодушии, проявленном апостолом Петром во дворе первосвященника, о его словах «Не знаю Человека Сего», то звучит мысль о том, что причина этого падения в попущении Божием. Дескать, апостол Петр был слишком уверен в себе и потому Господь намеренно попустил ему пасть, чтобы он знал, что без Него он на самом деле не может делать ничего.

И вроде бы все правильно, благочестиво и как будто назидательно.

Но вот какой вывод делают из этого многие читатели или слушатели: раз Господь Сам попустил апостолу пасть, значит, получается, и мы падаем именно оттого, что Господь нам попускает падения. И вина наша от этого как бы становится меньше. И ответственность свою мы уже так не ощущаем.

Именно поэтому не стоит искать причину слабости, проявленной первоверховным апостолом в попущении Божием как таковом. Причина – в самом апостоле, в том, что он оказался не готов конкретно к этому испытанию (а многие ли вообще могли быть к такому готовы, учитывая всю совокупность обстоятельств?), хотя умереть с мечом в руках, защищая Учителя, он перед этим не отрекался. А вот вложив меч в ножны, оказался не так мужествен и произнес те самые слова, вспоминая о которых плакал буквально до самой своей смерти на кресте – той, которой он уже не только не боялся, но всем сердцем желал.

Таковы были особенности его внутреннего устроения, которое менялось с течением времени, по мере познания Бога и самого себя. И именно они обуславливали в одном случае его слабость, а в другом – беспримерное мужество.

И точно так же дело обстоит с нами. Нам тоже никогда не надо указывать на попущение Божие как на причину своего греха, причина всегда в нас самих, она – наша. Так же, как и ответственность наша.

Как это согласовать с тем, что мы ничего не можем делать без Бога, и с тем, что мы падаем, как правило, именно тогда, когда перестаем просить Его о помощи и начинаем надеяться на себя?

Очень просто (хотя для многих это и не очевидно): мы ничего «без Бога» и не делаем. Он всегда поддерживает, подкрепляет нас, Им мы живем, и движемся, и существуем. Это – неизменно.

Но когда мы начинаем думать о себе слишком высоко, когда забываем о смирении, о молитве, то сами лишаем себя способности принимать Его помощь, что в совокупности с нашими страстями, греховными навыками и слабостями и приводит к падению. То есть опять причина в нас.

Это важно уяснить для себя – как это «работает». Во-первых, чтобы падать реже. Во-вторых, чтобы никогда даже не думать о том, что Господь в наших падениях виноват. Потому что сама мысль эта хуже любого падения.

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 5 1 2 3 4 5